Массовая культура» как феномен совр. общества

Массовая культура, будучи одним из самых ярких проявлений социокультурного бытия современных развитых сообществ, остается сравнительно малоосмысленным феноменом с точки зрения общей теории культуры. Интересные теоретические основания исследования социальных функций культуры (и в том числе массовой) были разработаны в последние годы Э. Орловой. В соответствии с ее концепцией в морфологическом строении культуры можно выделить две области: обыденной культуры, осваиваемой человеком в процессе его общей социализации в среде проживания (прежде всего в процессах воспитания и общего образования), и специализированной культуры, освоение которой требует специального (профессионального) образования. Промежуточное положение между этими двумя областями с функцией транслятора культурных смыслов от специализированной культуры к обыденному сознанию человека и занимает массовая культура. Подобный подход к феномену массовой культуры представляется весьма эвристичным. В данной работе поставлена цель углубленного размышления о социально-функциональных характеристиках массовой культуры в русле этой концепции и соотнесения ее с концепцией социальных субкультур. Со времени разложения первобытного общества, начала разделения труда, социальной стратификации в человеческих коллективах и сложения первых городских цивилизаций возникла и соответствующая дифференциация культуры, определяемая различием социальных функций разных групп людей, связанных с их образом жизни, материальными средствами и социальными благами, а также формирующейся идеологии и символики социальной престижности. Эти дифференцированные сегменты общей культуры того или иного исторического сообщества со временем стали называть социальными субкультурами. В принципе число таких субкультур может быть соотнесено с числом имеющихся в сообществе специализированных областей деятельности (специальностей, профессий), но задачи данной статьи не требуют столь мелкого структурирования культуры. Достаточно выделить лишь несколько основных социально-классовых (сословных) субкультур, объединяющих большие группы людей в соответствии с их ролью и функциями в производстве средств физического и социального существования человека, в поддержании или нарушении социальной организации и регуляции жизни общества (порядка).

Массовая культура -- своеобразный тип социальной культуры, обусловленный общей ориентацией современности на универсализацию существования людей.

Массы (по Д.Беллу):

1. недефференцированное общество

2. синоним невежества

3. механизированное общество

4. бюрократизированное общество

5. массы как толпа, она не рассуждает, а повинуется, они возвращаются в варварство.

Признаки массовой культуры:

-примитивизация

-дешевизна

-развлекательность

-потребительство.

Для массовой культуры характерен широкий спектр жанров и направлений в искусстве. Для его искусства - простота восприятия, доступность, универсальность и яркость, чувственность.

Массовое сознание ограничено и противоречиво. Его суть в проявлении среднего начала в мышлении большинства людей.

Массовая культура - это защита человека от информационных потоков, позволяющая воспринимать мир на уровне дуальных оппозиций, снимающее с него ответственность за выбор, погружающее в более комфортную среду предлагаемых товаров.

Функциональные и формальные аналоги явлений массовой культуры встречаются в истории, начиная с древнейших цивилизаций (мифы как элемент элитарной культуры, а сказка как элемент массовой, проповедь как канал упрощения элитарного учения), но подлинная массовая культура зарождается только в Новое время. Этому способствуют процессы:

-индустриализации и урбанизации,

-становления всеобщей грамотности населения,

-развития технических средств тиражирования и

-трансляции информации и т.п.

Среди осн. направлений и проявлений совр. М.к. можно выделить следующие:

-массовая общеобразоват. школа, приобщающая учащихся к основам стандартизированных научных знаний на основе типовых программ и редуцирующая их к упрощенным формам детского сознания и понимания;

-средства массовой информации, формирующие обществ. мнение;

-массовые полит. движения;

-система организации и стимулирования массового потребит. спроса (реклама, мода);

-индустрия формирования имиджа и "улучшения" физич. данных индивида (массовое физкульт. движение, культуризм, аэробика, спортивный туризм)

-индустрия досуга, включающая в себя массовую худож. культуру.

В основе массовой культуры лежат принципы:

--добровольности

---заказанность потребителем

---манипулирование с сознанием

---претензия на новые формы социализации

---отсутствие претензии на производство ценностей

но претензия на главенство в доминантной культуре.

Наши рекомендации