Массовая культура» как феномен совр. общества
Массовая культура, будучи одним из самых ярких проявлений социокультурного бытия современных развитых сообществ, остается сравнительно малоосмысленным феноменом с точки зрения общей теории культуры. Интересные теоретические основания исследования социальных функций культуры (и в том числе массовой) были разработаны в последние годы Э. Орловой. В соответствии с ее концепцией в морфологическом строении культуры можно выделить две области: обыденной культуры, осваиваемой человеком в процессе его общей социализации в среде проживания (прежде всего в процессах воспитания и общего образования), и специализированной культуры, освоение которой требует специального (профессионального) образования. Промежуточное положение между этими двумя областями с функцией транслятора культурных смыслов от специализированной культуры к обыденному сознанию человека и занимает массовая культура. Подобный подход к феномену массовой культуры представляется весьма эвристичным. В данной работе поставлена цель углубленного размышления о социально-функциональных характеристиках массовой культуры в русле этой концепции и соотнесения ее с концепцией социальных субкультур. Со времени разложения первобытного общества, начала разделения труда, социальной стратификации в человеческих коллективах и сложения первых городских цивилизаций возникла и соответствующая дифференциация культуры, определяемая различием социальных функций разных групп людей, связанных с их образом жизни, материальными средствами и социальными благами, а также формирующейся идеологии и символики социальной престижности. Эти дифференцированные сегменты общей культуры того или иного исторического сообщества со временем стали называть социальными субкультурами. В принципе число таких субкультур может быть соотнесено с числом имеющихся в сообществе специализированных областей деятельности (специальностей, профессий), но задачи данной статьи не требуют столь мелкого структурирования культуры. Достаточно выделить лишь несколько основных социально-классовых (сословных) субкультур, объединяющих большие группы людей в соответствии с их ролью и функциями в производстве средств физического и социального существования человека, в поддержании или нарушении социальной организации и регуляции жизни общества (порядка).
Массовая культура -- своеобразный тип социальной культуры, обусловленный общей ориентацией современности на универсализацию существования людей.
Массы (по Д.Беллу):
1. недефференцированное общество
2. синоним невежества
3. механизированное общество
4. бюрократизированное общество
5. массы как толпа, она не рассуждает, а повинуется, они возвращаются в варварство.
Признаки массовой культуры:
-примитивизация
-дешевизна
-развлекательность
-потребительство.
Для массовой культуры характерен широкий спектр жанров и направлений в искусстве. Для его искусства - простота восприятия, доступность, универсальность и яркость, чувственность.
Массовое сознание ограничено и противоречиво. Его суть в проявлении среднего начала в мышлении большинства людей.
Массовая культура - это защита человека от информационных потоков, позволяющая воспринимать мир на уровне дуальных оппозиций, снимающее с него ответственность за выбор, погружающее в более комфортную среду предлагаемых товаров.
Функциональные и формальные аналоги явлений массовой культуры встречаются в истории, начиная с древнейших цивилизаций (мифы как элемент элитарной культуры, а сказка как элемент массовой, проповедь как канал упрощения элитарного учения), но подлинная массовая культура зарождается только в Новое время. Этому способствуют процессы:
-индустриализации и урбанизации,
-становления всеобщей грамотности населения,
-развития технических средств тиражирования и
-трансляции информации и т.п.
Среди осн. направлений и проявлений совр. М.к. можно выделить следующие:
-массовая общеобразоват. школа, приобщающая учащихся к основам стандартизированных научных знаний на основе типовых программ и редуцирующая их к упрощенным формам детского сознания и понимания;
-средства массовой информации, формирующие обществ. мнение;
-массовые полит. движения;
-система организации и стимулирования массового потребит. спроса (реклама, мода);
-индустрия формирования имиджа и "улучшения" физич. данных индивида (массовое физкульт. движение, культуризм, аэробика, спортивный туризм)
-индустрия досуга, включающая в себя массовую худож. культуру.
В основе массовой культуры лежат принципы:
--добровольности
---заказанность потребителем
---манипулирование с сознанием
---претензия на новые формы социализации
---отсутствие претензии на производство ценностей
но претензия на главенство в доминантной культуре.