ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО — ИСКУССТВО КОЛЛЕКТИВНОЕ

РЕЖИССУРА

И МЕТОДИКА ЕЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

Главным Управлением

учебных заведений Комитета

по делам искусств при СНК СССР рекомендовано в качестве

учебного пособия для учащихся театральных учебных заведений

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

„ИСКУССТВО"

Москва 1933

Ленинград

ПРЕДИСЛОВИЕ

Данную книгу следует рассматривать как последовательное изложе­ние размышлений о режиссерском искусстве. Они слагались на протяже­нии целого ряда лет и не всегда содержат в себе окончательные выводы по затронутым вопросам. Однако все эти мысли выдвинуты практикой режиссерского искусства и требуют своего разрешения.

Работая самостоятельно над отдельными спектаклями или присутствуя при работе над спектаклями таких замечательных мастеров, как К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко, и неоднократно рабо­тая совместно с ними, я приходил к определенным выводам о сущности режиссерского искусства. Однако мои заключения еще далеки от того, чтобы я мог претендовать на построение систематического курса режис­суры. Это только беглые записки и выводы, касающиеся лишь отдельных, вполне конкретных явлений режиссерской работы.

Сюда же вошли записки и заметки, которые я делал для себя, рабо­тая над книгами и статьями, помогавшими мне разобраться в режиссерском искусстве прошлого и настоящего как в Западной Европе, так и в нашей стране.

Наконец, в эту книгу вошел весь тот опыт, который сложился у меня от занятий проблемами режиссуры с членами Театральной секции Госу­дарственной академии художественных наук, сотрудниками режиссерской лаборатории Всероссийского театрального общества, со студентами Декорационного отделения Вхутеина и главным образом со студентами, моими учениками режиссерского факультета Государственного института теат­рального искусства имени А. В. Луначарского.

Настоящая работа включает в себя опыт определения объема и содер­жания режиссуры, рассмотрение и описание главнейших процессов режис­серского искусства, а также попытку наметить примеры, которыми следует руководствоваться, предлагая студентам изучить искусство режиссуры.

Данная книга ни в коем случае не претендует на то, чтобы ее рас­сматривали, во-первых, как научно-исследовательскую работу. Она не содержит строго систематического изложения дисциплины. Искусство режиссуры еще требует тщательного и ясного описания от­дельных процессов, собирания конкретных фактов и приемов работы ре­жиссеров. Наука о театре еще только слагается, и мы пока не имеем разработанного метода этой науки; поэтому естественно, что данной книге много недостает для того, чтобы она могла претендовать на научное исследование.

Стр. 3

Во-вторых, эту книгу нельзя рассматривать как учебник, так как в учебнике материал, после неоднократной проверки его на учащихся, должен быть расположен в порядке постепенного прохождения учебной программы от простейшего к более сложному, что способствует более правильному и легкому усвоению этого материала студентами.

Чтобы мой опыт оказался полезным для других работников в области режиссуры, я включил главу, из которой будут ясны требования, предъ­являемые режиссеру, и способ отбора студентов, обладающих, по моему мнению, творческой направленностью к искусству режиссуры. Мною указаны приемы, которыми я руководствовался для развития творческой фантазии студентов, будущих режиссеров, а также описаны практические занятия со студентами.

Однако, несмотря на то, что в этой книге имеется последовательное изложение всек разделов, которые я считаю необходимыми для ознаком­ления студентов как с вопросами теории, так и с практикой по режиссуре, все же она не претендует на то, чтобы ее рассматривали как проработан­ный до конца учебник, а может служить лишь первой попыткой система­тизации материала.

В-третьих, эта книга не свободна от употребления ненаучных терми­нов. Я пользуюсь той номенклатурой и теми терминами, которые употреб­ляются обычно в театральной практике. Эти «рабочие термины» по боль­шей части вытекают из обихода сценической жизни. В театре на репети­циях ими пользуются актеры, режиссеры и иные работники сцены; они же вошли в словарь студентов театральных институтов и театральных школ.

Иногда в своем изложении я пользовался определениями, заимствован­ными из смежных и сопутствующих театральному искусству дисциплин. Неоднократно я обращался к определениям из области теории словесности, музыки, изобразительных искусств.

Конечно, часто термин, взятый из теории музыки или теории словес­ности, применительно к театру, означает далеко не то, что под ним разу­меется в указанных областях, но за отсутствием в театроведении вырабо­танной терминологии приходится обращаться к этим терминам. Вот почему Часто вместо теоретической формулировки, которую я еще не имею права дать из-за неразработанности дисциплины режиссуры, я обращаюсь к опи­санию явления, процесса или понятия в области этой дисциплины.

...Я .долго обдумывал план расположения записей и размышлений, кото­рые, составили содержание этой книги, и пришел к заключению, что она должна состоять из ряда этюдов, распадающихся на главы, и из характе­ристики основных процессов режиссерского искусства.

Когда приступаешь к изложению курса режиссуры или размышляешь о сущности режиссерской работы, прежде всего возникает вопрос о месте режиссера в коллективном искусстве театра и о том, когда впервые появилась потребность в режиссере в театре, существующем только в Европе более двух с половиной тысяч лет.

С ответа на эти вопросы я и начинаю свою книгу. Затем я считаю необходимым раскрыть, что представляет собой режиссер как художник. Какие отличают его черты, в чем особенность

Стр. 4

его творческой фантазии, памяти, его восприятия произведений искусства. Тем самым мы ответим на вопрос, в чем сказывается творческая направ­ленность режиссера и как производить отбор студентов для режиссерско­го факультета.

Вслед за этим настойчиво требует разрешения вопрос о том, что должно войти в состав занятий режиссера для подготовки его к творче­ской деятельности. В своей существенной части эта последняя опреде­ляется умением построить режиссерский план, зерном которого является замысел режиссера, а также развитием искусства композиции спектакля. Это в книге составило ряд этюдов и глав, по возможности глубоко вскрывающих основные свойства режиссера.

Наконец, последовательное изложение того, что такое работа режис­сера, в чем заключаются режиссерские знания, какими методическими приемами я пользовался в занятиях со студентами на протяжении четырех­годичного курса для того, чтобы подготовить их к самостоятельной ре­жиссерской работе.

Я бы считал себя вполне удовлетворенным, если бы этот мой опыт характеристики режиссерского искусства оказался полезным для работы студентов режиссерского факультета и молодых режиссеров, а также помог бы в дальнейшем советским ученым создать подлинно научный труд по вопросам теории режиссуры, практики режиссерского искусства и методики обучения ему.

ВСТУПЛЕНИЕ

Режиссура после творчества актера — самый значительный и ответственный раздел искусства театра. Поэтому следует уделить большое внимание ее изучению и выяснению стоящих перед ней задач.

Казалось бы, что анализ режиссерского искусства или описание работы режиссера не требует никаких оговорок. Однако с самого начала надо сделать несколько предваритель­ных замечаний по этому вопросу, потому что имеют большое распространение следующие три точки зрения, сторонники ко­торых сужают сферу творчества режиссера, рассматривают режиссуру как подсобное в театре искусство, не уделяют ему самостоятельного места.

В огромном большинстве появлявшихся за последнее вре­мя статей и высказываний утверждалось, что главная функ­ция режиссера — быть помощником, воспитателем, педагогом актера.

Несомненно, что на том уровне театрального искусства, на каком сейчас находятся советский театр и лучшие театры Западной Европы и Америки, не может быть такого режис­сера, который не владел бы необходимыми знаниями, не об­ладал техникой и не воспитал бы в себе художника — учителя сцены, умеющего работать с актером.

Конечно, работа с актерами на любом из этапов создания спектакля — одна из самых увлекательных, а может быть, и самая увлекательная, часть деятельности режиссера. Но огра­ничение функций режиссера исключительно работой с акте1-ром неверно и нетерпимо в советском театре.

Второе положение, также имеющее распространение в практике советского театра и с которым нужно вести борьбу, касается работы режиссера с драматургом.

Некоторые авторы утверждают, что так как драматурги недостаточно хорошо знают технологию спектакля, не в до­статочной мере знакомы с тем, как ведется его подготовка, то необходимо, чтобы в создании пьесы, над которой работает драматург, участвовал и режиссер. Сторонники этого мне­ния подкрепляют его утверждением, что все равно в дальней­шем, как показывает опыт работы над постановкой, режиссер

Стр. 7

будет работать над текстом, над приготовлением того экземп­ляра (так называемого суфлерского экземпляра), по которому пойдет данная пьеса на сцене.

Сторонники этого положения о подсобной роли режиссера в театре в качестве помощника драматурга мотивиру­ют его тем, что драматургу очень часто неизвестно, например, как надлежит распределять действие для того, чтобы оно от­лично вскрылось в отдельных ролях, в то время как режис­сер легко может помочь драматургу своими указаниями, как человек, знающий технику сценического дела.

Вряд ли кто-либо из практиков театра будет отрицать, что режиссер, не только, когда работает над пьесой современ­ного ему драматурга, но и над пьесой классического репер­туара, известную часть времени тратит на работу над автор­ским текстом. Но нельзя забывать, что, как бы ни был режис­сер полезен при создании пьесы, все же театр прежде всего зависит от драматурга. Какие бы ухищрения ни придумывали актеры и режиссура, без наличия пьесы, без интересной, глу­бокой и содержательной драматургии жизнь театра невоз­можна.

Так как в настоящее время театры испытывают голод по современной драматургии, которая не удовлетворяет потреб­ности сиены, то зачастую указывают, что деятельность ре­жиссера должна заключаться по преимуществу в работе с драматургом, в текстовой доработке пьес, то есть устанавли­вается, что одной из существеннейших функций режиссера — помощь драматургу по созданию пьесы.

Перед режиссером ставится задача помогать драматургу своими знаниями и опытом, делать те варианты пьесы, которые бы ближе подходили к требованиям современной сцены.

Мы видим, что и при таком понимании функций режиссера его работа оказывается подсобной, а значение режиссера в театре чрезмерно ограничивается.

Третье положение, которое менее четко, но все же выдви­гается за последнее время в печати, указывает на ответствен­ное значение художника в театре, на огромные преимущества, когда режиссером оказывается художник-декоратор и когда в создании образа спектакля, в построении и лепке мизансцен чувствуется режиссер-декоратор, идущий к действию на сцене через свои пластические представления, регулирующие созда­ние внешнего оформления спектакля.

Эти высказывания продиктованы тем обстоятельством, что режиссер, приглашая художника-декоратора, зачастую бывает не в состоянии побороть его узкооформительские интересы. Замысел режиссера бывает заслонен, социальный смысл спек­такля искривляется вследствие несовпадения режиссерской интерпретации пьесы с вещественным или декоративным оформлением ее. Вполне понятно, что до зрителей смысл

Стр. 8

спектакли доходит ярче или бледнее, в зависимости от того, как он оформлен художником. Можно даже с уверенностью сказать, что внешнее оформление спектакля может запутать зри­тели, навести на те мысли, которых в замысле режиссера не было.

В наши Дни художник Н. Акимов возглавляет в Ленингра­де Театр комедии и является режиссером и художественным руководителем большинства тех спектаклей, которые ставятся в этом театре.

В прошлом (и, кажется, отчасти и поныне) Гордон Крэг,, будучи прежде всего художником, ставил на сцене ряд про­изведений в качестве режиссера. Александр Бенуа также вы­ступал в театре в качестве режиссера. Аналогичные примеры можно было бы привести и из истории немецкой режиссуры даже до появления Отто Брама.

И все же режиссура этих режиссеров-художников всегда носила и носит на себе черты ясно выраженного пластическо­го вкуса.

Несомненно, что режиссерская трактовка во многом зави­сит от того, как оформлен спектакль, каковы грим и костюмы отдельных образов, какие дал художник возможности режис­серу для того, чтобы воспользоваться предложенной им выгородкой для построения мизансцен. Однако режиссеру вовсе не обязательно быть художником-декоратором, а следователь­но, видеть развивающееся действие только в тех или иных цветовых или пластических сочетаниях и выдвигать оформление — вспомогательную часть в создании спектакля — на пер­вый план.

Рассматривая деятельность режиссера в современном теат­ре и изучая историю режиссуры в прошлом, можно с уверен­ностью сказать, что за последние пятьдесят лет режиссура сложилась в совершенно законченную художественную дис­циплину. Эта дисциплина может быть изучаема теоретически, и если сейчас мы еще не имеем теории режиссуры, то несом­ненно, что она будет разработана в ближайшее время. Накоп­ление наблюдений, запись опыта и указаний о том, какими методическими способами можно усвоить неоднократно про­веренные приемы работы режиссера, приблизят время созда­ния теории режиссуры.

Перечисленные три области работы режиссера, в которых театр горячо заинтересован, а именно: занятия его с актера­ми и воспитание кадров актерской смены, работа с драматур­гом и работа с художником-декоратором для нахождения вер­ного образа спектакля, раскрывающего социальный и фило­софский смысл пьесы, все эти три области работы режиссера не покрывают основного в режиссуре — создания режиссер­ского замысла и, говоря условным термином, режиссерской композиции спектакля.

Стр. 9

Если оглянуться на всю работу режиссера — и по управле­нию художественной частью театра, и по организации и руко­водству репертуаром, и по наблюдению за текущими спектак­лями, за труппой, за мастерскими, и, наконец, по организации и созданию самих спектаклей, — то мы увидим, что самое главное в его творчестве — нахождение внутреннего смысла избранного им для постановки произведения, его сценическая интерпретация, передача замысла актерам и художнику.

Всем режиссерам известно, что замысел только тогда четко оформляется и доходит до зрителей, когда режиссер обладает не только фантазией и способностями, но также и знаниями в области построения спектакля, своего рода сочинительства, композиции спектакля.

Можно долго спорить о том, какими средствами достигает 'режиссер максимальной выпуклости, и четкости в донесении своего замысла до зрителей. Но что пред ним стоит задача скомпановать различные части спектакля таким образом, чтобы он стал единым целым, — это не подлежит никакому сомне­нию. Создание единого художественного целого из текста драматурга, творчества исполнителей, оформления спектакля, музыки, шумов, света и т. д. находится в руках режис­сера.

Из компонентов спектакля он создает единое художествен­ное целое, имеющее определенный политический, социальный, психологический и философский смысл. Следовательно, режис­сер должен обладать не только способностью компоно­вать спектакль, но и знанием того, как это делается, на основе предшествующего опыта других режиссеров.

Наша эпоха придает огромное значение театру. Совершен­но законно театр играет большую политическую роль в жизни страны. В действенных образах, в художественной форме он помогает широким массам зрителей впитывать в себя ведущие идеи нашего времени. Режиссеру надлежит обладать искусст­вом сценического воплощения и компоновки того идеологиче­ского содержания, которое отвечает возложенным на театр задачам.

Итак, если в наших советских условиях так велико значе­ние театра, а режиссер является художественным его руково­дителем, то естественно, думая над вопросами режиссерского искусства и методикой его преподавания, уделять максималь­ное внимание главным каналам, по которым течет режиссер­ское творчество. Режиссер обязан чувствовать ответственность за ту работу, которой он руководит. Он реальный участник идеологического строительства в стране, организатор спектак­лей, выражающих идеологию нашей культуры.

Из этого вытекает, что главным каналом, по которому те­чет режиссерское творчество, является его способность со­здать замысел спектакля, который включил бы в себя

Стр. 10

очередные темы советской культуры, реализовать этот замысел в построении спектакля, т. е. обладать способностями и зна­нии ми, необходимыми для творческой компоновки единого художественного целого.

Следовательно, работа режиссера заключается не только в том, чтобы помогать актеру, драматургу, художнику, но и в руководстве всей художественной работой в театре. Режиссер организует ее и должен являться творцом спектакля, умею­щим глубоко заглянуть в произведение, которое он ставит, и 1м литературного произведения сделать сценическое. Для это­го он должен обладать знаниями и даром композиции.

ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО — ИСКУССТВО КОЛЛЕКТИВНОЕ

Театр такое искусство, в котором его произведения, т. е. спектакли, создаются только коллективным творчеством всех участников этих спектаклей.

Если нет пьесы, написанной драматургом, нечего играть актерам. Если есть актеры и пьеса, но нет режиссера, не по­лучится спектакля, организованного и продуманного во всех деталях, стоящего на уровне современных требований к искус­ству сцены. Если есть режиссер, актеры и пьеса, то непремен­но нужен декоратор и связанные с ним обслуживающие сцену цеха и т. д. Словом, не вдаваясь в глубь исторических изысканий, а глядя на тот театр, который мы видим перед своими глазами, в котором участвуем как реальные деятели сценического искусства, мы должны сказать, что творчество в театре слагается из усилий всего коллектива.

Вряд ли имеет смысл для уяснения места режиссера в искусстве театра вдаваться в сложные споры о том, кому при­надлежит первенство в создании спектакля. Существенно, повторяю, только одно: что на современном уровне искусства театра немыслимо создать спектакль без активного участия в этом процессе режиссера.

Конечно, этим нисколько не умаляется ни роль драматурга, ни роль актера, ни значение в широком смысле ансамбля в коллективном искусстве создания спектакля. Когда мы гово­рим, что театр есть коллективное искусство, то под этим ра­зумеем, что работающие совместно художники, великолепно знающие свое дело каждый в своей отрасли, убеждены в не­обходимости работать, применяясь друг к другу и заранее учитывая, в какой мере каждый может помешать созданию единого художественного целого, если будет заботиться толь­ко об интересах своей отрасли.

Так, например, каждый хорошо воспитанный член театраль­ного коллектива прекрасно понимает, что хотя главный его

Стр. 11

интерес заключается в том, чтобы найти глубокую, правди­вую, насыщенную' интересными образами и идеями пьесу, но что и пьеса эта непременно должна удовлетворять специфиче­ским театральным требованиям сцены. Поэтому знание того, в какой мере можно сценически передать то или иное поло­жение через актерское мастерство, должно быть не только известно, но и интересно драматургу.

Следовательно, законы сцены, свойственные актерскому мастерству, должны быть не только хорошо проверены драма­тургом на целом ряде опытов, которые он может иметь, посе­щая театр, но и должны быть соблюдены с точным учетом-тех особенностей, которые ему лично свойственны как писа­телю, в своей оригинальной форме передающему вскрытое им содержание жизни.

Если актеры в массе или каждый в отдельности исключи­тельно интересуются только проверенным в своем искус­стве, если их не занимают новые пути и искания, которые каждый из них может проявить в особом способе подхода к вскрытию своих переживаний, внутренних состояний, дейст­вий, на основе оригинальной, следовательно, прежде всего не банальной пьесы, такие актеры не заинтересованы в создании новых спектаклей, в движении театра вперед, и,, следовательно, окажутся причиной задержки процесса кол­лективного создания спектакля.

Достаточно много говорилось и писалось в последнее вре­мя о том, что режиссура подавляет инициативу актеров, что так называемый режиссерский театр может поражать зрителей, ищущих в театре развлечения, выдумкой, интерес­ным изобретательством, даже штукарством. Такой режиссер, не работая дружно с коллективом исполнителей, требующий только выполнения надуманного им, не дает проявиться актерским дарованиям.

Не содействует художественному творчеству в театре и та режиссура, которая оказывается на поводу у актерского коллектива, занимается лишь тем, что разводит актеров по сцене, пытаясь тем самым создать видимость действия. Не способствует творческому росту коллектива и та режиссура, которая «осторожничает», узко понимая задачи режиссера-педагога в рождении спектакля. Такие режиссеры не содейст­вуют художественному творчеству потому, что при этих усло­виях режиссер, как лицо, которому поручается организация работы над спектаклем, на которое возлагается коллективом театра задача продумать, как сценически будет выглядеть произведение, принятое у драматурга, отказывается от про­явления своей инициативы, не выдвигает постановочного пла­на, не согласует действий огромного целого, каким является театр, для того, чтобы деятельность всех членов коллектива

Стр. 12

продуктивно развивалась по глубоко продуманному и верно найденному сквозному действию спектакля.

И, наконец, для всех ясно, что художник-декоратор может помочь своим творчеством всему коллективу и наоборот может погубить спектакль, если все его заботы сведутся к тому, чтобы во что бы то ни стало обратить внимание зрителя на себя, если в.пьесе его привлечет главным образом то, в чем он может показать себя с самой выгодной стороны или как колорист, или как острый художник выдумки, или как сме­лый человек, играющий масштабами и контрастами, а не как мастер своего дела, идущий от метода репетиций и исполне­ния, которого держится актерский коллектив.

Можно было бы перебрать всех и более ответственных и менее 'ответственных участников создания спектакля. И в равной мере, о ком бы ни пришлось заговорить, следовало бы прибавить, что его деятельность тогда только полезна в теа­тре, если он ясно понимает, для чего он работает в данном коллективе и что его работа неотрывно связана с созданием спектакля. Нет никаких особых интересов ни у электротехни­ческого цеха, ни у мебельно-реквизиторского, ни у пошивоч­ного, ни у объемно-декорационного и т. д. Все они делают то, что им полагается выполнять как по подготовке спектакля, так и по ведению его, в целях сохранения художественной целост­ности творческого единства, каким является спектакль.

Не будет преувеличением сказать, что театральное искус­ство по самому существу своему является искусством исклю­чительно коллективным, и в этом направлении должна быть воспитываема психология его творцов.

ЧТО ТАКОЕ РЕЖИССУРА

Режиссура есть организация и творческое руководство спектаклем. Режиссер организует весь процесс по созданию спектакля и руководит этой работой.

В основе творческой работы режиссера над спектаклем лежит его замысел, то есть результат обдумывания содержа­ния и сценического толкования того произведения, которое им избрано для постановки. Обдумыванию замысла спектакля предшествует внимательное изучение режиссером выбран­ного произведения, будь то драма, опера, балет, пантомима или другие театральные жанры, знакомство, а чаще всего тщательная работа над литературным, иконографическим, бытовым материалом, относящимся к эпохе написания пьесы, изучение социально-философского и политического значения этого произведения.

И работе режиссера над текстом драматурга или клавиром композитора им устанавливается, что высказывает в данном

Стр.13

произведении автор и как он это высказывает, то есть он определяет основные идеи произведения и стиль, приемы вы­ражения этих идей в живых, конкретных литературных илв музыкальных образах.

Режиссер продумывает композиционную сторону произведения, ищет его сценическое толкование. Эта работа приводит режиссера к нахождению сквози о-го дейст­вия, т. е. главной темы действия. Однако в произведении существуют также параллельные темы. В работе над автор­ским текстом определяется, где узловые моменты действия, что первостепенное и что второстепенное, на чем должен быть акцент сценического действия и что должно быть про­ходным.

В процессе изучения авторского текста для режиссера становятся театрально живыми образы, созданные автором, над которыми в дальнейшем он будет работать с актерами и художником.

Если реплики или музыкальные фразы содержат предпо­сылки для действия, или они являются заключительными ак­кордами совершающихся событий, или они — основное дей­ствие (безразлично — внешне ли оно проявляется, или заключено во внутренних переживаниях персонажей), режиссер процессе чтения драмы или клавира начинает работать над переводом авторского текста в образы сценического пред­ставления, то есть действия,

В этот период работы режиссер в самых общих чертах представляет себе место действия, т. е. характер будущих декораций, планировочные места, расположение действующих лиц и т. п. Для режиссера в этот период его работы над спек­таклем не обязательно набрасывать примерные планировки и прикидывать, какие реплики попадут на ту или иную игровую точку, хотя целый ряд режиссеров поступает и так. В этот период работы режиссер вчерне намечает сценический ритм как отдельных сцен, так и основной ритм всего спек­такля.

Так же как в основе произведения автора лежит опреде­ленная идея, которой подчинены все действия и живые обра­зы, так же и в работе режиссера над созданием спектакля должна лежать идея постановки, которой подчинены все действия персонажей и все режиссерские куски.

Работая над авторским текстом, режиссер проводит рас­пределение ролей, исходя из данных труппы, а также решает, с каким художником он будет ставить намеченный спектакль.

Следующий этап в режиссуре — работа с актерами. Пре­жде всего режиссер добивается того> чтобы актерам было все понятно в том произведении, которое они исполняют. Затем он помогает исполнителям правильно действовать, исхо­дя, с одной стороны, из данных самого актера, а с другой

Стр14

и: тех обстоятельств, так называемых предлагаемых обстоятельств, в которые поставлено каждое действующее лицо. Отсюда вытекает желание выразить те или иные мысли или состояния, в которых находятся действую­щие лица, верно донести свою мысль до партнера. Из сово­купности этих намерений рождаются физические действия. Часто работая над физическими действиями актеров, режиссеру легче вызвать в них соответственные психические состояния.

Вся эта работа протекает до репетиций на сцене. Иногда она в большей своей части проводится за столом, иногда комбинированным методом: работой за столом и в репетици­онном помещении в «рабочих мизансценах».

До перехода на сцену в репетиционном помещении режис­сер чаще всего лепит те мизансцены, выхода, которые диктуются замыслом постановки. Окончательно же сраба­тываются" режиссерские куски, т. е. части сцен, даю­щие зрителю то или иное представление о замысле режис­сера, уже на сцене.

При переходе на сцену режиссер работает с актерами в выгородках или в не вполне готовых декорациях, в дальнейшем переходит к монтировочным репетициям с актерами и гене­ральным репетициям.

Главным участником спектакля является актер, поэтому основным моментом в творчестве режиссера следует считать его работу с актерами. Задача режиссера — построить свой замысел спектакля, провести свое истолкование автора через актерское мастерство. В работе с актером режиссер сначала, идя только от себя и в себе, как художнике-человеке, разби­раясь, помогает актеру верно провести все линии действия ро­ли и лишь в результате работы над ролью нащупать, а затем правильно овладеть образом, идя к нему через внутреннюю и внешнюю характерность.

Работая с актерами в индивидуальном порядке, с каждым в отдельности, с двумя, с группой актеров, с целым ансамб­лем (массовые сцены), режиссер добивается того, чтобы, оста­ваясь верным зеркалом актера, будучи ему необходимым по­мощником и руководителем в его исканиях или в исканиях всего состава исполнителей спектакля, в результате быть по возможности незамеченным зрителем.

Режиссер стремится к тому, чтобы во время спектакля зрители следили за простыми, правдивыми, убедительными действиями, выразительным поведением актеров и верили в происходящее на сцене, однако зная, что это есть художественный вымысел. Режиссер должен быть столь искусен, чтобы, художественное целое спектакля, доносимое актерами, было тик убедительно, что у зрителя не возникало вопроса, кто и как что сделал, организуя сложные процессы режиссуры.

Стр. 15

В функции режиссера при создании спектакля входит так­же работа с художником-декоратором. Первое, что связывает режиссера и художника-декоратора в нахождении образа спек­такля, — это обсуждение идеи произведения, выбранного к 'постановке, и идеи постановки. В результате работы с худож­ником находится окончательный макет или эскиз, на основании которого цеха и мастерские театра приступают к изготовле­нию оформления спектакля.

Параллельно с этой работой режиссер ведет с художни­ком-декоратором занятия по нахождению костюмов и гримов. Художник, делающий эскизы костюмов и гримов, должен смотреть, как репетируют исполнители данную пьесу, как у них получается намек на образ, а иногда и целый ряд основ­ных черт, которые намечаются у иных исполнителей довольно рано.

Наряду с художественным оформлением режиссер, а часто и художник-декоратор интересуются характером освещения. В функции режиссера входит организация и подготовка про­цесса в осветительном цехе. Он следит за установкой общего •света и мест для высвечивания цветовых пятен.

Наконец, установление так называемой световой партиту­ры при окончательной монтировке света также входит в зада­чи режиссера.

В драматическом театре особое место в работе режиссера занимают его искания с композитором. Наряду с установле­нием смысла и характера музыки в драматическом спектакле режиссер ищет места на сцене, откуда будет звучать та или иная музыка.

Почти такое же значение в сложных спектаклях в драма­тическом театре имеет работа над шумами, то есть организа­ция шумовых эффектов (шум дождя, гром, идущий поезд, морские волны, проезжающий обоз, идущая армия и т. д.).

Кроме творческих и организаторских способностей, режис­сер, работающий с коллективом, должен обладать свойствами режиссера-педагога. Это главным образом относится к области режиссерской работы с исполнителями, но должно быть перенесено на его работу со всем коллективом, создающим спектакль.

Режиссер должен обладать не только специальными теа­тральными знаниями и быть всесторонне образованным чело­веком, но и в идейном отношении стоять на уровне эпохи Ленина—Сталина.

Режиссер должен быть очень изобретательным, уметь по­строить такие сценические произведения, которые бы в прав­дивой, простой, ясной форме отражали окружающую дейст­вительность, но не в натуралистически копирующей ее форме, а в высоких художественных образах социалистического реализма.

Стр. 16

Режиссер должен помочь актеру раскрыть внутренний мир нового человека социалистического общества, он должен уметь поднять спектакль на принципиальную высоту и наполнить его глубоким содержанием. Режиссер в театре организует всю работу над спектаклем и вокруг спектакля.

Наши рекомендации