ЧЕЛОВЕК – СОЦИАЛЬНОЕ ЖИВОТНОЕ
Общественная форма организации не достижение человеческой культуры – это типичная форма существования у животных (да и у растений – они в одиночку не растут). Так что определение человека как «общественного животного» несостоятельно, к этому классу можно отнести фактически всю фауну нашей планеты. Интерес к изучению социальных форм организации животных уходит в далекое прошлое. Родство социальной организации животных, особенно общественных насекомых (пчел, муравьев и др.) всегда вызывало интерес у людей, служило основой для создания мощной традиции «животного эпоса» в литературе, устойчиво служит основой в обыденном мировоззрении для понимания и типологии поведения тех или иных общественных групп в человеческом обществе. В принципе, исходная и первая форма мировоззрения – тотемистическое мировоззрение – было основано именно на этом сопоставлении.
С особой остротой проблема социальной жизни животных встала в второй половине XIX века в связи с вольной интерпретацией социал-дарвинистами учения Ч. Дарвина о «борьбе за существование» как фактора биологической эволюции. Эта интерпретация и перенесение её на жизнь человеческого общества вызвало ответную реакцию. В частности известен в то время А. Эспинас в конце XIX века, который подчеркивал: «От самых низших ступеней лестницы и до самых высших, все животные в известный момент их существования входят в состав какого-нибудь общества: социальная среда составляет необходимое условие сохранения и обновление жизни» (Эспинас А. Социальная жизнь животных. Спб, 1882. С.3). В связи с критикой социал-дарвинистов такую же точку зрения развивали анархисты. В частности особо интересны взгляды представителя анархизма П. Кропоткина, который утверждал:
В нашей стране во вторую половину XX века проблемами социальных форм у животных занимались многие биологи: Т.А. Тих, Л.А. Файнберг, Е. Н. Панов, М.Л. Бутовская, Р.С. Карпинская, В.Е. Кипятков, Ю.М. Плюснин и многие другие. Прежде всего, эти исследования связаны с анализом закономерностей жизни популяций. Популяция, представляющая собой совокупность особей одного вида, имеющих единый географических ареал, с определенным способом своего поведения и способов репродукции, стала уже основным объектом биологии, в отличие от классической биологии, которая уделяла особое внимание морфологии биологических видов. Во многом это было связано мощным развитием популяционной экологии, рождение которой было стимулировано книгой Ч. Элтона «Экология животных» (1927).
Развитие исследований социальности животных за рубежом во второй половине XX века во многом связано с основателями современной этологии :К.Лоренцем, Н. Тинбергеном, Ардри. Особое развитие получило исследование социальности в связи с исследованием «агрессивности» и «альтруизма». Социобиология – это направление, которое связывается с выходом книги известного американского энтомолога Э.Уилсона «Социобиология: новый синтез» (1975).
Хозяйственная деятельность (особо социально организованных) также не вызывает сомнений, примером того служат, опять-таки, муравьи, которые занимаются «скотоводством» и «строительством», варьируя формы этого «скотоводства» и «строительства» в достаточно больших диапазонах, что начинает вызвать сомнение мнение о том, что этот широкий диапазон задает исключительно только инстинкт. К тому же много животных используют и орудия труда, - примеров этому множество.
В результате ясно, что Ландшафт Культуры взаимопереплетен с Ландшафтом Биосферы, ибо сам человек есть биологическое существо, его формы мысли, типы поведения, формы общественной организации и виды хозяйственной деятельности – это подражание идентичным формам других биологических существ.
РАСОВАЯ ТЕОРИЯ.
Расовая теория была в XIX веке в такой же степени популярной, в какой она является теоретически несостоятельной. Идеологом расовой теории был Жозеф Артюр Гобино (1816-1882), французский аристократ и дипломат, который в 1854 году издал книгу «Опыт о неравенстве человеческих рас», ставшей евангелием расистов. Эта теория представляет чистейшую мерзость, но «наукообразно оформленную» - на такую обычно и способен аристократ. Он различал три расы: белую, желтую и черную, утверждая, что эти расы отличаются не только цветом кожи, но разными психическими склонностями. Его идеям следовал Ж. Лапуш (Лапуж) (1854-1936). Лапуш историю Европы объяснял борьбой двух рас – арийской: белокурых, длинноголовых (долихокефалов), которые являются наиболее прогрессивными, и черноволосыми короткоголовыми (брахикефалы), которые обладают меньшими способностями и более инертны. По мнению Лапуша, какая-либо культура начинает развитие лишь в том случае, когда во главе её становятся арийцы. Эти идеи в Германии развивал О. Аммон, Л. Вольтман, - последний принял активное участие в выработке программы национал-социалистической рабочей партии Германии. В Англии эти же идеи развивал Х.С. Чемберлен, который впоследствии принял германское гражданство и был объявлен нацистами «пророком» Третьего Рейха. Поддавались влиянию расовой теории и более серьезные исследователи. К примеру, И. Тэн брал за один из факторов исторического процесса именно расу, но трактуя её расширительно, как социокультурную общность. Известный социолог Гумплович утверждал, что три основных класса в государстве – воины, торговцы и промышленники – это представители разных рас. Первые два класса относятся к кочевым народам, последние - к оседлым. Опять - таки раса здесь трактуется крайне расширительно.
Гальтон Ф. В виде евгеники это учение в разных вариантах получило распространение во всех странах. Евгенические общества появились везде. Представителем евгеники в СССР был Н.И. (И.И.??) Крылов.