Сравнительный анализ содержания специальности 070302 «Хореографическое искусство», артист балета
Типовой Учебный план 1983 год | Типовой Учебный план 1989 год | ГОС СПО 1 поколения 2001 год | |||
Общеобразовательный цикл 1 школа | Общеобразовательный цикл 1 школа | Общеобразовательные дисциплины 1 ступень | |||
1. Русский язык | 1. Русский язык | ||||
2. Литература | 2. Литература | ||||
3. Математика | 3. Математика | ||||
4. История | 4. История | ||||
5. Основы сов.государ. и права | 5. География | ||||
6. Природоведение | 6. Биология | ||||
7. География | 7. Физика | ||||
8. Биология | 8. Химия | ||||
9. Физика | 9. Французский язык | ||||
10. Химия | |||||
11. Изо рисование | |||||
12. Французский язык | |||||
Общеобразовательный цикл 2 училище | Общеобразовательный цикл 2 училище | Общеобразовательные дисциплины 2 ступень | |||
1. Литература и русский язык | 1. Литература и русский язык | 1. Русский язык и литература | |||
2. Математика | 2. Язык и литература республики | 2. История | |||
3. Физика | 3. Французский язык | 3. Основы ЕН познания мира | |||
4. Химия | 4. Иностранный язык | ||||
5. Биология | 5. Физкультура | ||||
6. Иностранный язык | |||||
Соц-эк цикл | ОПЦ | ОГСЭ | |||
1. История | 1. История | 1. Основы философии | |||
2. Обществоведение | 2. Основы марксизма-ленинизма | 2. Иностранный язык | |||
3. Экономическая география зарубежных стран | В ОСЦ | 3. История изобразительного искусства | |||
4. Основы права | |||||
5. Основы экономики, социологии, политологии | |||||
6. История мировой культуры | |||||
7. Мировая литература | |||||
8. Физическая культура | - | ||||
Общеспециальные предметы | Общеспециальные предметы | ОПД | |||
1. Музыкальная литература | 1. Музыкальная литература | 1. Музыкальная подготовка: - ритмика - музыкальная грамота и сольфеджио - теория музыки - анализ балетной и танцевальной музыки -музыкальная литература - основы игры на музыкальном инструменте | |||
2. Фортепиано | 2. Фортепиано | 2. История музыки и музыкально-театральных жанров | |||
3. Основы марксистко-ленинской эстетики и этики | 3. Основы советского законодательства | 3. История театра и хореографического искусства | |||
4. История театра и балета | 4. История театра и балета | 4.Анатомия, физиология, основы балетной медицины | |||
5. История изобразительного искусства | 5. История изобразительного искусства | 5. ОБЖ | |||
Профилирующие предметы | Профилирующие предметы | СД | |||
1. Классический танец | 1. Классический танец | 1. Классический танец | |||
2. Народно-сценический танец | 2. Народно-сценический танец | 2. Народно-сценический танец | |||
3. Историко-бытовой танец | 3. Историко-бытовой танец | 3. Историко-бытовой танец | |||
4. Дуэтно-классический танец | 4. Дуэтно-классический танец | 4. Дуэтно-классический танец | |||
---- | ---- | ---- | ---- | 5. Современная хореография | |
5. Мастерство актера | 5. Мастерство актера | 5. Актерское мастерство | |||
6. Музыкально-ритмическое воспитание | 6. Музыкально-ритмическое воспитание | ||||
7. Грим | 7. Грим | ||||
8. НВП | |||||
8. Дыхательная гимнастика | |||||
9. Охрана труда | |||||
10. НВП | По выбору | ||||
Всего | Всего | ||||
Факультативы | |||||
1. Формирование балетного образования в России включает следующие периоды:
первый (1710-1756 гг.) – период начала подготовки танцовщиков в России на базе Танцевальной Ея Императорского Величества школы, ориентированной на ремесленное обучение (техническое обучение танцу);
второй (1756-1829 гг.) – период интегрированного обучения всем видам искусства (балету, драме, музыке, живописи) с дальнейшей специализацией на основе анализа достигнутых успехов;
третий (1829-1917 гг.) – период организационного и учебно-методического оформления балетного образования, основная направленность которого заключалась в обеспечении профессиональной подготовки артиста балета, предполагавшего сокращение содержания и объема общеобразовательной подготовки;
четвертый (1917-1991 гг.) – период поиска интеграции профессиональной и общеобразовательной подготовки, включающей в себя несколько уровней и видов образования: основное общее, среднее, профессиональное образование в области балетного искусства.
2. В течение указанных периодов в Танцевальной Ея Императорского Величества школе — Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой были разработаны следующие модели организации подготовки артистов балета:
– модель узко-профессиональной подготовки – обучение исключительно танцу (1738-1756 гг.);
– модель учебного заведения, ориентированного на подготовку театральных специалистов разных видов (разработана А. Казасси) (1756-1829 гг.);
– модель театрального учебного заведения, близкого к среднему учебному заведению – городскому училищу (1829-1917 гг.);
– модель среднего специального учебного заведения (техникума-училища) (1917-1991 гг.);
– модель нового типа учебного заведения, ориентированного на подготовку артистов балета и сочетающего в себе нескольких уровней и видов образования: основное общее, среднее и высшее профессиональное образование в области балетного искусства, как учреждения отражающего культурно-исторические и образовательные традиции России (начало ХХI в.).
Подготовка специалистов в области балета предполагает особый вид балетного учебного заведения (помимо прочего, включающего службы специального сопровождения: медицинскую часть, психологическую службу, интернат, отдел практики, научный отдел, видеокласс, фонотеку, столовую, библиотеку).
3. Традиционно сформировавшими специфическими особенностями балетного образования в России являются:
· ранняя профессионализация, когда освоение профессиональной программы начинается в десятилетнем возрасте;
· специальная конкурсная процедура приема, включавшая выявление специальных параметров (способностей) тела, освидетельствование медиками и принятие решения о приеме на основании предшествующих заключений;
· наличие конкурсной процедуры промежуточной аттестации, по итогам которой учащиеся, не готовые к продолжению специальной балетной подготовки, исключаются не только на основании результатов освоения профессиональной программы, но и по телесным (физическим) параметрам; обязательная ориентация профессиональной подготовки на требования работодателей – театров оперы и балета;
· конфликтность целей общего и профессионального образования; противоречие между традиционной системой подготовки специалистов балета и государственной системой профессионального и общего образования;
· высшее образование в области балетного искусства предполагает обязательное требование к наличию профессионального образования по специальности «Хореографическое искусство», квалификации «Артист балета» и определенного стажа работы в балетной труппе.