Принципы иллюстрирования

Работа над иллюстрационным материалом — один из наиболее ответственных и сложных участков оформления. Здесь приходится одновременно с проблемами техники и технологии полиграфического производства решать проблемы изобразительного искусства.

Нельзя только механически оформлять готовый иллюстрационный материал; необходимо включаться в работу художника с самого начала, разрабатывая с ним план иллюстрирования и давая ему в процессе работы указания о манере рисунка, о технике выполнения, о размерах и т. д.

Иллюстрационный материал, как по характеру изображения, так и по тематике весьма разнообразен. Это осложняет работу и вызывает ряд специфических требований, знание которых необходимо и для художника, и для художественного редактора.

При иллюстрировании книги, прежде всего, необходимо помнить, что иллюстрация в ней не является самоцелью, а должна вытекать из общего плана оформления издания, подчиняться этому плану, обусловленному содержанием книги.

В отдельных случаях книга может состоять из одних только рисунков без текста. Такова, например, серия ксилографии художника Линд Ворда «Песнь без слов» («Song without words», Нью-Йорк, 1936), где ряд последовательных рисунков дает определенный рассказ. Однако это не будет иллюстрацией в точном смысле слова.

Методы иллюстрирования должны определяться основными установками в области оформления советской книги.

Актуальный характер книги, ее соответствие уровню и потребностям определенных групп читателей должны найти свое отражение и в оформлении. Мы уже знаем, какое большое значение придает партия вопросам оформления, в частности иллюстрации.

Формалистические трюки, натуралистическое протоколирование, равно как и антихудожественность, недопустимы в иллюстрации книги, — за этим должны зорко следить все лица, причастные к ее изготовлению, и в первую очередь оформитель.

Иллюстрация в советской книге, будучи высокохудожественной по форме, должна полностью соответствовать содержанию книги. Последнее требование является важнейшим критерием и при оценке художественно-идейного качества рисунка.

Представим себе, что к замечательному произведению эпоса армянского народа — «Давиду Сасунскому» художник сделал мастерские иллюстрации в стиле русского народного творчества. Естественно, что эти иллюстрации, как бы ни были высоки их художественные достоинства, следовало бы признать не соответствующими содержанию книги и, стало быть, неудовлетворительными.

Однако, если замысел художника адекватен замыслу творца текста, своеобразие трактовки, манеры, техники не может и не должно служить препятствием к одобрению иллюстраций.

Характерным примером в этом отношении могут явиться иллюстрации к «Мертвым душам» Гоголя, выполненные по-разному разными художниками — Агиным, Боклевским, Кукрыниксы.

Весь иллюстрационный материал может быть разбит на следующие основные группы:

Ø оригинальный (творческий) рисунок,

Ø технический рисунок и перерисовка,

Ø чертеж,

Ø диаграмма,

Ø географическая карта,

Ø картограмма,

Ø фотография

Ø фотопись,

Ø фотомонтаж.

Наибольшего внимания требует оригинальный рисунок. Основное требование, предъявляемое к оригинальному рисунку,— его реалистичность. Реалистическая иллюстрация может иметь различный характер. Художник Н. Н. Вышеславцев в своей интересной статье «Книжная иллюстрация» («Искусство» № 2, 1939) устанавливает следующие ее виды:

1. Иллюстрация действия, основой которой является жест, выражающий психологическую сущность персонажа. Для наиболее полной выразительности действия художник (например, М. Слефохт в иллюстрациях к «Запискам Бенвенуто Челлини») устраняет все другие элементы, так что ни эпоха, ни место, где происходит действие, без помощи текста определены быть не могут.

2. Иллюстрация историко-археологическая, или обстановочная (если она относится к настоящему времени). Наряду с изображением действия здесь художник обращает серьезнейшее внимание на отображение эпохи как в целом, так и в деталях быта и обстановки, доводя это отображение до строго научной бесспорности. Роль такой иллюстрации огромна. Блестящий пример подобной иллюстрации — рисунки Д. Кардовского к «Петру I» А. Толстого.

3. Иллюстрация «типа», где пристальное внимание художника обращено не на изображение подробностей быта, а на характеристику персонажей. Окружающая их обстановка дается лишь частично и может совершенно отсутствовать, переходя в своеобразную «иллюстрацию-портрет» (см. рис. 13).

4. Иллюстрация психологическая, передающая внутреннее душевное действие, не обнаруживающее себя внешне ничем, кроме выражения лиц действующих персонажей (что требует от художника особого мастерства). Здесь художник отказывается не только от действия и обстановки, но для обрисовки самого персонажа ограничивается только головой, концентрируя внимание зрителя на физиономии, которая очень тонко передает душевное состояние персонажа.

Как видно из примеров, третий и четвертый виды иллюстрации могут быть объединены в один вид.

Четыре «чистых типа» реалистической иллюстрации противоположны по своим задачам. Тем не менее, искусство иллюстратора именно в их синтезе дает блестящие образцы.

Иллюстрация в книге может быть штриховой или тоновой. Штриховой рисунок решается в разных манерах. Основные из них следующие:

1) чистый контур,

2) контур со штриховой нагрузкой,

3) точечная манера,

4) черно-белая манера,

5) силуэт,

6) белый штрих.

Постепенно нагружая контурный рисунок штрихом, мы получаем более или менее детальное построение формы. Характер штриховки, расстояние между штрихами и толщина штрихов могут быть очень различны и зависят от характера иллюстрации. Кроме того, они определяются техникой печати, а также качеством бумаги.

На печатном оттиске толщина наиболее тонких штрихов должна быть не менее 0,20 мм для чертежей и 0,15 мм для прочих иллюстрации. Расстояние между штрихами должно быть не менее 0,15-0,20 мм.

Чем хуже бумага, тем меньше возможности дать тонкие штрихи, помещенные близко - один к другому. Тем меньше, следовательно, должна быть штриховая нагрузка в изображении. Это необходимо учитывать при ротационной печати, где часто употребляется бумага низкого качества.

Штрихи на рисунке могут быть настолько частыми и тонкими, что воспроизвести их при помощи штрихового клише не удастся, и в некоторых случаях потребуется применение автотипии. Это объясняется тем, что чрезмерно тонкие и частые штрихи, особенно при большом уменьшении, плохо получаются на негативе. При изготовлении клише они могут подтравиться или слиться в сплошное черное пятно.

Рисунок, выполненный точечной манерой, либо имеет контур, либо строится без контура. Если имеется контур, то он в основном и строит изображение, точки же выполняют роль штриховки, т. е. придают изображению объемность.

Черно-белая манера (blanc et noir) строит изображение при помощи черных или белых пятен. Рисунок в этом случае, нередко приобретает плоскостной, несколько декоративный характер.

Силуэтный рисунок может быть черным на белом или наоборот, белым на черном. Силуэт требует от художника большого мастерства, так как здесь малейшие неточности рисунка выступают очень ясно.

Белый штрих применяется сравнительно редко. Иногда оригинал для такого рисунка изготовляется, как обычно, черным штрихом на белом фоне и репродуцируется при помощи выворотного клише. В этом случае трудно заранее представить изображение, которое получится после репродуцирования.

Помимо указанных способов изображения имеются смешанные формы, где комбинируются разные манеры.


Наши рекомендации