Соотношения форм по величине

(высоте, ширине, длине). Размеры величин выражаются, как правило, в метрической системе, а их отноше­ния — целочисленными и иррацио­нальными величинами. Совокупность соотношений, подчиненных опреде­ленной композиционной зависимо­сти, образует пропорции, которые рассматриваются ниже.

Соотношение форм по геометриче­скому строению.Геометрический вид формы в зависимости от отно­шения величин, измеряемых по трем координатам, может рассматривать­ся как объемный, плоскостной и ли­нейный.

Объемная форма характеризуется относительным равенством величин по трем координатам. Наиболее ти­пичные объемные формы — куб, шар.

Плоскостная форма характеризу­ется относительным равенством ве­личин по двум координатам при под­чиненной (малой величине) третьей координате (квадрат).

Линейная форма характеризуется преобладанием одного какого-либо измерения над двумя другими, предельно малыми по величине.

Геометрический вид формы при прямолинейном или криволинейном характере имеет следующие предель­ные состояния: линия — окружность, плоскость — цилиндрическая по­верхность. По аналогии с рядом ли­нейных форм можно построить ряд поверхностей от плоскостной до ци­линдрической (замкнутой) формы. Эти формы имеют свои аналоги в парковом ландшафте — объемы мас­сивов и групп, плоскости газона, цветников, стены леса, линии дорог, рабаток, бордюров. Их соотношения определяют глубину пространства, пластичность опушки, ритмический строй пейзажей.

Соотношения форм по положению в пространстве.Здесь имеются в виду положения форм по отноше­нию друг к другу и наблюдателю в трехмерном пространстве парка. Эти соотношения составляют основу пространственной композиции.

Композиции форм в пространстве бывают трех видов: фронтальная, объемная и глубинно-пространст­венная. Фронтальная композиция, как правило, одноплановая, может быть развернута в ширину, состав­ляющие ее формы носят плоскостной характер, глубинные перспективы не выражены. В объемной композиции формы ярко выражены во всех трех измерениях. В глубинно-простран­ственной они организуются в глу­бокие перспективы, их раскрытие идет постепенно.

Соотношение форм здесь имеет наиболее важное значение, посколь­ку в парках преобладают глубинно-пространственные композиции. Их восприятие в сильной степени опре­деляется законами линейной и воз- душной перспектив, использование которых можно отнести к средствам ландшафтной композиции.

Соотношения форм по фактуре.Под фактурой понимается характер поверхности предметов. В ландшафт­ном искусстве учитывается фактура растительности — деревьев, кустар­ников, поверхности газона и цвет­ников, а также фактура горных пород — скал, геологических обна­жений и др.

В оценке древесных растений фак­тура рассматривается как состав­ная часть, характеризующая архи­тектонику кроны (вместе с силуэтом и структурой). При этом выделяют следующие типы: грубая (дуб), сред­няя (вяз, липа), тонкая (ива, бере­за) .

Соотношения форм по цвету.Ком­позиционное построение пейзажей невозможно без учета цвета. Пар­ковая среда насыщена цветом ра­стений, неба, поверхности земли, сооружений, покрытий. Цвет являет­ся одним из важных средств худо­жественной выразительности компо­зиции и фактором, влияющим на восприятие человеком внешней сре­ды. Учет и использование сезон­ных и возрастных изменений цвета растений, определение цветовой гаммы пейзажей, колорита цветников с учетом расстояния от видовых точек — основная задача при цве­товой организации паркового про­странства.

В весеннее, летнее и осеннее время окраска древесных растений слагает­ся из цвета листьев, ветвей, стволов, цветков и плодов, а в зимнее, позднеосеннее и ранневесеннее время цветовой тон определяется окраской ветвей и стволов. Вечнозеленые ра­стения занимают значительное ме­сто в колорите пейзажа в течение круглого года (пихта, ель, сосна, можжевельник, в южных широтах используется широкий ассортимент вечнозеленых лиственных и хвой­ных) .

Цветочное оформление с ранней весны до поздней осени обогащает парковый пейзаж или любой другой объект зеленого строительства.

Газоны представляют собой основ­ной фон для древесных и цветочных растений. Газонные травы в зависи­мости от подбора ассортимента, ме­стных условий в течение вегетацион­ного периода, по мере роста и раз­вития растений с мая по сентябрь варьируют по оттенкам зеленого цве­та: от теплых до холодных тонов.

Лекция 16. ЦВЕТ

С точки зрения физики цвета все тела можно разделить на две группы: 1) источники света, т. е. тела, излу­чающие свет; 2) тела, отражающие и пропускающие свет. На этом прин­ципе основано наше восприятие цвета. Различные цвета предметов мы видим потому, что они (или их поверхности) часть света поглощают, а часть отражают. Цвет определя­ется длиной волны светового спектра в отраженном луче.

Все цвета разделяются на ахрома­тические и хроматические.

Ахроматические — белый, черный и все оттенки серого. Они характе­ризуются лишь светлотой, или ощу­щением яркости, которая определяет­ся в процентах от яркости эталона белого цвета (магниевой пластинки или молочного стекла).

Хроматические цвета (цвета спект­ра) — красный, оранжевый, желтый, голубой, фиолетовый, пурпурный, синий, зеленый (резких цветовых градаций в спектре нет и указанные цвета выделены условно). Они харак­теризуются следующими свойствами:

Цветовой тон — основная характеристика ощущения цвета, определяется доминирующей длиной волны. Цветовых тонов в видимом спектре около 130. Цвет, состоящий из колебаний определенной дли­ны волны, можно получить с по­мощью разложения сложного цвета призмой. Исаак Ньютон первый науч­но объяснил природу цвета и закономерности их сочетании при распо­ложении в круге. Он различал в спектре 7 градаций по аналогии с 7 ступенями музыкальной октавы: фиолетовый (400—430 ммк), синий (430—470), голубой (470—500), зеленый (500—570), желтый (570— 590), оранжевый (590—630), крас­ный (630—700 ммк). В скобках ука­зана длина волны для каждого тона.

Насыщенность, или сте­пень хроматичности, ха­рактеризует различия цветов в пре­делах одного тона. Наибольшей степенью . насыщенности обладают спектральные тона, для них насы­щенность принята 100%. Насыщен­ность цвета уменьшается при прибав­лении к нему белой или серой окра­ски и измеряется в процентах от насыщенности спектральных цветов.

Светлота, или яркость,— характеристика взаимосвязи между хроматическим и белым цветом. Чем больше в тоне ощущается белого цвета, тем больше его светлота (яр­кость). На практике светлота выра­жается коэффициентом яркости.

Все эти характеристики имеют важное значение при составлении цветовых сочетаний. Особое место при этом занимает яркостная (светлотная) характеристика.

Определение цветовых характери­стик для каждого тона ведется с по­мощью специальных устройств — спектрофотометров, а также глазомерно, с помощью атласов. Послед­ним и наиболее точным является колорометрический атлас АЦ-1000, разработанный на 1000 образцов во ВНИИМ им. Д. И. Менделеева.

Восприятие цвета.Цвет активно влияет на органы чувств человека, его психофизическое состояние. Он воспринимается не только зрением, а и с участием всех чувств, включая слух, осязание, обоняние и даже вкус. Терапевтическое действие цве­та используется в медицине. По сте­пени возбуждения и характеру эмо­ционального воздействия цвета рас­положены в том же порядке, в каком

они следуют в спектре. Соответст­венно они разделяются на теплые, или активные (красный, оранжевый, желтый), которые действуют возбу­ждающе, и холодные (синий, голу­бой, фиолетовый), которые дейст­вуют успокаивающе. Зеленый нахо­дится в середине спектра — это «цвет физического равновесия». Эмоцио­нальная реакция на цвет обусловила появление определенных ассоциаций, а вместе с ними — символики цвета.

Р. Хен в своей книге «Азбука цве­тов» приводит следующие данные ре­акции человека на цвета и их сим­волики, установленные на основа­нии обобщения ряда научных наблю­дений.

Желтый цвет вызывает ощущение тепла, света, солнца, живости, ве­селья и легкости; зеленовато-желтый цвет действует как что-то слегка ядо­витое, сернистое, жесткое (символи­ка: желтый цвет — жизнь, свет, ра­дость, роскошь, брак, уважение к старости; ярко-желтый — зависть, своеволие, ненависть, лживость);

оранжевый — теплый, празднич­ный, прелестный, полный жизни, вы­зывающий радость, сильно действу­ющий (символика: тепло, солнце, власть, радость, тщеславие);

красный — наиболее действенный и активный цвет, который трудно подавить другими; светлые оттенки действуют возбуждающе, наступа­тельно, темные — серьезно, солидно (символика: жизнь, кровь, любовь, страсть, революция, огонь, празднич­ность) ;

фиолетовый — светлый, но также и мрачный, торжественно-роскош­ный, служит для связи других кра­сок, при большой поверхности мо­жет оказывать негативное действие (символика: величие, достоинство, роскошь, великолепие, дружба);

синий — тихий, тяжелый, строгий, отдаляющий, холодный, но полный энергии; голубые тона действуют как ясные, чистые, почти оживленные (символика: бесконечность, даль, тоска, верность, доверие); зеленый — связующий, успокаи­вающий, мирный, пассивный; свет­ло-зеленый — оживленный, веселый; темно-зеленый — холодный, сдер­жанный, отступает на второй план рядом с желтым, оранжевым и крас­ным, но оттесняет синий (символика: надежда, покой, мир, плодородие, тоска);

белый— нейтральный, сильно контрастирует со всеми темными ок­расками, в пестрые сочетания вносит свет и оживление, увеличивает объемность (символика: невинность, целомудрие, чистота);

черныйцвет — нейтральный, уменьшает объемность, в качестве фона усиливает действие желтого и красного цветов (символика: тра­ур, скорбь, серьезная торжест­венность) .

Эмоциональное восприятие цвета определяет цветовые соотношения в композиции. Они строятся по правилам цветовой гармонии как конт­растные или нюансные.

Представление о контрастных со­четаниях можно получить, располо­жив последовательно в круге восемь цветов спектра (красный, оранже­вый, желтый, зеленый, голубой, си­ний, фиолетовый, пурпурный).

Цвета, лежащие на диаметраль­но противоположных концах круга, являются контрастными (синий — оранжевый, желтый — фиолетовый, голубой — красный, зеленый — пурпурпурный).

Такие контрастные сочетания можно получить при увеличении числа дополнительных цветов, вводя на соответствующие места круга зелено-голубой и желто-зеленый. Контрастировать с ними будут со­ответственно красный и фиолето­вый.

Контрасты бывают цветовые (со­четание разных тонов при равных яркостях) и яркостные (сочетание различных яркостей, равных по цвет­ности).

В зависимости от восприятия различают последовательный и од­новременный контрасты.

Последовательный контраст обус­ловлен инертностью зрительного процесса. Его можно наблюдать при переводе с одного цвета на другой, контрастный первому. В этом случае в сетчатке глаза возникает третий цвет, который называется цветом по­следовательного образа. Так, напри­мер, если мы будет смотреть на пур­пурный квадрат, а потом переведем взгляд на плоскость белой стены, то перед глазами возникнет пятно, по форме близкое к квадрату, но зеле­ного цвета.

При переносе взгляда с хромати­ческого цвета на ахроматический — белый возникает цвет последователь­ного образа, близкий к дополнитель­ному, но не тождественный ему.

Эта закономерность представлена в следующей таблице.

При переносе взгляда с одного хро­матического цвета на другой происходит суммирование цвета последо­вательного образа с цветом второго тела.

Таблица 6. Сравнение цвета последовательного образа с дополнительным цветом (при переносе взгляда с хроматического тела на ахроматическое*)

Цвет объекта (преды­дущего образа)     Цвет   последова­тельного образа Дополни- тельный цвет к цвету предыду­щего образа
Красный Изумрудно-зеленый Голубовато-зеленый
Оранжевый Синий Голубовато-си­ний
Желтый Фиолетовый Голубой
Зеленый Пурпурно-красный Пурпурный
Синий Оранжевый Зеленовато-желтый
Фиолетовый Зеленовато-желтый Желто-зеленый
Голубовато- зеленый Оранжево- красный Красный

Данные таблиц и их выводы приводятся по учебному пособию Т. Соколовой. Цветочное оформ­ление. Принципы выбора ассортимента по цвету и пропорции. М., МЛТИ, 1980.

Получающееся в результате это­го восприятие приведено в таб­лице.

Одновременный контраст возни­кает в пограничной зоне соприкасаю­щихся цветов и представляет собой изменение цветов в этой зоне. Он мо­жет, как и последовательный конт­раст, быть светлотным (яркостным) и цветовым, обычно оба контраста проявляются одновременно. Одно­временный светлотный (яркостный) контраст возникает на границе разноярких: а) ахроматических цветов (черный — серый, серый — белый); б) ахроматического и хроматиче­ского; в) двух хроматических цветов. Одновременный цветовой контраст возникает на границе: а) равноярких хроматического и ахроматиче­ского цветов; б) если на хромати­ческом фоне (бегония грацилис крас­ная, агератум, лобелия) поместить белый рисунок (лобулярия, бегония, грацилис белая). В первом слу­чае на границе цветов ощущается каемка, а во втором случае сам ри­сунок воспринимается в цвете, конт­растном цвету фона, близком к до­полнительному цвету фона (см. табл. 8).

Если на хроматическом фоне поме­стить хроматический рисунок, то цвет рисунка как бы суммируется с конт­растным фону цветом и воспринима­ется уже как новый.

Данные таблиц очень важно учи­тывать при подборе растений для цветочного оформления. Так, если в ассортименте имеются сорта с вя­лым, ненасыщенным цветом, к ним необходимо подобрать такие расте­ния, которые усилили бы ощущение насыщенности. Так, бледно-красный усилит свою насыщенность рядом с зеленым, желтый — рядом с синим цветом, фиолетовый — рядом с жел­тым и т. д. Ощущение насыщен­ности можно ослабить подбором цве­товых компонентов — синий рядом с красным поголубеет, светлый фиоле­товый тон снизит сильную насы­щенность фиолетового тона.

Таблица 7. Восприятие цвета при переносе взгляда с одного хроматического тела (I) на другое хроматическое (II)

Цвет поверхности тела I Цвет поверхности тела II
красный желтый зеленый синий фиолетовый
Красный Грязно - красный Зеленовато- желтый Насыщенно- зеленый Голубой Синий
Желтый Пурпурный Серовато-желтый Голубовато- зеленый Насыщенно-синий Насыщенно- фиолетовый
Зеленый Насыщенный красный Оранжевый Серо-зеленый Фиолетовый Пурпурный
Синий Оранжевый Насыщенный золотисто- желтый Желто-зеленый - Серовато- синий Пурпурный
Фиолетовый Оранжевый Насыщенный лимонно-желтый Желтовато- зеленый Голубовато- синий Серовато- фиолетовый
Таблица 8. Сравнение контрастного и дополнительного цветов  
Цвет объекта излучения Дополни- тельный цвет Контра- стный цвет  
Оранжево- красный Голубовато-зеленый Сине-фиолетовый  
Зеленовато- желтый Синий Голубовато- синий  
Желто-зеленый Фиолетовый Оранжево- красный  
Зеленый Пурпурный Желто- оранжевый  
Синий Зеленовато- желтый Желтый  
Таблица 9. Восприятие хроматического цвета рисунка на хроматическом фоне (одновременный цветовой контраст)
Цвет Фона Цвет рисунка без фона
красный оранжевый   желтый зеленый синий
Красный __ Желтый   Зеленеет Голубеет Зеленеет
Зеленый Приобретает фиолетовый оттенок   Приобретает оранжевый оттенок Приобретает фиолетовый оттенок
Синий Приобретает оранжевый оттенок Желтый   Становится более насыщенным
                     

Данные приведенных таблиц мож­но дополнить следующими наблю­дениями:

— цвет на фоне контрастного вос­принимается более насыщенным, со­четание контрастных цветов позво­ляет повысить насыщенность ри­сунков;

— при сочетании некоторых цве­тов уменьшается ощущение их на­сыщенности, и тем больше, чем бли­же цвета располагаются в цветовом круге;

— контраст тем сильнее, чем боль­ше различия в светлоте и насыщен­ности.

На восприятие цвета влияет осве­щенность. Так, при ярком солнце способность различать цвета при­тупляется, особенно теплые тона (красные, оранжевые). На юге глаз различает меньше оттенков, в сред­ней полосе — больше.

Днем максимально воспринима­ются красные цвета, в сумерках чувствительность сдвигается в об­ласть сине-голубых тонов. С наступ­лением сумерек сначала «потухает и сереет» красный цвет, а затем — желтый, потом — зеленый и синий (синий цвет высветляется, становит­ся ближе к белому, т. е. ярче), белый цвет становится активнее. Летом в конце дня можно наблюдать, как яр­ко выделяются венчики белых ро­машек, цветки калины, менее за­метные в полдень.

На темном фоне синие тона отсту­пают, на белом фоне воспринимают­ся ближе.

Желтый цвет обладает свойст­вом как бы приподнимать поверх­ность, делая ее более обширной.

Темно-синий и фиолетовый цве­та зрительно уменьшают и «призем­ляют» предметы. Все светлые тона легкие, темные — тяжелые; голубой, как и желтый,— «парящие» цвета.

Свойства «легкости» или «тяже­сти» цвета надо учитывать в компо­зиции — если у основания компо­зиции располагаются темные цвета и тона, то возникает ощущение стабильности, а если у основания свет­лые, а дальше — темные, то возни­кает ощущение неустойчивости.

Наши рекомендации