Соотношения форм по величине
(высоте, ширине, длине). Размеры величин выражаются, как правило, в метрической системе, а их отношения — целочисленными и иррациональными величинами. Совокупность соотношений, подчиненных определенной композиционной зависимости, образует пропорции, которые рассматриваются ниже.
Соотношение форм по геометрическому строению.Геометрический вид формы в зависимости от отношения величин, измеряемых по трем координатам, может рассматриваться как объемный, плоскостной и линейный.
Объемная форма характеризуется относительным равенством величин по трем координатам. Наиболее типичные объемные формы — куб, шар.
Плоскостная форма характеризуется относительным равенством величин по двум координатам при подчиненной (малой величине) третьей координате (квадрат).
Линейная форма характеризуется преобладанием одного какого-либо измерения над двумя другими, предельно малыми по величине.
Геометрический вид формы при прямолинейном или криволинейном характере имеет следующие предельные состояния: линия — окружность, плоскость — цилиндрическая поверхность. По аналогии с рядом линейных форм можно построить ряд поверхностей от плоскостной до цилиндрической (замкнутой) формы. Эти формы имеют свои аналоги в парковом ландшафте — объемы массивов и групп, плоскости газона, цветников, стены леса, линии дорог, рабаток, бордюров. Их соотношения определяют глубину пространства, пластичность опушки, ритмический строй пейзажей.
Соотношения форм по положению в пространстве.Здесь имеются в виду положения форм по отношению друг к другу и наблюдателю в трехмерном пространстве парка. Эти соотношения составляют основу пространственной композиции.
Композиции форм в пространстве бывают трех видов: фронтальная, объемная и глубинно-пространственная. Фронтальная композиция, как правило, одноплановая, может быть развернута в ширину, составляющие ее формы носят плоскостной характер, глубинные перспективы не выражены. В объемной композиции формы ярко выражены во всех трех измерениях. В глубинно-пространственной они организуются в глубокие перспективы, их раскрытие идет постепенно.
Соотношение форм здесь имеет наиболее важное значение, поскольку в парках преобладают глубинно-пространственные композиции. Их восприятие в сильной степени определяется законами линейной и воз- душной перспектив, использование которых можно отнести к средствам ландшафтной композиции.
Соотношения форм по фактуре.Под фактурой понимается характер поверхности предметов. В ландшафтном искусстве учитывается фактура растительности — деревьев, кустарников, поверхности газона и цветников, а также фактура горных пород — скал, геологических обнажений и др.
В оценке древесных растений фактура рассматривается как составная часть, характеризующая архитектонику кроны (вместе с силуэтом и структурой). При этом выделяют следующие типы: грубая (дуб), средняя (вяз, липа), тонкая (ива, береза) .
Соотношения форм по цвету.Композиционное построение пейзажей невозможно без учета цвета. Парковая среда насыщена цветом растений, неба, поверхности земли, сооружений, покрытий. Цвет является одним из важных средств художественной выразительности композиции и фактором, влияющим на восприятие человеком внешней среды. Учет и использование сезонных и возрастных изменений цвета растений, определение цветовой гаммы пейзажей, колорита цветников с учетом расстояния от видовых точек — основная задача при цветовой организации паркового пространства.
В весеннее, летнее и осеннее время окраска древесных растений слагается из цвета листьев, ветвей, стволов, цветков и плодов, а в зимнее, позднеосеннее и ранневесеннее время цветовой тон определяется окраской ветвей и стволов. Вечнозеленые растения занимают значительное место в колорите пейзажа в течение круглого года (пихта, ель, сосна, можжевельник, в южных широтах используется широкий ассортимент вечнозеленых лиственных и хвойных) .
Цветочное оформление с ранней весны до поздней осени обогащает парковый пейзаж или любой другой объект зеленого строительства.
Газоны представляют собой основной фон для древесных и цветочных растений. Газонные травы в зависимости от подбора ассортимента, местных условий в течение вегетационного периода, по мере роста и развития растений с мая по сентябрь варьируют по оттенкам зеленого цвета: от теплых до холодных тонов.
Лекция 16. ЦВЕТ
С точки зрения физики цвета все тела можно разделить на две группы: 1) источники света, т. е. тела, излучающие свет; 2) тела, отражающие и пропускающие свет. На этом принципе основано наше восприятие цвета. Различные цвета предметов мы видим потому, что они (или их поверхности) часть света поглощают, а часть отражают. Цвет определяется длиной волны светового спектра в отраженном луче.
Все цвета разделяются на ахроматические и хроматические.
Ахроматические — белый, черный и все оттенки серого. Они характеризуются лишь светлотой, или ощущением яркости, которая определяется в процентах от яркости эталона белого цвета (магниевой пластинки или молочного стекла).
Хроматические цвета (цвета спектра) — красный, оранжевый, желтый, голубой, фиолетовый, пурпурный, синий, зеленый (резких цветовых градаций в спектре нет и указанные цвета выделены условно). Они характеризуются следующими свойствами:
Цветовой тон — основная характеристика ощущения цвета, определяется доминирующей длиной волны. Цветовых тонов в видимом спектре около 130. Цвет, состоящий из колебаний определенной длины волны, можно получить с помощью разложения сложного цвета призмой. Исаак Ньютон первый научно объяснил природу цвета и закономерности их сочетании при расположении в круге. Он различал в спектре 7 градаций по аналогии с 7 ступенями музыкальной октавы: фиолетовый (400—430 ммк), синий (430—470), голубой (470—500), зеленый (500—570), желтый (570— 590), оранжевый (590—630), красный (630—700 ммк). В скобках указана длина волны для каждого тона.
Насыщенность, или степень хроматичности, характеризует различия цветов в пределах одного тона. Наибольшей степенью . насыщенности обладают спектральные тона, для них насыщенность принята 100%. Насыщенность цвета уменьшается при прибавлении к нему белой или серой окраски и измеряется в процентах от насыщенности спектральных цветов.
Светлота, или яркость,— характеристика взаимосвязи между хроматическим и белым цветом. Чем больше в тоне ощущается белого цвета, тем больше его светлота (яркость). На практике светлота выражается коэффициентом яркости.
Все эти характеристики имеют важное значение при составлении цветовых сочетаний. Особое место при этом занимает яркостная (светлотная) характеристика.
Определение цветовых характеристик для каждого тона ведется с помощью специальных устройств — спектрофотометров, а также глазомерно, с помощью атласов. Последним и наиболее точным является колорометрический атлас АЦ-1000, разработанный на 1000 образцов во ВНИИМ им. Д. И. Менделеева.
Восприятие цвета.Цвет активно влияет на органы чувств человека, его психофизическое состояние. Он воспринимается не только зрением, а и с участием всех чувств, включая слух, осязание, обоняние и даже вкус. Терапевтическое действие цвета используется в медицине. По степени возбуждения и характеру эмоционального воздействия цвета расположены в том же порядке, в каком
они следуют в спектре. Соответственно они разделяются на теплые, или активные (красный, оранжевый, желтый), которые действуют возбуждающе, и холодные (синий, голубой, фиолетовый), которые действуют успокаивающе. Зеленый находится в середине спектра — это «цвет физического равновесия». Эмоциональная реакция на цвет обусловила появление определенных ассоциаций, а вместе с ними — символики цвета.
Р. Хен в своей книге «Азбука цветов» приводит следующие данные реакции человека на цвета и их символики, установленные на основании обобщения ряда научных наблюдений.
Желтый цвет вызывает ощущение тепла, света, солнца, живости, веселья и легкости; зеленовато-желтый цвет действует как что-то слегка ядовитое, сернистое, жесткое (символика: желтый цвет — жизнь, свет, радость, роскошь, брак, уважение к старости; ярко-желтый — зависть, своеволие, ненависть, лживость);
оранжевый — теплый, праздничный, прелестный, полный жизни, вызывающий радость, сильно действующий (символика: тепло, солнце, власть, радость, тщеславие);
красный — наиболее действенный и активный цвет, который трудно подавить другими; светлые оттенки действуют возбуждающе, наступательно, темные — серьезно, солидно (символика: жизнь, кровь, любовь, страсть, революция, огонь, праздничность) ;
фиолетовый — светлый, но также и мрачный, торжественно-роскошный, служит для связи других красок, при большой поверхности может оказывать негативное действие (символика: величие, достоинство, роскошь, великолепие, дружба);
синий — тихий, тяжелый, строгий, отдаляющий, холодный, но полный энергии; голубые тона действуют как ясные, чистые, почти оживленные (символика: бесконечность, даль, тоска, верность, доверие); зеленый — связующий, успокаивающий, мирный, пассивный; светло-зеленый — оживленный, веселый; темно-зеленый — холодный, сдержанный, отступает на второй план рядом с желтым, оранжевым и красным, но оттесняет синий (символика: надежда, покой, мир, плодородие, тоска);
белый— нейтральный, сильно контрастирует со всеми темными окрасками, в пестрые сочетания вносит свет и оживление, увеличивает объемность (символика: невинность, целомудрие, чистота);
черныйцвет — нейтральный, уменьшает объемность, в качестве фона усиливает действие желтого и красного цветов (символика: траур, скорбь, серьезная торжественность) .
Эмоциональное восприятие цвета определяет цветовые соотношения в композиции. Они строятся по правилам цветовой гармонии как контрастные или нюансные.
Представление о контрастных сочетаниях можно получить, расположив последовательно в круге восемь цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, пурпурный).
Цвета, лежащие на диаметрально противоположных концах круга, являются контрастными (синий — оранжевый, желтый — фиолетовый, голубой — красный, зеленый — пурпурпурный).
Такие контрастные сочетания можно получить при увеличении числа дополнительных цветов, вводя на соответствующие места круга зелено-голубой и желто-зеленый. Контрастировать с ними будут соответственно красный и фиолетовый.
Контрасты бывают цветовые (сочетание разных тонов при равных яркостях) и яркостные (сочетание различных яркостей, равных по цветности).
В зависимости от восприятия различают последовательный и одновременный контрасты.
Последовательный контраст обусловлен инертностью зрительного процесса. Его можно наблюдать при переводе с одного цвета на другой, контрастный первому. В этом случае в сетчатке глаза возникает третий цвет, который называется цветом последовательного образа. Так, например, если мы будет смотреть на пурпурный квадрат, а потом переведем взгляд на плоскость белой стены, то перед глазами возникнет пятно, по форме близкое к квадрату, но зеленого цвета.
При переносе взгляда с хроматического цвета на ахроматический — белый возникает цвет последовательного образа, близкий к дополнительному, но не тождественный ему.
Эта закономерность представлена в следующей таблице.
При переносе взгляда с одного хроматического цвета на другой происходит суммирование цвета последовательного образа с цветом второго тела.
Таблица 6. Сравнение цвета последовательного образа с дополнительным цветом (при переносе взгляда с хроматического тела на ахроматическое*)
Цвет объекта (предыдущего образа) | Цвет последовательного образа | Дополни- тельный цвет к цвету предыдущего образа |
Красный | Изумрудно-зеленый | Голубовато-зеленый |
Оранжевый | Синий | Голубовато-синий |
Желтый | Фиолетовый | Голубой |
Зеленый | Пурпурно-красный | Пурпурный |
Синий | Оранжевый | Зеленовато-желтый |
Фиолетовый | Зеленовато-желтый | Желто-зеленый |
Голубовато- зеленый | Оранжево- красный | Красный |
Данные таблиц и их выводы приводятся по учебному пособию Т. Соколовой. Цветочное оформление. Принципы выбора ассортимента по цвету и пропорции. М., МЛТИ, 1980.
Получающееся в результате этого восприятие приведено в таблице.
Одновременный контраст возникает в пограничной зоне соприкасающихся цветов и представляет собой изменение цветов в этой зоне. Он может, как и последовательный контраст, быть светлотным (яркостным) и цветовым, обычно оба контраста проявляются одновременно. Одновременный светлотный (яркостный) контраст возникает на границе разноярких: а) ахроматических цветов (черный — серый, серый — белый); б) ахроматического и хроматического; в) двух хроматических цветов. Одновременный цветовой контраст возникает на границе: а) равноярких хроматического и ахроматического цветов; б) если на хроматическом фоне (бегония грацилис красная, агератум, лобелия) поместить белый рисунок (лобулярия, бегония, грацилис белая). В первом случае на границе цветов ощущается каемка, а во втором случае сам рисунок воспринимается в цвете, контрастном цвету фона, близком к дополнительному цвету фона (см. табл. 8).
Если на хроматическом фоне поместить хроматический рисунок, то цвет рисунка как бы суммируется с контрастным фону цветом и воспринимается уже как новый.
Данные таблиц очень важно учитывать при подборе растений для цветочного оформления. Так, если в ассортименте имеются сорта с вялым, ненасыщенным цветом, к ним необходимо подобрать такие растения, которые усилили бы ощущение насыщенности. Так, бледно-красный усилит свою насыщенность рядом с зеленым, желтый — рядом с синим цветом, фиолетовый — рядом с желтым и т. д. Ощущение насыщенности можно ослабить подбором цветовых компонентов — синий рядом с красным поголубеет, светлый фиолетовый тон снизит сильную насыщенность фиолетового тона.
Таблица 7. Восприятие цвета при переносе взгляда с одного хроматического тела (I) на другое хроматическое (II)
Цвет поверхности тела I | Цвет поверхности тела II | |||||||||
красный | желтый | зеленый | синий | фиолетовый | ||||||
Красный | Грязно - красный | Зеленовато- желтый | Насыщенно- зеленый | Голубой | Синий | |||||
Желтый | Пурпурный | Серовато-желтый | Голубовато- зеленый | Насыщенно-синий | Насыщенно- фиолетовый | |||||
Зеленый | Насыщенный красный | Оранжевый | Серо-зеленый | Фиолетовый | Пурпурный | |||||
Синий | Оранжевый | Насыщенный золотисто- желтый | Желто-зеленый - | Серовато- синий | Пурпурный | |||||
Фиолетовый | Оранжевый | Насыщенный лимонно-желтый | Желтовато- зеленый | Голубовато- синий | Серовато- фиолетовый | |||||
Таблица 8. Сравнение контрастного и дополнительного цветов | ||||||||||
Цвет объекта излучения | Дополни- тельный цвет | Контра- стный цвет | ||||||||
Оранжево- красный | Голубовато-зеленый | Сине-фиолетовый | ||||||||
Зеленовато- желтый | Синий | Голубовато- синий | ||||||||
Желто-зеленый | Фиолетовый | Оранжево- красный | ||||||||
Зеленый | Пурпурный | Желто- оранжевый | ||||||||
Синий | Зеленовато- желтый | Желтый | ||||||||
Таблица 9. Восприятие хроматического цвета рисунка на хроматическом фоне (одновременный цветовой контраст) | ||||||||||
Цвет Фона | Цвет рисунка без фона | |||||||||
красный | оранжевый | желтый | зеленый | синий | ||||||
Красный | __ | Желтый | Зеленеет | Голубеет | Зеленеет | |||||
Зеленый | Приобретает фиолетовый оттенок | — | Приобретает оранжевый оттенок | — | Приобретает фиолетовый оттенок | |||||
Синий | Приобретает оранжевый оттенок | Желтый | Становится более насыщенным | — | — | |||||
Данные приведенных таблиц можно дополнить следующими наблюдениями:
— цвет на фоне контрастного воспринимается более насыщенным, сочетание контрастных цветов позволяет повысить насыщенность рисунков;
— при сочетании некоторых цветов уменьшается ощущение их насыщенности, и тем больше, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге;
— контраст тем сильнее, чем больше различия в светлоте и насыщенности.
На восприятие цвета влияет освещенность. Так, при ярком солнце способность различать цвета притупляется, особенно теплые тона (красные, оранжевые). На юге глаз различает меньше оттенков, в средней полосе — больше.
Днем максимально воспринимаются красные цвета, в сумерках чувствительность сдвигается в область сине-голубых тонов. С наступлением сумерек сначала «потухает и сереет» красный цвет, а затем — желтый, потом — зеленый и синий (синий цвет высветляется, становится ближе к белому, т. е. ярче), белый цвет становится активнее. Летом в конце дня можно наблюдать, как ярко выделяются венчики белых ромашек, цветки калины, менее заметные в полдень.
На темном фоне синие тона отступают, на белом фоне воспринимаются ближе.
Желтый цвет обладает свойством как бы приподнимать поверхность, делая ее более обширной.
Темно-синий и фиолетовый цвета зрительно уменьшают и «приземляют» предметы. Все светлые тона легкие, темные — тяжелые; голубой, как и желтый,— «парящие» цвета.
Свойства «легкости» или «тяжести» цвета надо учитывать в композиции — если у основания композиции располагаются темные цвета и тона, то возникает ощущение стабильности, а если у основания светлые, а дальше — темные, то возникает ощущение неустойчивости.