Трехмерная модель культуры
Глава 5. Пространство культуры 1 31
Рис. 5.1. Формы культуры
Культурные формы
Понятие культурной формы используется в культурологической литературе неоднозначно. С информационно-семиотической точки зрения формы культуры — это формы человеческой деятельности, в которых существует, сохраняется и развивается информационно-знаковое содержание общественной жизни. Культурные формы чрезвычайно разнообразны и многочисленны. Рассматривая культурное пространство в масштабах всего человечества, можно выделить в нем относительно автономные области — национальные культуры, региональные культуры, цивилизации. Это наиболее крупные типы культурных форм. Внутри них исторически образуются разнообразные культурные формы меньшего «ранга», занимающие отдельные «подобласти» их пространства. В составе национальной культуры, например, сохраняется «подобласть» этнической культуры (гл. 3, § 1.2). На современном этапе в каждой достаточно развитой культуре вычленяются как ее особые формы массовая и элитарная культура.
У разных народов и в разные исторические периоды их существования складываются различные культурные формы, в которых люди находят средства для удовлетворения своих потребностей. К таким формам относятся религиозные представления и обряды, философия, искусство в целом и его отдельные виды и жанры, спортивные игры и т. д. Некоторые из этих форм культуры имеют замкну-
Часть II. Анатомия культуры
Часть II. Анатомия культуры
Часто человек и не старается отчетливо осознать, прояснить и детализировать свои долгосрочные сценарии, полагая, что жизнь будет вносить в них свои коррективы. Однако все равно эти сценарии в каком-то виде у него имеются.
Можно различать в таких сценариях два слоя или уровня. На первом уровне сценарий выступает в виде сюжета, который задается реальными условиями жизни человека и тем, какие знания, нормы, ценности и идеалы может он почерпнуть из окружающего культурного пространства. Это — культурный сценарий. Он выступает как социокультурно обусловленный сценарный план, как основная сюжетная линия жизненного действия. В пространстве культуры существуют эталонные сюжеты культурных сценариев, определяющие их общие контуры и принципы построения. Но в рамках общего культурного сценария может существовать целый веер разнообразных вариантов, различных поворотов и нюансов основного сюжета. Каждый человек выбирает какие-то из них в зависимости от конкретных обстоятельств своей жизни и своих личных особенностей. Эта конкретизация главной сюжетной линии образует второй сценарный слой — индивидуальный сценарий деятельности, в котором основной сюжет приобретает своеобразие, характерное именно для данной личности.
Культурные сценарии — это обусловленные имеющимися в культуре знаниями, ценностями и нормами каналы или пути, по которым может в данном обществе проходить жизнь и деятельность людей. Их можно схематически представить в виде траекторий, проходящих через какие-то «ниши» культурного пространства (рис. 5.4).
Рис. 5.4. Культурные сценарии
X — «когнитивная» ось Y — «ценностная» ось Z— «регулятивная» ось
139 Глава 5. Пространство культуры
Трехмерная модель культуры
Три вида смыслов — три измерения — три оси.
Культурные формы— формы человеческой деятельности, в которых добывается, сохраняется и используется социальная информация.
Культурные парадигмы— осевые культурные формы: типы знаний, ценностей и регулятивов.
Три основные области культуры:
Духовная культура— сочетание знаний и ценностей (в плоскости осей Х и Y).
Социальная культура— социальные ценности и идеалы + регулятивы поведения, стремящегося к их воплощению (в плоскости осей Yи Z).
Технологическая культура— культура исполнения, изготовления, получения чего-либо; включает в себя знания и регулятивы (в плоскости осей X и Z).
Границы между областями культуры относительны: любая культурная форма содержит и знания, и ценности, и регулятивы.
Культурные сценарии— обусловленные имеющимися в культуре знаниями, ценностями и нормами эталонные программы жизнедеятельности — пути, по которым может в данном обществе проходить жизнь и деятельность людей.
Индивидуальный сценарий— конкретизация культурного сценария в зависимости от конкретных обстоятельств жизни и личных особенностей отдельного человека.