Цели, задачи и функции технологий социокультурной реабилитации
Уникальность социокультурных технологий заключается в их многоцелевом характере. Они направлены на реабилитацию инвалидов путем достижения жизненно важных для них целей. Множественность целей, возникающих в реабилитационном процессе, связана с большим временным диапазоном решаемых задач, их ориентацией на определенный тип инвалидности и свойственные ему медицинские факторы (сенсорные дефекты, умственная отсталость, нарушения опорно-двигательного аппарата, некоторые органические заболевания и т.д.), выбор возможных альтернативных решений. Выдвижение целей при выборе той или иной реабилитационной технологии определяется их достижимостью, выявлением приоритетов, наличием средств исполнения, их соответствием психологическим и физическим качествам человека, выступающего в качестве объекта воздействия.
Одним из основных элементов социокультурной технологии является анализ ситуации, характеризующий образ жизни инвалидов, свойственные им идеалы и нормы поведения, духовные ценности, культурно-досуговые интересы и предпочтения. Осуществление подобного анализа позволяет сформулировать в наиболее обобщенном виде задачи, на решение которых направлена любая из социокультурных реабилитационных технологий. Это, во-первых, обеспечение благоприятных условий (социокультурной среды) в окружении отдельно взятого человека, во-вторых, использование конкретного содержания и способов его жизнедеятельности в этой среде.
Природу и специфику технологий СКРИ во многом определяют их функции. Качественную суть методов и технологий, используемых в процессе социокультурной реабилитации инвалидов, отражает их рекративно-развивающая функция, направленная на максимальную реализацию творческих способностей, творческое саморазвитие и социальное самоутверждение людей с ограниченными возможностями. Не менее существенное значение имеет рекреативно-оздоровительная, восстановительная функция технологий СКРИ, предполагающая не только смену видов досуговой занятости инвалидов, но и компенсация их ограничений и недостаточности в социокультурной сфере. Специалисту по реабилитации учреждения необходимо опираться и на социализирующую функцию технологий воспитания, общения.
Технологии СКРИ должны отвечать определенным методологическим требованиям или, как их часто называют, критериям технологичности. К ним прежде всего относят критерий концептуальное технологии. Каждая из технологий, используемых в реабилитационном процессе, опирается на определенную научную концепцию, которая включает философское (например, философию «независимого образа жизни»), медико-социальное, психологическое, социально-педагогическое и культурологическое обоснование достижения целей и задач процесса СКРИ.
Технологии СКРИ предполагают соблюдение требования педагогической управляемости, дающего реабилитологу возможность осуществлять целеполагание и проектирование реабилитационного процесса, поэтапную диагностику, варьировать средствами и методами коррекции.
Актуальным является критерий медико-социальной и психологической эффективноститехнологий СКРИ, гарантирующий достижение определенных стандартов, заложенных в индивидуальных программах реабилитации.
Наконец, технологии должны соответствовать требованию воспроизводимости, подразумевающему возможность неоднократного их применения, повторения, воспроизведения во многих учреждениях и организациях, обладающих статусом центров социокультурной реабилитации инвалидов.
В задачи технологий, используемых в СКРИ, входит также приобщение людей с ограниченными возможностями к профессиональной социокультурной деятельности, оказание им конкретной помощи в трудоустройстве в соответствии с их потребностями и интересами; поддержка инвалидов в области семейного досуга, активизация усилий по обогащению содержания и форм досуговой деятельности с учетом этнических, возрастных, конфессиональных и других факторов.
Для каждой конкретной технологии следует предусматривать соответствующий режим, условия и характер предметной деятельности инвалидов, набор используемых на занятиях материалов, инструментов, оборудования, перечень возможных баз реализации (таковыми могут служить семья, межсемейные объединения, объекты социальной инфраструктуры), что, как указывалось выше, должно быть регламентировано в соответствующих приказах и инструкциях.
Целевыми ориентациями таких технологий являются создание условий для творческого развития и самореализации лиц с ограниченными возможностями, расширение их контактов с окружающей социокультурной средой, овладение навыками, опытом социального общения и поведения в коллективах центров СКРИ, удовлетворение духовных интересов и потребностей. Таким образом, в данном контексте технологию СКРИ можно представить как способ деятельности реабипитологов (сотрудников учреждений социальной защиты населения и культуры), которым обозначается совокупность приемов, подходов, методов их действий, задаваемых специфическими особенностями инвалидности, рассматриваемый в неразрывном единстве со способом деятельности самих инвалидов.
Каждую из технологий СКРИ, используемых в рамках индивидуальной программы реабилитации инвалида, можно выстроить в виде следующих элементов:
ü комплекс задач, решаемых в ходе выполнения индивидуальной программы реабилитации и определяющих специфику выполняемых действий;
ü набор методов и приемов, необходимых для решения данных задач;
ü используемые материалы, инструменты, оборудование;
ü стандарты профессионального поведения специалиста по реабилитации (руководителя творческого коллектива, студии, кружка и др.), рекомендуемые для достижения успешного результата реабилитационной деятельности.
Досуговая сфера постоянно рождает все новый спрос, новые потребности инвалидов, которые порой невозможно удовлетворить силами лишь только клуба, только библиотеки, только спортивного комплекса. Сегодня необходимо органическое сложение усилий, возможностей и средств разных социальных институтов и учреждений. Очевидно, что социокультурная реабилитационная деятельность должна быть многопрофильной, то есть осуществляться в комплексе с другими видами реабилитации.
Технологии СКРИ постоянно формируются и совершенствуются вместе с деятельностью самого инвалида. Через осмысление удач и промахов происходит естественный отбор условий, при которых достигается успех. Технология, таким образом, превращается в «копилку» позитивного опыта, который может быть освоен, поддается изучению.
Динамичные по природе прикладные технологии СКРИ открывают новые возможности и резервы социокультурных учреждений в работе с инвалидами. Убедительный пример такого рода — богатейшие реабилитационные возможности, таящиеся в компьютерных технологиях.
Овладение ими, с одной стороны, позволяет инвалидам включаться во многие сферы жизнедеятельности наравне со здоровыми людьми, а с другой стороны, специальные компьютерные продукты, технологии и аппаратные средства позволяют восполнить ранее им утраченные или не развитые качества. Эффективная форма организации жизнедеятельности, неограниченный доступ в информационную среду, возможность получить профессию на условиях дистанционного обучения — все это лишь малая часть возможностей социокультурной реабилитации инвалидов, связанных с вовлечением инвалидов в сферу пользования компьютерами.
Разработчики компьютерных технологий особое внимание уделяют созданию вспомогательного программного обеспечения и аппаратных средств для инвалидов, с помощью которых последние могут выполнять многие виды работ не хуже здоровых людей. Так, например, для инвалидов с нарушениями зрения (слепых и слабовидящих) компьютерные технологии делают доступными многие виды информации за счет перевода ее в звуковую или в текст Брайля.
Для инвалидов с нарушениями слуха и речи (немых, глухих, глухонемых, слабослышащих), наоборот, важна возможность широко использовать печатную форму представления информации, а также видеоряд.
Для инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы компьютерные технологии позволяют решать проблемы, связанные с затруднениями в перемещении. Не выходя из дома или находясь в учебном классе, Интернет-кафе и пр. инвалид (впрочем, как и здоровый человек) может получать огромный массив информации на достаточно качественном уровне, но при этом необходимо решить проблемы, связанные с разработкой мебели, позволяющей закрепить монитор, клавиатуру и другую периферию таким образом, чтобы создать оптимальные условия для работы.
Наиболее интересна для инвалидов возможность прямого общения во времени. Эти возможности предоставляет сеть Интернет, которая существенно раздвигает границы общения. Здесь используются такие формы непосредственного и оперативного общения как электронная почта, конференция, чат, форум, сайт.
Электронная почта позволяет обмениваться сообщениями — письмами, графическими изображениями, музыкальными фрагментами, мультиками и пр. — в очень короткие сроки, что приближает коммуникацию к происходящей в реальном времени. Чат — это разговор по переписке в реальном времени. Конференция может быть как в реальном времени, так и в отсроченном. Главное ее отличие — это наличие темы и ведущего, который руководит коммуникацией. Форум — иными словами «доска объявлений» — дает возможность заявить о себе в определенном тематическом пространстве. Например, подать заявление о приеме на работу или заявить о своем достижении и пр. Сайт — это тоже форма презентации себя, но наоборот, это презентация не в «чужом» пространстве, а в «своем собственном», приватизированном. В процессе такого общения (по переписке) люди находят единомышленников, друзей, обмениваются опытом, информацией, делятся своими проблемами и достижениями.
Сама форма письменного общения весьма полезна, поскольку способствует формированию у человека рефлексии больше, чем устная речь. При этом ценно то, что находясь в этой коммуникации, инвалид может не только подключаться в нее как равный участник, но и быть организатором своего чата, своей конференции, сайта и т.д. Возможность реализовать инициативы подобного рода всегда благоприятно влияет на психологическое состояние человека, его уравновешенность, повышает самооценку. При этом следует учитывать, что в электронных дискуссиях — свои критерии оценки собеседников, а их многообразие позволяет при желании каждому найти свою коммуникационную нишу.