Цели, задачи и функции технологий социокультурной реабилитации

Уникальность социокультурных технологий заключается в их мно­гоцелевом характере. Они направлены на реабилитацию инвалидов путем достижения жизненно важных для них целей. Множественность целей, возникающих в реабилитационном процессе, связана с большим временным диапазоном решаемых задач, их ориентацией на опреде­ленный тип инвалидности и свойственные ему медицинские факторы (сенсорные дефекты, умственная отсталость, нарушения опорно-двига­тельного аппарата, некоторые органические заболевания и т.д.), выбор возможных альтернативных решений. Выдвижение целей при выборе той или иной реабилитационной технологии определяется их дости­жимостью, выявлением приоритетов, наличием средств исполнения, их соответствием психологическим и физическим качествам человека, выступающего в качестве объекта воздействия.

Одним из основных элементов социокультурной технологии явля­ется анализ ситуации, характеризующий образ жизни инвалидов, свой­ственные им идеалы и нормы поведения, духовные ценности, культурно-досуговые интересы и предпочтения. Осуществление подобного анализа позволяет сформулировать в наиболее обобщенном виде задачи, на ре­шение которых направлена любая из социокультурных реабилитацион­ных технологий. Это, во-первых, обеспечение благоприятных условий (социокультурной среды) в окружении отдельно взятого человека, во-вто­рых, использование конкретного содержания и способов его жизнедея­тельности в этой среде.

Природу и специфику технологий СКРИ во многом определяют их функции. Качественную суть методов и технологий, используемых в процессе социокультурной реабилитации инвалидов, отражает их рекративно-развивающая функция, направленная на максимальную реа­лизацию творческих способностей, творческое саморазвитие и социаль­ное самоутверждение людей с ограниченными возможностями. Не менее существенное значение имеет рекреативно-оздоровительная, восстановительная функция технологий СКРИ, предполагающая не только смену видов досуговой занятости инвалидов, но и компенсация их ограничений и недостаточности в социокультурной сфере. Специалисту по реа­билитации учреждения необходимо опираться и на социализирующую функцию технологий воспитания, общения.

Технологии СКРИ должны отвечать определенным методологичес­ким требованиям или, как их часто называют, критериям технологичнос­ти. К ним прежде всего относят критерий концептуальное технологии. Каждая из технологий, используемых в реабилитационном процессе, опирается на определенную научную концепцию, которая включает философское (например, философию «независимого образа жиз­ни»), медико-социальное, психологическое, социально-педагогичес­кое и культурологическое обоснование достижения целей и задач процесса СКРИ.

Технологии СКРИ предполагают соблюдение требования педагогической управляемости, дающего реабилитологу возможность осуществлять целеполагание и проектирование реабилитационного процесса, поэтап­ную диагностику, варьировать средствами и методами коррекции.

Актуальным является критерий медико-социальной и психологи­ческой эффективноститехнологий СКРИ, гарантирующий достижение определенных стандартов, заложенных в индивидуальных программах реабилитации.

Наконец, технологии должны соответствовать требованию вос­производимости, подразумевающему возможность неоднократного их применения, повторения, воспроизведения во многих учреждениях и организациях, обладающих статусом центров социокультурной реаби­литации инвалидов.

В задачи технологий, используемых в СКРИ, входит также при­общение людей с ограниченными возможностями к профессиональной социокультурной деятельности, оказание им конкретной помощи в тру­доустройстве в соответствии с их потребностями и интересами; под­держка инвалидов в области семейного досуга, активизация усилий по обогащению содержания и форм досуговой деятельности с учетом этни­ческих, возрастных, конфессиональных и других факторов.

Для каждой конкретной технологии следует предусматривать со­ответствующий режим, условия и характер предметной деятельности ин­валидов, набор используемых на занятиях материалов, инструментов, оборудования, перечень возможных баз реализации (таковыми могут служить семья, межсемейные объединения, объекты социальной инфра­структуры), что, как указывалось выше, должно быть регламентировано в соответствующих приказах и инструкциях.

Целевыми ориентациями таких технологий являются создание усло­вий для творческого развития и самореализации лиц с ограниченными возможностями, расширение их контактов с окружающей социокультур­ной средой, овладение навыками, опытом социального общения и пове­дения в коллективах центров СКРИ, удовлетворение духовных интересов и потребностей. Таким образом, в данном контексте технологию СКРИ можно представить как способ деятельности реабипитологов (сотрудников учреждений социальной защиты населения и культуры), которым обозна­чается совокупность приемов, подходов, методов их действий, задаваемых специфическими особенностями инвалидности, рассматриваемый в не­разрывном единстве со способом деятельности самих инвалидов.

Каждую из технологий СКРИ, используемых в рамках индивиду­альной программы реабилитации инвалида, можно выстроить в виде следующих элементов:

ü комплекс задач, решаемых в ходе выполнения индивидуальной программы реабилитации и определяющих специфику выпол­няемых действий;

ü набор методов и приемов, необходимых для решения данных задач;

ü используемые материалы, инструменты, оборудование;

ü стандарты профессионального поведения специалиста по реа­билитации (руководителя творческого коллектива, студии, кружка и др.), рекомендуемые для достижения успешного ре­зультата реабилитационной деятельности.

Досуговая сфера постоянно рождает все новый спрос, новые потребности инвалидов, которые порой невозможно удовлетворить силами лишь только клуба, только библиотеки, только спортивного комплекса. Сегодня необходимо органическое сложение усилий, воз­можностей и средств разных социальных институтов и учреждений. Очевидно, что социокультурная реабилитационная деятельность должна быть многопрофильной, то есть осуществляться в комплексе с другими видами реабилитации.

Технологии СКРИ постоянно формируются и совершенствуются вместе с деятельностью самого инвалида. Через осмысление удач и про­махов происходит естественный отбор условий, при которых достигается успех. Технология, таким образом, превращается в «копилку» позитив­ного опыта, который может быть освоен, поддается изучению.

Динамичные по природе прикладные технологии СКРИ открывают новые возможности и резервы социокультурных учреждений в работе с инвалидами. Убедительный пример такого рода — богатейшие реабили­тационные возможности, таящиеся в компьютерных технологиях.

Овладение ими, с одной стороны, позволяет инвалидам вклю­чаться во многие сферы жизнедеятельности наравне со здоровыми людьми, а с другой стороны, специальные компьютерные продукты, тех­нологии и аппаратные средства позволяют восполнить ранее им утра­ченные или не развитые качества. Эффективная форма организации жизнедеятельности, неограниченный доступ в информационную среду, возможность получить профессию на условиях дистанционного обучения — все это лишь малая часть возможностей социокультурной реабилитации инвалидов, связанных с вовлечением инвалидов в сферу пользования компьютерами.

Разработчики компьютерных технологий особое внимание уделяют созданию вспомогательного программного обеспечения и аппаратных средств для инвалидов, с помощью которых последние могут выполнять многие виды работ не хуже здоровых людей. Так, например, для инвали­дов с нарушениями зрения (слепых и слабовидящих) компьютерные тех­нологии делают доступными многие виды информации за счет перевода ее в звуковую или в текст Брайля.

Для инвалидов с нарушениями слуха и речи (немых, глухих, глухонемых, слабослышащих), наоборот, важна возможность широко использовать печатную форму представления информации, а также видеоряд.

Для инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы компьютерные технологии позволяют решать проблемы, связанные с затруднениями в перемещении. Не выходя из дома или находясь в учебном классе, Интернет-кафе и пр. инвалид (впрочем, как и здоровый человек) может получать огромный массив информации на достаточно качественном уровне, но при этом необходимо решить проблемы, свя­занные с разработкой мебели, позволяющей закрепить монитор, клавиа­туру и другую периферию таким образом, чтобы создать оптимальные условия для работы.

Наиболее интересна для инвалидов возможность прямого обще­ния во времени. Эти возможности предоставляет сеть Интернет, которая существенно раздвигает границы общения. Здесь используются такие формы непосредственного и оперативного общения как электронная почта, конференция, чат, форум, сайт.

Электронная почта позволяет обмениваться сообщениями — письмами, графическими изображениями, музыкальными фрагментами, мультиками и пр. — в очень короткие сроки, что приближает коммуни­кацию к происходящей в реальном времени. Чат — это разговор по пе­реписке в реальном времени. Конференция может быть как в реальном времени, так и в отсроченном. Главное ее отличие — это наличие темы и ведущего, который руководит коммуникацией. Форум — иными слова­ми «доска объявлений» — дает возможность заявить о себе в определен­ном тематическом пространстве. Например, подать заявление о приеме на работу или заявить о своем достижении и пр. Сайт — это тоже фор­ма презентации себя, но наоборот, это презентация не в «чужом» про­странстве, а в «своем собственном», приватизированном. В процессе та­кого общения (по переписке) люди находят единомышленников, друзей, обмениваются опытом, информацией, делятся своими проблемами и до­стижениями.

Сама форма письменного общения весьма полезна, поскольку способствует формированию у человека рефлексии больше, чем устная речь. При этом ценно то, что находясь в этой коммуникации, инвалид мо­жет не только подключаться в нее как равный участник, но и быть орга­низатором своего чата, своей конференции, сайта и т.д. Возможность реализовать инициативы подобного рода всегда благоприятно влияет на психологическое состояние человека, его уравновешенность, повы­шает самооценку. При этом следует учитывать, что в электронных дис­куссиях — свои критерии оценки собеседников, а их многообразие поз­воляет при желании каждому найти свою коммуникационную нишу.

Наши рекомендации