Мотивы участия инвалида в социокультурной реабилитации

Существенное значение для практического использования как базо­вых, так и прикладных технологий СКРИ имеет психологическая мотивация участников реабилитационного процесса. Четкое понимание психоло­гической позиции инвалида может дать ответ на многие вопросы в ходе разработки, осуществления и анализа выполнения индивидуальной программы СКРИ. Под мотивами подразумевается то, что побуждает инва­лида и работающего с ним специалиста по реабилитации к конкретному взаимодействию в условиях творческой мастерской, студии, спортивного зала, на репетиции, во время прогулок, экскурсий и т.д.

Мотивация к деятельности может быть сформирована у инвали­дов любой категории и возраста. Их желание и готовность активно участвовать в процессе реабилитации является непременным условием успеха. Активность проявляется не только за счет изменений в самом человеке, но и за счет изменений в окружающей среде, способствующей развитию личности и желанию активно в ней существовать.

Говоря о мотивации культурно-досуговой деятельности, нельзя за­бывать и о пассивной группе инвалидов — зрителях, присутствующих на концертах, выставках, встречах, киносеансах. К активному участию в ме­роприятиях, проводимых культурно-досуговым учреждениями, их могут подтолкнуть желание завязать новые знакомства, иногда с целью создания семьи; получить определенную информацию; восстановить психологичес­кое равновесие; любопытство; поиск единомышленников и др.

Мотивация деятельности инвалида (его интересы, влечения, психоло­гические установки, эмоции и т.д.) видоизменяется в процессе овладения той или иной технологией, конкретным видом художественного, технического или декоративно-прикладного творчества. По оценкам реабилитологов, эти мотивы для их подопечных могут быть постоянными или временными, не­устойчивыми; выраженными крайне слабо или, наоборот, достаточно интенсивно; положительными или отрицательными. Главное, однако, за­ключается в том, какой из мотивов в ходе СКРИ окажется доминирующим, какова динамика развития этого мотива в результате самостоятельной творческой деятельности инвалида и действий его наставника.

Динамика изменения мотивации служить основанием для оценки реабилитирующего воздействия технологии, которую осваивает человек с ограниченными возможностями. Динамика развития мотивации инва­лида может представлять собой наглядную картину изменения его пси­хологической установки. Например, у инвалида, на протяжении ряда лет занимающегося в творческой мастерской (студии) художественно-прикладного профиля, последовательно изменялись такие важные ка­чественные характеристики, как психологическая позиция студийца, статусная самооценка, отношение к своему ближайшему окружению, психологическая мотивация своего продвижения к профессионализму в творчестве.

Психологическая установка «ученик». Ожидание, переходящее в стремление овладеть новыми знаниями, умениями, навыками. Степень осознания необходимости в получении знаний зависит от предшествующего опыта. Творческое начало незначительно, преобладает копирова­ние «кумиров». Основное содержание позиции — «я только учусь, а значит не должен высовываться».

Психологическая установка «ремесленник». Обладает достаточным объемом знаний и навыков, хорошо исполняет их, которым руководствуется принципом «Мне сказали и я сделал. Скажут, что не так, переделаю».

Со временем, когда с опытом ремесло приобретает оттенок твор­чества, а иногда становится и настоящим творчеством, психологическая мотивация претерпевает эволюцию. Основное содержание позиции — «Я знаю всё, что мне говорят, советуют, рекомендуют. Делаю так, как Говорят. Я работаю с настроением, я хороший работник».

Психологическая установка «мастер».Не ждет советов и рекоменда­ций. Не любит их, относится к ним скептически. Не всегда может выработать и высказать свои рекомендации, но всегда ищет и находит собственный стиль в творчестве. Основное содержание позиции — «Я не хочу, как он (или она). То, что рекомендуют — сомнительно. Я подумаю над этим».

Параллельнос изменениями в мотивации своей творческой деятель­ности, у инвалида происходит эволюция в представлении и отношении к свое­му собственному статусу в коллективе творческой мастерской (студии).

Психологическая установка «рядовой». Я — член нашего объедине­ния. Я — как все, у меня нет особых прав, особой ответственности.

Психологическая установка «активист». Я — рядом и чуть впереди основной массы наших ребят. Они сами меня избрали, и я стараюсь оправдать их доверие.

Психологическая установка «лидер». Я — главное действующее лицо в мастерской (студии) со всеми вытекающими отсюда последствия­ми. И ребята должны понимать это и за это меня уважать. Хотя могут и не любить, это их право.

Разумеется, названные выше психологические позиции в чистом виде могут встречаться не часто, возможны промежуточные варианты. Например, уже не ученик, но еще не подмастерье. Уже не ремесленник, но еще не мастер и т.д. Важно другое — специалист по реабилитации, анализируя изменения в мотивации творчества и статусе своего ученика, вправе зафиксировать их в качестве весомого показателя результатив­ности его занятий в мастерской (студии), влияния творческого процесса на его реабилитацию.

Содержание мотивации может быть очень различным. В практике разнообразной по формам и видам социокультурной деятельности индиви­дуальные интересы и установки отличаются широкой гаммой проявлений, каждое из которых может характеризоваться определенным коэффици­ентом реабилитирующего воздействия на личность инвалида.

Результаты домашнего или внедомашнего труда, затраченного инвалидом на изготовление конкретного культурного продукта, не только способны вызвать у автора букет положительных эмоций, до­ставить ему удовлетворение. Они будут свидетельствовать, насколько далеко он продвинулся по пути освоения творческой, исполнительской технологии.

У отдельных мастеров может сохраняться устойчивая привер­женность традиционным, в частности, народным мотивам. Эта привер­женность распространяется и на материалы, и на инструменты, и на передаваемые из поколения в поколение способы и приемы в игровом, вокальном, поэтическом, инструментальном творчестве.

Приведенная классификация мотивов не исчерпывает все возмож­ные случаи. В деятельности специалиста по реабилитации она может быть использована при осуществлении анализа выполнения индиви­дуальных программ СКРИ, в частности, оценки реабилитационной направленности мероприятий и услуг.

Наши рекомендации