Система нравственных ценностей в эпоху становления и подъема античной цивилизации. Гомер. Гесиод. Сократ
Культура личности и общества всегда нуждалась в нравственном законе, системе нравственных ценностей. Система эта возникла в период возникновения цивилизаций, достигла своего расцвета в Ветхозаветной литературе Библии, в культуре Древнего Востока. В античной цивилизации древнейшие этические представления уже встречаются в поэмах Гомера и Гесиода. У Гомера антивоенные высказывания, рассуждения о вечной проблеме конфликта поколений. Гесиод едва ли не главной добродетелью считал труд. поэма "Труды и дни". Против всяческого бесчестия. Этика в ранг системы была возведена во время Сократа, Платона и Аристотеля.
I. Нравственные ценности античной цивилизации:
* патриархальное отношение к женщине, даже в характеристиках его возвышенного образа
* женщину сравнивают с пчелой, которая постоянно вся в трудах и заботах
* появление феминистического движения, не соглашающегося с таким восприятием роли женщины
* сочетала в себе прямо противоположные жизненные установки
* существовал общий язык по-эллински образованных людей, администрации и командного состава армии
* космополитизм(отказ от нац. суверенитета, трад. и культ. во имя “единства чел. рода”, “единства гос.”), индивидуализм
* вера в олимпийских богов вытеснялась поклонением новым, сочетавшим в себе черты восточных и эллинских
* эсхатологические воззрения(греч. eschatos - “последний, конечный”) -задумывались о конечности судеб мира и человека
* патриотизм
* уважение железной дисциплины и власти закона
* умеренный образ жизни
* древнеримская цивилизация: необходимость заниматься политикой, войной и разработкой права, красноречие.
II. Взгляды и мысли Гомера:
* антивоенные высказывания
* проблема конфликтов поколений; проблема отцов и детей
* патриархальные суждения
* задумывается о правильном (должном, целомудренном) отношении к юной девушке
* прославляет военную доблесть, исключительную силу, искусство и храбрость.
III. Взгляды и мысли Гесиода:
· главной среди всех доблестей считал труд
· идеализировал давно прошедшие времена
· представлял течение человеческой жизни, как смену пяти поколений:
· золотой, серебряный, медный век, поколение героев, железный век
· современность - непрерывная полоса утрат и усугубления зла, которая оттесняла “золотое” поколение людей
· выступает как пророк-обличитель всякого бесчестия и подлости.
IV. Сократ
* возвел этику в ранг системы нравственной философии и культуры
* вышел из среды ремесленников и унаследовал от отца искусство каменотеса и скульптора
* увлекся натурфилософией (философия природы; философское учение, особенностью которого является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности)
* жил в небольшом достатке, 3 сына, жена приторговывала на рынке зеленью
* оказал влияние на развитие: моральной философии, этики, диалектики, политических и правовых учений, религии
• научный и познавательный характер деятельности: стремился постичь внутреннюю закономерность человеческой деятельности, глубинные причины и цели в гораздо большей степени, чем внешние проявления
• не выступал всенародно и не предлагал своих советов афинянам
Мысли и идеи Сократа:
* обнаружил в афинском обществе тенденции кризиса
* рассуждал о добре и зле
* чтобы обеспечить себе доброе имя, необходимо быть хорошим в той области, в которой хочешь казаться таковым
* по мнению Ксенофонта (ученика Сократа), он изучал: что благочестиво и нечестиво, прекрасно и безобразно, справедливо и несправедливо, что есть благоразумие и неблагоразумие, храбрость и трусость, государство и государственный муж, власть над людьми и человек, способный властвовать.
• чтобы обеспечить себе доброе имя, необходимо быть хорошим в той области, в которой хочешь казаться таковым
• человеческое в человеке обусловлено обладанием наряду со смертным телом еще и бессмертной душой
• характерен просветительский пафос
• путь через познание и приобщение к мудрости открыт для всех
• приближение к истинному знанию - жизненный долг каждого, стремящегося к разумной и добродетельной жизни
• добро и зло - следствия наличия или отсутствия знания
• благодаря разуму и знанию здоровье, сила, красота, богатство, храбрость, щедрость и т. д. используются во благо
• необходимо обуздание человеком своей животной природы, воздержанность; воздержание - основа добродетели
• отождествлял мудрость и нравственность. Умный, нравственный, если правильно сопоставляет и применяет понятия
• идеальный политический строй должен опираться на справедливость, право и закон
• обязательно повиновение законам; дело правителя - приказывать, дело подчиненного - повиноваться
• несовместимость критического отношения к гос. политике с домогательством власти и государственных должностей
• разоблачал ложь, лицемерие, фальшь
• справедливость и всякая другая добродетель есть мудрость
• сумасшествие - это не знать самого себя или воображать, будто знаешь то, чего не знаешь
• завистники - те, кто горюет по поводу счастья друзей
• за ошибки нужно платить
• во время частных бесед обсуждал: все основные стороны государственной жизни, проблемы политики и права, справедливости, гражданских обязанностей, добродетелей и пороков, критически рассматривал недостатки афинской политики, предлагал пути ее совершенствования.