Система нравственных ценностей в эпоху становления и подъема античной цивилизации. Гомер. Гесиод. Сократ

Культура личности и общества всегда нуждалась в нравственном законе, системе нравственных ценностей. Система эта возникла в период возникновения цивилизаций, достигла своего расцвета в Ветхозаветной литературе Библии, в культуре Древнего Востока. В античной цивилизации древнейшие этические представления уже встречаются в поэмах Гомера и Гесиода. У Гомера антивоенные высказывания, рассуждения о вечной проблеме конфликта поколений. Гесиод едва ли не главной добродетелью считал труд. поэма "Труды и дни". Против всяческого бесчестия. Этика в ранг системы была возведена во время Сократа, Платона и Аристотеля.

I. Нравственные ценности античной цивилизации:

* патриархальное отношение к женщине, даже в характеристиках его возвышенного образа

* женщину сравнивают с пчелой, которая постоянно вся в трудах и заботах

* появление феминистического движения, не соглашающегося с таким восприятием роли женщины

* сочетала в себе прямо противоположные жизненные установки

* существовал общий язык по-эллински образованных людей, администрации и командного состава армии

* космополитизм(отказ от нац. суверенитета, трад. и культ. во имя “единства чел. рода”, “единства гос.”), индивидуализм

* вера в олимпийских богов вытеснялась поклонением новым, сочетавшим в себе черты восточных и эллинских

* эсхатологические воззрения(греч. eschatos - “последний, конечный”) -задумывались о конечности судеб мира и человека

* патриотизм

* уважение железной дисциплины и власти закона

* умеренный образ жизни

* древнеримская цивилизация: необходимость заниматься политикой, войной и разработкой права, красноречие.

II. Взгляды и мысли Гомера:

* антивоенные высказывания

* проблема конфликтов поколений; проблема отцов и детей

* патриархальные суждения

* задумывается о правильном (должном, целомудренном) отношении к юной девушке

* прославляет военную доблесть, исключительную силу, искусство и храбрость.

III. Взгляды и мысли Гесиода:

· главной среди всех доблестей считал труд

· идеализировал давно прошедшие времена

· представлял течение человеческой жизни, как смену пяти поколений:

· золотой, серебряный, медный век, поколение героев, железный век

· современность - непрерывная полоса утрат и усугубления зла, которая оттесняла “золотое” поколение людей

· выступает как пророк-обличитель всякого бесчестия и подлости.

IV. Сократ

* возвел этику в ранг системы нравственной философии и культуры

* вышел из среды ремесленников и унаследовал от отца искусство каменотеса и скульптора

* увлекся натурфилософией (философия природы; философское учение, особенностью которого является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности)

* жил в небольшом достатке, 3 сына, жена приторговывала на рынке зеленью

* оказал влияние на развитие: моральной философии, этики, диалектики, политических и правовых учений, религии

• научный и познавательный характер деятельности: стремился постичь внутреннюю закономерность человеческой деятельности, глубинные причины и цели в гораздо большей степени, чем внешние проявления

• не выступал всенародно и не предлагал своих советов афинянам

Мысли и идеи Сократа:

* обнаружил в афинском обществе тенденции кризиса

* рассуждал о добре и зле

* чтобы обеспечить себе доброе имя, необходимо быть хорошим в той области, в которой хочешь казаться таковым

* по мнению Ксенофонта (ученика Сократа), он изучал: что благочестиво и нечестиво, прекрасно и безобразно, справедливо и несправедливо, что есть благоразумие и неблагоразумие, храбрость и трусость, государство и государственный муж, власть над людьми и человек, способный властвовать.

• чтобы обеспечить себе доброе имя, необходимо быть хорошим в той области, в которой хочешь казаться таковым

• человеческое в человеке обусловлено обладанием наряду со смертным телом еще и бессмертной душой

• характерен просветительский пафос

• путь через познание и приобщение к мудрости открыт для всех

• приближение к истинному знанию - жизненный долг каждого, стремящегося к разумной и добродетельной жизни

• добро и зло - следствия наличия или отсутствия знания

• благодаря разуму и знанию здоровье, сила, красота, богатство, храбрость, щедрость и т. д. используются во благо

• необходимо обуздание человеком своей животной природы, воздержанность; воздержание - основа добродетели

• отождествлял мудрость и нравственность. Умный, нравственный, если правильно сопоставляет и применяет понятия

• идеальный политический строй должен опираться на справедливость, право и закон

• обязательно повиновение законам; дело правителя - приказывать, дело подчиненного - повиноваться

• несовместимость критического отношения к гос. политике с домогательством власти и государственных должностей

• разоблачал ложь, лицемерие, фальшь

• справедливость и всякая другая добродетель есть мудрость

• сумасшествие - это не знать самого себя или воображать, будто знаешь то, чего не знаешь

• завистники - те, кто горюет по поводу счастья друзей

• за ошибки нужно платить

• во время частных бесед обсуждал: все основные стороны государственной жизни, проблемы политики и права, справедливости, гражданских обязанностей, добродетелей и пороков, критически рассматривал недостатки афинской политики, предлагал пути ее совершенствования.

Наши рекомендации