Сельские (Малые) Дионисии

Праздник этот проводился не столько в самом городе, сколько в дерев­нях, почему его называют и Сельскими Дионисиями. Малые Дионисии были приурочены к первой пробе молодого вина. В этот день в деревнях устраивались веселые процессии, в ко­торых вели предназначенного для жертвоприношения козла, несли изображение фаллоса, пели песни в честь Диониса. Вслед за жертвоприношением на алтаре бога начинались сельские гулянки и пирушки, сопровождаемые всякого рода, иногда и непристойными, шутками и играми.

Второй афинский праздник Диониса — Линеи. Справлялся он в январе — феврале в течение нескольких дней кряду. По своему характеру Линеи были сходны с Малыми Диониси­ями, но проводились они гораздо пышнее — в самом городе Афинах в святилище Диониса. Именно на этих праздниках стали ре­гулярно проводиться театральные состязания.

Пик «театрального сезона» и одновременно его завершение – Городские(Великие) Дионисии, понимавшиеся афинянами как конец зимы и начало весны. В них состязались десять афинских фил, на сцене было занято в общей сложности тысяча человек.

Длились Великие Дионисии пять дней. Значительная часть первого дня отводилась жертвоприношениям и приготовлению священной трапезы, которая происходила одновременно с выступлениями хоров на орхестре. Драмы – трагедии и комедии –организовывались как выступления хоров после жертвоприношений и пиршеств. Первый день был днем дифирамбов, посвященным винопитию в честь Диониса.

Описание первого дня Великих Дионисий

(Д.П. Каллистов Античный театр, «Искусство», 1970):

Итак, утром все афиняне в праздничных одеждах устремлялись к юго-восточному склону Акрополя, где рядом с театром находился небольшой храм бога Диониса.

Здесь собирался весь город: жрецы, официальные должностные лица, представлявшие афинское государство, все афинские граждане обоего пола и неграждане – афинские метеки и приезжие из других городов.

Предстояло вынести из храма Диониса его деревянную статую и перенести ее в театр, чтобы бог, так сказать, лично мог присутствовать на проводившихся в его честь драматических состязаниях.

От храма Диониса до театра рукой подать, они находились почти рядом. Но коротким путем не пользовались. Нужно было воспроизвести весь тот путь, по которому, согласно преданию, Дионис впервые пришел в Афины. И вот эфебы — юноши, проходившие обязательное для всех полноправных афинян двухлетнее военное обучение, — торжественно выносили статую Диониса, и начиналась праздничная процессия. Все в ней заранее и давно было предусмотрено. За эфебами, несущими статую бога, следовали в определенном порядке жрецы, афинские власти, мальчики в праздничных одеждах — сыновья афинских граждан, — возглавляемые своими наставниками, самые красивые, специально для того отобранные афинские девушки с корзинами цветов на головах; дальше несли всякого рода праздничные аксессуары, вели жертвенных животных, следовали граждане и все остальные участники празднества.

Процессия огибала юго-восточный склон Акрополя, выхо­дила на самую парадную афинскую улицу — улицу Треножников, названную так потому, что на ней стояли бронзовые треножники, присуждавшиеся за победы на хоровых состязаниях. Следуя по этой улице, процессия достигала большой площади и останавливалась у алтаря Двенадцати богов. Здесь совершались жертвоприношения и произносились молитвы. … Процессия проходила между надгробными памятниками, по дороге, ведущей к роще, которая носила имя мифического афинского героя Академа. … Именно в этот парк и направлялась праздничная процессия. На одной из его лужаек эфебы устанавливали статую Диониса. Тут же начиналось его чествование. Группа за группой подходили сыновья и внуки афинских граждан к статуе бога и по очереди, каждая группа под руководством своего учителя, исполняли во славу Диониса посвященные ему песнопения. … С выступления мальчиков начинались праздничные состязания в честь бога Диониса.

На второй день на орхестре начинались состязания мужских хоров. Вечер второго дня тоже сопровождался возлияниями.

Три дня трагедий, похоже, были по преимуществу трезвыми, и лишь в конце пятого дня праздник победителей вновь завершался возлияниями и пирами в домах.

3. Содержание и структура трагедии и комедии.

Эволюция трагического жанра в контексте древнегреческой театральной культуры (Эсхил, Софокл, Еврипид). Театральные особенности аттической комедии (Аристофан).

Трагедия

В истории античного театра имеется одна особенность: греческая трагедия целиком основывается на мифе. Объясняется это тем, что в мировоззрении греков V в. до н.э. мифологические представления все еще играли важную роль. Так, действующими лицами греческой трагедии выступают боги или герои древности, которые ведут на небе такую же жизнь, как и люди на земле. Они вступают в борьбу друг с другом, мирятся, интригуют друг против друга. Поскольку мифологические сюжеты были знакомы большинству зрителей, для них была интересна не сама история, но ее театральное воплощение.

Трагедия («трагос» – «козел» и «одэ» – «песнь» – буквально «песнь козлов») – жанр, который основывается на истории столкновения человека и рока, заканчивающийся, как правило, гибелью героев.

Аристотель: «Трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему определенный объем, производимое речью, услащенной по–разному в различных ее частях, производимое в действии, а не в повествовании и совершающее посредством сострадания и страха очищение (катарсис) подобных страстей».

Любая трагедия характеризуется несколькими существенными элементами:

· гамартией, т.е. поступком, приводящего героя к гибели;

· гибрисом, т.е. гордостью героя, который упорствует, сохраняя приверженность чему-либо, несмотря на предостережения, и отказывается уклониться от исполнения своего долга;

· пафосом, т.е. страданиями героя, которые трагедия передает зрителям.

· катарсисом, то есть очищением страстей посредством страха и сострадания;

В трагедии герой обладает свободой, но он в равной мере и не свободен. Герой, обладая свободой выбора, вступает в отношения с судьбой и должен нести ответственность за свои поступки.

Структура древнегреческой трагедии:

1.Вводный диалог (пролог);

2.Вступление хора с песней (парод);

3.Цепь действий (эписодии);

4.Песни хора (стасимы);

5.Общий плач хора и актеров (коммос);

6.Торжественный уход хора и солистов (эксод).

Нам известны трагические произведения трех драматургов Древней Греции: Эсхила, Софокла и Еврипида.

Эволюция спектакля в V в. до н. э. – это эволюция функции хора. В трагедиях Эсхила «Персы» и «Умоляющие» партия хора составляет наибольшую часть пьесы. В целом хоровые партии в эсхиловской трагедии составляет почти половину текста. А после Эсхила партия хора не превышает двадцати процентов от всей пьесы. Хотя есть и исключения – «Эдип в Колоне» Софокла и «Вакханки» Еврипида. А вот у Еврипида в «Оресте» (ок. 408 г. до н. э.) хору отводится всего десять с половиной процентов.

Комедия

Комедия (komedia – ритуальная песня, сопровождающая шествие в честь бога Диониса).

Три критерия традиционно отличают комедию от трагедии:

· Действующие лица, как правило, занимают скромное положение в обществе («из народа»);

· Счастливая развязка;

· Преднамеренный вызов зрительского смеха.

Будучи «подражанием людям худшим» (Аристотель), комедия не обязана брать сюжеты из истории или мифологии. Она посвящена будням простых людей. Отсюда и легкость ее восприятия в любом обществе.

В то время как трагическое действие связано логической цепочкой мотивов, которые необходимо ведут к катастрофе, делая ее неизбежной, комедия живет идеей неожиданного и случайного, внезапными сменами ритма, драматической и сценической изобретательностью. Важным изобретением древней комедии стала парабаса – непосредственное обращение артистов к зрителям во время действия, высказывающее совет, либо точку зрения автора.

Персонажи комедии, как правило, неизбежно упрощены и обобщены, так как являются схематическим воплощением какого-либо недостатка или необычного взгляда на мир. Действие комедии может быть полностью вымышленным. Обычно оно распадается на серию препятствий и резких поворотов ситуации. Его основная движущая сила – недоразумение, ошибка, путаница.

Структура комедии:

1. Пролог (мог состоять из нескольких эписодиев);

2. Парабаса (обращение артистов к зрителям во время действия);

3. Эписодии и стасимы;

4. Агон (центральный диалог героев-противников)

5. Жертвоприношение

6. «Свадьба»

7. Заключительный факельный комос.

До наших дней дошли произведения древнего комедиографа Аристофана.

Наши рекомендации