Драматургия Метерлинка
Проблемы западноевропейского натурализма.
Натуралистический роман.
1. Позитивизм как философская основа натурализма. Натурализм и развитие естественных наук.
2. Теория “трех факторов” в концепции И.Тэна: понятия “расы”, “среды”, и “момента”. Социальный биологизм натуралистической картины мира. Понятия среды и наследственности в натуралистической литературе.
3. Теоретические работы Золя (“Экспериментальный роман” и др.). Понятия “беспристрастности”, “фактографичности”, “научности”.
4. Роман Э. Золя «Тереза Ракен». Особенности натуралистической поэтики:
а) особенности метода. Экспериментальный характер романа.
б) социально-биологический детерминизм в романе. Темперамент и среда как факторы, определяющие поступки персонажей.
в) описание среды в романе. Разработка художественной детали.
г) особенности стиля. Использование элементов научного стиля в романе.
д) способы выражения авторской позиции в романе.
Тексты:
Конт О. Дух позитивной философии. СПб, 2001.
Тэн И. История английской литературы. Введение. // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. М.: МГУ, 1987. С. 72-94.
Золя Э. Экспериментальный роман. Предисловие к роману «Тереза Ракен». Тереза Ракен.
Учебная литература. Хрестоматии и антологии:
Зарубежная литература конца XIX – начала XX века. Под ред. В. М. Толмачева. М. 2003. С. 29-75.
Зарубежная литература ХХ века. 1871-1917: Хрестоматия. М. 1981.
Критическая литература:
Соловьев Вл. Теория Огюста Конта о трех фазисах в умственном развитии человечества. // Соловьев В. Сочинения. В 2 т. М. 1990. Т. 2. С. 122-138.
История французской литературы: В 3 т. М. 1959. Т. 3.
Барро М.В. Золя. // Жизнь замечательных людей: Данте. Бокаччо. Бомарше. Беранже. Золя. Спб. 1994.
Кучборская Е.П. Реализм Эмиля Золя. М. 1973.
Мелик-Саркисова Н.В. Концепция человека и творческий метод Э.Золя. Махачкала 1975.
Пузиков А.И. Портреты французских писателей. Жизнь Золя. М. 1981.
Занятие № 2
Натуралистическая драматургия и реформы театра
В конце XIX – начале XX вв.
1. Г. Ибсен и «новая драма».
2. Натуралистические черты в драматургии Ибсена. Пьеса «Привидения».
3. Натуралистические и неоромантические черты ранней драматургии Гауптмана. “Перед восходом солнца”.
4. Шведский натурализм: А.Стриндберг. Натурализм и “новая драма”. Стриндберг о задачах театра (Предисловие к “Фрекен Юлии”).
5. Феминистские и антифеминистские тенденции в конце XIX в. «Проблема пола» в натуралистической литературе. Г. Ибсен «Кукольный дом». А. Стриндберг «Фрекен Юлия».
Тексты:
Ибсен Г. Привидения. Кукольный дом.
Гауптман Г. Перед восходом солнца.
Стриндберг А. Предисловие к “Фрекен Юлии”. Фрекен Юлия.
Вейнингер О. Пол и характер.
Хрестоматии и антологии.
Зарубежная литература ХХ века. 1871-1917: Хрестоматия. М. 1981.
Критическая литература
История западноевропейского театра. 1871-1918. М. 1974.
Зингерман Б.И. Очерки теории драмы ХХ века: Чехов, Стриндберг, Ибсен, Метерлинк, Пиранделло, Брехт, Гауптман, Лорка, Ануй. М. 1979.
Адмони В. Генрик Ибсен. М. 1956.
Адмони В. Творческий путь Генрика Ибсена. // Ибсен Г. Собрание сочинений. В 4 т. М. 1958. Т.1.
Адмони В.Г. Эстетические взгляды Генрика Ибсена. // Ибсен Г. Собрание сочинений. В 4 т. М. 1958. Т. 4.
История немецкой литературы: В 5 т. М. 1968. Т.4.
История немецкой литературы: В 3 т. М. 1986. Т. 2.
Мандель Е.М. Гауптман (Драматическое творчество конца XIX - начала ХХ вв.). Саратов 1972.
Сильман Т.И. Гергарт Гауптман. М. 1958.
Блок А. Памяти Августа Стриндберга. // Блок А. О литературе. М. 1989. С. 271-276.
Неустроев В.П. Литература скандинавских стран. М. 1980.
Неустроев В. Художественный мир Стриндберга. // Стриндберг А. Избранные произведения. В 2 т. М. 1986. Т. 1.
Неустроев В.П. Литературные очерки и портреты. М. 1983.
Занятие № 3*
(*обязательно для студентов специальности «английский язык и литература»)
Английский неоромантизм
1. Проблема неоромантизма. Недостаточная разработанность понятия в российском литературоведении, неточность представления о нем как «литературном течении».
2. Неоромантизм в Великобритании. Традиции романтизма и их трансформация в неоромантизме. Проект преодоления декаданса в неоромантизме.
3. «Авантюрный роман» в творчестве У. Коллинза, Р. Хаггарда, Р. Л. Стивенсона, Дж. Конрада.
4. «Колониальная проза» Р. Киплинга.
5. Творчество А. Конан-Дойла и развитие жанра детектива.
6. Типология неоромантической литературы: Приключенческий сюжет. Неоромантический герой. «Экзотизм» обстановки.
Тексты
Дойл А.К. Приключения Шерлока Холмса.
Киплинг Р. Простые рассказы с гор. Баллады.
Конрад Дж. Сердце тьмы.
Стивенсон Р.Л. Странный случай с мистером Джекилем и доктором Хайдом.
Критическая литература
Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. М. 1985.
Аникст А.А. История английской литературы. М. 1956.
Долинин А. Редьярд Киплинг, новеллист и поэт. // Киплинг Р. Рассказы. Стихотворения. Л., 1989.
Дьяконова Н.Я. Стивенсон и английская литература XIX века. Л. 1984.
Зарубежная литература конца XIX – начала XХ века. / Под ред. В. М. Толмачева. М., 2003.
История английской литературы. М. 1958. Т. 3.
Олдингтон Р. Стивенсон. Портрет бунтаря. М., 1985.
Толмачев В. М. От романтизма к романтизму. М., 1997.
Урнов М.В. На рубеже веков: Очерки английской литературы. М. 1970.
Урнов Д.М. Джозеф Конрад. М. 1977.
Занятие № 4
Символизм в европейской литературе конца XIX в.
Драматургия Метерлинка.
- Символизм: мировидение, поэтика, эстетика. Символизм и романтизм: традиция и ее преображение. Понятие символа в культуре конца XIX века, его специфика.
- Манифесты символизма (Мореас, Малларме).
- Символистский театр во Франции.
- Метерлинк - реформатор европейской драмы. Теоретические работы Метерлинка ( «Новая драма», «Трагедия каждого дня», «Интервью (О символе)»). Концепция трагического, несовпадение “внутреннего” и “внешнего” действия. Идея “двух диалогов” в драме. Драма “молчания”, “ожидания”.
- Жанровая специфика одноактных драм (“Непрошеная”, “Слепые”, “Там, внутри”). Система персонажей. Организация пространства. Символика. Особенности диалога и авторских ремарок.
- Эволюция взглядов Метерлинка. Жанровая специфика пьесы “Синяя птица”.
Тексты:
Мореас Ж. Манифест символизма.
Метерлинк М. Новая драма (Из кн. “Двойной сад”). Трагедия каждого дня
(Из кн. “Сокровище смиренных”). Интервью (О символе). Непрошеная.
Слепые. Там, внутри. Синяя птица.
Учебная литература. Хрестоматии и антологии:
Поэзия французского символизма. М.: Изд. МГУ 1994.
Французский символизм. Драматургия и театр. СПб., 2000.
Зарубежная литература ХХ века. 1871-1917: Хрестоматия. М. 1981.
Зарубежная литература конца XIX – начала XX века. Под ред В. М. Толмачева. М. 2003. С.109-137, 179-197.
Критическая литература.
История западноевропейского театра. 1871-1918. М. 1974.
История зарубежного театра. Ч. 2. Театр западной Европы XIX - начала XX веков. 1789-1917. М. 1984.
Андреев Л.Г. Сто лет бельгийской литературы. М. 1967.
Андреев Л.Г. О двух знаменитых бельгийцах. // Верхарн Э. Стихотворения. Зори. Метерлинк М. Пьесы. М. 1972.
Шкунаева И.А. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней: Очерки. М. 1973.
Занятие № 5*
(*обязательно для студентов специальности «английский язык и литература»)