Социальные функции культуры
Культура как способ организации общественной, групповой или индивидуальной жизни, допускает возможность самых разнообразных решений человеческих проблем, применительно к конкретным условиям социо-культурного времени и пространства. Какие же функции должна осуществлять культура, чтобы обеспечить, с одной стороны, стабильность жизни людей, а с другой – сделать возможными новые подходы к меняющемуся миру? Иными словами, что входит в круг деятельности, в основные социальные обязанности культуры? Структурная сложность общества обуславливает многофункциональность культуры. В культурологии предпринимаются попытки сгруппировать различные функции, выстроить их иерархию. Например, предлагается выделить (1) адаптивный, (2) регулятивный и (3) познавательный комплексы функций, объединяемые основной задачей воспитания высоконравственной, гуманной личности. К первому комплексу отнесены адаптационная, социализирующая и гармонизационная функции. Культура, с этой точки зрения, выстраивает стратегию приспособления общества к окружающей среде, вхождение человека в коллективную жизнь, а также согласование иррациональных и рациональных сторон индивидуального бытия. Регулятивный комплекс – это взаимосвязь аксиологической (ценностной), нормативной и семиотической функций. Иными словами, благодаря существующей в культуре системе норм человек вырабатывает ту или иную ценностную ориентацию (действенные предпочтения). В то же время, культурные нормы выступают как более или менее строгие требования, подчиняющие отдельного индивида сообществу. Чтобы сохранить и продлить действенность столь важных правил, вырабатываются всевозможные средства их фиксации – знаки и символы (семиотическая функция). Познавательный комплекс может рассматриваться как объединение гносеологической, коммуникативной и трансляционной функций культуры. Задачей культуры, в данном случае, становится накопление и передача знаний, необходимых для освоения мира. Для организации жизни общества, если иметь в виду коллективные потребности людей, наиболее существенными, ведущими являются функции коммуникации, трансляции и трансмутации, которые пронизывают весь круг задач культуры. Коммуникативная функция культуры заключается в том, что рядом с биологическими формами общения, а потом вместо них, перестраивая их, люди создают все новые и новые способы обмена данными, мыслями, чувствами. Культура не обеспечивает передачу информации автоматически, в отличие скажем, от генетического кода в природе, даже когда речь идет о выживании сообщества. Общение как культурный процесс должно постоянно поддерживаться творческими усилиями его участников. Оно требует от человека умение оформлять содержание собственного сознания и понимать других людей. Величайший продукт культуры, который обеспечивает коммуникацию – Слово. Речь, устная и письменная, есть древнее и вечно молодое работающее изобретение культуры. И пусть поэт сказал когда-то, что «мысль изреченная есть ложь», подчёркивая отличие индивидуального переживания от его словесного выражения «для других», потенциал словесно-знакового способа общения человечество еще не исчерпало. В значительной степени оно подчинило себе и преобразовало наглядно-образную коммуникацию (показ, передача образов и чувств через внушение, сопереживание и др.), имеющую более древние корни, чем речевое общение. О высоком культурном значении речевой коммуникации свидетельствует широко распространенная во всём мире практика включения в школьное и университетское образование громкого художественного чтения, тренировки быстрого чтения (начальная школа), сочинения и пересказа (в средней школе), составления и произнесения докладов, дебатирования и управления дискуссией (в высшей школе). В Японии, например, в пятидесятые годы прошлого столетия была разработана программа «Языковое существование», имеющая научное, педагогическое и практическое содержа-ние. Резонно отмечая скудость природных ресурсов и высокую плотность населения, авторы этой программы предложили обра-тить внимание на культурный потенциал народа и повысить его эффективность путем реформы речевой деятельности и языка. Так, взамен сословной вежливости предлагались общенациональ-ные, более демократичные формы речевого этикета. Но в отличие от послереволюционной России, где этикет был сознательно упро-щен и огрублен как еще один вызов в жестокой классовой борьбе, в Японии главной была задача созидания атмосферы социальной кооперации, комфорта, поддержания общественного единства. По мнению японцев, речевая коммуникация, построенная на всеобщей взаимной вежливости, с учетом народных традиций, повышает трудовой энтузиазм и производительность труда, смягчает соци-альные конфликты. Трансляционная функция культуры – это, по сути, та же ком-муникация, но развернутая в социально-историческом времени и пространстве. Под трансляцией следует понимать, прежде всего, передачу социального опыта от одного поколения людей к другому, от эпохи к эпохе. Культура обеспечивает наследование условий совместного существования для многих поколений, создавая более или менее надежную защиту от экологических законов регулирова-ния жизни. Этого требует, в частности, постоянный рост населения Земли, серьезное влияние на который могут иметь лишь культур-ные факторы. Трансляция – всеобъемлющая и многоплановая функция. В ней можно выделить, например, духовный и материальный компо-ненты. Духовная, или субъектная трансляция иногда называется человекотворческой функцией культуры, ибо направлена на фор-мирование личности, ее качеств, в диапазоне, приемлемом для данного общества. На эту сторону трансляции работают, в первую очередь, те социальные институты и отношения, которые мы при-выкли называть системой воспитания и образования. Материальная, или предметная сторона культурной трансля-ции выражается в том, что мы наследуем и принимаем как «само собой разумеющийся» мир искусственно созданных предметов, сооружений, механизмов.
Среда существования человека все в большей степени благодаря культурному наследованию превра-щается в техносферу. Особое значение для выживания человечества имеют механизмы наследования технологических знаний и практических навыков. Именно передача «мозаики технологий» от поколения к поколению сформировала потребность не просто в словах-обозначениях вещей, но и в понятиях об объективных свойствах предметов и процессов, вовлеченных в человеческую деятельность. В последнее время высказывается мнение, что культурная трансляция в будущем должна быть расширена и преобразована. Нарастание экологических проблем, вызванных недальновидной деятельностью человека, заставляет предположить, что грядущая цивилизация неминуемо станет биосферотранслирующей. Ответственность за существование и воспроизводство биосферы должно взять на себя культурное человечество. Новые горизонты открывают и космические программы, технологическое освоение околоземного пространства, проекты колонизации планет Солнечной системы. Изучение возможностей функции культурной трансляции показывает, что у нее есть определенные перспективы, возможности, а вместе с тем и границы. Очевидно, что объем социальной памяти постоянно возрастает, однако прирост информации не может быть бесконтрольным. Люди, жившие до нас, своей деятельностью изменили мир, а тем самым поставили нас, своих наследников, в новые условия. Привычные для прошлого культурные формы уже не удовлетворяют потребности новых поколений. Возникает необходимость культурного отбора и выбора, то есть способности управлять информационными потоками. Здесь следует указать на функцию трансмутации, в которой концентрируется творческая сторона культуры. Мутацией принято называть реорганизацию структур воспроизводства информации, перестройку самого аппарата носителей информации. Чтобы жизнь людей в обществе была устойчивой, необходимо разнообразие форм культурной наследственности. Сохранение социальной системы путем усиления многообразия элементов и связей между ними – таково основное назначение функции трансмутации. Например, в примитивных сообществах имя человека или вещи никогда не бывало случайным, поскольку в нем воплощалась предсказанная «программа» поведения или известный уже порядок действий. Однако сведения, которые накапливаются со временем, в связи с их значимостью для человеческого сообщества, не могли бесконечно сохраняться ни в рамках индивидуального опыта, ни в коллективном мифологическом сознании. Поэтому позже возникают новые, надындивидуальные каналы накопления и передачи культурной информации – наука, философия, искусство и др. В них вырабатываются критерии определения значимости информации, отсеивается культурный «шум», идет борьба между разными вариантами решения насущных проблем человечества. Перечень социальных функций культуры можно расширить за счет, например, игровой или стилеобразующей задач. Некоторые исследователи полагают, что культуре присуща также «репрессивная» функция, суть которой в подавлении биологической агрессивности человека социальными средствами, преобразовании её в социально приемлемые формы (художественное и техническое творчество, спортивное состязание, научную полемику).
Культурная динамика
Сам термин «динамика» буквально означает сила, учение о силах и производимых ими движениях. Культурная динамика исследует социокультурные изменения с позиций различения типов культурного воздействия и характера культурных изменений. Когда речь идет о социодинамике, подразумеваются изменения, которые происходят в обществе, культуре и человеке под воздействием внешних и внутренних сил. Изменения – неотъемлемое свойство культуры. Понятие «изменение» включает в себя как внутреннюю трансформацию культурных явлений (нетождественность самим себе во времени) так и внешние перемены (взаимодействие между собой, передвижения в пространстве и т.п.). Культурная динамика описывается тремя основными типами взаимодействия: фазовым или этапным, циклическим и инверсионным. Наиболее простая картина культурного развития представлена в традиционной теории линейного прогресса, т.е. целенаправленного поступательного движения культурных форм, понимаемого в эволюционизме как совершенствование человеческого рода, общества, отдельного человека, а также результатов его материальной и духовной деятельности. Этот тип культурной динамики получил название фазового, или этапного. Для его изучения используется метод исторической периодизации, ведущим критерием которой является доминирующий тип общественных отношений (тип социальности). Тип социальности складывается на основе преобладания межличностных отношений в доиндустриальном обществе, товарно-денежных факторов в – индустриальном, или же комплекса власти-собственности-информации, который формирует тип социальности современного постиндустриального общества. В рамках исторического материализма концепция формационного развития культуры утверждала в качестве основного фактора изменения в способе производства. В соответствии с этими изменениями выделялись и основные периоды линейного развития мирровой культуры, порождавшие соответствующие типы культуры: первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая. Как предполагалось, смена характера производства ведет за собой и изменение общественного строя, а вместе с ним и культуры. Если изменить масштаб и ввести стадиальный критерий универсального уровня, то культурная динамика человеческого общества предстанет как общемировой процесс смены всемирно-исторических эпох: Первобытность, Древность, Средневековье, Новое и Новейшее время. Динамика оценивается в этом случае как комплексное поступательное восхождение человеческого сообщества по ступеням исторического прогресса.
Фундамент фазового типа культурной динамики – социокультурное преобразование. Оно имеет место, когда иное состояние возникает в результате изменения прежнего под влиянием интенсивных процессов общественного обновления. Различают три основных вида преобразований: реформу, трансформацию и революцию. Реформой называется изменение, переустройство какой-либо стороны социо-культурной жизни, не уничтожающее основ существующего порядка. В общественной теории и практике к реформам причисляют более или менее прогрессивные преобразования, известный шаг к лучшему. Под трансформацией понимают совокупность явлений и процессов, поэтапно и формально ненасильственным образом приводящих социо=культурную систему к принципиально новому качеству отношений. Революцию определяют как глубокое качественное изменение в развитии чего-либо. Применительно же к социокультурный среде говорят о коренном, как правило, насильственном ниспровержении главнейших традиционных ценностей и стереотипов (поведения, сознания, мышления), смене идеологий, крутом повороте государственной политики в области культуры, кардинальном преобразовании социального состава интеллигенции. Циклический тип культурной динамики исходит из представления о том, что изменения в мире подчинены закону повторяемости, обратимости. Каждая культура проходит определенный жизненный цикл от рождения до смерти, двигаясь по замкнутому кругу к исходному состоянию хаоса. Подобные взгляды были распространенны в V-IV вв. до н.э. в греческой (Аристотель, Полиций) и древнекитайской (Сыма Цянь) философии. Идея цикличности противостояла идее прогрессивного поступательного развития человеческой культуры и в XIX-XX вв., найдя свое отражение в движении культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского, жизни «культурных организмов» в концепции О. Шпенглера, круговороте «локальных цивилизаций» А. Тойнби, теории «этногенеза» Л. Н. Гумилева.
Изменения в рамках цикла оказываются повторимыми, общества движутся по сходным траекториям на протяжении многих поколений. В рамках циклического понимания культуры время воспринимается как замкнутое, периодически возвращающееся к исходной точке. Прошлое поэтому поэтизируется в легендах о «золотом веке», в котором для народов содержится все лучшее, предназначенное для подражания и воспроизведения. Еще одним типом социокультурный динамики называют инверсию, которую иногда рассматривают как частный случай циклических изменений. Однако это не совсем верно, ибо инверсия описывает изменения, которые движутся не по кругу, а совершают маятниковые качания – от одного полюса культурных значений к другому и обратно. Такой тип динамики возникает в обществах, где не сложилось устойчивое культурное ядро, «золотая середина» или прочная структура. Поэтому ослабление жесткой нормативности и ограничений может приводить к распущенности нравов, бессловесная покорность по отношению к существующим порядкам и их носителям может сменяться «бессмысленным и беспощадным бунтом», разгул страстей и чувственности может уступить место крайнему аскетизму и рассудочному рационализму. Чем меньше степень стабильности общества и чем слабее налажены отношения между его различными компонентами, тем больший размах приобретают повороты в его духовной и политической жизни. Инверсионная волна может быть разной продолжительности - от нескольких лет до нескольких веков. Инверсионный характер имели изменения культуры в разные времена и в разных обществах. На определенном этапе такой характер принимал переход от язычества к монотеизму, сопровождавшийся искоренением предшествующих культов, от религии к атеизму, приведший к разрушению прежних святынь, огульной критике религии и расправам со священниками. Такой характер могут иметь переходы от культурной изоляции к интенсивному подражанию западным образцам или от государственно-партийного тоталитаризма к плюрализму как прямо противоположным моделям политической и культурной жизни. Когда говорят о характере культурных изменений, имеют в ввиду направление их воздействия на общество. С этой точки зрения различают: - изменения, ведущие к обогащению и дифференциации культуры; - изменения, ведущие к ослаблению дифференциации и упадку культуры; - изменения, которые могут никак не проявлять себя в течение длительного времени, обрекая культуру на застой. Обогащение культуры принято рассматривать как процесс углубления дифференциации ее структуры при сохранении устойчивости фундаментальных частей системы. Положительные изменения всегда связаны с формированием новых жанров, направлений, стилей искусства, внедрением новых технологий, появлением новых культурных центров, рождением гениев и т.д. Но новое не всегда служит синонимом прогресса, а лишь в том случае, когда оно способствует духовно-нравственному совершенствованию человека, помогая расширить его свободу без ущерба для всего живого. Культурный упадок чаще всего связан с ослаблением значимости высоких сфер культуры, ее примитивизацией, ростом прагматической направленности общественного сознания, т.е. с набором факторов, вызванных стандартизацией жизни в условиях массового общества. Упадок также может выражать себя либо как усталость, реакция расслабления на предшествующий бурный период развития культуры, либо как неудовлетворенность его результатами. Культурный кризис сопровождается резким ослаблением традиционных связей между важнейшими элементами и институтами культуры. В силу этого система подвергается распаду. Кризис может быть окончательным, но может также дать начало формированию иных, более актуальных элементов и их связок, став зародышем новой культуры.
О культурном застое говорят, когда изменения не происходят в течение длительного времени. Общество обнаруживает приверженность к традициям, ориентируется на неизменность норм, ценностей, смыслов, знаний, вводит запрет на нововведения. В таких социокультурных средах преобладает циклический тип динамики, выпрямить который в линию поступательного развития чрезвычайно сложно.
Тот или другой вариант культурных изменений, как правило, не охватывает культуры в целом. Напротив, отличительной особенностью всякой культуры является ее многослойный характер, в силу чего в ней могут происходить одновременно изменения, направленные в разные стороны и с разной скоростью. Движение к обновлению вызывает обычно накопление тенденций к стабилизации, что приводит рано или поздно к откату и смене ориентаций. Кроме того, разные компоненты культуры изменяются с разной скоростью. Наиболее устойчивой оказывается мифология, способная в той или иной форме сохранять свои образы на протяжении многих веков. Большой объем консервативности заключает в себе и религия, несущая функцию интеграции общества. Более подвижной оказывается художественная культура, гибко реагирующая на изменение духовного состояния общества или его отдельных слоев. Но самой высокой способностью к изменениям отмечена современная наука, удваивающая массив своих знаний за 10-12 лет.