Роман «Герой нашего времени»
Задания I уровня
Запишите, в каком порядке даны повести в романе и в каком должны были бы быть расположены по хронологии. Сформулируйте кратко, что из этих глав мы узнаем о Печорине («Предисловие» ко 2 части не забудьте).
По хронологии
В романе
Содержание
Что даёт такая композиция для понимания образа главного героя? Обратите внимание: читатель узнает о смерти Печорина – человека, но литературный герой бессмертен благодаря такой композиции.
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Назовём рассказчиков в романе. Кто рассказывает читателям о Печорине? Чем они отличаются друг от друга как рассказчики о Печорине? Что дает читателю такое количество рассказчиков и их последовательность?
Образ рассказчика
Рассказчик
Главы
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Найдите в романе мотивы, разработанные и в лирике Лермонтова. Приведите примеры стихотворения и строк в романе по 1 из следующих тем: «Романтический пейзаж», «Одиночество», «Демонические мотивы». «Оценка поколения», «Тема нерастраченных сил незаурядной личности», «Тема судьбы, рока».
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания II уровня
Найдите в романе «Герой нашего времени» черты нравоописательного, авантюрного, психологического романа, путевого оценка, рассказы на бивуаке, светской повести, кавказской новеллы (2 по выбору).
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Перед дуэлью Печорин пишет в дневнике: «И может быть, завтра я умру!... и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец».
Разовьём мысль Печорина. Приведите примеры того, что он «добрый малый» и того, что он «мерзавец». Продолжите таблицу.
«добрый малый»
«мерзавец»
Любит природу
загнал насмерть любимого коня
Прочитаем дневник дальше: «И то и другое будет ложно». Т.е. сам Печорин себе оценку не даёт, она ему не нужна, ведь он пишет дневник, да и сам себя знает. Где же найти ответ – «добрый малый» Печорин или «мерзавец»? Обратите внимание: в каждой книге очень важна 1 строка – название. Выпишите его. О чём говорит это название?
Сам автор тоже высказывает своё мнение – в Предисловии к роману. Выпишите оценку Лермонтова.
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Даёт эту оценку и В.Г.Белинский в статье о романе. Выпишите самую яркую оценку критика.
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания II уровня
До сих пор не решён в лермонтоведении вопрос, романтический или реалистический это роман и герой его. В пользу того, что это роман романтический, говорит такая черта романа, как обилие ситуаций подслушивания-подглядывания (это заметил В.Набоков). Выпишите сведения о найденных вами ситуациях: кто подслушивает-подглядывает, за кем, организовано он героем или непроизвольно.
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
О чём говорит такое обилие ситуаций? Какова в них роль Печорина? Сделайте выводы, романтический или реалистический это герой.
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания II уровня
Сопоставьте образы Печорина и Грушницкого. В чем они схожи? В чем противопоставлены? Кто из них хочет «быть», а кто «казаться»? Почему противоречия между ними так неразрешимы?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания II уровня
Сопоставьте образы Онегина и Печорина. Почему В.Г.Белинский назвал Печорина младшим братом Онегина?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания II уровня
Почему так одинок Печорин, хотя вокруг так много людей, желающих с ним дружить или любить его: Максим Максимыч, Вернер, Бэла, княжна Мери, Вера… Проанализируйте взаимоотношения с кем-либо из них (по выбору).
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания III уровня
Напишите сочинение на одну из данных тем.
Что роднит Печорина с горцами.
Печорин-пейзажист.
«Странность» Чацкого и Печорина.
Печорин в «Тамани»: каким он прибыл на Кавказ и какие качества утратил.
Женские образы в романе.
Роль повести «Фаталист» в романе.
Роль портрета Печорина для понимания его образа.
Роль «Предисловия» к роману и «Предисловия» к «Журналу Печорина».
Печорин в ночь перед дуэлью.
Напишите реферат на 1 из данных тем.
Мотивы лирики Лермонтова в романе «Герой нашего времени».
Демонические черты в образе Печорина.
Психологизм романа Лермонтова «Герой нашего времени».
Роман «Герой нашего времени» в прочтении критиков XIX-XX веков.
Н.В. Гоголь
(1809-1852)
Мертвые души
«Мёртвые души» Гоголя –творение столь глубокое по содержанию и великое по творческой концепции и художественному совершенству формы, что одно оно пополнило бы собою отсутствие книг за десять лет и явилось бы одиноким среди изобилия в хороших литературных произведениях.
В.Г.Белинский
СЛОВАРЬ
Составьте предложения с данными словами и словосочетаниями: первоначальный замысел, сожженная рукопись, поэма, «чисто русский анекдот», ироническое отношение, сатирическое изображение, помещичья Россия, образы чиновников, образ России, лирические отступления.
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Перерисуйте к себе в тетрадь и заполните таблицу «Приёмы создания образов помещиков»: выпишите детали (отдельные слова и словосочетания), создающие образ героя.
Помещик
Пейзаж вокруг усадьбы
Интерьер
Портрет помещика
Обед
Отношение к продаже мертвых душ
По каким ещё признакам характеризует Гоголь помещиков?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задание I уровня
Расположите помещиков на своеобразной лестнице, над ступенькой надписав фамилию помещика, а под ступенькой – краткую афористическую характеристику помещика («прореха на человечестве», кулак, вздорный человек, пустопорожний мечтатель, «дубинноголовая»). Сопоставьте «движение» помещиков с хронологией их появления в поэме. Каковы ваши выводы из этих наблюдений?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задание I уровня
Как фамилии помещиков раскрывают сущность каждого из них?
Найдите любимое слово каждого помещика.
Какой герб мог бы взять каждый из помещиков? Опишите или нарисуйте их.
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Перечитайте описание губернского бала. Гоголь сравнивает поведение чиновников на балу с суетой мух на сахаре. Почему возник такой образ? В чём его смысл? Как он помогает понять образы чиновников?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Докажите, что чиновники города N не приносят пользу государству, которому служат. А чем они заняты? Какие способы изобрели для удовлетворения личных нужд?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Перечитайте описание города N. Чем этот город похож на тот, в который приехал Хлестаков?
____________________________
____________________________
____________________________
Над чем вы смеялись, читая описание города и гостиницы?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Выпишите из этих описаний сравнения, создающие комический эффект.
____________________________
____________________________
____________________________
Найдите романтическое сравнение, приложенное к бытовому предмету жалкой обстановки гостиницы или города.
____________________________
____________________________
____________________________
Найдите эпитет – характеристику человека, которая тут же опровергается.
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Какие наставления дал отец Павлуше Чичикову? Что в них вас поразило? Как мальчик выполнил наставления отца? Что в действиях мальчика вас поразило?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Составьте историю восхождения Чичикова, продолжите ряд: скопил 5 копеек - (продолжите ряд).
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Какие взлёты и падения пережил Чичиков? Какие качества личности ему пришлось при этом проявить?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания II уровня
Сравните Чичикова и помещиков. Кто из них хуже? В чём и почему?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Почему Гоголь называет своего героя «подлецом», но делает главным героем произведения?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Составьте галерею народных типов, дайте определения главным качествам личности. Почему получились такие разные характеристики?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Определите основные тему, интонации и отношение автора к изображаемым явлениям в лирических отступлениях.
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания II уровня
Почему жанр этого произведения – поэма? На какой жанр это произведение похоже? Но Гоголь настаивал на жанре поэмы: он издал её, на обложке поместив в центре очень крупно слово «Поэма», а ниже – гораздо мельче – «Мёртвые души». Почему?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания III уровня
Напишите сочинение на одну из данных тем.
Роль второстепенных персонажей в поэме.
Мир «реальный» и мир «идеальный» в поэме.
История прокурора в поэме «Мёртвые души».
Приёмы сатиры в поэме «Мертвые души».
Роль и функции пейзажа в поэме.
Напишите реферат на одну из данных тем.
«Мёртвые души» Гоголя и «Божественная комедия» Данте.
Прочтение поэмы Гоголя критиками XIX-XX веков.
Особенности гоголевского лиризма.
Образ автора в поэме.
Образ дороги в поэме.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Слово о полку Игореве ..................................................................... 3
2. Русский классицизм ........................................................................... 6
3. Сентиментализм ................................................................................. 13
4. Романтизм ............................................................................................. 24
5. А.С. Грибоедов .................................................................................... 30
6. А.С. Пушкин ......................................................................................... 38
7. М.Ю. Лермонтов ................................................................................. 71
8. Н.В. Гоголь ........................................................................................... 89
9. Список использованной литературы ........................................... 97
Тетрадь по литературе на печатной основе для 9 класса составлена с учетом учебника «Литература» под ред. В. Г. Маранцмана.
Рабочая тетрадь предназначена для изучения нового материала на уроках, для выполнения домашних заданий, это своеобразное учебное пособие, т.к. содержит сведения по теории литературы, это и пособие для подготовки учащихся к олимпиадам.
Главное внимание в тетради уделяется художественному миру произведения. Достоинство тетради - словарь к каждому произведению, список литературы для учителя.
Каждый раздел тетради содержит задания 3 уровней, причем третий выходит за рамки обязательной учебной программы, это реферативные или олимпиадные задания.