Лекция 14. РАСТИТЕЛЬНОСТЬ

Насаждения — деревья, кустар­ники, цветочные и травянистые ра­стения — составляют основу форми­рования парковой среды. Они нера­сторжимо связаны с другими компо­нентами ландшафта — рельефом и водой и с учетом климата опреде­ляют пространственную структуру и характерный облик каждого объ­екта.

В процессе исторического разви- тия ландшафтного искусства сложи­лись различные виды парковых на­саждений. В регулярных парках они принимают геометрические формы — это боскеты, аллеи, группы, солите­ры. Открытые пространства пред­ставлены партерами — газонными, цветочными, водяными. В пейзажных парках, где композиция строится на асимметричном равновесии объемов и в ее основу положен принцип вос­создания образа естественной при­роды,— это массивы, аллеи, группы, солитеры.

Все виды парковых насаждений (компоненты паркового пейзажа) в основном выполняют тождественные функции в пейзажах и различаются стилистически.

Солитеры,или отдельно стоящие деревья, используются как в регу­лярных, так и пейзажных компози­циях. В регулярные композиции включаются виды, имеющие геомет­рически правильную (регулярную) форму кроны,— пихты, пирамидаль­ные тополя, колонновидные формы туи западной, а также шаровидные привитые формы клена, рябины, робинии. Кроме того, часто такие кро­ны формируют с помощью стрижки. В пейзажных композициях в качест­ве солитеров используют деревья со свободной естественной формой кро­ны. Размер солитера определяется масштабом композиции.

Солитеры в пейзаже парка выпол­няют роль акцента или центра ком­позиции; элемента, выявляющего парковые оси композиции или ось фасада сооружений; «рамы» пейзаж­ной картины или создают переход от закрытого пространства к открытому. Отдельно стоящее дерево должно возбуждать интерес, иметь запоминающийся облик. При разме­щении его в пространстве парка основная задача состоит в том, что­бы показать индивидуальную красо­ту дерева. Для малых парковых кар­тин (ширина 20—50 м) рекомендуют­ся ива ломкая форма шаровидная, красивоцветущие яблоня, груша, слива; для средних (60—100 м) — каштан конский, клен остролистный, сосна обыкновенная, ель обыкно­венная; для больших (120 м и бо­лее) — лиственница сибирская, то­поль белый, дуб черешчатый.

Аллеи.Как правило, аллеей назы­вают прямолинейную дорогу с ря­довой обсадкой. Если прямая дорога

проложена в лесном массиве парка или лесопарка, ее называют просекой (иногда — просек — по традицион­ной лесохозяйственной терминоло­гии), или дорогой (Майский просек и лучевые просеки в Сокольниках, дороги — Дружеская, Доброго же­ниха и др.— в районе Большой звез­ды в Павловском парке). Дороги со свободной трассировкой аллеями на­зывают редко, даже если они и имеют обсадку из деревьев и кустарников.

Прямые аллеи с рядовой обсадкой в русском паркостроении сложились как самостоятельный и один из наи­более выразительных элементов парка.

По своему назначению в парке аллеи бывают главные, входные (в зависимости от размера и посещаемости парка их ширина мо­жет быть 5—8—12 до 30 м) и вто­ростепенные — обзорные, кольцевые, прогулочные (ширина 2—3—5 м). В усадебных парках почти всегда имелись подъездные аллеи, обсажен­ные березой, липой, дубом, елью.

По структуре аллеи могут быть симметричные и асимметрич­ные; простые — в виде одного по­лотна дороги и сложные — двойные, тройные (тройная аллея в Павлов­ском парке, тройная аллея в Примор­ском парке Победы).

По вертикальной сомк­нутости аллеи могут быть 1, 2, 3-ярусные.

По классификации Б. Кохно ал­леи можно отнести к замкнутому типу обращенных пространств. В за­висимости от густоты посадки, ориен­тирующей восприятие, они подразде­ляются на открытый, полузакрытый и закрытый типы.

Полузакрытый и открытый типы строятся с учетом обзора окружаю­щих пейзажей. Они обрамляются рядами и группами деревьев (реже кустарников) с интервалом разме­щения в ряду 7—12 м. Например, сквозь колоннаду стволов Рамповой аллеи в Екатерининском парке вос­принимаются пейзажи Большой по­ляны; мощные стволы дубов (рас­стояние между деревьями 8 м) Ду­бовой аллеи парка Суханово служат обрамлением пейзажей и создают ритм их чередования.

Закрытый тип ориентирует взгляд строго по оси движения. Аллеи этого типа композиционно завершаются архитектурными сооружениями, скульптурой, фонтанами, газоном, цветником и др. Деревья высажи­вают близко (2—3—5 м), и, смыкая кроны, они образуют зеленый свод, иногда очень выразительный бла­годаря своей архитектонике. К за­крытому типу аллей относятся так­же перголы и берсо (см. раздел по истории ландшафтного искусства). Соотношения ширины аллеи, ее высоты и протяженности, а также сте­пень сомкнутости являются важной объемно-пространственной задачей.

При большой протяженности (300—500 м) необходимо прерывать ритм аллеи раскрытием вида, вклю­чением площадки с различными ак­центами (скульптура, ваза, фонтан и др.). Иногда в смене впечатлений решающую роль играет рельеф, ког­да незаметный для глаза его пере­пад в середине пути скрывает про­тивоположный конец аллеи и завер­шающий ее акцент. Создается эф­фект его постепенного раскрытия по мере подъема (подъемная аллея в Архангельском парке) или вне­запного появления (сосновая ал­лея в парке Веселые Боковеньки).

Выразительность аллеи зависит также от ее ориентации по сторонам света, ритма освещенных и затенен­ных участков дороги, мозаики те­ней. Очень важен подбор ассорти­мента растений. Традиционно ис­пользование липы, березы, дуба, кле­на, вяза, лиственницы, ели, сосны, в южных районах — тополя, плата­на, кипариса (А. Косаревский от­мечает, что в исторических парках Украины для обсадки аллей при­меняли только долговечные породы, и создавались они, как правило, из одного вида). Деревья первой вели­чины придают аллее монументаль­ный характер, хвойные — более тор­жественный, плодовые — камерный. Введение красивоцветущих кустар­ников вносит мажорное, празднич­ное настроение. Например, в ЦПКиО им. С. М. Кирова на Елагином ост­рове аллея, идущая от Масляного луга на стрелку острова, разделена полосой ковровых цветников, а по сторонам обрамлена эффектно цве­тущими многолетниками; дубовая аллея в зоопарке Берлина декориро­вана широкой полосой из рододен­дронов. Она особенно эффективна в период цветения.

Для аллейных посадок необходим однородный высококачественный материал. При распаде насаждений целесообразно заменить всю аллею целиком, так как замена единичных экземпляров нарушит ее однород­ность. Исключение составляют ал­леи в мемориальных парках (Аллея Керн в Михайловском), где ценно каждое сохранившееся дерево.

К рядовым посадкам, формирую­щим аллеи, относятся живые изгоро­ди.Они могут быть свободнорастущими (используются в основном цветущие растения) или формован­ными (из растений, хорошо под­дающихся стрижке). К этому же типу посадок относятся и шпалеры, которые создают из древесных ра­стений путем стрижки. При их уст­ройстве часто применяют трельяж. Для высоких шпалер (1,5—3,0 м) используют липу мелколистную, клен остролистный, крушину, сирень, тую, боярышник и др., высаживая их на расстоянии 0,5—1,0 м друг от друга. В южных районах для создания шпа­лер рекомендуются сближенные по­садки из кипариса вечнозеленого.

Массивы и боскеты.Массивы на­саждений в пейзажных парках и боскеты в регулярных — представ­ляют собой наиболее крупные виды парковых насаждений. Они образу­ют периметральные насаждения, за­щищающие территорию от господ­ствующих ветров, шума, пыли, раз­деляют ландшафтные районы парка или создают фон для парковых кар­тин.

Массивы и боскеты соразмерны площади парка или его районам. Они образуют композиционно организо­ванную объемно-пространственную систему соподчиненных компонентов.

Боскет — это крупная геометри­ческая (по планировке и объему) форма насаждений, используемая в регулярных парках. По характеру размещения древесных растений раз­личаются два типа боскетов — ро­ща, включающая лесопокрытую тер­риторию (существующие насажде­ния или культуры), и «кабинет» с на­саждениями, расположенными по периметру территории (геометриче­ский участок). Существует множест­во вариантов создания боскетов — обрамление, выполненное из 2 рядов деревьев (3,0X3,0X1,5 м); 2-ярус­ное обрамление; шпалеры — «зеле­ная стена» на основе трельяжа и т. д. Главной задачей является формиро­вание- четкого геометрического объ­ема боскета в виде плотной зеленой стены.

В зависимости от функции исполь­зование боскета дифференцирован­но — декоративная кулиса, участок огородно-ягодных культур, лекарст­венных растений, место отдыха (тан­цевальный зал, театр, место уеди­нения) .

Массив пейзажного парка — са­мый крупный компонент пейзажа (от 0,5 до 20 и более га) свободных очертаний.

По своему происхождению масси­вы разделяют на: а) массивы, заложенные на базе леса; б) способом культур; в) путем реконструкции на­саждений иного использования.

При анализе композиции массива следует учитывать его пространст­венную структуру и состав пород. Эти вопросы рассмотрены выше. При этом большое значение имеет характер композиции, воспринимаю­щейся со стороны открытого прост­ранства, окаймление чистыми или смешанными породами, опушка. Так, массивы Старой и Новой Сильвий в Павловском парке, имея свое внутреннее решение, выполняют роль зеленых «стен», обрамляющих райо­ны Парадного поля и Белой березы, для которых весьма важны эстети­ческие качества опушек этих масси­вов. Важно также пейзажное разно­образие, обеспечивающее необхо­димую смену впечатлений на марш­руте, проходящем через массив.

По своей роли и функциональным особенностям можно выделить мас­сивы эстетического назначения, са­нирующего (шумозащита, пылезащита, защита от ветра и т. д.), ути­литарного (плодовый сад и т. д.). Защитные насаждения создают бла­гоприятную среду для человека и растений, формирующих внутрен­нюю структуру садово-паркового объекта. Одновременно защитные по­садки являются частью объемно-пространственной композиции пар­ка, соответствуют окружающему ландшафту т формируют его внут­реннее пространство.

Группы из деревьев и кустарников.Группа — это сочетание древесных растений одного или нескольких ви­дов, расположенных изолированно на открытом пространстве парка.

В русских парках XVIII—XIX вв. группы создавались преимущест­венно из 7—10—17 видов берез, лип, дубов, сосен, елей, лиственниц, ясе­ней, вязов, с включением рябины, черемухи, дерена. Часто группы окаймлялись сиренью, спиреями, жи­молостью, шиповником. В ранний пе­риод развития пейзажного стиля в

России создавались в основном груп­пы чистые по составу, в настоящее время (при расширении ассортимен­та) предпочтение отдается смешан­ным группам.

Наиболее распространенными со­четаниями пород в группах в парках XVIII—XIX вв. были ель и береза; ель и рябина; береза и сосна; липа, ель, береза; лиственница, ясень; клен, ива, ясень и др.

Довольно редко встречается дуб в смешанных группах. Начиная с XVIII в. и до настоящего времени дубы преимущественно высажива­ют солитерами или чистыми груп­пами.

Группы с участием хвойных обыч­но являются композиционными цент­рами, а поэтому вводятся ограни­ченно.

Включение кустарников завершает композицию группы, дополняя ее ок­раской листьев, ветвей, цветков. Группы деревьев окаймляются ку­старниками в следующих случаях: для создания хроматических по цвету групп (вводят кустарники с яркой, пестрой окраской или красивоцветущие); для создания плотной, об­лиственной до земли группы; для объединения группы деревьев в еди­ную композицию; для построения вы­разительного силуэта, очертания, объема групп; для создания групп длительного цветения.

В каждом парке в зависимости от его функции и характера ландшаф­та структуры групп специфичны. Наиболее типичными для Тавриче­ского сада являются группы из 3—10 деревьев; района долины Славянки в Павловске — 2—6 экземпляров, для Парадного поля — 9—18, райо­на Белой березы — 100—200, Марсова поля — 5—10 кустарников.

В парках встречаются группы с ко­личеством деревьев и кустарников от 2 до 25—30 и более, причем каче­ство групп зависит не от количества составляющих ее экземпляров, а от подбора видов растений и их разме­щения. Группа из 2 деревьев (признанная, по литературным данным, как неудачная) в натуре часто про­изводит хорошее впечатление: вели­чественные столетние дубы (парк Александрия); клены остролист­ные на фоне массива из ели обыкно­венной (Зеленогорск); ель обыкно­венная и береза бородавчатая; ель обыкновенная и ива козья (Шуваловский парк).

Создание групп из 2 экземпляров разных видов требует тщательного подбора пород.

По величине группы разде­ляются на малые, средние и боль­шие с учетом площади открытого пространства и самого парка. Груп­па, состоящая из 2—5 деревьев II или III величины (для быстрорасту­щих до 20 лет и медленнорастущих до 30 лет), для каждого парка яв­ляется небольшой (площадь проек­ций крон 25—60 м2); группы в возра­сте 50 лет и старше (100 м2 и более) можно отнести к средним, соотнеся категорию с размерами открытого пространства. Группа в диаметре свыше 50 м (650 м2 и более) явля­ется большой для любой площади парка. Величину групп можно опре­делить по площади проекции ее крон в поперечнике. Соотнеся эти размеры с площадью парка, можно дать сле­дующее подразделение групп по ве­личине: малые — диаметр проекции кроны не более 25 м, средние — не более 50, большие — до 80 м. Вы­сота группы определяется по самому высокому дереву (высота в парковом пейзаже является величиной отно­сительной и оценивается путем срав­нения) .

По дендрологическому составу группы бывают чистые и смешанные. Группы с небольшим количеством экземпляров от 2 до 5— 7 чаще бывают чистыми, например группы долины р. Славянки; в Тав­рическом саду; на Марсовом поле.

Группы от 10 до 20 растений — пре­имущественно смешанные по составу (район Парадного поля в Павловске, Верхний парк в Ломоносове).

Наблюдается следующее соотношение ме­жду количеством экземпляров и пород в груп­пах:

Павловский парк: группа из 4 деревьев включает 1 породу; из 5 — от 1 до 4 пород; 8 — от 1 до 3; 6 — от 1 до 4; 11 — 3 породы; 16 — 4; 19 —5 и т. д.

Екатерининский парк в г. Пушкине: группа из 2 деревьев включает 1 породу, из 3 — 1—3 породы; 6 — 1—2; из 11 — 5 пород и т. д.

Группы, смешанные по составу, обладают потенциальной вариабель­ностью композиции и отличаются большой сложностью построения. Основой для построения таких групп может служить видовой состав дре­весных растений определенного ти­па леса, характерный для местных физико-географических условий.

Следует учитывать, что в смешан­ных группах происходит потеря де­коративных качеств в случае совме­щения деревьев и кустарников с раз­личной долговечностью или в резуль­тате неблагоприятных взаимных влияний. Смена состава группы при­водит к изменению ее декоративного облика.

В исторических парках смешанные группы образованы в основном лесо- образующими породами. В совре­менной практике садово-паркового строительства состав смешанных групп представлен более широким ассортиментом. Рассмотрим приме­ры положительных сочетаний дре­весных растений.

Дуб черешчатый, липа мелколист­ная, клен остролистный (примесь клена должна составлять не более 20%); липа мелколистная, клен остролистный, вяз гладкий, береза пониклая; сосна обыкновенная, клен остролистный, липа мелколистная; лиственница сибирская, ясень обык­новенный, клен остролистный, липа мелколистная; ель обыкновенная, дуб черешчатый, липа мелколистная, рябина обыкновенная (группа с ма­лым количеством экземпляров, примесь дуба не более 20%); сосна обык­новенная и ель обыкновенная; сосна обыкновенная и лиственница сибир­ская; лиственница сибирская и ель обыкновенная.

Особую категорию составляют группы, создаваемые в лесных на­саждениях путем ландшафтных ру­бок. Группы площадью более 0,3 га представляют собой небольшие уча­стки леса (район Белой березы в Павловском парке).

Расположение деревьев и кустарников (построение) в группах имеет большое значение для формирования здорового, жиз­неспособного фитоценоза и худо­жественного облика.

Деревья в группах могут разме­щаться на равных расстояниях, сим­метрично по отношению друг к дру­гу или несимметрично (свободное расположение).

Они бывают плотными, ажурными, часто объединенными тройками типа квинкус.

Расстояние между деревьями про­ектируется с учетом биологических особенностей каждой породы. На­пример, для светолюбивых пород (берез, ясеней, сосен), 3—5—7 м, для теневыносливых (кленов, лип) — 1 —1,5—2—3—5 м. Несмотря на те­невыносливость елей и пихт, при не­достаточном доступе света они теря­ют нижние ветви, поэтому в больших группах для пихты рекомендуется расстояние 3—4 м, для ели — 4—5, для туи и можжевельников — от 0,4 до 2 м.

В малых по количеству экземп­ляров группах (2—5) растения поч­ти не страдают от недостатка света. При близкой посадке растений (0,5 м) отмирают скелетные ветки, ориентированные внутрь группы, при расстоянии между деревьями 5—7 м кроны развиваются равно­мерно.

С увеличением количества деревьев в чистой группе меньшее значение имеет расположение их в плане, в смешанных целесообразно построе­ние отдельными подгруппами расте­ний по видам.

Кустарники в группах размещают­ся на 0,5—3 м друг от друга, в зави­симости от их величины. Крупные (боярышник, сирень) высаживают на расстоянии 1—3 м друг от друга; средние (виды и сорта роз, снежно­ягодник) — 0,8—1,5; мелкие (барба­рис Тунберга, некоторые виды спи­рей) — 0,1—0,7 м.

Обобщая изложенное, можно ре­комендовать сомкнутость в группах для светолюбивых пород не менее 0,5, для теневыносливых — 0,6; расстоя­ние между деревьями на бедных поч­вах — /ъ на богатых—!/з—*Л высоты дерева.

Древесные растения, образующие ядро средних и больших групп, вы­саживают на более близком рас­стоянии (иногда до 0,7—0,8 м) по сравнению с периферией группы, где растения высаживают иногда на

3—5—8—10 м от ядра группы и на 3—5 м друг от друга. Этим достига­ется высокая декоративность групп — здоровые, хорошо развитые кроны деревьев и кустарников.

При размещении растений на рас­стоянии 8—14 м группа может поте­рять свое значение и стать участком срединным типом пространственной структуры.

В группах из деревьев 2—3 видов быстрорастущие светолюбивые расте­ния занимают верхний ярус, а тене­выносливые с медленным ростом — второй; деревья, размещенные по краю группы, развиваются более рав­номерно.

Таким образом, по построению группы разделяются на регулярные и иррегулярные, контрастные и нейтральные (построенные на нюан­сах одного декоративного признака), по цвету, структуре, форме, которые, в свою очередь, членятся на имею­щие «ядро» и не имеющие его. Ядро группы формируется из одного или нескольких растений, обычно более высоких. Оно может быть чистым и смешанным по составу. Чаще наблю­даются чистые по составу и спокой­ные по цвету, реже — яркие или пест­рые. При компоновке ядра из не­скольких видов подбираются расте­ния, близкие по окраске листвы, структуре, создающие плавный пе­реход от светлых к более темным деревьям и образующие компактную основу группы.

При формировании ядра из хвой­ных деревьев с окружением из лист­венных между растениями допуска­ется расстояние 4—8 м.

В тех случаях, когда ядро созда­ется из деревьев с ажурной светлой кроной, группа производит впечат­ление светлой, радостной; из деревь­ев с густой, темной кроной — стро­гой, торжественной.

Деревья, скомпонованные подгруп­пами, в больших смешанных группах находятся в лучших условиях для своего развития (площадь питания), что усиливает декоративность объема компонента. В редких случаях подобные группы строятся без ядра. Малые смешанные группы создают с учетом оценки декоративных ка­честв каждого экземпляра и в боль­шинстве своем не имеют ядра.

По густоте посадки (или структуре) растения в группах можно разделить на:

а) плотные, или густые, б) рых­лые, или ажурные, в) группы с про­светами.

Плотные группы образуют моно­литный объем, лишенный сквозной просматриваемое™, а поэтому изо­лирующий пространство. Посадоч­ные места в таких группах обычно сближены, имеются насаждения во втором ярусе и в опушке — словом, они строятся таким образом, чтобы получить густую массу зелени. Для построения плотной темной группы высаживают деревья соответствую­щей структуры (с густым ветвлением и облиствением) и окраски, на 0,5—3,5 м друг от друга или создают сложную по форме многоярусную группу из деревьев различного воз­раста так, чтобы крона одного дере­ва проектировалась на другую и за­крывала просветы между деревьями. Подобные группы составляют из по­род теневыносливых, и по размерам они бывают средние и большие. Ис­пользуя разнообразные виды деревь­ев и кустарников, можно достигнуть той или иной плотности (густоты) смешанной группы. Чистые по со­ставу пород, густые без просветов группы скомпоновать сложнее.

Для размещения кустарников под пологом древесных насаждений под­бираются породы теневыносливые, такие, как дерен сибирский, снеж­ноягодник, смородина альпийская, смородина золотая, жимолость обык­новенная, можжевельник обыкновен­ный, бузина красная, калина обык­новенная и др. Кустарники, не вы­носящие затенения, высаживают на расстоянии 2—5—10 м от деревьев. При этом они лучше растут и разви­ваются, имеют здоровый вид. Кустарники рядом с деревьями (0,3—1 м) хуже развиваются, а вблизи деревь­ев, имеющих поверхностную корне­вую систему, погибают.

Кустарники, окаймляющие группу, могут закрывать ее кольцом в том случае, если она — элемент регуляр­ной композиции. В пейзажной ком­позиции это производит впечатление искусственности, лишает группу интересных объемов — выступов, углублений. Группа более живописна при размещении кустарников в од­ном или нескольких местах. Кустар­ники высаживают по 3—5 или 7—12 экземпляров.

Рыхлые, или ажурные, группы представлены редкими посадками, позволяющими хорошо развиться каждому растению. Они имеют сквоз­ную просматриваемость (поэтому их называют еще сквозистыми), т. е. сквозь стволы и кроны деревьев ви­ден задний план пейзажа — луг, во­да, стена насаждений.

Для построения ажурных групп деревья высаживают на расстоянии от 3 до 9 м друг от друга. Они форми­руются преимущественно из свето­любивых (сосна, береза, листвен­ница), а также теневыносливых по­род (пихта, ель, липа) — при редком размещении деревьев. Ажурные группы состоят из 3—10 экземпля­ров с интервалом посадки 0,5—3— 5—11 м. При этом ажурность созда­ется благодаря тонкой структуре высокоподнятых крон и редкой рас­становке деревьев.

Для создания ажурных групп из кустарников подбираются растения тонкой структуры, которые высажи­вают на расстоянии 2—3 м и более друг от друга.

Группы с просветами представ­ляют собой структурный вариант ажурных, реже плотных групп. По количеству экземпляров они отли­чаются от ажурных групп. В груп­пу часто включают кустарники. По составу они могут быть чистыми и смешанными, из светолюбивых и те­невыносливых растений. Величина просвета в небольшой группе бывает 0,5—3—5 м (для взрослых деревьев), но не более, ина­че нарушаются единство и цельность. В больших группах величина про­света может доходить до 5—9 м.

Группы кустарников чаще создают сплошные, но иногда, чтобы открыть вид на дерево, кустарник, цветник, группу разрывают небольшим про­светом до 2—3 м величиной.

Наиболее характерные приемы по­строения групп:

1. Регулярное размещение расте­ний (квинкус, простые ряды, шах­матный порядок, круг, «подкова» и

др.)-

2. Сближенное расположение ра­стений или высадка в один котло­ван — группы-букеты (смешанные и чистые по составу).

3. Создание чистых по составу групп типа «шатер» из разновозраст­ных саженцев.

4. Создание групп смешанного состава типа «шатер» из деревьев и кустарников.

5. Создание групп со свободным размещением деревьев — чистые и смешанные по составу породы.

6. Создание групп протяженной композиции, рассчитанные на 2—3 основные видовые точки (группы вдоль дорог, группы-арки на доро­гах) .

7. Группы, формирующиеся в со­четании с солитерами.

Форма группы является одним из основных декоративных качеств. Она оказывает влияние на характер пейзажа и зависит от подбора древесно-кустарниковых растений и их компоновки. Из растений с регуляр­ным и иррегулярным типом крон компонуются группы с симметрич­ным и асимметричным равновесием, сферические, островершинные и контрастные (одноярусные простые и многоярусные сложные).

При соответствующей компоновке растений группа в зависимости от видовой точки меняет форму (до 3—5 вариантов). Силуэт больших групп (при участии высоких деревьев с пирамидальной, колонновидной формой) строится с 2—3 вертикаля­ми. Наиболее интересными в пейзаж­ных парках являются асимметрич­ные группы с большей высотой по отношению к ширине и четким опре­деленным силуэтом.

Архитектоника группы оп­ределяется типом ветвления, толщи­ной ветвей, расположением листвы, величиной и формой листовых пла­стинок древесных растений. Разли­чаются группы с грубой, средней, тонкой и смешанной структурой. Фо­ном чаще всего служат деревья, близкие по структуре. Компоновка групп определяется их назначением в пейзаже. Для увеличения глубины перспективы на первый план высажи­ваются деревья с грубой структурой, а на задний — с тонкой.

Красочность группы зави­сит от составляющих ее видов и яв­ляется очень важным качеством, от которого иногда полностью зависит эффект композиции. В парках встре­чаются как однотонные группы (50—70%), так и контрастные (30— 35%) по цвету. Цветовой эффект группы обычно рассчитан на разные сезоны года.

По назначению в пейзаже выделяются:

— группы, являющиеся главным композиционным центром парковой картины. Они размещаются в так называемых карманах, на полянах, завершают перспективу, закрепля­ют повороты дорожек, у воды;

— группы, создающие фон для сооружения или других акцентов;

— группы как переход от массива к открытому пространству;

— группы, образующие парковые кулисы — «рамы», разграничиваю­щие пространство на отдельные ви­ды и группы, создающие многопла­новые перспективы;

— группы в опушке массива или куртины, выделяемые как акценты.

Все рассмотренные свойства дре­весных групп необходимо учитыватьпри их анализе и оценке. При этом, как правило, в первую очередь вос­принимается степень яркости группы, ее величина, высота, форма, струк­тура и красочность. В некоторых случаях только одно качество вы­ступает особенно рельефно и произ­водит эффект — величина, форма или цвет. При комплексном воздей­ствии этих качеств живописность и выразительность группы увеличи­ваются. К этим качествам можно было бы отнести еще аромат и ше­лест листвы, рассчитанные на обоня­ние и слух человека.

При создании групп — компонентов паркового пейзажа следует исполь­зовать опыт, накопленный в садово-парковой, лесокультурной и лесоводственной практике.

Таблица 5. Динамика развития деревьев в группе

Порода Этап юности (лет) Возраст кульминации прироста (лет) Этап зрелости (лет) Возраст прекращения роста в высоту (лет) Этап старения (лет)
Береза Дуб Осина Сосна Ель до 25 до 80 до 30 до 50 до 60 20—25 60—80 20—30 40—60 50—60 25—60 80—180 30—60 50—120 60—140 50—60 120—180 50—60 100—120 120—140 Более 60 » 180 » 60 » 120 » 140

Возраст древесно-кустарниковых групп.Состав пород определяет дол­голетие групп.

Л. Рубцов подразделяет породы по долговечности на 3 категории: малая, средняя и большая. Деревья малой долговечности начинают дрях­леть во второй половине первого сто­летия, например многие тополя, бе­резы, черемухи, яблони, груши, ряби­ны. Деревья средней долговечно­сти — со второго столетия жизни, к ним можно отнести большинство наших лесообразующих пород (ель, пихта, клен). Деревья большой дол­говечности — начиная с третьего сто­летия, к ним можно отнести дуб, ясень, орех маньчжурский, листвен­ницу.

При проектировании парков необ­ходимо учитывать продолжитель­ность жизни видов, входящих в со-

став групп. Различная долговечность составляющих группу растений при­водит к разрушению структуры заду­манной художественной компози­ции. Л. Рубцов приводит пример группы из клена Шведлера и тополя черного ф. пирамидальная (клен в 30 лет вступает в период полного развития, а тополь дряхлеет к 50 го­дам; замена тополя более долговеч­ным пирамидальным дубом могла бы сохранить композицию).

При составлении групп необходи­мо представлять ход роста и разви­тия составляющих их древесных ра­стений.

Быстрорастущие древесные поро­ды скорее достигают кульминации возраста и прекращают рост, а мед­леннорастущие — позднее.

Неблагоприятные условия место­произрастания (уплотнение почвы, вытаптывание, недостаток питатель­ных веществ и др.) приводят к от­ставанию в росте, появлению суховершинности, преждевременной ги­бели насаждений. Особенно большое количество питательных веществ не­обходимо в период усиленного ро­ста (в 10—40 лет), когда образуется основная масса ветвей и листьев.

Деревья редко доживают до сво­его предельного возраста. Причиной их гибели являются ветровалы, лес­ные пожары, рекреационные нагруз­ки, а в городе — целый комплекс не­благоприятных факторов.

Процесс старения дерева внешне выража­ется постепенным и притом устойчивым ос­лаблением его жизнедеятельности — отми­ранием веток, уменьшением количества лист­вы, ослаблением прироста. Процесс отмирания скелетных веток у взрослых деревьев, как показывают наблюдения, начинается сухо-вершинностью, которая вначале наблюдается на наиболее слабых скелетных ветвях высших порядков.

В средних и больших одновозрастных группах процесс старения начинается рань­ше у деревьев, расположенных в середине группы, у которых отмирание происходит обо­собленными секторами кроны, начиная от на­иболее слабых и хуже ориентированных ске­летных веток и кончая сильными.

Из древесных пород, доживающих до 200 лет, можно создавать долговечные группы, ко­торые на протяжении десятков лет дают рав­ный по силе эффект (взрослые деревья), а сле­довательно, в целом сохраняющие задуманный характер парковой картины. Продолжитель­ность эффекта такой группы следует оценивать не только неделями, годами, но и на протяже­нии всей жизни дерева — это так называемый «постоянный» эффект.

Деревья до 25—30-летнего возраста до­вольно заметно меняют свой облик, а затем производимый эффект становится более или менее постоянным в течение многих лет и даже усиливается. У долговечных древесных ра­стений этот период может продолжаться 100—300 лет, у недолговечных — 50—70 лет. В конце этого периода декоративность ут­рачивается — деревья, доживая до своего пре­дельного возраста, постепенно отмирают. У кустарников сроки жизни иные, они еже­годно меняют облик до 6—15 лет, затем на­ступает равновесие в развитии и, наконец, постепенное отмирание.

По И. Малько ежегодное отмирание деревь­ев происходит примерно в размере 2%, а ку­старников — 4—5% от общего количества.

Кустарники менее долговечны, чем деревья, но некоторые из них доживают до 100—400 лет. Как указывает Кожевников, кусты шипов­ника доживают до 400 лет (предельный воз­раст), лещина—100, можжевельник — 300, мелкие кустарнички брусники — 300 и более лет. До своего предельного возраста кустар­ники в садах доживают редко, так как теряют декоративность, и обычно их омолаживают или заменяют.

Кустарники к старости оголяют стволы, высоко поднимают кроны и приобретают не­ряшливый вид (например, чубушник обыкно­венный, спирея средняя, жимолость татарская, роза морщинистая и др.). Некоторые кустар­ники, несмотря на большой возраст, долго сохраняют декоративность (боярышник си­бирский, ирга круглолистная и др.).

В период формирования парка особое значение имеют быстрорасту­щие породы или породы с малой долговечностью, которые затем по­степенно удаляют, освобождая место растениям со средней и большой дол­говечностью.

Основные парковые композиции следует создавать из долговечных пород. В больших парках древесные насаждения в основном состоят из пород средней и большой долговеч­ности.

Декоративные свойства растений и подбор ассортимента

Формирование объектов ланд­шафтного искусства во многом оп­ределяется ассортиментом растений, умением использовать их декоратив­ные и биологические свойства.

Цветочные и декоративные тра­вянистые растениязанимают важное место в убранстве парка и вместе с древесными растениями, водными устройствами, камнями, скульпту­рой формируют его эстетический облик. С помощью цветников оформ­ляются планировочные узлы пар­ка — партерные площади, входы, ме­ста отдыха, создаются акценты, кон­центрирующие внимание, направ­ляющие движение и завершающие художественное решение парковых композиций — мест у водоемов, на полянах, у опушек, скульптуры и др.

Различаются следующие виды цветочного оформления.

Клумба — цветник геометрической формы (круглой, квадратной, пря­моугольной и др.). Клумбы разме­щают в наиболее парадных местах парка — на площадках, в местах пе­ресечения дорог, перед зданиями, у скульптуры. Их относят к регуляр­ным композициям. Располагать клумбы среди полян в пейзажных парках не рекомендуется.

Бордюр — узкая полоса низкорос­лых растений, окаймляющая дороги, цветники и партеры. Бордюр явля­ется цветовым обрамлением компо­зиции, подчеркивающим ее линейный рисунок. Высота и ширина бордюра от 10 до 100 см, наиболее распро­страненными являются высота 10— 50, ширина 30—60 см.

Рабатка — цветник в виде узкой полосы шириной от 1 до 2—2,5 м. Рабатки окаймляют дороги, реже — цветочные партеры.

Ленты — вытянутые, относительно узкие (шириной до 3 м) цветники свободной волнистой формы. Это сравнительно новый тип цветника. Они создаются как красочное оформ­ление дорог, полян, партеров.

Солитер — отдельно стоящий эк­земпляр растения. В качестве соли­теров используются большей частью многолетники, а также летники.

Группа — цветник свободной фор­мы. Такие группы используются для оформления пейзажных, реже — регулярных композиций.

Миксбордер (смешанный бор­дюр) — цветник вытянутой формы, включающий широкий ассортимент многолетников, луковичных, а также летников, подбор которых должен обеспечивать непрерывное цветение.

Массив — цветник значительных размеров («цветочная площадь») ре­гулярной и свободной формы. Кра­сочный эффект обеспечивается за счет одновременного цветения всех растений. В городском оформлении и в парках-выставках ассортимент состоит преимущественно из летни­ков, в пейзажных парках — много­летников. Широко используются лу­ковичные.

Модульный цветник — компози­ция, решаемая в виде различных, повторяющихся форм (квадратов, кругов, прямоугольников), заданных в определенных соотношениях. В со­став модульного цветника включа­ются цветущие и ковровые растения, газон, инертный материал, вода.

Цветники-выставки — моносады и сады длительного цветения.

Каменистые сады, или рокарии,— плоские и холмистые, решаются как в свободных формах, так и регу­лярно.

Цветы в емкостях — контейнерах и вазах. Решаются как переносные и стационарные (без дна). Распола­гаются на площадках, улицах, у ка­фе — там, где устройство обычных

цветников исключено. Следует из­бегать размещения емкостей на га­зоне.

Наши рекомендации