Лекция 1. предмет культурологии. основные теории и концепции культуры
КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ.
Профессия «культуролога» и предмет «культурологии» в России. Профессия культуролога – это новая специальность на российском рынке труда. Многозначность понятия «культуры» свидетельствует о междисциплинарном характере профессии культуролога, которая объединяет все существующие гуманитарные знания. Культура понимается современной наукой очень широко: включает в себя весь спектр не только духовной жизни (искусства, религии, языка, науки, морали), но и сопричастные с ней области повседневной деятельности людей (этнические и региональные традиции, массовую культуры, тенденции развития моды, кино и телевидения, новых средств коммуникации и интеллектуального общения и т.д.).
Мир профессии культуролога постояннообновляется, поскольку расширяется понимание предметного поля культуры. Культурология – наука молодая и интенсивно развивающаяся, поэтому учебная программа подготовки бакалавров-культурологов, направлена на то, чтобы развивать способность постоянно обновлять свои знания, перестраиваться и меняться, осваивать новые гуманитарные технологии.
Обзор учебной программы для культурологов в КФУ. Наш профиль «Культура стран и регионов мира».
Учебный план по направлению бакалавр культурологии в КФУ включает в себя кроме специальных теоретических и историко-культурных дисциплин комплекс учебных предметов, дающих фундаментальную подготовку в области гуманитарного знания, знакомит с основами естествознания, логики, экономики. Концепция образовательной программы составлена таким образом, чтобы развивать способности теоретического осмысления культурного опыта человечества. Программа позволяет дать студентам объемные представления о категориях и понятиях культуры («Теория культуры», «Социология культуры», «История культурологии»), и содействовать овладению подходами к исследованию культурных феноменов («Социальная и культурная антропология», «Лингвистика и семиотика», «Методы изучения культуры» и пр.). За время обучения студенты проходят учебные практики – археологическую, музейную и научно-исследовательскую (преддипломную) практику. Программа обучения культурологов включает в себя важнейшие элементы мировой образовательной практики и, вместе с тем, учитывает лучшие традиции российской высшей школы, стержнем которой становится не только предоставить объем знаний, но и развивать способность к быстрому усвоение и анализу новой информации, развитию эвристических возможностей, способностей самостоятельно синтеза целостной картины знания о мире.
Бакалавры-культурологи смогут найти применение в научно-исследовательских и проектных организациях, связанных с изучением культуры, сохранением и освоением культурного наследия, в государственных учреждениях и общественных организациях, занимающихся управлением культурой и охраной памятников истории и культуры, в культурных и образовательных учреждениях. Культурологическое знание базируется «на стыке» различных гуманитарных дисциплин, гарантирует социальную мобильность на рынке труда позволяет быстро постигать особенности других, смежных профессий: музеолога, искусствоведа, редактора медиа программ, музыкального¸ театрального, телевизионного и кинокритика. Сегодня культуролог востребованный специалист в масс-медиа, арт-менеджменте, в музейно-библиотечной работе, издательском деле, в преподавательской деятельности, а также в бизнесе и политике. Теоретические знания и практические навыки культурологов увеличивает их возможности освоения новых междисциплинарных специальностей, которые по прогнозам экспертов рынка труда в ближайшем будущем большой спрос ожидает, например, бизнес-культурологов или менеджеров в социально-культурной сфере. И даже таких специальностей, сферы деятельности еще не определены, а силуэт новых профессий только еще вырисовываются на горизонте.
Выпускник – бакалавр-культуролог сможет продолжать обучение в магистратуре по любому направлению гуманитарного профиля, в том числе и по культурологии с присвоением квалификации магистр культурологи, а также в сфере дополнительного послевузовского образования. Так что, если выпускники будут продолжать обучение в этом направлении, то они сделают правильный выбор.
Программа дает навыки разработки культурных проектов, программ и моделей культурного развития регионов, различных направлений культурной жизни, международного туризма, спорта, современных форм проведения досуга. Программа готовит будущих культурологов к проведению самостоятельной исследовательской работы, учит навыкам освоения всех видов культурно-консультативной деятельности: сбор, анализ, обработка и проведение экспертизы и консалтинга. Культурологическая профессия обеспечивает маневренность в выборе сфер деятельности, и обеспечивает высокую конкурентоспособность бакалавра-культуролога. Выпускник получает право:
- преподавать культурологию и историко-культурные дисциплины в системе среднего образования;
- работать в качестве экспертов, консультантов, аналитиков, менеджеров младших и старших научных сотрудников в научно-исследовательских центрах, музеях и художественных галереях, культурно-исторических и природных заповедниках, архивах, библиотеках, на всех видах средств массовой информации и коммуникации (от издательской деятельности, телевидения, радио, Интернета и т.д.);
· трудится в системе государственного, регионального и местного управления культурой, в качестве организаторов культурной деятельности;
- -продолжать обучение в магистратуре направлению культурология с присвоением квалификации магистр культурологи, а также в сфере дополнительного послевузовского образования.
История становления культурологического направления во второй половине XX века в КФУ: кафедры и ведущие специалисты в области культурологического знания в КФУ. Историко-культурное направление в КФУ (КГУ) имеет очень давнюю традицию, оно восходит к традициям класситческого гуманитарного облразования, которое сложилось на протяжении двух столетий.
Среди казанских историков и философо культуры можно назвать славные имена: Историков искусства: Д.В. Айналова, А. М. Миронова, В.К. Мальмберга, Б.В. Варнеке. Философов: Боброва, Маковельского, Н.А. Васильева и др.
Становление культурологи как самостоятельной области знания. Структура современного знания о культуре. Науки о культуре существуют уже более 100 лет, но синтетическое междисциплинарное понятие культурологии возникло в начале XX века.