Культурно-досуговая деятельность различных сословий российского общества в XVIII – начале XX
В начале 18 в., по мере складывания и развития сословий, досуг россиян стал утрачивать свои единые черты.
1672 – 1725 г.г. реформы Петра первого «открыли окно в Европу».
Была введена система государственных праздников.
Указ 1699 г. Указ: отменить Новый год, празднуемый в сентябре и перенести на 1 января.
Указ брить бороды всеми боярами и чистить зубы. Открываются ассамблеи, балы. Цель преобразований – превратить Святую Русь в Русь Великую. Вместе с готовыми продуктами западной культуры и образованности в Россию потянулись западные специалисты и ученые, а с ними новое миропонимание, вкусы, привычки, стиль жизни. Практические потребности военного дела, промышленности, разработки богатств страны привели к созданию в России системы светского образования (конец 18 в. начало 19 в.). Пришла западная система образования: математика, геометрия тригонометрия, астрономия, медицина, юриспруденция и философия. Реформы Петра 1 еще более усилили крепостную зависимость крестьян. Они были лишены образования, духовно-нравственные связи с элитой были разорваны. Это было состояние глубочайшего несоответствия, противоречия в культуре двух основных сословий русского общества.
Досуг крестьян. В 18 – первой половине 19 в.в. досуг русского крестьянства сохранил свои традиционные черты:
-был направлен на восстановление сил;
-способствовал единению родственных общностей (община, как носитель культуры).
Наибольшее количество общинных праздников выпадало на осенне-зимний период и раннюю весну. Это были пиршества за общим столом «братчины» позже стали называться «складчинами», и «ссыпчинами». Появилась форма отдыха, которая сочетала в себя и труд и отдых - работные посиделки, «помочи», «капустки» и др. Особенность проведения свободного времени: доминирование половозрастной обособленности в проведении свободного времени. Мужчины, женщины, молодежь крестьяне среднего и старшего возраста проводили свои посиделки. Молодежь водила хороводы - это весенне-летние молодежные сборища на деревенской улице, сопровождаемые песнями, танцами, играми.На посиделках молодежь готовили к семейной жизни.
Со второй половины 19 в. (после отмены крепостного права) досуг крестьян изменился:
1. постепенно распадается община;
2. имущественное расслоение крестьян;
3. усилились связи деревни с городом
4. «братчина» уступает место в более замкнутую «гостьбу», т.е. в гости стали
заходить «нужные» или родные люди.
К началу 20 в. полностью исчез молодежный хоровод, Остаются: посиделки, беседы, читки художественной и церковной литературы.
Дворянство.
Реформы Петра 1 положили начало переориентации дворянства на европейскую модель поведения в сфере досуга, сначала на голландско-немецкую, а затем французскую. 1718 г. были введены «ассамблеи», устраивались торжественные шествия, маскарады, фейерверки и пр. К концу18 в. ассамблеи полностью заменили балы, маскарады, ужины для дворянства.
В 1770 г. в Петербурге, а через два года в Москве появились первые Дворянские клубы. В число членов могли входить только потомственные дворяне.
В 1783 г. в Москве было создано «Московское Благородное (дворянское) общество» (Благородное собрание).
1848 г.в Санкт_Петербурге был создан Императорский яхт-клуб.
Конец 18 начало 19 в.в. явилось время развития салонов, кружков, обществ различных направлений: музыкальных, литературных, спортивных.
Уже в 18 в.стали появляться первые музеи – петровская Кунсткамера (1719 г.), в Зимнем Дворце при Екатерине 2 – Эрмитаж.
Со второй половины 19в.в либерально настроенных дворянских кругах стало возрастать число людей, посвящавших свой досуг общественной работе, направленной на развитие народного образования. Они создавали школы для бедных, организовывались народные чтения в парках и садах
Купечество
Купечество включало в себя как представителей крупного торгового, банковского, промышленного капитала, так и средних и мелких представителей, имевших невысокие доходы.
Возросла роль купечества в деле меценатства и благотворительности.
Мещанство( ремесленники, мелкие торговцы, мелкие домовладельцы)
- тесная связь работы с домашним досугом;
- досуг мужчин
- досуг женщин
- досуг молодежи.
Культура и революция (1917-1941 гг.)
1. Состояние и основные положения развития КДД в 20 годы ХХ века.
1917-1941
После октябрьской революции создается министерство просвещения во главе с Луначарским, внешкольный отдел возглавляла Крупская. Создается система методического руководства культурно-просветительной деятельности.
Партия стала ведущей силой, оказывает влияние на деятельность КДД. Постепенно работники внешкольного образования становятся политическими и идеологическими работниками. Они активно включились в работу по ликвидации безграмотности. В конце 20-х – начале 30-х годов борьба за ликвидацию безграмотности усилилась.
Возникает Пролеткульт(1917 г.) – организация по культпросветработе с рабочими и крестьянами. В 1919 г. Пролеткульт включает в себя 88 организаций, издавал 15 журналов. Основная задача – приобщение рабочих к искусству. Пролеткульт критиковался партийным руководством за то, что ориентировался в основном на авангард пролетариата (его культурной направленности).
1930 г. Пролеткульт прекратил свое существование.
1920 г. характеризуются огромными изменениями в культпросветработе. Появляется множество новых форм: «Живая газета»,»Синяя блуза», передвижные клубы, агитбригады. Некоторые формы были ориентированы на безграмотных людей: митинги, лекции, беседы, громкие чтения. Появления кино и радио также привнесли огромные изменения в состояние КДД. Одним из главных средств КПР являлись печатные издания: «Рабочая газета», «Крестьянская газета», «Комсомольская правда» и др. С 1918 г. началась организация учреждений по подготовке профессиональных кадров. Первым был основан Институт внешкольного образования в Петрограде (ныне Академия культуры).
Формы КДД .
Формы можно было классифицировать на:
-массовые - олимпиады, фестивали, театрализованные представления, праздники.
-групповые – кружки, диспуты, вечера обмена опытом.
Большое распространение получили передвижные формы работы: агитповозки, культпалатки, кинопередвижки.
Получили распространение политигры: политбой, политаукцион, политтир, политудочка и пр. Основным содержанием КДД была политическая агитация и пропаганда.
С 1932 г. регулярно проводятся олимпиады и смотры народного творчества.
Вводятся новые семейные праздники и обряды: «октябрины ребенка, заменившие «крестины», «красные свадьбы», пропагандирующие обряды гражданской свадьбы и пр. Инсценированные суды над пьяницей, хулиганом, над женой, беседы по пропаганде нового быта также относятся к формам работы с семьей.
Основная задача массовых форм – «воспитание и перевоспитание» народа.