Гл.I Камнерезное искусство в Российской Федерации
Камнерезное искусство народной художественной культуры Республики Тыва
(на примере Сергея Кашпыковича Одушпай)
Исполнитель:
Соржу Б.Б.
Студентка группы
Научный руководитель:
Лучицкая Я.С.
Ст. преподаватель кафедры ТиИНХК
Зав. кафедройТиИНХК:
Ултургашева Н.Д.
Доктор культурологии, профессор
Кемерово 2014
Оглавление
Введение
Глава 1. Камнерезное искусство в Российской Федерации
История камнерезного искусства в России
Мастера тувинского камнерезного искусства Республики Тыва
Глава 2. Традиции камнерезного искусства в народной художественной культуры тувинцев
Цивилизационный потенциал камнерезного искусства Тывы
Творчество мастера камнерезного искусства Сергея Кашпыковича Одушпая в сохранении и трансляции народной художественной культуры тувинцев
Заключение
Список источников
Приложения
Введение
Камнерезное искусство, в нашем современном понимании, вошло в отечественное декоративно-прикладное искусство в XVIII в., когда в ходе реформ Петра I стали активно осваиваться богатства Урала. На протяжении XVIII в. – начала XX в. изделия из камня, как интерьерные, кабинетные, так и малая скульптурная пластика, были достоянием высших слоев русского общества. Коллекция камнерезного искусства музея дает панорамное видение прошлого и настоящего этого неординарного и малоизвестного раздела отечественного декоративно-прикладного искусства. Природа — великий художник. Она создает неповторимые по своей красоте камни. Разнообразна их палитра — все цвета радуги, все краски солнечного серебра представлены здесь. Человек только открывает эту изумительную красоту, стремится приблизиться к ней. И неудивительно, что коллекционирование камней давно стало страстным увлечением многих людей.
Резьба по камню — один из самых старых народных художественных промыслов.
Камнерезное искусство в России было развито уже в IX — XII веках. Наибольшего же расцвета оно достигло в конце XVII века. Основным центром производства камнерезных изделий становится Урал.
Тувинская скульптура малых форм – резьба по чонар-дашу – интереснейшее и оригинальное явление, своеобразный символ народной культуры. Здесь традиции искусства резьбы по камню сложились в условиях кочевого быта. Народные мастера делали игрушки, культовые принадлежности, шахматные фигурки, используя дерево, разные сплавы металлов, более условные изображения выполнялись из войлока. Мастера современного художественного промысла предпочитают камень, а создание скульптуры из агальматолита стало традицией. В условиях нового быта каменная пластика составила один из наиболее выразительных жанров народного творчества. Важной особенностью тувинской пластики является смелое нарушение пропорций тела животного, когда декоративная скульптура тувинских мастеров подчинена принципу силуэтного решения, что помогает ее выразительности и ясному восприятию даже в очень малых размерах. Этому же способствует традиционный прием обработки поверхности камня: сопоставление гладких поверхностей объема с деталями, проработанными укрупненной резкой, доведенной до выраженной орнаментации.
Тувинская скульптура на первый взгляд проста, статична. Но такое впечатление складывается лишь при предварительном знакомстве. Черты статичности здесь действительно прослеживаются. Однако тувинские мастера и последние годы добились значительных успехов в передаче внутренней динамики движения фигурок. Это достигается путем расчленения объема, придания силуэту изображаемых животных определенного ритма. Мастера-камнерезы изображают хорошо знакомых домашних животных - верблюдов, баранов, коней, коз. Это друзья и помощники человека, хозяина степей, скотовода. И потому они наделены чертами естественности. Резчики любят изображать животных отдыхающими, кормящими своих детенышей. Тогда особенно ярко раскрывается человечное отношение мастера к животным, а через это и к родной природе.
Сюжетно - тематический диапазон и иконографический характер тувинской народной скульптуры закреплен многолетней традицией и выявляется вполне определенно. Прежде всего, это изображение животных и зверей, обитающих в горах и степях Тувы. Наиболее часто можно встретить изображение коня, горного козла - серге, характерного тувинского яка - сарлыка, верблюда, быка, оленя. Во всех этих фигурках точно сочетаются декоративная стилизация и реалистическая достоверность.Народным мастерам присуще великолепное знание животных, их повадок, особенностей строения тела: ведь каждый из резчиков - потомственный охотник, скотовод, изо дня в день наблюдающий животных. Но в скульптуре мастера дают волю мысли, фантазии не просто изображают зверя, но стремятся выразить его состояние, настроение: упрямую силу быка, могучую красоту сарлыка, изящество оленя или косули, тревожную чуткость или готовность к бегству, терпеливую медлительность или непокорную страстность молодого зверя. Фигурку покрывают богатыми резными орнаментальным узором, в стилизованной форме воспроизводящим шерсть или гриву.
Работы тувинских мастеров сохраняют привязанность скульптурных изображений к древним ритуалам и обрядам. Частыми мотивами их скульптур являются драконы, духи, похожие на львов и других хищников. Их изображения канонизированы, но имеют много вариантов. Драконы строго подчинены силуэтному решению композиции и зачастую обильно покрыты орнаментальной резьбой. Реальный мир животных, которых хорошо знают мастера, составляет большую часть тувинской малой пластики. Быки и верблюды, кони и степные бараны, всадники-скотоводы и дети изображаются в свободных, естественных движениях, которые демонстрируют наблюдательность мастеров, их умение отразить через скульптурный образ важную частицу жизни.
Особое место в тувинской резьбе по камню занимает образ арзылана, сказочного чудовищного льва. Этот образ имеет аналогии в китайском искусстве, а также в творчестве других народов Востока. В точном переводе с тувинского арзылан означает лев, но настоящих львов вживую тувинские мастера не видели, и они создают своих арзыланов как сказочных персонажей. Позднее образ арзылана приобрел в тувинском народном творчестве самостоятельный, независимый от религии характер, стал пластическим воплощением силы. Вероятно, в Туву этот иконографический тип проник из Китая и частично был связан с декором ламаистских храмов. Исполнение их в камне отмечено необыкновенной тщательностью и четкостью. В скульптуре всегда выразительны соотношения резных деталей с гладкой поверхностью, что создает декоративную остроту даже в работах небольшого размера.
Значительное место в народном искусстве занимает создание из камня украшенных резной скульптурой предметов утилитарного назначения, таких как шахматы, чернильные приборы, пепельницы, резные печати и даже государственные гербы. Статичные изображения человека и животных служат основой для создания шахматных фигур. Особенно широкое распространение имеют шахматы. Они не похожи на европейские типы шахмат, традиционная иконография шахматных фигур здесь своеобразна: арзылан - ферзь как самая сильная шахматная фигура предстает в облике этого сказочного чудовища, верблюд – слон как легкая шахматная фигура ассоциируется с этим выносливым животным, способным пройти длинное расстояние по дорогам и бездорожью тувинских степей, конь изображается не в полфигуры, а полностью, спокойно стоящем на доске, как на пастбище, на четырех ногах. Необычайно интересен король в облике дамы высокого чина, одетой изысканно и богато. Органично используются при резьбе шахмат цвета агальматолита: черный камень - для черных фигур, все оттенки светлого - для белых. Многие шахматы, созданные руками тувинских народных резчиков, имеют большую художественную ценность, на мировом рынке она выражается в золотом весе.
Гл.I Камнерезное искусство в Российской Федерации
В XVIII – XIX вв. главными центрами камнерезного искусства были Императорская Петергофская гранильная фабрика, Екатеринбургская и Колывановская гранильная фабрики. С 1840-х годов получает развитие искусство мозаики. В конце XIX в. – начале XX в. центрами камнерезного искусства становятся С.-Петербург и Екатеринбург. В коллекции художественного камня музея хранятся оригинальные и редкие работы всех дореволюционных камнерезных российских центров.
Особый интерес представляет музейная коллекция камнерезного искусства советского периода, включающая уникальные образцы 1920-х – 1950-х годов, куда входят предметы, экспонировавшиеся на художественно-промышленных выставках 1925 г. и 1937 г. в Париже, на выставках в Италии и Германии в 1920-х г – начале 1930-х годов.
Оригинальны и интересны художественные изделия из камня1960-х – 1980-х годов, демонстрирующие многообразие тематических и художественных решений, показывающие также и те вещи, которые были рассчитаны на эстетические запросы массового потребителя.
Коллекция художественного камня музея представляет развитие этого вида отечественного декоративно-прикладного искусства от его эксклюзивных, элитарных форм до реализации идеи «искусство в массы».
Отдельную, не имеющую аналогов по качеству и разнообразию представленных материалов коллекцию составляет тувинская малая скульптурная пластика 1920-х – 1990-х годов, демонстрирующая широкий диапазон всех ведущих мастеров Тувы.
В состав коллекции художественного камня также входят авторские работы в жанре анималистики, впитавшие лучшие традиции русской школы и органично сочетающие в них новое понимание скульптурной пластики.
Актуальность–
Цель –
Задачи:
Объект –
Предмет –