Занятие1. «Москва - многонациональный мегаполис с вековой культурой»

Цели:

1.Сформировать понятие «многонациональный мегаполис».

2.Обеспечить усвоение учащимися материала, основанного на изучении многонациональной вековой культуры.

3.Формировать интерес к многонациональной истории страны, чувства гордости за Родину.

4.Развивать аналитическое мышление подростков.

5.Содействовать развитию умения общаться между собой.

По предварительным данным, в Москве в настоящее время насчитывается свыше 9 млн. человек. По национальному и конфессиональному разнообразию ее жителей Москва входит в число крупнейших городов мира, значительно опережая европейские мегаполисы. Предстоящая перепись населения покажет более полную картину национального состава Москвы, хотя и все предыдущие переписи населения отмечали большое национальное многообразие столицы; последняя перепись населения 2012 г. зафиксировала, что в Москве проживали представители более чем 120 народов.

Вопрос.В каких произведениях русской литературы XIX-XX веков:

встречается описание Москвы?

Описание Москвы встречается в произведениях русских классиков XIX-XX веков:

Занятие1. «Москва - многонациональный мегаполис с вековой культурой» - student2.ru

Москва, я думал о тебе!

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось! ( А.С.Пушкин)

Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!
На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных...
Это матушка Москва! (“Москва” Ф. Глинка)

Москве М. Ю. Лермонтов посвятил такие строки:

Москва, Москва! Люблю тебя как сын,
Как русский – сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин,
И это Кремль, зубчатый, безмятежный!

В МОСКВЕ

Наш полупустой поезд остановился на темной наружной платформе Ярославского вокзала, и мы вышли на площадь, миновав галдевших извозчиков, штурмовавших богатых пассажиров и не удостоивших нас своим вниманием.

Мы зашагали, скользя и спотыкаясь, по скрытым снегом неровностям, ничего не видя ни под ногами, ни впереди. Безветренный снег валил густыми хлопьями, сквозь его живую вуаль изредка виднелись какие-то светлевшие пятна, и, только наткнувшись на деревянный столб, можно было удостовериться, что это фонарь для освещения улиц, но он освещал только собственные стекла, залепленные сырым снегом.

Мы шли со своими сундучками за плечами. Иногда нас перегоняли пассажиры, успевшие нанять извозчика. Но и те проехали. Полная тишина,

безлюдье и белый снег, переходящий в неведомую и невидимую даль. Мы знаем только, что цель нашего пути - Лефортово, или, как говорил наш вожак, коренной москвич, "Лафортово".

- Во, это Рязанский вокзал! –указал он на темневший силуэт длинного, неосвещенного здания со светлым круглым пятном наверху; это оказались часы, освещенные изнутри и показывавшие половину второго.

Миновали вокзалы, переползли через сугроб и опять зашагали посредине

узких переулков вдоль заборов, разделенных деревянными домишками и запертыми наглухо воротами. Маленькие окна отсвечивали кое-где желто-красным пятнышком лампадки... Темь, тишина, сон беспробудный. (В.А.Гиляровский)

Занятие1. «Москва - многонациональный мегаполис с вековой культурой» - student2.ru

Вопрос: Чем привлекала Москва многочисленные национальные и религиозные группы?

Исследователи истории Москвы отмечали, что Москва уже с момента возникновения притягивала по различным политическим, экономическим, культурным и иным причинам многочисленные национальные и религиозные группы. Формируясь как центр российской государственности, Москва в то же время всегда принимала представителей других народов, завязывала экономические и политические контакты, заключала военные союзы, активно развивала торговые отношения. Более чем 860-летняя история города содержит немало страниц, которые рассказывают о сложных взаимоотношениях между народами, о политическом и социальном расслоении населения, о решении чрезвычайно острых вопросов "внутригородского общежития" в связи с постоянным притоком мигрантов. Выгодное географическое положение Москвы, развивающиеся экономические связи с окружающими регионами способствовали тому, что уже с конца ХI - начала ХII вв. население Москвы формировалось не только из потомков близлежащих славянских племен кривичей и вятичей, но из пришлого торгового и ремесленного населения из Волжской Булгарии, Кавказа, Херсонеса, Средней Азии, Армении, о чем говорят археологические данные.

Процессы расового, межэтнического смешения в России имеют многовековую историю. Ярким примером может служить русское дворянство. В.О.Ключевский писал, что на службу русскому царю В 12-14 веках перешло значительное количество выходцев из Золотой Орды, ставших основателями будущих родов русской знати. Они получали княжеские титулы и земельные наделы, крестились брали себе русских жен. Так на Руси появились Апраксины, Аракчеевы, Бунины, Годуновы, Державины, Карамзины, Кутузовы, Корсаковы, Мичурины, Тимирязевы, Тургеневы, Юсуповы - в целом несколько сот родов, имевших тюркские корни.

Вопрос: Что известно об истории возникновения Москвы?

Москва в VI веке становится основой объединения русских земель в единое государство, ведущее борьбу с иноземными войсками за национальную независимость. После Золотой Орды на службу к русским князьям и к царю перешла некоторая часть татар (тюрков), многие из них принимали православие и даже становились родоначальниками многих фамилий, сыгравших большую роль в истории Российского государства. Поэтому уже с самых ранних периодов можно говорить о формировании многонационального состава Москвы. В XVI веке в состав государства вошли люди разных национальностей - народы Севера (карелы, коми, ханты, манси и другие) и Среднего Поволжья и многие представители этих народов были в составе населения Москвы.

О численности Москвы к концу XVI - началу XVII вв. сообщают лишь косвенные данные. На численность населения Москвы влияли, как и в прежние века, эпидемии, пожары и военные действия. Уже в XVI в. была предпринята первая попытка по упорядочению планировки жилых кварталов и определению численности и национального состава Москвы. Однако после нашествия поляков город так был разрушен, что выполнить это оказалось невозможным и, по словам шведского посла, "Таков был страшный и грозный конец знаменитого города Москвы". Все же в XVII в. Москва быстро отстроилась, по величине не уступала Парижу и превышала многие европейские города; численность московского населения к середине XVII века составила 200 тыс. чел.

О численности Москвы рассказывает такой источник как "Росписной список" или "Переписная книга города Москвы 1638 г". Хотя "Список" не содержит сведений о населении города по национальному признаку, однако можно сделать некоторые предположения. В XVII в. население Москвы становится еще более многонациональным, и это являлось отражением крепких политических, экономических и культурных связей русского народа с другими народами, входившими в состав Русского государства или не вошедшими в него, но с которыми укреплялись различные контакты.

Вопрос: Какие народы входили в состав населения Москвы?

В составе населения Москвы были литовцы, поляки, татары, грузины, армяне, немцы, выходцы с Севера и Поволжья и многие другие. Так, литовцы и поляки появились в Москве в составе дружины литовских князей, один из которых - Патрикий Александрович - даже породнился с Великими князьями Василием II и Иваном III. К XVI в. литовцы образовали литовский двор и в середине XVII века в Москве уже было семь иноземных дворов.

Грузины появились в Москве уже при Андрее Боголюбском, но поселение грузин образовалось в конце XVII - начале XVIII вв., когда расположенное у Москвы село Воскресенское перешло к грузинскому князю Вахтангу Левоновичу, приехавшему в Москву со своими сыновьями Бокаром и Георгием, и с большой свитой из князей, дворян и простых людей, численностью до 3 тыс. человек. Грузинам были пожалованы царем 10 тыс. рублей и строительные материалы на постройку каменной церкви. Впоследствии в Грузинских слободах селились люди других национальностей, в частности армян.

Уже при Иване Грозном образовалась Немецкая слобода, в которой жили шведы, англичане, французы, голландцы, испанцы и другие, которых русские называли собирательным названием "немцы" ("немые", то есть не понимающие русского языка). Для "гостей" Иван Грозный построил большой Гостиный двор; польские и литовские купцы останавливались на особом Панском дворе.

Собирательным названием "татары" назывались те, кто еще со времен татаро-монгольского нашествия остались в русских княжествах, а также купцы и другие, приезжавшие в Москву после завоевания Казанского ханства и Поволжских земель, с Востока. В Москве были районы, где селились те, кто ездил в Орду с грамотами от Великого князя, переводчики-толмачи, а также татары, пригонявшие в Москву для продажи большие табуны степных коней и останавливавшиеся на Ногайском дворе. Все это нашло отражение в топонимике города - Ордынка, Толмачёвские переулки, Татарская улица и т.д.

На численность населения Москвы в XVIII в. влияли не только тяжелые условия быта, но главным образом войны, которые вел Петр Великий, а также начавшееся строительство новой столицы и перенос ее в Петербург в 1714 г. Кроме этих причин, как писал историк С.М.Соловьев, "набеги, голод, повальные болезни, недостаток медицинских пособий, разбои - не могли содействовать быстрому увеличению народонаселения".

Если на начало XVIII века, как уже говорилось ранее, в Москве было около 200 тыс. человек, то даже к концу XVIII в. численность населения не восстановилась: в 1710 - около 160 тыс., 1725 - 140 150 тыс., 1740 - 138,4 тыс., в 1776 - 161 тыс.

Сведения о численности и национальном составе Москвы на начало XIX в. крайне противоречивы, поскольку, по замечанию исследователей, метрические книги велись очень плохо и нерегулярно. Знаменательной вехой в истории Москвы был пожар 1812 г., когда почти полностью сгорели все деревянные строения, население покинуло город, многие иностранцы, игравшие значительную роль в политической и экономической жизни Москвы, бежали. Считается, что в 1811 г. в Москве проживало около 270 тыс. человек и был разнообразный национальный состав, в послепожарной

Вопрос: Что явилось главным фактором, формирующим население Москвы?

Москве - немногим более 215 тыс. и на 100 жителей было 92 православных. В этот период главным фактором, формирующим население Москвы, явилась миграция. Это позволило довольно быстро увеличить численность населения и уже к 1840 г. в Москве насчитывалось 349,1 тыс., в 1856 г. - 368,8 тыс., в 1868 - 416,4 тыс. человек. Наиболее достоверные сведения о численности Москвы были получены после проведения однодневных переписей населения в декабре 1871 г. и январе 1882 г. Так, в декабре 1871 г. в Москве было зафиксировано 601 969 человек, в январе 1882 г. - 753 469 человек.

Перепись 1882 г. показала, что численность населения увеличивалась не вследствие естественного прироста, а за счет миграции и 73,8% родились вне Москвы. Известно, что мигранты, в основном, были выходцами из Тульской, Калужской, Рязанской, Смоленской губерний. Жители уездов Московской губернии, таких, как Подольского, Бронницкого, предпочитали селиться в Рогожской, Сущевской и Лефортовской частях Москвы, иностранцы - французы и немцы проживали в Тверской и Мясницкой частях Москвы.

Переписи населения 1871 и 1882 гг. дают представление о национальности и вероисповедании жителей Москвы. Свыше 90% населения составляли православные и соответственно 90 - 95% населения были русскими. Некоторое снижение удельного веса православного и русского населения с 1871 по 1882 гг. было связано с увеличением доли евреев в населении (доля иудеев за этот период выросла с 0,88 до 2%, а среди населения города - с 0,94 до 1,61%). Однако в начале 90-х годов 19 века началось выселение из Москвы евреев, не имевших права жительства в столице, и доля их заметно понизилась.

Задание: Найти в справочниках истории Москвы процентное соотношение православных и мусульманских национальностей в период с 1897-2010года.

Народ
Русские 95,0 % 87,4 % 88,6 % 89,2 % 90,1 % 89,7 % 84,8 % 91,65 %
Украинцы 0,4 % 2,2 % 2,3 % 2,6 % 2,6 % 2,8 % 2,4 % 1,42 %
Татары 0,4 % 1,4 % 1,6 % 1,5 % 1,7 % 1,8 % 1,6 % 1,38 %
Армяне 0,2 % 0,3 % 0,4 % 0,4 % 0,4 % 0,5 % 1,2 % 0,98 %
Евреи 0,5 % 6,0 % 4,7 % 3,6 % 2,8 % 2,0 % 0,8 % 0,49 %
Немцы 1,7 % 0,2 % 0,1 % 0,1 % 0,0 % 0,1 % 0,1 % 0,1 %

По вероисповеданию население Москвы распределялось в 1881 и 1882 гг. следующим образом: православные - 92,84 и 91,71%, протестанты - 2,05 и 2,28%, раскольники - 2,72 и 2,21%, иудеи - 0,88 и 2,00%, римско-католики - 1,24 и 1,23%, магометане - 0,17 и 0,26%, армяне-григориане - 0,10 и 12%, остальные - 0,02%, не обозначены - 0,17%.

Первая Всероссийская перепись населения 28 января 1897 г. показала, что в Москве вместе с пригородами проживало 1 млн.426 тыс. человек, а в черте города около 1 млн. Как и прежде, рост численности москвичей происходил за счет миграционных процессов. Из числа москвичей с родным русским языком составляли 987 тыс. (95%). Крупнейшими этническими группами были немцы (около 18 тыс.), поляки (9 тыс.), евреи (по вероисповеданию) около 5 тыс., татары - 4,3 тыс. чел. По данным за 1902 г., местных уроженцев в Москве насчитывалось 27,6%, а пришлых – 72%. В дальнейшем эта характерная особенность Москвы сохраняется. Материалы переписи 1912 г. показали, что около 85% жителей родились вне Москвы. Если в 1902 г. коренных москвичей было 27%, то в 1912 г. их стало меньше, примерно 21% от общего числа жителей города.

Вывод: Дайте определение слова «мегаполис», используя толковые словари.

Занятие 2. «Национальная культура людей, проживающих

Наши рекомендации