Роль цвета, звука, запаха в раскрытии образа любви

Общеизвестна бунинская способность обостренно воспринимать мир через краски, звуки, запахи. Исследуемые нами произведения являются подтверждением тому. Различные «оттенки» образа любви в анализируемых рассказах И.А. Бунина создается благодаря целой гамме запахов.

Таблица 2.

Название произведения Примеры Комментарий
«Руся» А я так люблю тебя теперь, что мне нет ничего милее даже вот этого запаха внутри картуза, запаха твоей головы и твоего гадкого одеколона! Автор показывает силу чувств Руси через восприятие ею запахов
«Ворон» Мы рядом, близко к друг другу, стояли у окна, в которое свежо пахло водой и городской мокрой пылью… я взял ее безжизненно висевшую вдоль бедра руку, умоляюще глядел ей в щеку, то она стала бледнеть, приоткрыла губы, подняла вздохом грудь и тоже как бы умоляюще повернула ко мне светлые, полные слез глаза, а я охватил ее плечо и впервые в жизни сомлел в нежном холоде девичьих губ Запах воды и городской мокрой пыли «кружит» герою голову, приводит к необдуманным поступкам.
«Таня» Когда она зарыдала сладко и горестно, он с чувством не только животной благодарности за то неожиданное счастье, которое она бессознательно дала ему, но и восторга любви стал целовать её в шею, в грудь, всё упоительно пахнущее чем-то деревенским, девичьим. После проведенной ночи, он понимает, что влюбился в Таню: запах ее тела вызывает в нем необъяснимые чувства.
«Чистый понедельник» В комнате пахло цветами, и она соединялась для меня с их запахом Герой сравнивает красоту своей возлюбленной с красотой цветов.
«Суходол» Оттуда доходил сухой, теплый запах дуба, мешавшийся с запахом зелени, с влажным мягким ветром, пробегавшем по верхушкам берез, уцелевших от аллеи, по высокой крапиве, бурьянам и кустарникам… Автор, используя определенные запахи, создает образ природы, который всегда был дорог Натальи.

?????????????????????????????????????

Особое значение для создания образа любви имеет звукопись:

- «Солнечный удар» – «Так, например, утром (до отъезда женщины) и плеск воды, и стук каната о причал, и звуки…, и звон церковных колоколов - все было жарким, солнечным, счастливым. Все это воспринималось героем как музыкальные ноты, созвучные романтическому настроению сердца» [2] – музыка любви гармонирует с «музыкой» окружающего мира, пока он не омрачен тоской разлуки;

- «Чистый понедельник» – «Темнел московский зимний, серый день, холодно зажигался газ в фонарях, тепло освещались витрины магазинов – и разгоралась вечерняя, освобождающая от дневных дел московская жизнь: гуще и бодро неслись извозчичьи санки, тяжелее гремели переполненные, ныряющие трамваи, в сумраке уже было видно, как с шипением сыпались с проводов зеленые звезды», «Вечер был мирный, солнечный, с инеем на деревьях; на кирпично-кровавых стенах монастыря болтали в тишине галки, похожие на монашенок, куранты то и дело тонко и грустно играли на колокольне. Скрипя в тишине по снегу, мы вошли в ворота, пошли по снежным дорожкам». –Героиня данного рассказа, несмотря на любовь, уходит в монастырь. Ночь, проведенная в объятьях любимого, подтверждает правильность принятого ею решения. Эти походы в рестораны, на концерты вовсе не нужны были ей, внутри она понимала это, но не хотела причинять боль любимому человеку. Звук монастырских колоколов был ей куда ближе, чем шумный, грязный город.

- «Поздний час» – «одни сады чуть слышно, осторожно трепетали листвой от ровного тока слабого июльского ветра», «а из какого-то другого сада одинокую зеленую звезду, теплившуюся бесстрастно и вместе с тем выжидательно, что-то беззвучно говорившую». -­­­­­­ Возвратившись в родные места, герой вспоминает свою возлюбленную, те ночи, когда они проводили в саду, природу, окружавшую их. Все это было самым дорогим воспоминанием в его жизни.

??????????????????????????????????

Практически во всех анализируемых рассказах автор использует цветопись (56), так как цвет в произведениях И.А.Бунина играет очень важную роль: он создает общую тональность и связан с лейтмотивом.

Доминирует, в основном, черный цвет, желтый, в отдельных рассказах красный. Словесная цветовая палитра имеет достаточно много вариаций, но особое значение имеет контраст желтого и черного, как огни и тьма. Так, например, в портрете влюбленных чаще всего выделяются именно эти два цвета, следовательно, автор с самого начала предвещает беду, грозящую любящим сердцам: любовь горит ярким огнем в сердцах героев, но она ведет их во тьму, к трагической разлуке. Желтый цвет символизирует счастье, великую радость, ему противопоставляются ему черные и серые тона, имеющие различные значения. Слова «черный», «темный» принимают в рассказах Бунина особое звучание.

В портрете почти каждой из героинь присутствует черный цвет:

- «Руся» – «она сама была живописна, даже иконописна. Длинная черная коса на спине, смуглое лицо с маленькими темными родинками, узкий правильный нос, черные глаза, черные брови…. Волосы сухие и жесткие, слегка, слегка курчавились. Все это, при желтом сарафане и белых кисейных рукавах сорочки, выделялось очень красиво»;

- «Натали» – «Представьте себе: прелестная головка, так называемые «золотые» волосы и черные глаза. И даже не глаза, а черные солнца, выражаясь по-персидски. Ресницы, конечно, огромные и тоже черные, и удивительный золотистый цвет лица, плечей и всего прочего».

- «Чистый понедельник»– «А у нее красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенен был темным пушком».

?????????????????????????????????

В рассказе «Чистый понедельник» автор употребляет восемь раз в описании зимнего московского вечера слова, означающие темные оттенки. Заметим, что с первых строк И.А.Бунин готовит нас к трагедии двух любящих людей и в описании героини автор так же использует черный цвет: «зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови черные, как бархатный уголь, глаза…». Возможно, такое описание девушки указывает на ее греховность. Черты ее внешности очень похожи на черты какого-то дьявольского существа. Описание одежды сходно по цветовой гамме с чертами ее внешности: «Она прямо и несколько театрально стояла возле пианино в черном бархатном платье, делавшем ее тоньше, блистая его нарядностью...». Именно такое описание заставляет нас подумать о главной героини, как о существе загадочном, таинственном, живущем одновременно в нескольких мирах.

Также в рассказе используется лунный свет, который является знаком несчастной любви. Луна, освящающая влюбленных, предвещает им разлуку или даже смерть.

В последнем абзаце рассказа «Чистый понедельник» слово «белый» употребляется четыре раза, указывая на идею рассказа, те есть на перерождение души – переход от греха, черноты жизни к духовной, нравственной чистоте.

??????????????????????????

Пожалуй, ни в одном другом произведении не используется такое количество темных оттенков, тем более, когда речь идет о любви. Но Бунин знал истинную цену любви. Он говорил, что любовь – такая материя, что ни в сильных женских, ни в умелых мужских руках не удерживается. Оттого каждый рассказ – это рассказ о смерти любви, буквальной или метафорической.

?????????????????????????????

Таблица 3.

Цвет (свет) Произведение, автор Цитата Комментарий
Серый «Темные аллеи» И.А. Бунин стройный старик-военный в большом куртузе и в николаевской серой шинели с бобровом стоячим воротником Серый – цвет благородства и, одновременно, бесцветности, бессмысленности жизни
Черный «Руся» В сумраке сказочно были видны ее черные глаза и черные волосы, обвязанные косой Восхищение после ночи любви  
«Поздний час» У нее было такое вечернее платье, очень нарядное, длинное и стройное. Оно необыкновенно шло к ее тонкому стану и черным молодым глазам Таинственность образа, напоминающая ошеломляющую красоту и таинственность ночи
«Натали» Живой взгляд и пошлые черные усики Тайна, разгадка которой – бессердечие и будущая боль, причиняемая юным соблазнителем женских сердец
«Темные аллеи» вошла темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку... легка на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой Подчеркивается красота героини, сочетание страсти и яркости, силы; сохранилась молодость тела и молодость души; чернота лет, прожитых без любимого человека
Красный, серебристый «Темные аллеи» Он… решительно заходил по горнице…потом …, краснея сквозь седину, стал говорить Сквозь пыль времени, усталость души «пробиваются» силы душевные и былое чувство
Алый, темный «Темные аллеи» Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи Алый – цвет чистой любви, радости жизни, темный цвет лип как предупреждение о забвении чувств и мраке, вселившемся в душу
Красный «Темные аллеи» Он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел Прилив крови – прилив чувств, возвращение в счастливую молодость
«Таня» Она с испугом взглянула на него и, вся, покраснев, прошептала Необычайное волнение, переживаемое в первые минуты нежности
Блестящий «Руся» У него опять нежно дрогнуло сердце, но он опять отвернулся и стал усиленно запускать весло в блестевшую среди куги и кувшинок воду Автор, показывает переживание героя, ведь он любит ее, но не может ей об этом сказать
Желтый, зеленый «Руся» День был жаркий, парило, прибрежные травы, испещренные желтыми цветочками куриной слепоты, было душно нагреты влажным теплом, и над ними низко вились несметные бледно-зеленые мотыльки Жара сравнивается с жарой в сердцах влюбленных
Белый «Поздний час» … и я тайком проскользнул в него: тихо отворил калитку, заранее отпертую тобой, тихо и быстро пробежал по двору и за сараем в глубине двора вошел в пестрый сумрак сада, где слабо белело вдали, на скамье под яблонями, твое платье, и, быстро подойдя, с радостным испугом встретил блеск твоих ждущих глаз Даже минуты в разлуке с любимой кажутся невыносимыми, а когда он видит свою возлюбленную, то весь сияет от счастья
«Натали» Молодой месяц играл… в грудах… облаков, дымчато-белых... и когда выходил из-за них своей белой половиной, похожей на человеческое лицо в профиль, яркое и мертвенно-бледное, все озарялось, заливалось фосфорическим светом. Чувства героев, окутаны некой пеленой, но автор знает, что истинная любовь найдет просвет и покажет всю свою силу
Палитра цветов «Натали» …В рукаве сорочки, вышитой по плечам красным и синим, была видна ее тонкая рука, к сухо-золотистой коже, которой прилегали рыжеватые волоски… она вскинула на меня блестящую черноту глаз и всю свою яркую головку Подчеркивается красота юного, нежного тела героини
«Натали» кружились мелкие розовые бабочки: черные глаза смотрели теперь тверже, увереннее, вся она уже была в полном расцвете молодой женской красоты, стройная, скромно нарядная, в платье из зеленой чесучи Автор подчеркивает красоту женского тела

В анализируемых произведениях цветопись используется, в основном, в портретах героев, потому что именно благодаря портрету мы можем увидеть те черты характера, которые явно не показаны автором: мимика, жесты и даже определенный цвет одежды не только передают настроение героя, но и раскрывают его чувства, мысли, переживания.

Так же во многих случаях используются автором портретные зарисовки, представляющие собой поэтические миниатюры, созданные целой палитрой красок. Живопись словом позволяют Бунину «оживлять» картины.

Наши рекомендации