Историческая культурология

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный университет»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Хабаровск 2007

Теория культуры

Семинар 1. Культура и наука о культуре

План

1. Представления о культуре на Древнем Востоке, в Античности, в эпоху Средневековья, в эпоху Возрождения, в эпоху Нового времени.

2. Различные трактовки термина "культура": естественно - научный, философский, гуманитарный, социологический, нормативный, символический и другие подходы к изучению культуры.

3. Культура и цивилизация.

4. Культурология как наука и специальная дисциплина.

Семинар 2. Становление культурологии как науки

План

1. Просветительские трактовки культуры: культура как "возделывание" просвещенной личности (Вольтер, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Гердер).

2. Классический эволюционизм (Г. Спенсер, Э. Тайлор).

3. Концепция культурно-исторических типов в культурологической науке.

(Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).

4. Кризис рационализма (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).

5. Экзистенциалистская концепция культуры (С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр,

(К. Ясперс).

6. Структурно-функциональный подход к изучению культуры (Э. Дюркгейм,

К. Леви-Стросс).

Список литературы

1. Бобахо В. А. Культурология : программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов / В. А. Бобахо, С. И. Левикова. – М.: Гранд: Фаир-Пресс, 2000. – 400 с.

2. Гуревич П. С. Культурология : учебник для вузов / П. С. Гуревич. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2003. – 280 с.

3. Иконникова С. Н. История культурологических теорий / С. Н. Иконникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2005. – 474 с.

4. Кармин А. С. Культурология / А. С. Кармин, Е. С. Новикова. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с.

5. Культура и культурология : словарь / сост. и ред. А. И. Кравченко. – М.: Академический Проект ; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 925 с.

6. Культурология : учебник для техн. вузов / под ред. Н .Г. Багдасарьян. – 5-е изд., исп. и доп. – М.: Высш. шк., 2005. – 709 с.

7. Культурология : учеб. пособие для вузов / В. В. Грибунин [ и др. ] – Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2003. – 165 с.

8. Культурология : учеб. пособие для вузов / под науч. ред. Г. В. Драча. – 10-е изд. - Ростов н/Д.:Феникс, 2006. – 496 с.

9. Культурология : учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М.: Высш. образование, 2007. – 566 с.

10. Культурология : учебник для вузов / Б. А. Эренгросс [и др.] ; под ред. Б. А. Эренгросс. – М.: Оникс, 2007. – 480 с.

11. Культурология : учеб. пособие / В. А. Глуздов [ и др. ] ; под ред. В. А. Фортунатовой и Л. Е. Шапошникова. – М.: Высшая школа, 2003, - 303 с.

12. Культурология : учеб. пособие / Ю. Б. Пушкова [ и др. ]. – М.: Экзамен, 2005. – 384 с.

13. Розин В. М. Культурология : учебник / В. М. Розин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики. – 462 с.

14. Романов Ю. И. Культурология : учеб. пособие / Ю. И. Романов. – СПб.: Питер, 2007. – 206 с.

15. Шендрик А. И. Теория культуры : учеб. пособие для вузов / А. И. Шендрик. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Единство, 2002. – 519 с.

Методические указания

Приступая к рассмотрению темы, мы должны уяснить, что многообразие исследовательских подходов в изучении культуры объясняется не амбициями ученых, а сложностью самого феномена культуры. Поэтому необходимо настроить себя на поиск той новизны в постановке проблемы (или ее решении), которую предлагает автор. Нужно помнить, что исследователь выражает свою позицию концептуально (концепция - ведущий замысел, определенный способ понимания). Поэтому и в вашем конспекте должны быть отражены основные положения концепции.

Что можно отнести к таким положениям?

Во-первых, базовое понятие. Как автор определяет понятие "культура" (прямо или косвенно)? Как, в какой момент и почему культура появилась?

Во-вторых, если культура появилась, то что с ней происходит: стоит ли она на месте или развивается? Если развивается, то почему? Каков механизм развития? Развитие указывает на приобретение новых качеств (или утрату старых), поэтому вы можете выделить сами или найти в авторском тексте некоторые стадии развития культуры, ее будущее (перспективы).

В-третьих, читая материалы, обращайте внимание на формулировки познавательных проблем, на ключевые понятия, используемые исследователями. Именно они должны стать для вас кодом для определения (установления) авторства концепции.

Исследователи излагали свои концепции или в самостоятельном отдельном труде, или в ряде работ. Правильно выпишите и запомните имена ученых и названия их трудов.

Подводя итог изучению темы, сделайте в конспекте запись, как изменилось ваше первичное представление о культуре: расширилось, модифицировалось, пополнилось новым смыслом? Желательно составить сравнительную таблицу.

При рассмотрении сущности культуры важно остановиться на нижеследующих моментах. Многообразие подходов к определению феномена культуры. Обыденное понимание культуры. Эволюционное направление. Функциональный подход к изучению культуры. Психологическое направление. Структурная антропология. Игровая концепция культуры и т. д. Культура как универсальная категория, охватывающая мир разнородных явлений. Культура как надприродное явление, искусственно созданная самими людьми среда обитания и самореализации. Соотношение понятий "культура" и "цивилизация".

В рамках рассмотрения предмета и задач культурологии следует обратить внимание на фундаментальное изменение характеристик исторической реальности и новое видение мира. Глобальный культурный кризис. Мир как система. Необходимость гуманитарной экспертизы социокультурной практики человека. Специфика гуманитарного знания . Культурология как интегративное знание, методологическое основание комплекса наук о культуре.

Культурология как рефлексия к гуманитарным основам бытия. Целостность, системность и комплексность подхода к изучению культуры. Содержание общественной жизнедеятельности людей как предмет культурологии.

Основные задачи и направления культурологических исследований: эмпирическое описание культуры, сравнительный анализ культур, межкультурные коммуникации, общее и специфическое, устойчивое и изменчивое в культуре. Методы анализа культуры. Структура культурологического знания. Место культурологии в системе гуманитарных знаний. Культурологическая составляющая социальной компетенции и профессиональной культуры личности.

Семинар 3. Проблемы социокультурной динамики

План

1. Устойчивое и изменчивое в культуре:

- динамика традиций,

- инновации в культуре.

2. Представление о социокультурной динамике. Основные подходы:

- Ю. Лотман о характере динамических процессов в культуре,

- волновые модели социокультурной динамики П. Сорокина, Н. Д. Кондратьева,

- концепция пассионарности Л. Н. Гумилева,

- синергетическая модель культуры.

3. Творчество как преобразующая сила в культуре.

Список литературы

1. Культурология : учеб. пособие. Ч. 1 / Л. Е. Бляхер [ и др. ]. Хабаровск: Издательство ХГТУ, 1996. – 112 с.

2. Иконникова С. Н. История культурологических теорий / С. Н. Иконникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2005. – 474 с.

3. Кармин А. С. Культурология. / А. С. Кармин, Е. С. Новикова. СПб.: Питер, 2004. – 464 с.

4. Культура и культурология : словарь / сост. и ред. А.И. Кравченко. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 709 с.

5. Культурология : учебник для техн. вузов / под ред. Н. Г. Багдасарьян. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2005. – 709 с.

6. Культурология : учеб. пособие для вузов / под науч. ред. Г. В. Драча. – 10 - е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 496 с.

7. Культурология : учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М.: Высш. образование, 2007. – 566 с.

8. Культурология : учебник для вузов / Б. А. Эренгросс [ и др. ] ; под ред. Б. А. Эренгросс. – М.: Оникс, 2007. – 480 с.

9. Культурология : учеб. пособие / В. А. Глуздов [ и др. ] ; под ред. В. А. Фортунатовой и Л. Е. Шапошникова. – М.: Высш. шк., 2003. – 303 с.

10. Культурология : учеб. пособие / Ю. Б. Пушкова [ и др. ] – М.: Экзамен, 2005. – 384 с.

11. Кутырев В. А. Культура и технология: борьба миров / В. А. Кутырев. Культура и технология: борьба миров. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – 240 с.

12. Самохвалова В. И. Культурология : краткий курс лекций / В. И. Самохвалова. – М.: Юрайт-Издат, 2002.- 269 с.

Методические указания

При изучении данной темы следует вспомнить, что культура является целостной системой, организмом. Поэтому в культуре все элементы, структуры, процессы не просто сосуществуют, они замкнуты друг на друга и в идеале должны согласовываться между собой, укреплять и поддерживать друг друга.

Мы должны будем, исходя из данного положения, рассмотреть ряд проблем:

- возникает ли культура сразу как многостороннее и многоуровневое явление или постепенно,

- изменяется ли она только количественно или также качественно,

- отражается ли изменение того или иного элемента культуры на культурной системе в целом,

- что является стабилизирующим фактором в постоянно меняющемся искусственном мире?

- почему мы можем идентифицировать себя с той или иной культурой?

Важным элементом культуры является традиция. Найдите в словарях определение "традиции". Несмотря на нюансы в определениях, подумайте, что составляет сущность традиции?

Традиция является универсальным культурным элементом, объясните, что это значит? Важность культурного феномена определяется его функциями. Какие функции выполняет традиция? Не оставьте без внимания трансляцию опыта, социальную память, осуществление внутрипоколенной и межпоколенной связей, социализацию, установление и реализацию культурных норм, самоидентификацию. Объясните значение каждой из них для сохранения целостности культуры.

Определите, какие понятия идут в одном смысловом ряду с традицией? Чем они различаются? Какие виды традиций можно условно выделить? По каким основаниям? Изменяется ли традиция?

Другим универсальным принципом существования культуры является развитие. Если культуру можно представить как механизм адаптации человека к окружающей среде, то почему, адаптировавшись, система не застывает? То есть, мы должны выяснить причины развития. Что говорят причины о необходимости изменений?

Как можно обнаружить произошедшие изменения? Постарайтесь охарактеризовать возможные изменения по глубине, интенсивности, масштабам распространения.

Особое место в социодинамике культуры занимает творчество. Определитесь с его понятием. Установите взаимосвязь творчества с человеком и типом культуры. Каков главный "пусковой механизм" творчества? Сформулируйте роль творчества в культуре.

По учебным материалам выясните, кто из исследователей занимался проблемами социокультурной динамики. Составьте для себя краткое представление об авторских концепциях.

Семинар 4. Проблема языка культуры

План

1. Понятие языка, знака, символа. Их взаимосвязь.

2. Естественный язык и его функции.

3. Причины появления искусственного языка, его особенности.

4. Смысл и назначение вторичных языков.

Список литературы

1. Кармин А. С. Культурология / А. С. Кармин, Е. С. Новикова. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с.

2. Культура и культурология : словарь / сост. и ред. А. И. Кравченко. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 925 с.

3. Культурология : учебник для техн. вузов / под ред. Н. Г Багдасарьян. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2005. – 709 с.

4. Культурология : учеб. пособие для вузов / под науч. ред. Г. В. Драча. – 10 - е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 496 с.

5. Культурология : учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М.: Высш. образование, 2007. – 566 с.

6. Культурология : учеб. пособие / В. А. Глуздов [ и др. ] ; под ред. В. А. Фортунатовой и Л. Е. Шапошникова. – М.: Высш. шк., 2003. – 303 с.

7. Культурология : учеб. пособие / Ю. Б. Пушкова [ и др. ] – М.: Экзамен, 2005. – 384 с.

8. Розин В. М. Культурология : учебник / В. М. Розин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2004. – 462 с.

9. Самохвалова В. И. Культурология : краткий курс лекций / В. И. Самохвалова. – М.: Юрайт-Издат, 2002.- 269 с.

Методические указания

Проблема любого культурного элемента, как познавательная проблема, состоит в изучении причин возникновения данного культурного феномена, способов его существования, той роли, которую данный элемент играет в культуре, его взаимосвязи с другими элементами и т. д.

Одним из главных элементов культуры и принципов ее существования является язык. Появление (рождение) культурного элемента определяется функцией.

Выясните при помощи словарей содержание понятия языка. Как вы полагаете, исходя из определений, какая функция для языка является первичной, сущностной? Обоснуйте свою позицию. При определении языка вы не могли не встретить понятие знака, расшифруйте это понятие. Каким образом знак связан с языком? Постарайтесь запомнить, что любая система знаков, сохраняющая и передающая информацию, является языком культуры.

Обратите внимание на особый вид знаков, называемых символами. В чем состоит эта особенность? Какова роль символов в культуре?

При изучении проблемы языка культуры вы должны исходить из связи языка и мышления. Но следует помнить, что эта связь не есть тождество. Различие между ними состоит в том, что мысль есть отражение объективной реальности, а слово есть способ выражения мысли и средство передачи мысли другим.

Каким образом ученые классифицируют языки культуры?

Вспомните, как называют исследователи язык, который сложился исторически? Каковы особенности его существования? Обратите внимание на явление полисемии (многозначности) слова. Объясните, из каких особенностей естественного языка была выведена гипотеза лингвистической относительности. Как она формулируется? В этой связи подумайте, почему ученые считают, что разрушение культуры народа начинается с разрушения его языка? Не забудьте, что естественный язык выступает в роли метаязыка, т. е. выполняет функцию языка-переводчика. Чем обусловлена важность этой функции?

Природу происхождения искусственного языка объясняет сам термин "искусственный", т. е. созданный специально. Подумайте, почему появился искусственный язык, если в принципе все можно объяснить естественным языком? Этого вопроса вы не сможете избежать, говоря об искусственном языке. Ответив на него, вы установите область применения данного вида языка.

Что такое "вторичный" язык? Обратите внимание на большой объем информации, передаваемой этим языком. Почему объем информации вторичного языка больше, чем естественного и искусственного? Какие еще особенности несет в себе вторичный язык?

Чтобы запомнить способность вторичного языка моделировать чувства, прочитайте вслух веселое и грустное стихотворения или спойте песню, вы почувствуете, что ваше настроение вошло в резонанс с настроением автора произведения.

В завершение рассмотрения темы подумайте, как языки культуры участвуют в функционировании различных культурных элементов и вписываются в разные области культуры.

Семинар 5. Ценностный аспект в культуре

План

1. Что такое ценности культуры? Ценность и оценка.

2. Классификация и структура ценностей.

3. Механизм действия ценностей.

4. Соотношение ценностных ориентаций и средств их реализации. Ценностные конфликты.

Список литературы

1. Бачинин В. А. Культурология : энциклопедический словарь / В. А. Бачинин . – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. – 288 с.

2. Гуревич П. С. Культурология : учебник для вузов / П. С. Гуревич. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2003. – 280 с.

3. Кармин А. С. Культурология. / А. С. Кармин, Е. С. Новикова. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с.

4. Культура и культурология : словарь / сост. и ред. А. И. Кравченко. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 925 с.

5. Культурология : учебник для техн. вузов / под ред. Н. Г. Багдасарьян. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2005. – 709 с.

6. Культурология : учеб. пособие для вузов / В. В. Грибунин [ и др. ] – Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2003. – 165 с.

7. Культурология : учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М.: Высш. образование, 2007. – 566 с.

8. Культурология : учеб. пособие для вузов / под науч. ред. Г. В. Драча. – 10 - е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 496 с.

9. Культурология : учебник для вузов / Б.А. Эренгросс [ и др. ] ; под ред. Б. А. Эренгросс. – М.: Оникс, 2007. – 480 с.

10. Культурология : учеб. пособие / В. А. Глуздов [ и др. ] ; под ред. В. А. Фортунатовой и Л. Е. Шапошникова. – М.: Высш. шк., 2003. – 303 с.

11. Культурология : учеб. пособие / Ю. Б. Пушкова [ и др. ] – М.: Экзамен, 2005. – 384 с.

12. Самохвалова В. И. Культурология : краткий курс лекций / В. И. Самохвалова. – М.: Юрайт-Издат, 2002.- 269 с.

Методические указания

Следует обратить внимание, что понятие «ценности» появилось в философии довольно поздно – в XIX веке. Но существовали ли ценности у людей более ранних эпох? Студенту нужно научиться различать бытовое и научное (культурологическое, философское) понимание ценности, ему следует разобраться с рядоположенными понятиями: ценность и полезность, ценность и значимость, ценность и потребности человека. Ценность в культурологии как приписывание предмету или явлению смысла культуры, включение его в иерархию смыслов. Важно понять субъективное и объективное начала в структуре ценностей. Личностные, групповые и национальные параметры ценностной системы.

Личностные ценности как процесс "присвоения" индивидом окружающего мира, условие его ориентации в действительности.

Групповые ценности как основа профессиональной и социальной реализации личности.

Субкультура и ценности. Следует заметить, что феномен культуры связан с поиском смысла и приписыванием значений объектам и процессам. Студенту следует разобраться, что в основе субкультур лежит ценностный комплекс, образующий её смысловое ядро. Этнические ценности, их архетипический характер. Связь национальных ценностей с языком народа, его архаическими представлениями, историей.

Общечеловеческие ценности и условность их существования: гипотетическая цель - идеал для всех национальных культур.

Структура ценности культуры. Укорененность - наличие идеального эталона образца в системе культуры. Культуросообразность - возможность включения в иерархию ценностей, непротиворечивость по отношению ко всей системе образцов. Демонстративность - наличие материального и/или духовного объекта, который соотносится эталоном.

Узнавание объекта реальности как механизм наделения объекта смыслом-ценностью.

Мир человека как мир ценностей. Почему изменение системы ценностей рассматривается как культурологическая проблема? Функция ценностей в жизни общества и личности. Ценность как мотив, цель и закрепленный в культуре продукт человеческой деятельности.

Семинар 6. Психоанализ и культура

План

1. Философия культуры З. Фрейда:

- психическая структура личности: отношения бессознательной сферы и сознания;

- культура как регулятор бессознательных желаний человека (культурологический анализ статьи З. Фрейда "Будущее одной иллюзии").

2. Культура и коллективное бессознательное: концепция К.-Г. Юнга.

3. Концепции социальной природы бессознательного: теории Э. Фромма и

А. Адлера.

Список литературы

1. Культура и культурология : словарь / сост. и ред. А. И. Кравченко. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 925 с.

2. Культурология : учебник для техн. вузов / под ред. Н. Г. Багдасарьян. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2005. – 709 с.

3. Культурология : учеб. пособие для вузов / В. В. Грибунин [ и др. ] – Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2003. – 165 с.

4. Культурология : учеб. пособие для вузов / под науч. ред. Г. В. Драча. – 10 - е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 496 с.

5. Культурология : учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М.: Высш. образование, 2007. – 566 с.

6. Культурология : учебник для вузов / Б. А. Эренгросс [ и др. ] ; под ред. Б. А. Эренгросс. – М.: Оникс, 2007. – 480 с.

7. Культурология : учеб. пособие / Ю. Б. Пушкова [ и др. ] – М.: Экзамен, 2005. – 384 с.

8. Розин В. М. Культурология : учебник / В. М. Розин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики. – 462 с.

9. Шендрик А. И. Теория культуры : учеб. пособие для вузов / А. И. Шендрик. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. – 519 с.

Методические указания

О том, что поведение человека далеко не всегда определяется его сознанием, известно с давних времен. Существует множество направлений науки, изучающих не столько сознание личности, сколько глубинные факторы ее психики, обусловливающие состояние личности, в том числе и ее сознание. Основоположником современного психоанализа считается австрийский ученый З. Фрейд.

Следует учитывать тот факт, что значение фрейдовской концепции человека выходит далеко за пределы медицины и активно вторгается в сферу философии и культурологии.

В основе фрейдовского открытия лежит феномен бессознательного (как самостоятельного, независящего от сознания безличного начала человеческой души). Постарайтесь детально рассмотреть все элементы психики, выделенные З. Фрейдом, с учетом их взаимодействия (бессознательное "Оно" - "…кипящий котел инстинктов…", сознательное "Я" - посредник между бессознательным и внешним миром и "Сверх-Я" - инстанция, олицетворяющая собой запреты и нормы социокультурного характера).

Неоднозначность стихийных влечений выражается в наличии первичных позывов - "Эроса" и "Танатоса".

Понять противостояние сознательной и бессознательной сфер поможет осознание наличия принципов, которым эти сферы подчиняются (принципы реальности и удовольствия).

Культура в данной ситуации выступает как механизм гармонизации биологических инстинктов человека и требований социальной среды. Наука, искусство, мораль, религия выступают в качестве "психического арсенала культуры". Определите способ, которым культура проводит в жизнь свои цели (сублимация). Рассмотрите механизм формирования "Сверх-Я" (социализация, интериоризация).

Для более продуктивной работы на семинаре предлагается составить сложный план работы З. Фрейда "Будущее одной иллюзии" с учетом ответов на следующие вопросы:

- что представляет собой культура, по мнению З. Фрейда?

- каковы ее (культуры) функции?

- почему человек испытывает враждебность по отношению к культуре?

- как человек превращается из противника культуры в ее носителя?

- как З. Фрейд оценивает искусство и культурные идеалы?

- какие стадии формирования религиозных представлений выделяет З. Фрейд?

- какие функции выполняет религия?

- почему религию З. Фрейд называет "иллюзией"?

Если З. Фрейд исследовал бессознательное в качестве природной сущности человека, то К.-Г. Юнг открыл изначальные культурные источники бессознательного. Открытие Юнга называется "коллективным бессознательным", а его первичные формы - "архетипами".

Попытайтесь сформулировать определения этих понятий и раскрыть механизм их функционирования. Определите различия во взглядах Юнга и Фрейда на природу бессознательного.

Концепцию социальной природы бессознательного продолжают Э. Фромм и А. Адлер. Особое внимание обратите на "экзистенциальные" потребности человека, выделенные Э. Фроммом (в преодолении, идентификации, в установлении связей и другие), на феномен "бегства от свободы" и механизмы реализации данного бегства (деструктивность, авторитаризм, конформизм). Постарайтесь раскрыть смысл "позитивной свободы".

Попытайтесь сопоставить взгляды на природу человеческой деструктивности, изложенные З. Фрейдом и Э. Фроммом.

В теории А. Адлера акцент делается на социальном интересе, имеющем решающее значение в индивидуальной психологии человека. По мнению Адлера, социальный интерес является существенным критерием психического здоровья и условием формирования ценностных ориентаций.

Сформулируйте взгляды Адлера и Юнга на сущность человеческой личности. Согласны ли вы с Адлером в том, что социальный интерес, жизненный стиль являются показателями психического здоровья? Обоснуйте свою точку зрения.

Семинар 7. Мифология в системе культуры

План

1. Мифология в разные периоды развития культуры. Теории мифа.

2. Особенности мифологического сознания. Коллективное бессознательное в мифологии.

3. Миф в понимании А. Ф. Лосева.

4. Художественная, политическая и социальная мифология в современной культуре. Мифотворчество в массовой культуре.

Список литературы

1. Косарев Александр. Философия мифа: мифология и её эвристическая значимость : учеб. пособие для вузов / Александр Косарев. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – 304 с.

2. Культурология : учеб. пособие для вузов / В. В. Грибунин [ и др. ] – Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2003. – 165 с.

3. Культурология : учеб. пособие для вузов / под науч. ред. Г. В. Драча. – 10-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 496 с.

4. Культурология : учеб. пособие для вузов / сост. и отв. ред.А. А. Радугин. – М.: ЦЕНТР, 2003. – 304 с.

5. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. – М.: Политиздат,1991. – 525 с.

6. Мифы народов мира : энциклопедия : в 2 т. / С. А. Токарев. – 2-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1991.

7. Петрухинцев Н. Н. ХХ лекций по истории мировой культуры : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Н. Петрухинцев. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 400 с.

Методические указания

Происхождение мифа как системы взглядов, складывающихся в мировоззрение, как определение основ мироздания сложилось в глубокой древности. Самые древние символы, знаки и образы рождались именно из сильнейших ощущений и субъективных переживаний.

Мифология - форма сознания, стремящаяся к гармонии личности и окружающей природы. Это сознание основано на том, что человек не способен выделить себя из окружающей среды. Мифологическому мышлению не свойственно разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственного и временного отношений, происхождения и сущности. Объяснение вещи и мира в целом сводится к рассказу о творении, которое отделено от настоящего значительным промежутком времени и воплощает не просто прошлое, а особую форму первотворения, первопредметов и перводействий, то есть рассказ о творении объясняет настоящее и будущее.

Миф - это первая форма рационального постижения мира (как это понимает известный антрополог Клод Леви-Стросс), его образно-символического воспроизведения и объяснения, которые формируют поведение человека в обществе. Мир в глазах человека наделяется теми качествами, которые окрашивают бытие человека в его взаимосвязи с другими людьми.

Миф, как он существовал в первобытной общине, то есть в его живой первозданной форме - это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное знание или художественное творчество, а практическое руководство к действию. Задача мифа как мировоззрения состоит в том, чтобы дать человеку знание или объяснение существования мира, формируя образ мышления и восприятия, дать смысл жизни, способ ее воспроизведения, прообраз поступков, который следует копировать.

Мифологическое мировосприятие - это целостная система верований и знаний человека, в которой сконцентрированы свойственнее ему представления о космосе, пространстве и времени. Миф - это способ познания окружающего мира, который опирается на идентификации различных явлений и человека.

Вслед за А. Ф. Лосевым следует исходить из того, что мифология есть явленная человеку непосредственно (чувственно, образно), еще не расчлененная разумом на отдельные составляющие, а потому единая и целостная действительность, неотъемлемой частью которой является сам человек. Этим обусловливается синкретический (диалектический) характер мифологического способа мышления.

В XX веке возникает особое отношение к мифологии. Оно состоит в том, что мифология понимается уже не просто как далекое прошлое человеческой культуры, как ее пройденный этап. Исследователи мифов рассматривают их как сохраняющееся начало духовной культуры на всем протяжении ее развития, проводят параллели между мифологическим и научным мышлением. В частности, воздействие на человека политической идеологии напоминает воздействие, оказываемое на первобытного человека мифологией.

Мифы в современной культуре присутствуют как:

- "старые" - из прошлых культур, суеверия;

- "новые" - паранаучные;

- мифологемы - стереотипные поверья, настолько привычные, что необоснованность их не замечается;

- идеологические мифы.

Историческая культурология

Семинар 8. Первобытная культура

План

1. Культурогенез. Особенности культуры первобытного общества.

2. Мифологическое сознание как феномен первобытной культуры, его смыслоорганизующее и социокультурное значения.

3. Первобытное мышление и искусство.

4. Волшебная сказка как источник изучения первобытного мышления.

Список литературы

1. Алексеев В. П. История первобытного общества : учебник по спец. «История» / В. П. Алексеев, А. И. Першиц. – 5-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 2001. – 318 с.

2. Горелов Л. А. Культурология : учеб. пособие для вузов / Л. А. Горелов. – М.: Юрайт, 2002. – 400 с.

3. Гуревич П. С. Культурология : учебник для вузов / П. С. Гуревич. – 4-е изд., стер. – М.: Гардарики, 2006. – 280 с.

4. Золкин А. Л. Культурология : учеб. пособие для вузов / А. Л. Золкин ; под ред. Н. В. Михайловой. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2001. – 335 с.

5. Культурология : учеб. пособие для вузов / под науч. ред. Г. В. Драча. – 10 - е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 496 с.

6. Культурология : учеб. пособие для вузов / под ред. С. В.Лапиной. – 3-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2006. – 496 с.

7. Пархоменко И. Т. История мировой и отечественной культуры : курс лекций / И. Т. Пархоменко, А. А. Радугин. – М.: Центр, 2002. – 320 с.

8. Петрухинцев Н. Н. ХХ лекций по истории мировой культуры : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Петрухинцев. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 400 с.

Методические указания

Прежде чем начать разговор о специфике первобытной культуры, необходимо разобраться с тем, что такое антропогенез и культурогенез.

В рамках рассмотрения происхождения культуры следует обратить внимание на традиционную эволюционную теорию, социально-психологические

(З. Фрейд, К.-Г. Юнг), символические (Э. Кассирер), игровые (Й. Хейзинга,

Г. Гессе) концепции и появление человеческого интеллекта и культуры с позиции теории пассионарности Л. Н. Гумилева.

Важным моментом в понимании первобытной культуры является тот факт, что она развивалась в течение очень длительного времени. Укажите основные периоды той эпохи и специфические особенности каждого из них (портрет первобытного человека, его образ жизни, род занятий, характеристика его способностей и навыков, анализ продуктов материальной культуры, происхождение и становление первых социально-нормативных форм общежития).

Самой главной отличительной чертой первобытной культуры является синкретизм - нерасчлененность, недифференцированность ее форм. Другая важная особенность этой культуры - ее бесписьменность. Это определяло способы сохранения и передачи необходимого для выживания опыта; возможности речевой коммуникации были невелики, главным информационным каналом культуры оставалась трудовая деятельность. Освоение и передача смысла трудовых операций осуществлялись путем показа и подражания. Действия, после которых наблюдался полезный эффект, становились образцами, которые копировались и передавались от поколения к поколению и превращались в затверженный ритуал. Для архаичного человека магические ритуалы представлялись столь же необходимыми и эффективными, как и любые трудовые акты. Мир смыслов задавался ритуалами. Особое внимание уделите ритуалу "Свое - Чужое".

Индивидуальное самосознание развивалось слабо и почти полностью сливалось с коллективным, творческая самостоятельность исключалась. Проблем нарушения социальных норм поведения, противоречия между личными и общественными интересами не существовало. Индивид просто не мог отступить от ритуальных требований, невозможным для него было и нарушить запреты - табу, охранявшие жизненно важные устои коллективной жизни (порядок распределения пищи, недопущение кровно-родственных половых связей, неприкосновенность особы вождя).

С развитием языка и речи формируется новый информационный канал - устное вербальное общение. На этом этапе духовным основанием первобытной культуры становится мифологическое сознание. Мифы пронизывают все формы жизнедеятельности людей и выступают как основные "тексты" первобытной культуры. Их устная трансляция обеспечивает установление единства взглядов всех членов племенного сообщества на окружающий мир. Вера в "свои" мифы скрепляет сообщество и вместе с тем отделяет его от "чужаков". В мифах закрепляются и освящаются практические сведения и навыки хозяйственной и социальной деятельности. Благодаря их передаче от поколения к поколению накопленный в течение многих веков опыт сохраняется в социальной памяти.

Особое внимание уделите обрядам погребения и инициации, а также тотемизму, анимизму, фетишизму, шаманизму и первобытной магии.

Следующая проблема - проблема происхождения первобытного искусства. Рассмотрите разные версии генезиса искусства. Перечислите, какие виды искусства представлены в первобытной культуре. Проанализируйте синкретизм первобытного искусства. Прокомментируйте социокультурные смыслы искусства (утилитарно-практическое значение; консолидирующая функция; новый уровень коммуникации, искусство как вторичная моделирующая система; формирование эстетического начала, расширение внутреннего пространства человека).

Наиболее интересным источником изучения первобытного мышления можно считать волшебную сказку, которая отражает не только специфику социальной и хозяйственной жизни, но и раскрывает представления древнего человека о смерти, об "ином мире".

Важно понимать, что волшебная сказка сближается в большей степени с фольклором, то есть с языком, чем с литературой. Следовательно, в ней можно обнаружить непосредственное переживание и осмысление культурной реальности первобытной эпохи.

При рассмотрении сказки можно использовать как структурно-типологический, так и метод обращения к генетическим корням сказки.

Семинар 9. Культура Древнего и Средневекового Востока

План (вариант 1). Культура ранних цивилизаций

1. Общие черты в культуре народов ранних цивилизаций. Восточная деспотия как социальная основа древних культур.

2. Городская культура: город как сакральный и политический центр.

3. Динамика мировосприятия человека. Роль природы в формировании мировоззрения:

- истоки многобожия,

- единство культов,

- сходство в системе древнейших символов.

План (вариант 2). Восточная культурная традиция

1. Социальные и мировоззренческие основы культуры Древнего Востока:

- восточная деспотия как социальная основа древних культур,

- миф, природа и государство в культурах Древнего Востока,

- совмещение человечности и государственности в конфуцианстве,

- даосизм: свобода как растворение в природе,

- буддизм: свобода как внутренний уход от жизни в полное отрицание бытия.

2. Художественные и эстетические особенности культуры Древнего Востока.

План (вариант 3). Культура Индии

1. Генезис древнеиндийской цивилизации. Индоарии и доарийские этнокультурные субстраты.

Наши рекомендации