Однотоновые гармонические сочетания
Классификация типов цветовых гармоний
Гармония цветов
Не менее сложным представляется вопрос гармонии цветов. Он с давних пор интересовал и художников, и многих ученых.
Уже Леонардо да Винчи, который занимался теорией цвета, заметил, в частности, что некоторые цвета как бы занимают среди других особое положение. Он назвал их основными, или главными. Таких главных цветов в природе четыре: желтый, синий, красный и зеленый.
Значительно позднее (XVII век) Ньютон одним из первых попытался построить по аналогии с музыкальными цветовые гармонии, основываясь на длине световых волн спектральных цветов. Немецкий физиолог Геринг заострил внимание на проблеме психофизиологической значимости цвета. Изучая цвета не спектра, а те, которые человек воспринимает в повседневной жизни, он систематизировал их; при этом главным для ученого были непосредственные ощущения сходства и различия (но отнюдь не длина волн). Геринг пришел к заключению, что четыре первичных цвета — желтый, красный, синий и зеленый — попарно являются противоположными.
Следует отметить вклад в теорию цветовых гармоний Оствальда. При явной ошибочности ряда его положений те гармонии ахроматических цветов и теневых рядов, которые он построил, могут быть приняты и в наше время (конечно, с учетом эволюции эстетических взглядов).
Что же представляет собой гармония хроматических цветов? Какое содержание вкладывается в это понятие? Можно говорить о гармонии как о закономерном сочетании цветов. Правда, тут же надо сделать оговорку: всякая гармония означает определенную закономерность, но не всякая закономерность может вести к гармонии.
Кроме того, в теории, к сожалению, в основном рассматриваются гармонии двух цветовых тонов, без учета в должной степени изменения светлоты и насыщенности цветов, размеров площадей, занимаемых сочетаемыми цветами, формы этих площадей и т. д.
В художественной практике при оценке сочетаемых цветов самое важное — их эмоциональная выразительность, способная вызвать чувственные переживания. Нельзя анализировать гармонические сочетания изолированно от эстетических вкусов и взглядов, сложившихся в ту или иную историческую эпоху. Именно от эстетических вкусов, взглядов той или иной эпохи зависит эстетический критерий оценки гармонических сочетаний. Нельзя понимать гармонию цвета как категорию незыблемую, раз и навсегда принятую. Нет и не может быть цветов красивых и некрасивых, гармоничных и дисгармоничных. То, что выдвигалось и утверждалось как безусловная гармония в одну историческую эпоху, претерпевало значительные изменения и другую.
Во все времена, однако, эстетическая оценка цветовых отношений в первую очередь определялась отношениями цветовых тонов. Именно сочетания различных цветовых тонов прежде всего обусловливают и характеризуют гармонические сочетания цветов. Кроме того, в произведениях искусства большую роль играют сочетания цветовых тонов по светлоте. По-настоящему оценить сочетания цветовых тонов можно только с учетом их светлотных отношений. Поэтому-то любой цвет нельзя рассматривать изолированно от его насыщенности и особенно светлоты. Не случайно Коровин, говоря, о значении живописи, па первое место ставил светлотные отношения(важно вначале установить, что светлее и темнее, и уже потом, что какого цвета). Последнее обстоятельство широко известно художникам-живописцам, используют его в своей практической деятельности и художники-текстильщики.
Действительно, один и тот же цвет в разном, если можно так выразиться, светлотном окружении производит иногда приятное, и иногда неприятное впечатление.
Цвета, не сочетающиеся между собой, можно сделать гармоничными, изменив их фактуру. Часто цвета, недостаточно согласованные на плоскости, совсем по-другому начинают взаимодействовать в пространственных формах костюма. Наконец, два цвета при равных их количествах нередко образуют неубедительное сочетание, а при изменении количества одного из цветов прекрасно «уживаются» один с другим.
Выбор тех или иных гармонических сочетаний является эффективным орудием в художественном поиске.
Из сказанного следует, что гармонию цветов можно и должно рассматривать как гармонию цветовых отношений, как совокупность цветовых комбинаций с учетом всех основных характеристик цветов — светлоты, насыщенности, цветового тона, а также формы и размеров занимаемых этими цветами площадей. Эстетически оценить указанную гармонию каким-либо иным способом, кроме визуального, не представляется возможным. Другими словами, главным эстетическим критерием гармонических сочетаний цветов является визуальная оценка [37].
Итак, цвет и общий колорит являются наиважнейшими выразительными средствами орнаментальной композиции. Они обладают большой силой эмоционального воздействия на человеческие чувства. Выразительность же и богатство колорита текстильного рисунка в первую очередь зависят от хроматического контрастировать цветов (цветовых тонов).
Колористическое оформление текстильного рисунка основывается на гармонизации в нем различных хроматических цветов, точнее цветовых сочетаний этих цветов. Выявление же возможностей использования тех или иных Цветовых сочетаний путем гармонизации цветов в текстильных рисунках следует считать главной задачей художника-орнаменталиста. При этом нельзя не заметить, что гармония цвета в текстильном рисунке не есть нечто постоянное, незыблемое. Гармонические сочетания цветов не надо рассматривать как точный закон, это реализация основных направлений художественного творчества, это возможность получения разнообразных, различных по эмоциональному звучанию сочетаний цветов.
Знать закономерности построения цветовых гармоний необходимо, но пользоваться ими следует свободно, развивая творческую индивидуальность, чувство нового и современного.
Построение хроматических сочетаний цветов
Чтобы выявить основные закономерности построения цветовых гармонических сочетаний, нужно, прежде всего, привести в систему то разнообразие цветов и их оттенков, которые представляет нашему вниманию объективный мир. Понятно, что художника интересуют главным образом цвета, которые человек воспринимает в повседневной жизни, с которыми он имеет дело в своей творческой деятельности.
Естественной шкалой цветовых тонов является спектр солнечного света, в котором цвета располагаются в определенной последовательности. При внимательном рассмотрении спектра можно заметить в его синем конце некоторую красноватость. а в красном, наоборот, синеватость. Смешав крайние спектральные цвета, мы получаем уже упоминавшийся выше ряд переходных тонов пурпурных цветов. Если добавить эти пурпурные тона к спектру и замкнуть его в кольцо, получится естественный цветовой круг с той же последовательностью цветовых тонов, что и в спектре.
С физической точки зрения, все цвета равноправны, и ни один цвет не может быть выделен как обладающий каким-либо преимуществом. Можно лишь, исходя из эмоционального восприятия хроматических цветов, разделить их на две большие группы: теплые цвета, как бы приближающиеся по восприятию к цвету теплых тел — солнца, огня, света и т. д.; холодные цвета, близкие к цвету льда. воды, неба, сумерек и т. д.
Но существует одно обстоятельство, которое позволяет из огромного числа цветов выделить четыре главных: желтый, красный, синий, зеленый. Только эти четыре цвета не содержат никаких примесей соседних с ними в цветовом круге цветов и оттенков. Обращаясь к цветовому кругу, построенному на основе этих цветов, нетрудно заметить, что чистый желтый и чистый синий — цвета, которые не содержат оттенков красноватости или зеленоватости, а чистый зеленый и чистый красный — цвета, которые не содержат оттенков желтоватости или синеватости.* Главный цветовой круг (круг /// на рис. 44) был разработан Шугаевым. Система из пяти цветовых кругов достаточно полно определяет направления для построения цветовых гармоний.
* Строго говоря, вопрос, может ли зеленый цвет считаться главным, до сих пор окончательно не решен. По этому поводу существуют две точки прения.
Если исключить из главного цветового круга четыре главных цвета, последний лишается опорных точек, и тогда любые классификации становятся неопределенными, расплывчатыми, необоснованными, более того — практически ненужными.
Система цветовых кругов, каждый из которых состоит из 24 цветовых тонов, по существу представляет собой цветовой конус на плоскости. Средний круг III — главный — составлен из цветов наибольшей насыщенности. Два внутренних круга IV и V состоят из тех же цветовых тонов, но с постепенно убывающей насыщенностью. Два наружных круга II и I по сравнению с основным характеризуются постепенным затемнением цветовых тонов. Таким образом, каждый из 24 цветовых тонов состоит из пяти светлотно-теневых градаций. Подобный однотоновый ряд можно получить, если постепенно примешивать к любому хроматическому цвету белый или черный цвет.
Следует заметить, что при добавлении белого цвета насыщенность хроматического цвета уменьшается в значительно большей степени, чем при добавлении черного. Кроме того, цвета желтые и красные от добавления белого цвета несколько желтеют, а сине-зеленые голубеют.
Естественно, однотонный ряд можно без труда продолжить, и тогда он будет содержать не пять, а больше ступеней.
Вернемся, однако, к главному цветовому кругу.
В основу построения этого круга, как было сказано выше, положены четыре цвета — желтый, синий, красный и зеленый. Все они являются нейтральными, поскольку каждый из них не содержит в себе никаких примесей других главных цветов. Располагаются в цветовом круге пары главных цветов (желтый и синий, красный и зеленый) на концах двух взаимно перпендикулярных диаметров. Следовательно, они являются контрастными и дополнительными (цвета называются дополнительными, если при оптическом смешении дают ахроматический цвет.
Промежуточные цвета (между главными) находятся в четырех четвертях круга, по пять в каждой четверти. Таким образом, имеем четыре группы промежуточных цветов — желто-красные, сине-красные, сине-зеленые и желто-зеленые. Конечно, можно построить цветовые круги с большим или меньшим числом промежуточных цветовых тонов, но для практической деятельности предлагаемый вариант является оптимальным.
Количественный состав цветов таков (см. также рис. 45):
1 — чистый желтый (100%);
2—желто-оранжевый (83% желтого и 17% красного);
3 — желто-оранжевый (66% желтого и 34% красного);
4— оранжевый (50% желтого и 50% красного);
5—оранжево-красный (34% желтого и 66% красного);
6—оранжево-красный (17% желтого и 83% красного);
7 — чистый красный и т. д.
Указанные количественные соотношения главных цветов являются приблизительными.
Итак, вот выводы, которые позволяет сделать анализ системы цветовых кругов:
1. В каждом круге цвета, расположенные на одном диаметре, являются контрастными и дополнительными независимо от светлоты и насыщенности.
2. Круги обладают достаточной равноступенностью.
3. Все цвета, расположенные по одну сторону диаметра, соединяющего главные цвета в любой из двух пар, значительно отличаются по восприятию их человеком от цветов, расположенных по другую сторону этого диаметра. Цвета 1—6 и 20—24 независимо от их светлоты и насыщенности являются теплыми, а цвета 8—18 — холодными.
4. Цвета чистый красный и чистый зеленый и их производные называются нейтральными по желто-синей контрастности, а чистый желтый и чистый синий цвета и их производные — нейтральными по зелено-красной контрастности. В мире цветов существуют только два вида контрастности цветовых тонов: желто-синяя и красно-зеленая.
5. Предлагаемый в системе цветовых кругов порядок расположения цветов позволяет разделить последние на цветовые группы, принципиально отличные по психофизиологическому восприятию.
Переходя к гармоническим сочетаниям цветов, назовем четыре основные их группы:
1. однотоновые гармонические сочетания цветов;
2. гармонические сочетания родственных цветов;
3. гармонические сочетания родственно-контрастных цветов;
4. гармонические сочетания контрастных и дополнительных цветов.
Однотоновые гармонические сочетания
Однотоновые гармонии цветов (или, как их еще называют в литературе, гармонии теневых рядов) по сути своей очень близки к ахроматическим гармониям, которые были рассмотрены выше на с. 93—95. Отличие заключается лишь в том, что основу гармонических сочетаний цветов составляет один какой-либо цветовой тон, который в тех или иных количествах присутствует в каждом из сочетаемых цветов. Контрастируют же эти цвета один с другим только по светлоте и насыщенности.
Общий цветовой тон придает однотоновым сочетаниям цветов спокойный уравновешенный характер.
Рассмотрим возможные направления организации однотоновых гармонических сочетаний.
Допустим, имеется теневой ряд, состоящий из 15 ступеней (подобно ахроматическому равноступенному светлотному ряду). Такой теневой ряд в однотоновом треугольнике показан на рис. 43 (здесь по основанию треугольника располагаются ахроматические цвета, а по боковым сторонам — хроматические). В одной из вершин треугольника (8) находится наиболее насыщенный цвет, влево этот цвет разбеливается, вправо — затемняется.
В зависимости от задачи, гармония может быть организована в разных светлотных диапазонах.
В пределах выбранного светлотного диапазона эффект контраста светлот и насыщенностей цветов может основываться на равноступенности выбранных цветов. Например, применительно к полному светлотному диапазону можно взять цвета 2, 8 и 14; 5, 8 и 11 и др. Когда сопоставляемые цвета одинаково отстоят один от другого, сочетание представляет собой гармонию равноступенного контраста. Такое сочетание вызывает ощущение особенного покоя, стабильности.
Если цвета, выбранные для сочетания, отделены один от другого разными интервалами, контраст по светлоте и насыщенности выражается сильнее; динамические отношения между цветами вносят в композицию элемент активности, напряженности. В данном случае однотоновые гармонии правильнее именовать гармониями динамического контраста (например, цвета 5, 10 и 11 или 6, 7 и 12}.
Обычно при организации однотоновой гармонии динамического контраста два цвета выбирают с небольшим интервалом между ними; третий же цвет должен отделяться от первых двух большим интервалом. Именно поэтому третий цвет активно контрастирует с первыми двумя, а в композиции активно прочитывается или светлый, или темный рисунок орнамента.
Кстати, таким способом достигаются и эффекты свечения и горения цвета в хроматических однотоновых композициях. В частности, для достижения эффекта горения нужно, чтобы самый светлый цвет был одновременно и сильно насыщенным, расположенным близко к середине теневого ряда. Кроме того, этот цвет следует располагать на очень небольших по величине площадях. Другие цвета, которые служат фоном, должны быть сильно затемненными и сближенными по светлоте.
На рис. 46 (см. с. 118) показано несколько эскизов, основанных на однотоновых гармонических сочетаниях цветов.
Для однотоновых гармоний очень важно отношение площадей, занятых сочетаемыми цветами. В случае примерно одинакового распределения площадей всех трех цветов утверждается идея статики. В случае контраста площадей естественно подчеркнуть и контраст по светлоте и насыщенности.