Творчество М.В. Ломоносова и идеи классицизма

политической жизни страны, явилась доктрина классицизма.

Ранний этап становления русского классицизма своеобразно сочетался с наследованием традиций барокко. В архитектуре принципы барочного стиля в 1730—1750-е гг. достигли наивысшего расцвета. Но по мере полного утверждения введенных Петром I новых форм русской государственности и органичного усвоения воспринятых в первой половине века норм художественного мышления классицизм начинает занимать доминирующее положение. В литературе его господство продолжается примерно до конца 1770-х гг.; в изобразительных искусствах и в архитектуре вплоть до конца столетия и даже позже.

Осмысление теоретиками русского классицизма функции искусства в конечном счете как прикладной приводило к вполне определенному пониманию ими предмета искусства. Решение этого вопроса оказывалось тесно связанным с другой, не менее важной для эстетической мысли классицизма проблемой, а именно с проблемой отношения современного искусства к классическому наследию античности. Отвлеченной трактовке вневременного идеала, счастливо обретенного художественной мыслью Древней Греции, на которой основывался европейский классицизм, создатели и теоретики русского классицизма XVIII в. противопоставили вполне конкретное, насколько позволял им уровень знаний эпохи, свое представление о том материале, на основании переработки которого должен формироваться идеал национального искусства. Таким материалом должна была служить не далекая античность, а отечественная история.

Еще более отчетливо идею важности обращения «свободных художеств» к отечественной истории как основного условия в выполнении искусством его воспитательных функций выразил Ломоносов в «Слово благодарственном на освящении Академии Художеств» (1764). Перечислив задачи скульпторов и живописцев

(«...представлять виды героев и героинь Российских в благодарность заслуг их к Отечеству», «.. .показать древнюю славу пра-отцев наших... и тем подать наставление в делах, простирающихся к общей пользе»), Ломоносов заключает свою мысль энергично выраженным пожеланием черпать в собственной истории стимулы для совершенствования искусства: «О коль великое удивление и удовольствие произвести может Россия помощью художеств в любопытном свете, который едва уже не до отвращения духа чрез многие веки повторяет древние греческие и римские, по большей части баснотворные деяния».10

Последним -тезисом Ломоносов по существу - своеобразно отвечал на актуальный для эстетической мысли его времени вопрос об отношении к искусству античной древности.

С пятидесятых годов учёный облекает плоды размышлений и исследований в живую форму своих речей, произносимых на собраниях Академии и в качестве представителя науки перед общественностью — когда он свободно высказывает свои теоретические взгляды, не стесняясь требований полноты и строгости академического мемуара — и здесь, объединив в своём лице оратора, естествоиспытателя, популяризатора научного знания и литератора — он «даёт указания, выражает надежды, вырабатывает планы новых снарядов и опытов, приводит …результаты собственных изысканий в лаборатории и кабинете»

Ломоносов в 1743 написал «Краткое руководство к риторике» на русском языке. Основной труд Ломоносова по риторике — «Риторика» 1748 года, которая стала, по сути, первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. Пособия Ломоносова были первыми общедоступными руководствами по красноречию.«Российская грамматика» — основы и нормы русского языка, в которой Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописание и произношение того или иного слова. Орфоэпические рекомендации «Российской грамматики» опираются на специфику «московского наречия». Разработал стилистическую систему русского языка — теорию трёх штилей (книга «Рассуждение о пользе книг церковных в российском языке»).

М. В. Ломоносов как историк является представителем либерально-дворянского направления[76][77] в российской историографии XVIII в. Он был сторонником сарматской теории, на что прямо указывает его «Древняя российская история»[78]. Используя «Окружное послание патриарха Фотия»[79], опровергал норманнскую теорию. Основной труд по истории — «Древняя Российская история»[80]. М. В. Ломоносов сравнивает российскую историю с историей Римской Империи. Сравнительный анализ античных верований и верований восточных славян обнаруживает множество сходных элементов. По его мнению, корни формирования языческого пантеона одни и те же.

В формировании Ломоносова — поэта, теоретика литературы, писателя истории большую роль сыграла русская национальная традиция. Выросший на севере России и с молодых лет приобщившийся к народной культуре, он знал большое количество древнерусских памятников. Его первыми учебниками были рукописные книги. Из биографии, составленной Н. И. Новиковым, мы знаем, какое огромное впечатление произвела на юного Ломоносова «Псалтырь рифмотворная» Симеона Полоцкого, с которой он также ознакомился на родине. В Славяно-греко-латинской академии, где Ломоносов обучался с 1731 по 1736 г., он также много внимания уделял «древним книгам», которые хранились в библиотеке Заиконоспасского монастыря.

Ломоносов не задавался целью изобразить то, что видел вокруг себя, он хотел провозгласить великие истины, открывшиеся ему и народу. Он был не систематизатором настоящего, а творцом грандиозных видений будущего, и его оды самим своим стилем выражают эту устремленность к мечте, отказ от признания действительности помещичьего строя, достойной поэтического воплощения.

С другой стороны, величественно-торжественный, приподнятый, пышный стиль од Ломоносова соответствовал тому чувству национального подъема, гордости, ощущению величия и победы русской государственности, которые явились результатом петровского времени в сознании лучших людей в середине XVIII в.

Из всех поэтических жанров, развивавшихся в литературе того времени, жанр оды наиболее подходил Ломоносову «для решения стоявших перед ним задач». Этот жанр, по словам А.В. Западова, «позволял соединить в большом стихотворении лирику и публицистику, высказаться по вопросам, имеющим государственное значение, и сделать это сильно, красиво, образно».

Одним из ведущих жанров классицизма была стихотворная трагедия. В литературном творчестве Ломоносова нашел отражение и этот жанр. Им написаны две трагедии: «Тамира и Селим» (1750) и «Демофонт» (1751), первая на национально-историческую тему, вторая на сюжет античной истории.

Принципиально новым в литературном творчестве Ломоносова было стремление к возможно точной передаче исторических фактов. Это сказывалось в его подходе к характеристике каждого явления. Исторические темы разрабатываются в одах, в трагедии, в эпической поэме, в похвальных словах, в иллюминационных надписях. Точное следование историческим фактам, строгое соблюдение истины являются характерными чертами литературных произведений Ломоносова.

Важнейшую роль в формировании этой особенности художественных произведений Ломоносова несомненно сыграло глубокое изучение им древнерусской литературы. Движение к исторически-конкретному отображению — закономерное явление в творчестве Ломоносова — великого поэта и великого историка.

Теоретики французского классицизма (Буало) видели «высшую форму отвлеченного и обобщенного воплощения действительности в героике древнего мира, освобожденной от конкретно-исторической и бытовой реальности».28 Ломоносов смело разрушил один из важнейших постулатов нормативной поэтики классицизма.

В своем художественном творчестве Ломоносов первый отказался от схоластического принципа противопоставления литературного произведения — историческому и смело провозгласил закономерность историзма литературного произведения.

Наши рекомендации