Золотой век русской культуры

XIX век в общем историко-культурном процессе занимает особое место. Это столетие, включавшее в себя Золотой век русской культуры, характеризуется яркими проявлениями национальной самобытности, достижениями, которые признаются классическими, то есть эталонными для данной культуры и определяющими её лицо в масштабе мировой культуры. В отличие от многих культур Западной Европы, где формирование национальной классики было связано с эпохой Возрождения или Просвещения, в России классическая культура начала формироваться вместе с процессом активного развития самосознания русского народа на рубеже XVIII-XIX веков. Одной из значимых фигур здесь явился Н.М. Карамзин с его «Письмами русского путешественника», а затем «Историей государства Российского», сделавший современную ему историю и культуру России предметом художественного, публицистического, научного и культурного сознания читающей русской публики.

Каждый новый период в истории культуры органично связан с предшествующим временем, и вместе с тем в нём наблюдаются качественно новые явления. В этом проявляется преемственность культуры как основа формирования культурного на­следия. В первые десятилетия XIX в. сохранялось понимание просвещения как силы, способной преобразовывать жизнь. Уже в конце XVIII в. определилась тесная связь художественной культуры с идейными исканиями, начался про­цесс формирования национальных школ в живописи, музыке, архитектуре, а также современного русского литературного языка. «Мы зреем не веками, а десятилетиями», — писал Н.М. Карамзин. Важными этапами в становлении самосознания на­ции явились Отече­ственная война 1812 г. и движение декабристов. Идейная атмосфера предвоенных лет и периода Отечественной войны вызвала в стране небывалый патриотический подъём. А.И. Герцен отмечал, что декабристы в 1825 г. «пробудили душу у нового по­коления». Стремление осмыслить идеи дворянских революци­онеров, принять или отвергнуть их способствовало активизации интеллектуальных исканий в русском обществе. Распространёнными формами проявления обществен­ной деятельности в XIX в. были легальные и тайные общества, кружки, салонные собрания. Реформы середины и второй половины XIX в. были рубежом в социально-экономической и культурной жизни России. Отмена крепостного права в 1861 г. сняла юридические препятствия для свободного передвиже­ния населения, более интенсивно стало развиваться отходни­чество[2]. Эти факторы способствовали углублению культурных интеграционных процессов в обществе, демократизации образования.

Деятельность в области просвещения была наиболее подвержена колебаниям внутриполитического курса правительства. В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения, воспитания юношества и распространения наук — первый в исто­рии России орган, осуществлявший централизованное руководст­во системой образования. В основе реформ Александра I начала XIX в. в области образования лежал приоритет общего образования, идеи светскости и гуманного отношения к ученикам. Вторая же четверть века отмечена усилением контроля государства над всеми формами обучения, а принцип сословности образования стал главным в политике правительства Николая I. Первая половина XIX в. – это период формирования системы университетского образования. Университеты оснащались лабораториями, библиотеками, имели ботанические сады, обсерватории, становились центрами интеллектуального потенциала страны. Начальная школа развивалась значительно медленнее, подавляющее большинство училищ было сосредоточено в городах. К середине XIX в. в губернских промышленно развитых городах грамотные составляли 3-5% жителей. В пореформенную эпоху при ак­тивном участии российской интеллигенции была создана народная школа, появи­лась система технических училищ, учительские семинарии. Рост востребованности людей умственного труда для госу­дарственной, военной, общественно-культурной сферы способст­вовал распространению профессии врача, адвоката, учителя, журналиста.

Система просвещения наряду со школой включает библиотеки, выставки, музеи, которые являются важным элементом культурной среды. Современники подчёркивали большую роль журналов в культуре России XIX в. Позиции журна­лов в целом совпадали с направлениями обществен­но-политической мысли. Консервативно-охранительной журналистике («Москвитянин», «Северная пче­ла») противостояла демократическая («Московский телеграф», «Телескоп», «Современ­ник», «Отечественные записки»). В XIX в. возникает идея создания пуб­личного художественного музея. В начале 1830-х гг. значительную коллекцию отечест­венной живописи имел «Русский музеум» П.П. Свиньина. В дворянской и купеческой среде получает распространение коллекционирование предметов старины, книг, живописных по­лотен, которые впоследствии составили основу фондов многих музеев России (коллекции Ф.П. Прянишникова, В.А. Кокорева, К.Т. Солдатенкова). В 1852 г. статус публичного музея получил Эрмитаж, который по широте и ценности коллекций является одним из крупнейших художественных музеев мира. В залах музея представле­ны картины да Винчи, Рафаэля, Тициана, Рубенса, Рембрандта, скульптуры Микеланджело, Кановы, Фальконе и др. Эрмитаж обладает ценнейшей нумизматической коллекцией, включающей в себя монеты почти всех стран мира. С 1856 г. начал собирать коллекцию русской живописи П.М. Третьяков. Интерес к отечественной живописи со стороны многих коллекционеров был одним из проявлений общих процес­сов, которые происходили в русской национальной культуре в этот период.

Научная мысль в России XIX века в своем раз­витии опиралась на достижения науки предшествую­щего времени. С одной стороны, развивались прикладные от­расли научных знаний, связанные с потребностями промышлен­ности, транспортных и информационных средств, а с другой — пробуждался инте­рес к отечественной истории, изучению русского языка.

Настоящий переворот в научных представлениях о природе пространства совершил Н.И. Лобачевский, открыв новую геометрическую систему, полу­чившую название «неевклидова геометрия» (1826 г.). В химии с именем Д.И. Менделеева связано открытие в 1869 г. одного из основных законов естествознания — периодического за­кона химических элементов. Учёный предсказал существова­ние элементов, которые были ещё неизвестны в то время и кото­рые действительно были открыты впоследствии. В области электротехники В.В. Петров, демонстрировавший в 1802 г. явление вольтовой дуги, выдвинул идею о её практическом применении для сварки и плавления металла. С именами П.Л. Шиллинга и Б.С. Якоби связано изобретение и усовершенствование электромагнитного телеграфа, полу­чившее практическое применение уже с 1850-х гг., что считается од­ним из важнейших научно-технических изобретений XIX столетия. Во второй половине XIX в. П.Н. Яблочков изобрёл первую практически пригодную дуговую электрическую лам­пу без регулятора («свеча Яблочкова»), а А.Н. Лодыгин создал лампу накаливания. Изобретение радиотелеграфа А.С. Поповым относится к числу выдающихся мировых откры­тий. Основоположником современной аэродинамики был Н.Е. Жу­ковский. В 1870 — 1880-е гг. над созданием первого русского самолёта ра­ботал А.Ф. Можайский. К этому же времени относятся первые исследования в области аэро- и ракетодинамики К.Э. Циолков­ского.

Наряду с Академией наук, научными центрами становятся университеты, получившие право создавать учёные общества – Общество испытателей природы, Мос­ковское общество истории древностей российских, Русское географическое общество, Общество любителей российской словесности и др. Последнее объединяло не только учёных, но и многих русских писателей, и среди них — А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.А. Горький.

Интерес к отечественной истории, усилившийся в это вре­мя, был тесно связан с ростом национального самосознания. Учёных-гуманитариев, публицистов, деятелей культуры интересовали проблемы развития русского языка, его ис­тория и будущее. Становлениесовременного литературного язы­ка, закрепление его норм происходит в эпоху А.С. Пушкина. Важными общественно-культурными центрами были литератур­ные салоны. Например, в салоне А.П. Елагиной происходили знаменитые споры славяно­филов и западников. Западники связывали социальные преобразования с освоением достижений стран Западной Европы (Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин и др.). Они были сторонниками конституционной монархии, выступали против революционных методов борьбы, за мирный путь преобразований, прежде всего связанный с отменой крепостного права. Славянофилы же отстаивали самобытные начала в историческом развитии России (А.С. Хомяков, И.С. и К.С. Аксаковы, братья Киреевские, Ю.Ф. Самарин и др.).

Интеллектуальные искания тесно переплетались с художественной культурой XIX в., в которой наблюдалась постепенная смена художественных стилей: классицизм — романтизм — реализм. В первые десятилетия проис­ходил отход от нормативности просветительского мировоззрения, лежавшей в основе эстетики классицизма, когда мотивами действий героя были, прежде всего, гражданский долг и общественное служение. Каноны классицизма, признававшие иерархию жанров, приоритет исторической живописи (один из представителей – К.П. Брюл­лов), нега­тивно относившиеся к бытовому жанру как низкому виду ис­кусства, уже не могли полностью удовлетворять творческие по­требности худож­ников. Сущностью романтического искусства было противобор­ство идеального героя с реальной действительностью. Внимание к внутреннему миру человека, интерес к национальной само­бытности и истории отечества были характерны для русского романтизма. К исторической тематике обращались многие писатели, поэты, композиторы. В русле романтического движения закладывались основы русского исторического романа (А.А. Бестужев-Марлинский, М.Н. Загоскин, И.И. Лажечников). Поэты-романтики (В.А. Жуковский, Н.И. Гнедич, А.Н. Струговщиков и др.) впервые познакомили русского чита­теля с произведениями Гомера, Байрона, Шиллера, Гёте. Видным представителем ро­мантизма в музыке был А.Н. Верстовский. Растущий интерес к жизни простых людей получил наибольшее выражение в роман­тическом портрете (О.А. Кипренский). Одним из ярких художников XIX в. был А.А. Иванов – предста­витель монументально-героического направления в русском ис­кусстве. Это направление в литературе свя­зано с «Борисом Годуновым» А.С. Пушкина, в музыке — с операми М.П. Мусоргского, продолжено в исторических полотнах В.И. Сурикова, в творчестве М.А. Врубеля.

Новые реалистические тенденции в живописи развивались наиболее плодотворно вне стен Академии художеств. Появление жанровых картин П.А. Федотова на художествен­ной выставке в 1849 г. произвело настоящую сенса­цию. Впервые в русской жанровой живописи появились картины, где критиковались отдельные стороны обще­ственной жизни («Свежий кавалер», «Сватовство майора» и др.). Возникновение в 1871 г. Товарищества передвижных художественных выставок обеспечивало каждому свое­му участнику право выставлять и продавать картины и получать дохо­ды от выставок. От симпатий публики зависели и благосос­тояние художника, и его известность. Для творчества передвижников были характерны гражданствен­ность, осознание общественных проблем своего времени, психологизм, интерес к облику современника, разнообразие жанров – пейзаж, портрет, историческая живо­пись, бытовой жанр (Ф.А. Васильев, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.И. Суриков и др.).

Золотой век русской культуры неразрывно связан с именами А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. «Пушкин есть явление чрезвы­чайное и, может быть, единственное явление русского духа», — го­ворил Н.В. Гоголь. «Пушкин — это наше всё»,— эти слова принадле­жат А.А. Григорьеву. В развитии национальной литературы и культуры в це­лом роль А.С. Пушкина огромна. С его творчеством связаны утверждение современного литератур­ного языка, начало реализма в литературе как художественного направления. Творчество М.Ю. Лермонтова отразило трудное время и разочарование, наступившее после восстания декабристов в 1825 г. Его роман «Герой нашего времени» (1840 г.), сохраняя романтиче­ские черты, заложил основы русского реалистического романа XIX в. Значима роль Н.В. Гоголя в русской литературе. «Мертвые ду­ши» — одно из ярких реалистических изображений русской жизни того времени. Предметом пристального внимания русской литературы XIX века стано­вилась судьба крепостного крестьянина (повести Д.В. Григорови­ча, очерки В.И. Даля, «Записки охотника» И.С. Тургенева). А.Н. Островский открыл читателю мир русского купечества. В эти годы созда­вали свои лучшие произведения выдающиеся русские писатели Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, Н.А. Некра­сов, Н.С. Лесков, Н.Г. Чернышевский, А.П. Чехов и др. Одним из открытий литературы этого периода был «маленький человек» с его нелёгкой житей­ской судьбой. Пореформенные десятилетия были от­мечены также расцветом лирической поэзии, которая стала связующим звеном между пушкинской эпохой и Серебряным веком рубежа столетий (Ф.И. Тютчев, А.А. Фет).

Культурную среду российского города во многом формировал театр. Он был не только формой культурного досуга, но и неотъемлемой частью светской жизни. На протяжении почти всего столетия в Петербурге были открыты только императорские театры: Большой, Мариинский, Александрийский и Михайловский. Только в 1882 г. была разрешена свобода частной антрепризы в столицах, и в конце века появляются частные театры, такие как "Аквариум", Суворинский и др., зрителями которых становится также городской средний класс, интеллигенция, учащаяся молодежь. На сцене ставились комедия, трагедия, романтический балет и высокая опера. Популярностью в свете с 1877 г. пользовался цирк Чинизелли. Распространенным явлением были крепостные театры, известные ещё в XVIII в. Театр XIX века воспитал плеяду замечательных актёров, которыми до сих пор по праву гордится русская сцена (Е.С. Семёнова, А.С. Яковлев, А.И. Истомина, М.С. Щепкин и др.).

Музыка этого времени, как и многие другие области художест­венной культуры, испытала воздействие событий 1812 года. Композиторы стали чаще обращаться к героико-патриотическим национальным сюжетам (например, опера К.A. Кавоса «Иван Сусанин», 1815 г.). Появились романсы на слова русских поэтов, некоторые на­родные песни становились популярными романсами. В обществе стали чаще устраиваться публичные концерты. В залах Филармонического об­щества в Петербурге выступали многие евро­пейские знаменитости (Ф. Лист, П. Виардо, Г. Берлиоз и др.). С именем М.И. Глинки связано возникновение русской му­зыкальной классики, национальной школы в музыке. Его современником был А.С. Даргомыжский – создатель народно-бытовой музыкальной драмы (опера «Ру­салка», 1856 г.), драматических и сатирических песен («Ти­тулярный советник», «Червяк» и др.). Во второй половине XIX в. огромную роль в развитии отечест­венной музыкальной культуры сыграло содружество композиторов, известное как Балакиревский кружок (М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков). В 1867 г. В.В. Стасов, музыкальный критик, идейный руководитель молодых композиторов, дал кружку название «Могучая кучка». Одной из основных черт их творчества было стремление передать в музыке «правду жизни», националь­ный характер. Они широко использовали фольклор, тяготели к историко-эпическим сюжетам. Выдающиеся достижения русской культуры свя­заны с именем П.И. Чайковского – мастера раскрытия душевного мира человека, певца рус­ской природы, который оставил творческое наследие в области балетного, оперного, симфонического музы­кального искусства (балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица»; оперы «Евгений Онегин», «Пиковая да­ма»)[3].

Культура XIX века представляла собой сочетание культур, порождённых деятельностью различных социальных групп. Особое место занимала русская интеллигенция, которая, по характеристике философа Н.А. Бердяева, яв­лялась не социальной, экономической или профессиональной груп­пой, а идеологической, которая зачастую переносила по­литику «в мысль и литературу». Это в значительной мере предопределило литературоцентризмрусской культуры XIX в., т.е. влияние литературы и литературной критики на смежные явления культуры — философию и обществен­но-политическую мысль, живопись и музыку, нравственные и ре­лигиозные искания. Литература проникала в мировоззрение и повседневную жизнь представителей различных сословий.

Важнейшими социокультурными пластами были город, деревня, усадьба, составлявшие во взаимодействии культурное пространство. В XIX в. формируется мещанская культура – специфическое явление городской культуры, одной из характерных форм которой являлись народные гулянья. Они не только собирали весь город, но и показывали собранные воедино традицию и новацию, искусство "своё" и "чужое", простонародное и барское. Подобные гулянья вбирали в себя зрелищно-развлекательные формы календарных праздников, черты европейского ярмарочного карнавала и великосветских развлечений. Одним из знаковых обозначений появлявшихся в быту горожан новаций была одежда, хотя и здесь приверженность традициям сохранялась: «Многие женщины из купеческого и мещанского сословия одевались, как и везде — в длинные платья, носят шляпки и чепчики; у мужчин есть нововведение — некоторые носят галстуки и подстригают бороды […] Большая половина жителей ходит в русском платье; волосы обстригают в кружок»[4].

Город являлся центром сосредоточения культуры в различных областях (просвещение, наука, искусство, религия), здесь находились основные культурно-просветительские институты и учреждения, связанные с развитием профессиональной культуры, формировалась информационная система, способствующая интеграции культурных процессов города и деревни. Именно город обеспечил возможность деятельности интеллигенции через салон, университет, кружок, издание журналов. Среди городских жителей можно было встретить все сословия тогдашней России. В 1850-е гг. дворяне и чиновники составляли 5,5%, купцы — 4,5%, духовенство — 1,4%, мещане — около 60%, разночинцы, солдаты, крестьяне — 38,5%. Дворянство, а в пореформенное время и зажиточное купечество, являлись городской элитой и оказывали влияние на культурную ситуацию. Известно их участие в общественно-благотворительных делах, поддержке театров, музеев, содержании школ, приютов и т.п. Но культурная среда города изобиловала контрастами. Для подавляющей части населения жизнь доставляла больше тягот, чем комфорта: огромные расстояния при слабом развитии городского транспорта, теснота жилища, отсутствие водопровода и канализации, высокая преступность.

Социальный динамизм XIX в. проявился и в развитии российской провинции. При сохранении доли традиционности в культуре, она также была подвержена воздействию новаций. Мир загородной усадьбы стал той сферой, где активно происходили интеллектуальные и художественный искания. Превращаясь в соперницу городского салона, она объединяла поэтов, писателей, философов, художников, композиторов своего времени. В XIX в. факторы новейшей цивилизации устраняли обособленность сельского населения. Железные дороги, периодическая пресса, свобода передвижения содействовали распространению идей, зародившихся в крупных городах, усиливали темпы экономической и общественной деятельности, создавали условия для развития культурных процессов.

Наши рекомендации