Золотой век русской культуры
XIX век в общем историко-культурном процессе занимает особое место. Это столетие, включавшее в себя Золотой век русской культуры, характеризуется яркими проявлениями национальной самобытности, достижениями, которые признаются классическими, то есть эталонными для данной культуры и определяющими её лицо в масштабе мировой культуры. В отличие от многих культур Западной Европы, где формирование национальной классики было связано с эпохой Возрождения или Просвещения, в России классическая культура начала формироваться вместе с процессом активного развития самосознания русского народа на рубеже XVIII-XIX веков. Одной из значимых фигур здесь явился Н.М. Карамзин с его «Письмами русского путешественника», а затем «Историей государства Российского», сделавший современную ему историю и культуру России предметом художественного, публицистического, научного и культурного сознания читающей русской публики.
Каждый новый период в истории культуры органично связан с предшествующим временем, и вместе с тем в нём наблюдаются качественно новые явления. В этом проявляется преемственность культуры как основа формирования культурного наследия. В первые десятилетия XIX в. сохранялось понимание просвещения как силы, способной преобразовывать жизнь. Уже в конце XVIII в. определилась тесная связь художественной культуры с идейными исканиями, начался процесс формирования национальных школ в живописи, музыке, архитектуре, а также современного русского литературного языка. «Мы зреем не веками, а десятилетиями», — писал Н.М. Карамзин. Важными этапами в становлении самосознания нации явились Отечественная война 1812 г. и движение декабристов. Идейная атмосфера предвоенных лет и периода Отечественной войны вызвала в стране небывалый патриотический подъём. А.И. Герцен отмечал, что декабристы в 1825 г. «пробудили душу у нового поколения». Стремление осмыслить идеи дворянских революционеров, принять или отвергнуть их способствовало активизации интеллектуальных исканий в русском обществе. Распространёнными формами проявления общественной деятельности в XIX в. были легальные и тайные общества, кружки, салонные собрания. Реформы середины и второй половины XIX в. были рубежом в социально-экономической и культурной жизни России. Отмена крепостного права в 1861 г. сняла юридические препятствия для свободного передвижения населения, более интенсивно стало развиваться отходничество[2]. Эти факторы способствовали углублению культурных интеграционных процессов в обществе, демократизации образования.
Деятельность в области просвещения была наиболее подвержена колебаниям внутриполитического курса правительства. В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения, воспитания юношества и распространения наук — первый в истории России орган, осуществлявший централизованное руководство системой образования. В основе реформ Александра I начала XIX в. в области образования лежал приоритет общего образования, идеи светскости и гуманного отношения к ученикам. Вторая же четверть века отмечена усилением контроля государства над всеми формами обучения, а принцип сословности образования стал главным в политике правительства Николая I. Первая половина XIX в. – это период формирования системы университетского образования. Университеты оснащались лабораториями, библиотеками, имели ботанические сады, обсерватории, становились центрами интеллектуального потенциала страны. Начальная школа развивалась значительно медленнее, подавляющее большинство училищ было сосредоточено в городах. К середине XIX в. в губернских промышленно развитых городах грамотные составляли 3-5% жителей. В пореформенную эпоху при активном участии российской интеллигенции была создана народная школа, появилась система технических училищ, учительские семинарии. Рост востребованности людей умственного труда для государственной, военной, общественно-культурной сферы способствовал распространению профессии врача, адвоката, учителя, журналиста.
Система просвещения наряду со школой включает библиотеки, выставки, музеи, которые являются важным элементом культурной среды. Современники подчёркивали большую роль журналов в культуре России XIX в. Позиции журналов в целом совпадали с направлениями общественно-политической мысли. Консервативно-охранительной журналистике («Москвитянин», «Северная пчела») противостояла демократическая («Московский телеграф», «Телескоп», «Современник», «Отечественные записки»). В XIX в. возникает идея создания публичного художественного музея. В начале 1830-х гг. значительную коллекцию отечественной живописи имел «Русский музеум» П.П. Свиньина. В дворянской и купеческой среде получает распространение коллекционирование предметов старины, книг, живописных полотен, которые впоследствии составили основу фондов многих музеев России (коллекции Ф.П. Прянишникова, В.А. Кокорева, К.Т. Солдатенкова). В 1852 г. статус публичного музея получил Эрмитаж, который по широте и ценности коллекций является одним из крупнейших художественных музеев мира. В залах музея представлены картины да Винчи, Рафаэля, Тициана, Рубенса, Рембрандта, скульптуры Микеланджело, Кановы, Фальконе и др. Эрмитаж обладает ценнейшей нумизматической коллекцией, включающей в себя монеты почти всех стран мира. С 1856 г. начал собирать коллекцию русской живописи П.М. Третьяков. Интерес к отечественной живописи со стороны многих коллекционеров был одним из проявлений общих процессов, которые происходили в русской национальной культуре в этот период.
Научная мысль в России XIX века в своем развитии опиралась на достижения науки предшествующего времени. С одной стороны, развивались прикладные отрасли научных знаний, связанные с потребностями промышленности, транспортных и информационных средств, а с другой — пробуждался интерес к отечественной истории, изучению русского языка.
Настоящий переворот в научных представлениях о природе пространства совершил Н.И. Лобачевский, открыв новую геометрическую систему, получившую название «неевклидова геометрия» (1826 г.). В химии с именем Д.И. Менделеева связано открытие в 1869 г. одного из основных законов естествознания — периодического закона химических элементов. Учёный предсказал существование элементов, которые были ещё неизвестны в то время и которые действительно были открыты впоследствии. В области электротехники В.В. Петров, демонстрировавший в 1802 г. явление вольтовой дуги, выдвинул идею о её практическом применении для сварки и плавления металла. С именами П.Л. Шиллинга и Б.С. Якоби связано изобретение и усовершенствование электромагнитного телеграфа, получившее практическое применение уже с 1850-х гг., что считается одним из важнейших научно-технических изобретений XIX столетия. Во второй половине XIX в. П.Н. Яблочков изобрёл первую практически пригодную дуговую электрическую лампу без регулятора («свеча Яблочкова»), а А.Н. Лодыгин создал лампу накаливания. Изобретение радиотелеграфа А.С. Поповым относится к числу выдающихся мировых открытий. Основоположником современной аэродинамики был Н.Е. Жуковский. В 1870 — 1880-е гг. над созданием первого русского самолёта работал А.Ф. Можайский. К этому же времени относятся первые исследования в области аэро- и ракетодинамики К.Э. Циолковского.
Наряду с Академией наук, научными центрами становятся университеты, получившие право создавать учёные общества – Общество испытателей природы, Московское общество истории древностей российских, Русское географическое общество, Общество любителей российской словесности и др. Последнее объединяло не только учёных, но и многих русских писателей, и среди них — А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.А. Горький.
Интерес к отечественной истории, усилившийся в это время, был тесно связан с ростом национального самосознания. Учёных-гуманитариев, публицистов, деятелей культуры интересовали проблемы развития русского языка, его история и будущее. Становлениесовременного литературного языка, закрепление его норм происходит в эпоху А.С. Пушкина. Важными общественно-культурными центрами были литературные салоны. Например, в салоне А.П. Елагиной происходили знаменитые споры славянофилов и западников. Западники связывали социальные преобразования с освоением достижений стран Западной Европы (Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин и др.). Они были сторонниками конституционной монархии, выступали против революционных методов борьбы, за мирный путь преобразований, прежде всего связанный с отменой крепостного права. Славянофилы же отстаивали самобытные начала в историческом развитии России (А.С. Хомяков, И.С. и К.С. Аксаковы, братья Киреевские, Ю.Ф. Самарин и др.).
Интеллектуальные искания тесно переплетались с художественной культурой XIX в., в которой наблюдалась постепенная смена художественных стилей: классицизм — романтизм — реализм. В первые десятилетия происходил отход от нормативности просветительского мировоззрения, лежавшей в основе эстетики классицизма, когда мотивами действий героя были, прежде всего, гражданский долг и общественное служение. Каноны классицизма, признававшие иерархию жанров, приоритет исторической живописи (один из представителей – К.П. Брюллов), негативно относившиеся к бытовому жанру как низкому виду искусства, уже не могли полностью удовлетворять творческие потребности художников. Сущностью романтического искусства было противоборство идеального героя с реальной действительностью. Внимание к внутреннему миру человека, интерес к национальной самобытности и истории отечества были характерны для русского романтизма. К исторической тематике обращались многие писатели, поэты, композиторы. В русле романтического движения закладывались основы русского исторического романа (А.А. Бестужев-Марлинский, М.Н. Загоскин, И.И. Лажечников). Поэты-романтики (В.А. Жуковский, Н.И. Гнедич, А.Н. Струговщиков и др.) впервые познакомили русского читателя с произведениями Гомера, Байрона, Шиллера, Гёте. Видным представителем романтизма в музыке был А.Н. Верстовский. Растущий интерес к жизни простых людей получил наибольшее выражение в романтическом портрете (О.А. Кипренский). Одним из ярких художников XIX в. был А.А. Иванов – представитель монументально-героического направления в русском искусстве. Это направление в литературе связано с «Борисом Годуновым» А.С. Пушкина, в музыке — с операми М.П. Мусоргского, продолжено в исторических полотнах В.И. Сурикова, в творчестве М.А. Врубеля.
Новые реалистические тенденции в живописи развивались наиболее плодотворно вне стен Академии художеств. Появление жанровых картин П.А. Федотова на художественной выставке в 1849 г. произвело настоящую сенсацию. Впервые в русской жанровой живописи появились картины, где критиковались отдельные стороны общественной жизни («Свежий кавалер», «Сватовство майора» и др.). Возникновение в 1871 г. Товарищества передвижных художественных выставок обеспечивало каждому своему участнику право выставлять и продавать картины и получать доходы от выставок. От симпатий публики зависели и благосостояние художника, и его известность. Для творчества передвижников были характерны гражданственность, осознание общественных проблем своего времени, психологизм, интерес к облику современника, разнообразие жанров – пейзаж, портрет, историческая живопись, бытовой жанр (Ф.А. Васильев, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.И. Суриков и др.).
Золотой век русской культуры неразрывно связан с именами А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа», — говорил Н.В. Гоголь. «Пушкин — это наше всё»,— эти слова принадлежат А.А. Григорьеву. В развитии национальной литературы и культуры в целом роль А.С. Пушкина огромна. С его творчеством связаны утверждение современного литературного языка, начало реализма в литературе как художественного направления. Творчество М.Ю. Лермонтова отразило трудное время и разочарование, наступившее после восстания декабристов в 1825 г. Его роман «Герой нашего времени» (1840 г.), сохраняя романтические черты, заложил основы русского реалистического романа XIX в. Значима роль Н.В. Гоголя в русской литературе. «Мертвые души» — одно из ярких реалистических изображений русской жизни того времени. Предметом пристального внимания русской литературы XIX века становилась судьба крепостного крестьянина (повести Д.В. Григоровича, очерки В.И. Даля, «Записки охотника» И.С. Тургенева). А.Н. Островский открыл читателю мир русского купечества. В эти годы создавали свои лучшие произведения выдающиеся русские писатели Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, Н.А. Некрасов, Н.С. Лесков, Н.Г. Чернышевский, А.П. Чехов и др. Одним из открытий литературы этого периода был «маленький человек» с его нелёгкой житейской судьбой. Пореформенные десятилетия были отмечены также расцветом лирической поэзии, которая стала связующим звеном между пушкинской эпохой и Серебряным веком рубежа столетий (Ф.И. Тютчев, А.А. Фет).
Культурную среду российского города во многом формировал театр. Он был не только формой культурного досуга, но и неотъемлемой частью светской жизни. На протяжении почти всего столетия в Петербурге были открыты только императорские театры: Большой, Мариинский, Александрийский и Михайловский. Только в 1882 г. была разрешена свобода частной антрепризы в столицах, и в конце века появляются частные театры, такие как "Аквариум", Суворинский и др., зрителями которых становится также городской средний класс, интеллигенция, учащаяся молодежь. На сцене ставились комедия, трагедия, романтический балет и высокая опера. Популярностью в свете с 1877 г. пользовался цирк Чинизелли. Распространенным явлением были крепостные театры, известные ещё в XVIII в. Театр XIX века воспитал плеяду замечательных актёров, которыми до сих пор по праву гордится русская сцена (Е.С. Семёнова, А.С. Яковлев, А.И. Истомина, М.С. Щепкин и др.).
Музыка этого времени, как и многие другие области художественной культуры, испытала воздействие событий 1812 года. Композиторы стали чаще обращаться к героико-патриотическим национальным сюжетам (например, опера К.A. Кавоса «Иван Сусанин», 1815 г.). Появились романсы на слова русских поэтов, некоторые народные песни становились популярными романсами. В обществе стали чаще устраиваться публичные концерты. В залах Филармонического общества в Петербурге выступали многие европейские знаменитости (Ф. Лист, П. Виардо, Г. Берлиоз и др.). С именем М.И. Глинки связано возникновение русской музыкальной классики, национальной школы в музыке. Его современником был А.С. Даргомыжский – создатель народно-бытовой музыкальной драмы (опера «Русалка», 1856 г.), драматических и сатирических песен («Титулярный советник», «Червяк» и др.). Во второй половине XIX в. огромную роль в развитии отечественной музыкальной культуры сыграло содружество композиторов, известное как Балакиревский кружок (М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков). В 1867 г. В.В. Стасов, музыкальный критик, идейный руководитель молодых композиторов, дал кружку название «Могучая кучка». Одной из основных черт их творчества было стремление передать в музыке «правду жизни», национальный характер. Они широко использовали фольклор, тяготели к историко-эпическим сюжетам. Выдающиеся достижения русской культуры связаны с именем П.И. Чайковского – мастера раскрытия душевного мира человека, певца русской природы, который оставил творческое наследие в области балетного, оперного, симфонического музыкального искусства (балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица»; оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама»)[3].
Культура XIX века представляла собой сочетание культур, порождённых деятельностью различных социальных групп. Особое место занимала русская интеллигенция, которая, по характеристике философа Н.А. Бердяева, являлась не социальной, экономической или профессиональной группой, а идеологической, которая зачастую переносила политику «в мысль и литературу». Это в значительной мере предопределило литературоцентризмрусской культуры XIX в., т.е. влияние литературы и литературной критики на смежные явления культуры — философию и общественно-политическую мысль, живопись и музыку, нравственные и религиозные искания. Литература проникала в мировоззрение и повседневную жизнь представителей различных сословий.
Важнейшими социокультурными пластами были город, деревня, усадьба, составлявшие во взаимодействии культурное пространство. В XIX в. формируется мещанская культура – специфическое явление городской культуры, одной из характерных форм которой являлись народные гулянья. Они не только собирали весь город, но и показывали собранные воедино традицию и новацию, искусство "своё" и "чужое", простонародное и барское. Подобные гулянья вбирали в себя зрелищно-развлекательные формы календарных праздников, черты европейского ярмарочного карнавала и великосветских развлечений. Одним из знаковых обозначений появлявшихся в быту горожан новаций была одежда, хотя и здесь приверженность традициям сохранялась: «Многие женщины из купеческого и мещанского сословия одевались, как и везде — в длинные платья, носят шляпки и чепчики; у мужчин есть нововведение — некоторые носят галстуки и подстригают бороды […] Большая половина жителей ходит в русском платье; волосы обстригают в кружок»[4].
Город являлся центром сосредоточения культуры в различных областях (просвещение, наука, искусство, религия), здесь находились основные культурно-просветительские институты и учреждения, связанные с развитием профессиональной культуры, формировалась информационная система, способствующая интеграции культурных процессов города и деревни. Именно город обеспечил возможность деятельности интеллигенции через салон, университет, кружок, издание журналов. Среди городских жителей можно было встретить все сословия тогдашней России. В 1850-е гг. дворяне и чиновники составляли 5,5%, купцы — 4,5%, духовенство — 1,4%, мещане — около 60%, разночинцы, солдаты, крестьяне — 38,5%. Дворянство, а в пореформенное время и зажиточное купечество, являлись городской элитой и оказывали влияние на культурную ситуацию. Известно их участие в общественно-благотворительных делах, поддержке театров, музеев, содержании школ, приютов и т.п. Но культурная среда города изобиловала контрастами. Для подавляющей части населения жизнь доставляла больше тягот, чем комфорта: огромные расстояния при слабом развитии городского транспорта, теснота жилища, отсутствие водопровода и канализации, высокая преступность.
Социальный динамизм XIX в. проявился и в развитии российской провинции. При сохранении доли традиционности в культуре, она также была подвержена воздействию новаций. Мир загородной усадьбы стал той сферой, где активно происходили интеллектуальные и художественный искания. Превращаясь в соперницу городского салона, она объединяла поэтов, писателей, философов, художников, композиторов своего времени. В XIX в. факторы новейшей цивилизации устраняли обособленность сельского населения. Железные дороги, периодическая пресса, свобода передвижения содействовали распространению идей, зародившихся в крупных городах, усиливали темпы экономической и общественной деятельности, создавали условия для развития культурных процессов.