Понятия субкультуры, контркультуры, маргинальной, элитарной и массовой культур
Элитарная культура – культура передовой, наиб. активной части всех групп общества. Элита создает инновации культуры, увлекает за собой соц. массу. Неоднородна. Выделяют техн, экономич, политич, научную, философскую, образовательную, худож, религиозную и проч. Массовая культура – коллективная культура, состоящая из неких общих усредненных образцов деятельности, стереотипов чувствования, мышления, действия, а также общепринятых правил, вошедших в привычку норм поведения, расхожих сценариев, репертуаров общения, соц инстинктов и реакций, бытовых установок и традиций, распространенных общественных мнений и стандартизированных вкусов. Маргинальная культура - наиболее низкий, вульгаризированный тип культуры социально деградированных, деклассированных, криминализированных слоев. Это слои опустившихся людей случайных профессий. Синоним - антикультура. Субкультура – часть общей доминирующей в обществе культуры. Это особая форма социокультурной организации людей внутри господствующей культуры.
Контркультура – социокультурное движение, направленное против фундаментальных принципов и ценностей господствующей в обществе культуры. Это своеобразный протест.
10.Морально-этические аспекты культуры. Регулируют жизнь людей в различных сферах - в быту, семье, на работе, в науке, политике и т. д. В нравственных принципах и нормах откладывается все то, что имеет всеобщее значение, что составляет культуру межличностных отношений. В обществе существуют определенные нормы эстетической, моральной, политической, религиозной, познавательной, духовной культуры. Эти нормы - невидимый каркас, скрепляющий общественный организм в единое целое. Культурные нормы - это определенные эталоны, правила поведения или действия. Они складываются и утверждаются уже в обыденном сознании общества. В возникновении на этом уровне культурных норм играют немалую роль традиционные и даже подсознательные моменты. Нормы культуры изменчивы, сама культура носит открытый характер.
11.Цивилизация, культура и природа. Специфика природного и культурного бытия. Этапы становления соотношения между цивилизацией и культурой: 1.Первобытнообщинное общество – средние века. Культура и цивилизация не разведены, культура рассматривается как следование человека за космической упорядоченностью мира, а не как результат его творения. 2.Возрождение. Культура впервые связалась с индивидуально-личностным творчеством человека, а цивилизация – с историческим процессом гражданского общества, но несовпадений еще не возникло. 3.Просвещение – новое время. Культура – индивидуально-личностная, одновременно общественно-гражданское устройство общества понятия наложились друг на друга. Европейские просветители использовали термин «цивилизация» для обозначения гражданского общества, в котором царит свобода, равенство, образование, просвещение, то есть цивилизация использовалась для обозначения культурного качества общества. Понимание Морганом и Энгельсом цивилизации, как стадии развития общества вслед за дикостью и варварством, то есть начало расхождения понятий. 4.Новейшее время. Культура и цивилизация разведены, не случайно уже в концепции Шпенглера культура и цивилизация выступают как антиподы.
12.Роль науки и техники в развитии культуры. Два важных направления воздействия науки на культуру: 1) наука развивает культуру, а иногда тормозит (локальность науки в культуре).
2) направление раскрывает влияние науки на элементы культуры: систему ценностей, на матер. и духовную культуру (воздействие науки на все содержание культуры, на ее конкретные элементы).
Наука развивает культуру не только через свое собственное совершенствование, но и активно взаимодействуя с матер. и дух. культурой, с др. общественными явлениями и природой.
Наука и техника входят в культуру в качестве элемента. Техника является важнейшей культурной ценностью. Под техникой мы понимаем систему материальных, инструментальных средств, с помощью которых человек воздействует на окружающий мир, преобразует его, создаёт и воспроизводит культуру. В технике фиксируются традиции. Техника раскрывает внутреннее богатство культуры, разнообразие ее содержания. Стремительное повышение роли науки и техники актуализирует сложный спектр мировоззренческих, социально-этических и других проблем и требуют неизбежной расплаты: ухудшение состояния окруж. среды, нехватка ресурсов и др. Техника рождает проблему организации досуга и безработицу. Глобальная компьютеризация таит в себе опасность утраты диалогичности в общении с другими людьми. Компьютерная техника играет существенную роль в проф. развитии человека, оказывает влияние на общекультурное развитие личности: способствует росту творчества в труде и познании, развивает инициативность, обостряет понимание людьми смысла своей жизни. Но также несёт в себе угрозу духовной односторонности.
13.Религия в системе культуры. Религия – это стремление человека к жизни в единстве со сверхчувственным абсолютом (Богом или богами), который воплощает в себе высшее совершенство, могущество и смысл бытия. Религия основана на вере и выражается, прежде всего, в мировоззрении, мироощущении (в том числе мистическом и аскетическом), культе (обрядах поклонения божеству) и различных формах объединения верующих (церковь, община и т.д.).
Функции религии:
1)мировоззренческая – религия выступает как способ познания и осмысления мира.
2) смыслополагающая – религия обеспечивает выявление смысла жизни человека, так же базирующееся на определенной картине мира.
3) регулятивная – религиозная картина мира служит основой для норм и ценностей, идеалов определяющих отношение человека к миру.
Религия и культура противостоят друг другу и одновременно образуют единство. Религия - есть высшая забота. Религия есть субстанция, основа и глубина духовной жизни человека, она питает культуру и придает ей смысл.
14.Миф как феномен культуры.Миф возникает на основе способностей (потенций) человека верить и воображать, фантазировать. Миф всегда связан с религиозными ритуалами и верованиями. Это рассказ, автор которого чаще всего неизвестен. Миф обычно объясняет обычаи, традиции, веру, социальный институт, различные феномены культуры или явления природы, опираясь на якобы фактические события. Мифы - это особое осознание и объяснение мира и бытия человека в мире. Мифы религиозны. Мифы похожи на сказки, их часто путают. Однако это разные вещи. Миф не подлежит сомнению, в его истинность верят. Миф, мифологическое мышление и мифологическое восприятие мира появляются потому, что человек верит в определенную структуру бытия (мира).
15.Роль искусства в формировании личностной культуры. Искусство – одна из форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной культуры. Искусство возникает на самых ранних стадиях развития общества и постепенно становится мощным орудием осознания мира, великим средством духовного формирования человека. Предметом искусства является все, что есть интересного для человека в жизни.
Важной стороной искусства является его отношение к жизненному, духовно-практическому опыту человека. Отражая и познавая его, оно в то же время расширяет и обогащает этот опыт. Специфическая функция искусства - конденсация многообразия накопленного человечеством опыта в процессе живых взаимоотношений человека с миром, а не путем усвоения готовых результатов. Мир в подлинном искусстве предстает логически стройным, гармоничным, красивым, даже если речь идет о явлениях низменных, уродливых и безобразных. Человек в подлинном искусстве творит по законам красоты.
16.Духовность как социокультурный феномен. Духовность – это устремленность к самосовершен-ствованию на принципах истины, добра, красоты. Истоки духовности - в факте социальной сущности человека, в противопоставлении и единстве общественного и личного интересов. Именно эта борьба рождает понятия морального добра и зла. Феномен духовности в наиболее общем выражении можно определить как нечто противоположное вещественности, материальности. Предлагаются определения духовности как отрешенности от низменных, грубо чувственных интересов, как стремления людей к вершинам культуры и совершенствованию своих творческих способн-тей. В культурологии духовностью называются начала, объединяющие общество и выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентриров., в религиозных учениях и практиках, а также в худож. образах искусства. Видимым носителем духовности в этом мире является человек. Духовность является той потенциальной сущностью человека, которая обеспечивает ему полноценное развитие и саморазвитие, усвоение социального опыта с целью преобразования собственной природы.
17.Восток и Запад в контексте диалога культур. Восточная культура ключ к гармонизации человеч. существования искала в совершенствовании внутр. мира индивида, овладении реалиями духовной энергии. С т. зр. восточного менталитета гармония составляет фундамент Мироздания. Мудрость сост. в том, чтобы вслушиваться в сокровенное своим внутренним слухом. Для древнекитайского философа Лао-цзы наилучшей стратегией поведения был принцип «увей», т.е. недеяния. Недеяние - не как простое бездействие, это невмешательство в естественные процессы, ненанесение вреда природе. Доминировала установка на слияние человека с природой, пассивность, неамбициозность, эмоцион. восприимчивость, отказ от активного вмешат-тва в течение бытия, делался акцент на внутреннем совершенстве, развитии ценностного сознания.
В западной культуре значительные интеллект., физические усилия направлялись на преобразование внешнего мира, переструктурирование природных элементов бытия, совершенствование обществен. отношений. Запад верит в сильную, героическую личность. В мифологической культуре древних греков на первый план выдвигается идея изначальности не гармонии, а Хаоса, кот. рассм. в качестве первопотенции бытия. Хаос понимался как беспорядочное состояние материи, как принцип непрерывного становления, где все поглощается, нивелируется, расплавляется. Проблема Востока и Запада – это прежде всего вопрос души.
18.Культура и личность. Феномен толпы. Всякий индивид выступает по отношению к культуре одновременно в нескольких ипостасях. Это как продукт культуры, потребитель, производитель и транслятор. Проблемы «личность и культура»: «личность и общество», масштабы и границы прав личности на индивидуальную интерпретацию общественных норм и установлений; человек не может жить в хаосе — это психологически невыносимо для него. Особенно, в хаосе соц. отношений. Поэтому он упорядочивает окруж. его мир, как-то ориентируется в мире.
Хаос социальных отношений может выражаться в феномене толпы. Толпы импульсивны, изменчивы и раздражительны. В толпе люди не воспринимают иных позиций или точек зрения, демонстрируя единый волевой настрой. Предоставленная сама себе толпа быстро утомляется, сникает и стремится к подчинению любым призывам, теряет контроль над своими поступками. В толпе и массе индивид приобретает сознание непреодолимой силы, которая дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, кот. он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, так как толпа анонимна и потому не несет на себе ответственности.
19.Первобытная культура: рождение духовности. Мировосприятие первобытного человека: человек воспринемал мир как хаос. Было тяжело выжить. Чтобы вырваться из хаоса человек должен был: 1) Добиться независимости от внешнего мира. Уровень культуры зависит от силы преодаления. 2) Внутренние преодаления. Когда появляется духовность возникает запрет на кровосмешение (промискуитет). 3) Технический прогресс. Цивилизация. Искусство первобытной эпохи: изобразительное, прикладное искусство, в частности, изготовление различного рода украшений. Люди первобытного общества устраивали праздники с различного рода развлечениями: музыкой, песнями, танцами, пантомимами, играми, состязаниями в беге, борьбе и т. п. Некоторые танцы носили ритуальный характер, но так было далеко не со всеми. В целом на стадии первобытного общества все явления духовной жизни были теснейшим образом связаны, взаимно переплетались и проникали друг в друга. Все это дает основание говорить о синкретизме, т. е. слитности, нерасчлененности духовной культуры первобытности.