Культура и этика стоиков. Люций Анней Сенека. Истоки христианской и светской гуманистической этики
Значительный вклад в подготовку христианской догматики и религиозно-нравственного и этико-культурного учения внес появившийся в IV в. до Р.Х. стоицизм. Вместе с тем стоики оказали весьма существенное влияние на светские гуманистические этико-философские и культурологические теории эпохи Возрождения и Просвещения.
Основателем стоической философии был Зенон с Кипра (IV - нач. III вв. до Р.Х.). Для стоиков был характерен культ добродетели. Они находили мудрость в следовании природе и постижении в ней бога. Полагая, что люди отличаются друг от друга не происхождением и положением в обществе, а степенью приближения к богу, стоики разработали идею космополитического единства людей, равно как и идею равенства всех от природы. В римское время эта философия получила значительное развитие и распространение. В условиях кризиса республики и ранней империи (I в. до Р.Х. -1 в. от Р.Х.) наблюдался упадок политической свободы, подавление личности, обострение социальных и политических конфликтов. В это время в Риме, как и в Греции в IV в., приобрели широкий размах алчность, авантюризм и хищническое отношение к жизни. В этой ситуации стоики призывали к самоизоляции от окружающей действительности. Главной добродетелью они считали апатию В этике стоиков получили развитие космополитические идеи и идеи сострадания.
Выдающимся представителем стоической философии в это время в Риме был Люций Анней Сенека (4 г. до Р.Х. - 65 г. от Р.Х.), автор философских трактатов, писем и трагедий и воспитатель будущего императора. Сенека происходил из знатной семьи и получил для того времени прекрасное образование. Он знал греческий язык, грамматику, поэтику, музыку, историю и математику. Продолжая образование в философских школах, он увлекся стоицизмом. Пытался объяснить причины нравственного кризиса и искал пути выхода из него. Одну из главных причин он видел в разобщенности людей и вражде между ними. Преодоление этой причины Сенека находил в проповеди теории всепрощения и любви к ближнему. Именно этому и было посвящено его первое философское сочинение "О гневе". Критическое отношение к действительности было далеко не безопасным в эпоху становления Римской империи и Сенека сполна испытал это на своей судьбе. В период правления Калигулы он чуть было не попал в списки тех, кто подлежал физическому уничтожению.
Мысли Сенеки о значении богатства в жизни человека нашли отражение в его трактате "О счастливой жизни". проповедовали разумное отношение к богатству: истинный мудрец является распорядителем богатства, но не рабом его, ибо мудрый человек владеет богатством, а невежда сам во власти его. Вопрос о том, как распорядиться богатством и как его приобретать также волновал философа. Он считал, что мудрец-философ лучше других может распорядиться богатством, поэтому было бы неправильно осуждать мудрость на нищету. Сенека считал, что богатство, полученное без труда, может оказать тлетворное воздействие на человека. Эта идея Сенеки относится к общечеловеческим нравственным ценностям и приобрела особенную значимость в Новое время, когда государства стали разрабатывать социальные программы. Не менее важным является трактат Сенеки "О благодеяниях" – как принимать и как оказывать благодеяния. не следует оказывать благодеяния, рассчитывая на благодарность. не следует придавать особое значение нравственным качествам лиц, которым благодетельствуешь. по-новому решал Сенека и проблему благородства. Он утверждал, что "у всех людей одинаковое происхождение и потому все одинаково благородны, так как одарены от природы справедливостью и склонностью к хорошим поступкам. Эти идеи впоследствии были подхвачены гуманистами и просветителями XV - XVIII вв. и легли в основу гуманистического мышления и гуманистической культуры.
Нравственная философия стоиков, и в частности Люция Аннея Сенеки, оказала сильное влияние и на христианскую этику.
Взгляды Сенеки:
* лучшая доля женщины - скромность, роль матери
* одну из главных причин нравственного кризиса видел в разобщенности людей и вражде между ними
* добродетель - это справедливость, воздержание, мудрость, благочестие, разум и познание божественного и человеческого
* богатство следует презирать, чтобы не беспокоиться о нем
* мудрец собирает богатство в душе
* рассуждает о благодеянии:
не следует оказывать благодеяние, рассчитывая на благодарность
не следует придавать большое значение нравственным качествам лиц, которым помогаешь
раб может оказывать благодеяния, т. к. не важно общественное положение
все люди одинаково благородны, т. к. одарены от природы справедливостью и склонностью к хорошим поступкам
необходимость вести здоровый образ жизни: нужно заботиться о теле по мере необходимости; надо быть суровым к плоти, чтобы она повиновалась духу
истинная радость - в спокойной совести, честном образе мыслей, праведных поступках, презрении к роскоши, скромном и умеренном образе жизни, имеющем разумную цель
идея о божестве, живущем в человеке, оно подает нам прекрасные и возвышенные советы.
III. Истоки христианской и светской гуманистической этики:
• находятся в греко-римской философии, особенно стоиков
• христианство почерпнуло религиозно-мистический аскетизм у киников, стоическое всепрощение и любовь к ближнему своему, стоическое отношение к здоровью: поддерживать жизнь в плоти без излишеств, разработали теорию нравственного самоусовершенствования на основе рассуждения Сенеки об истинной радости, христианское учение о Святом Духе, который как божественная благодать нисходит на искренне верующего человека, основывается на идее о божестве, живущем в человеке, которая была высказана Сократом и развита Сенекой.
• гуманисты Возрождения и Просвещения сформулировали главные гуманистические принципы, возродили идеи о человеке, основываясь на формулировках античных философов (особенно стоиков).