Древнее мифотворчество как мировосприятие человека. Ранние формы верований
Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания. Миф как первоначальная форма духовной культуры человечества представляет природу и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией».
Главными предпосылками своеобразной мифологической «логики» являлось, во-первых, то, что первобытный человек не выделял себя из окружающей природной и социальной среды, и, во-вторых, то, что мышление сохраняло черты взаимопроникновенности и нерасчленённости, было почти неотделимо от эмоциональной эффектной, деятельной сферы. Следствием этого явилось наивное очеловечивание всей природы, всеобщая персонификация, «метафорическое» сопоставление природных, социальных, культурных объектов. На природные объекты переносились человеческие свойства, им присасывалась одушевлённость, разумность, человеческие чувства, часто и внешняя антропоморфность и, наоборот, мифологическим предкам могли быть присвоены черты природных объектов, особенно животных. Выражение сил, свойств и фрагментов космоса в качестве одушевлённых и конкретно-чувственных образов порождает причудливую мифологическую фантастику. Определённые силы и способности могли быть пластически выражены многорукостью, многоглазостью, самыми диковинными трансформациями внешнего облика; болезни могли быть представлены чудовищами — пожирателями людей, космос — мировым древом или живым великаном, родоплеменные предки — существами двойной — зооморфной и антропоморфной — природы, чему способствовало тотемическое представление о родстве и частичном тождества социальных групп с видами животных. Для мифа характерно, что различные духи, боги а тем самым и представленные ими стихии и природные объекты и герои связаны семейно-родовыми отношениями.
В мифе форма тождественна содержанию и поэтому символический образ представляет то, что он моделирует. Мифологическое мышление выражается в неотчётливом разделении субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, вещи и её атрибутов, единичного и множественного.
Первые предрелигиозные верования существовали в форме анимизма, тотемизма, фетишизма и магии. Религия- один из социально-исторических типов мировоззрения. С развитием человеческого общества связано появление и развитие религии. Простейшие формы религиозных верований существовали уже 40000 тысяч лет назад, когда появился человек разумный.
Тотемизм(«род» на языке индейцев)-вера в существование сверхъестественной связи через родство между человеческим родом и животным или растением, которые являются тотемом. Животное или растение считались предками людей, от которых магическим способом зависит существование рода и каждого человека.
Фетишизм( «идол», «талисман» от франц. слова)- это поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства, способность защищать, предохранять, исцелять человека. Фетишем мог стать любой природный предмет(камень, дерево и т.п.) или предметы, специально изготовленные для этих целей в виде идолов, амулетов. В них видели опредмеченных носителей сверхъестественного могущества, которое приписывалось миру духов, предков, тотемов.
Анимизм ( «душа», «дух» от латинск.) - вера в существование духов, одухотворение различных сил природы, животных, растений, а также неодушевленных предметов, наделение их разумом и сверхъестественной силой. В этот период зарождаются представления о душе и её бессмертии.
Первоначальные формы религии частично сохраняются и сейчас. Часть из них была включена в оформившиеся гораздо позже религии, часть считается предрассудками и суевериями. Так, крест и иконы в христианстве и «черный камень» в исламе - обращение к фетишизму. Запрет определенной еды, изображение святого духа у христиан в виде голубя- наследие. Вера в домовых, ангелов, нечистую силу сохранились со времен анимизма.
7. Древние цивилизации на примере культуры Древнего Египта или Шумера.
Решающую роль на формирование египетской культуры оказали религиозно-мифологические представления древних египтян: заупокойный культ и обожествление власти фараона. Художественная культура была составной частью культов и ритуалов, она была тесно связана с религией, которая обоготворяла силы природы и земную власть. Поэтому религия и мифология являются ключом к пониманию всей художественной культуры Древнего Египта.
Важнейшей чертой мироощущения египтян было неприятие смерти, которую они считали противоестественной как для человека, так и для всей природы. В основе этого мироощущения лежало убеждение в регулярном обновлении природы и жизни. Именно из этих убеждений родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конца существования человека, его ждет воскрешение. Для этого бессмертной душе усопшего необходимо вновь соединиться со своим телом. Поэтому живые должны позаботиться о том, чтобы тело умершего было сохранено, а средством сохранения тела было бальзамирование. Таким образом, забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий. Таким образом, жизнь в Древнем Египте воспринималась как подготовка к смерти и к загробной жизни.
Мифологическую систему Египта можно охарактеризовать как политеизм, поскольку она включала в себя культы множества богов (около 2000). Верховным богом был бог Ра — бог Солнца. С ним связаны все космогонические мифы, он выступал как демиург — создатель и повелитель мира. Солнце у египтян имело много имен и обликов, но главным из них был бог Ра. Одновременно существовали представления о богине Неба — Нут, которая утром рождает солнце, а вечером проглатывает его — и наступает ночь. Некоторые боги и богини олицетворяли собой природные стихии или явления, многие имели облик животных и птиц. Большинство богов и богинь были связаны узами родства. Бог Осирис относится к типу культурных героев: он согласно мифам был первым фараоном Египта, научил людей земледелию и скотоводству, даровал им вино и хлебные злаки. Египетские верования включают в себя очень сложную систему мифов, не поддающуюся логическому упорядочению, поскольку она являлась системой образного мышления. Зооморфные (звероподобные черты) прослеживаются в изображении многих египетских богов. Характерной чертой египетской мифологии было обожествление животных как воплощения различных божеств. Почитались такие животные, как бык (Апис), кошка (Бает), крокодил (Себек), львица (Тефнут), шакал (Анубис). Зооморфные черты в облике божеств сохранялись в мифологии, сочетаясь с антропоморфными. Так, например, бог Гор, сын Осириса и Исиды, изображался с головой сокола, а бог Тот — с головой павиана или птицы ибиса.