Эмоциональное восприятие цвета

Контраст

У каждого оттенка есть противоположность, так сказать, его «заклятый враг», который составляет самый большой контраст с этим цветом. Чтобы найти такой цвет, вы можете использовать цветовой круг. Просто выберите цвет на противоположной стороне круга.

Дополнение

Эти цвета не всегда конфликтуют между собой. Дополняющие цвета подчёркивают друг друга, в отличие от контрастных. В цветовом круге такие цвета идут друг за другом, например, дополняющие цвета лилового — голубой и розовый.

Резонанс

Каждый цвет вызывает определённое настроение. Яркие тёплые цвета (красный, оранжевый, жёлтый) наполняют человека энергией, пробуждают его, а холодные тёмные оттенки (зелёный, голубой, фиолетовый), наоборот, расслабляют и успокаивают.

Эмоциональное восприятие цвета

Важно запомнить, что разные культуры по всему миру по-разному воспринимают цвета. Мы опишем эмоциональные ассоциации, характерные только для западной культуры.

Билет 7. Основные признаки цветов

Когда мы даем характеристику какому-то цвету, то Обычно говорим о трех его признаках: цветовом тоне, ипп.иценности и светлоте.

Цветовой тон — это качество хроматического цвета, которое мы называем — красный, желтый, зеленый и т. д.

Насыщенность — степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлоты (то есть темнее или светлее, но речь идет не об активности пигмента).

Цветовой тон и насыщенность — качественные характеристики цвета, а количественную его сторону характеризует светлота (напряженность цвета). Малейшее изменение одной из трех величин влечет за собой изменение цвета. Хроматические цвета, которые в оптическом смешении дают ахроматический цвет, называются взаимодополнительпыми.

Билет 8. Систематизация цветов в комп-ии

Ахроматические цвета
Все цвета во всем их многообразии делят на две большие группы: цвета ахроматические и цвета хроматические. Группа ахроматических цветов включает цвета белый, черный и серый. При этом серый цвет может иметь множество оттенков, которые отличаются один от другого только светлотой. Из теории физики цвета мы знаем, что любое тело часть падающих на него световых лучей отражает, а часть поглощает. Чем больше лучей отражает поверхность, тем она кажется светлей. Следовательно, светлота характеризует степень отличия данного цвета от белого или черного. Человеческий глаз способен различать очень большое число серых оттенков – до 300–400. Опираясь на понятие «светлота», можно дать достаточно строгое определение ахроматических цветов: ахроматическими называют те цвета, которые не имеют цветового тона и отличаются один от другого только по светлоте.
Физическая природа света и цвета
Свет воспринимается глазом и вызывает ощущение различных цветов. Человек ощущает цвет при попадании в глаз света, то есть световой энергии. Свет представляет собой один из видов электромагнитных колебаний, к которым относятся также радиоволны, инфракрасные, рентгеновские лучи и другие разновидности электромагнитного излучения. Электромагнитные излучения распространяются в виде волн и характеризуются длиной волны и ее амплитудой.

Билет 9. Гармония и приемы гармонизации в цвет.комп-ии

Слаженность целого, рождающаяся от сочетания противоположных по качеству сущностей.одна из форм прекрасного, понятие, означающее упорядоченность многообразия, целостность, обладающая согласованностью частей и уравновешенностью их напряженности.

Приемы, средства: Композиционные средства, с помощью которых выявляютея смысловые связи (например, отношения между персонажами или предметами, то есть, те же средства гармонизации - контраст, симметрия, масштаб и др. - служат одновременно средствами гармонизации формы. Они придают целому визуальную стройность, уравновешенность, выразительность; организуя логическую последовательность восприятия фирмы и обеспечивия эмоциональное ее восприятие.

Таким образом, участвуя в художественно-образном воплощении содержания и в композиционном расположении материала (понимаемого, в широком смысле), средства гармонизации способствуют созданию целостной художественной формы.

При непременном участии средств гармонизации реализуются в физическом материале те композиционные принципы, о которых говорилось выше: принцип, целесообразности, принцип сложного, принцип, соподчинения частей в целом, принципы единства движения, равновесия и гармонии, т. е. создается целостная художественная форма.

Итак, подведем итог: в художественном произведении содержание раскрываегся посредством художественно - образного решения темы и композиционного его построения с, помощью средств гармонизации. Метод, который лежит в основе этого процессса, есть диалектическое противопоставление и объединение связанных между собой по смыслу и по формальным признакам элементов формы с целью достижения единства целого. Поэтому используются средства и приемы, предназначенные для этой цели, т. е. способные сравнивать, сопоставлять, сближать, уподоблять, объединять, разъединять, уравновешивая и приводя целостности. Поэтому композиционное целое следует рассматривать как систему отношений, где взаимосвязанные и взаимозависимые элементы, пребывая в противоречии, одновременно находятся в гармонически уравновешенном состоянии.

Билет 10. Цветовая гармония и ее виды по Иттену

Цветовая гармония - это сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, образующие органическое целое и вызывающие эстетическое переживание.

Цветовая гармония в дизайне представляет собой определенное сочетание цветов с учетом всех их основных характеристик, таких как

- цветового тона;

- светлоты;

- насыщенности;

- формы;

- размеров занимаемых этими цветами на плоскости, их взаимного расположения в пространстве, которое приводит к цветовому единству и наиболее благоприятно эстетически воздействует на человека.

Признаки гармонии цвета:

1) Связь и сглаженность. Связующими фактором может быть: монохромность, ахромотичность, объединяющие подмеси или налеты (подмесь белого, серого, черного), сдвиг к какому-либо цветовому тону, гамма.

2) Единство противоположностей, или контраст. Виды контраста: по яркости (темное-светлое, черное-белое и т.д.), по насыщенности (чистые и смешанные), по цветовому тону (дополнительные или контрастные сочетания).

3) Мера. Т.е. в композицию, приведенную к гармонии нечего добавить и убрать.

4) Пропорциональность, или соотношение частей (предметов или явлений) между собой и целом. В гамме - это подобие отношений яркостей, насыщенности и цветовых тонов. Рассмотрим соотношение площадей цветовых пятен:

1 часть светлого поля — 3-4 части темного поля;

1 часть чистого цвета — 4-5 частей приглушенного;

1 часть хроматического — 3-4 части ахроматического.

5) Равновесие. Цвета в композиции должны быть уравновешены.

6) Ясность и легкость восприятия.

7) Прекрасное, стремление к красоте. Недопустимы психологически негативные цвета, диссонансы.

8) Возвышенное, т.е. идеальное сочетание цветов.

9) Организованность, порядок и рациональность.

Классическая гармония должна избегать сочетания цветов в среднем интервале круга: Оранжевый-Зеленый, Фиолетовый-Голубой, Пурпурный-Оранжевый; эти цвета и не близкие и не далекие, они, по мнению Гете, не имеют ясности выражения. Классическое сочетание цветов по Гете:

гармонично сочетаются Оранжевый-Синий, Желтый-Фиолетовый, Красный-Зеленый;

бесхарактерное сопоставление: Желтый-Оранжевый, Оранжевый-Красный, Красный-Фиолетовый, Фиолетовый-Синий;

негармоничное сочетание: Желтый-Зеленый, Зеленый-Синий.

Билет 11. Дополнительные цвета

Пары цветов, оптическое смешениекоторых приводит к формированию психологического ощущения ахроматического цвета (чёрного, белого или серого). Синоним понятия - противоположные цвета. Понятие тесно связано с введённым в колориметрию понятием Основные цвета. Дополнительные цвета при смешивании дают ахроматические цвета:

· при аддитивном смешении (характерно для смешивания потоков света) дают цвет, воспринимаемый как белый,

· при субтрактивном смешении (вычитание спектров, характерное для смешивания различных пигментов) — серый или чёрный.

Билет 12. Аддитивный синтез цветов

Аддитивное смешение цветов — метод синтеза цвета, основанный на сложении цветов непосредственно излучающих объектов. Сетчатка человеческого глаза содержит три типа колбочек, воспринимающих свет в фиолетово-синей, зелено-жёлтой и жёлто-красной частях спектра.

Стандартом для аддитивного смешения цветов является модель цветового пространства RGB. Смешивая в определённом соотношении три основных цвета — красный (red),зелёный (green) и синий (blue), можно воспроизвести большинство воспринимаемых человеком цветов.Аддитивное смешение используется в компьютерных мониторах или телевизионных экранах, цветное изображение на которых получается из красных, зеленых и синих точек.

Билет 13. Субтрактивный синтез цветов

Четырёхцветная автотипия (CMYK: Cyan, Magenta, Yellow, Key color) —субтрактивная схема формирования цвета, используемая прежде всего в полиграфии для стандартной триадной печати. Схема CMYK обладает сравнительно с RGB меньшим цветовым охватом.

По-русски эти цвета часто называют голубым, пурпурным и жёлтым, хотя первый точнее называть сине-зелёным, а маджента — лишь часть пурпурного спектра. О значении K см.далее. Печать четырьмя красками, соответствующими CMYK, также называют печатьютриадными красками.

Субтрактивный синтез цвета — получение цвета путём вычитания из спектрально-равномерного белого света отдельных спектральных составляющих. Заключительная стадия процесса цветовоспроизведения по субтрактивному методу.Субтрактивный синтез — это метод синтеза, основанный на вычитании элементов друг из друга.

Билет 14. Психология восприятия цвета

Психология восприятия цвета — способность человека воспринимать, идентифицировать и называть цвета. Ощущение цвета зависит от комплекса физиологических, психологических и культурно-социальных факторов. Первоначально исследования восприятия цвета проводились в рамках цветоведения; позже к проблеме подключились этнографы, социологи и психологи.

Основные критерии восприятия: возрастная, культурные особенности, лингвистика (!), социо-культурные особенности и др.

Билет 15. Организация композиционного центра

Одним из основных приемов композиционной организации является ритм. Следующий прием – приведение композиционного центра к центру сюжетному, служит для реализации закона подчинения идейному замыслу. Центр композиции, как наиболее акцентный, сильнее притягивающий внимание, должен совпадать с центром сюжетным, в котором выражается основная идея произведения. Таким образом обеспечивается наиболее полное восприятие идеи. Этот центр находится в точке 2/3 от начала вещи и называется «Золотым сечением»

Расположение главного на 2-м плане, выстраивание кульминации и золотое сечение – частные методы реализации этого приема.

Билет 16. Сред-ва гармонизации композицииКомпозиционные средства, с помощью которых выявляютея смысловые связи (например, отношения между персонажами или предметами, то есть, те же средства гармонизации - контраст, симметрия, масштаб и др. - служат одновременно средствами гармонизации формы. Они придают целому визуальную стройность, уравновешенность, выразительность; организуя логическую последовательность восприятия фирмы и обеспечивия эмоциональное ее восприятие.

Таким образом, участвуя в художественно-образном воплощении содержания и в композиционном расположении материала (понимаемого, в широком смысле), средства гармонизации способствуют созданию целостной художественной формы.

(Также смотри билет №9)

Билет 17. Равновесие и баланс в комп-ии

Мы не можем зрительно воспринимать работу законченной, если по цветовым пятнам она не уравновешена. Работа должна быть зрительно устойчива. Равновесие в композиции - это когда все элементы сбалансированы между собой относительно центра. Распределение цветовых пятен, объемов относительно центра должно давать ясную зрительную информацию об устойчивости. Равновесие и ритм присуще всему растительному и животному миру. Лист каштана, соцветие акации, рифовые кораллы. Равновесие зрительно вызывает чувства покоя, устойчивости. Зрительно мы отдыхаем от восприятия такой композиции. Используя первоначальные мотивы рекламы возможен вариант предпочтения ритмичной композиции либо упор сделать на уравновешенную со всех сторон. Динамику можно охарактеризовать зрительным восприятием движения, стремительностью формы. Динамичность делает форму броской, активной, выделяя ее среди других. Статике характерно состояние покоя, устойчивости, равновесия. У статичной композиции есть центр, вокруг которого организуется пространство. Статичность требует спокойных движений линий. Возможна комбинация двух начал - динамики и статики.

Билет 18. Статика и динамика в комп-ии

Динамичная композиция - композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики.

Статичная композиция (статика в композиции) - создает впечатление неподвижности.

Статика в композиции достигается отсутствием диагональных линий, свободного места перед объектом и наличием вертикальных линий. Мы читаем и пишем слева направо. И движение нами воспринимается проще слева направо. Статичные композиции в основном используются для передачи покоя, гармонии. Чтобы подчеркнуть красоту предметов. Может быть для передачи торжественности. Спокойной домашней обстановки.
Предметы для статичной композиции выбираются близкие по форме, по массе, по фактуре. Характерна мягкость в тональном решении. Цветовое решение строиться на нюансах – сближенные цвете: сложные, земляные, коричневые. В основном задействован центр, симметричные композиции. Статичные композиции в основном используются для передачи покоя, гармонии. Чтобы подчеркнуть красоту предметов. Может быть для передачи торжественности. Спокойной домашней обстановки.Предметы для статичной композиции выбираются близкие по форме, по массе, по фактуре. Характерна мягкость в тональном решении. Цветовое решение строиться на нюансах – сближенные цвете: сложные, земляные, коричневые. В основном задействован центр, симметричные композиции. Динамика, это полная противоположность статики во всем!Используя динамическое построение в своих работах, вы сможете более ярко передать настроение, взрыв эмоций, радость, подчеркнуть форму и цвет предметов! Предметы в динамике в основном выстраиваются по диагонали, приветствуется ассиметричное расположение. Все построено на контрастах - контраст форм и размеров, контраст цвета и силуэтов, контраст тона и фактуры. Цвета открытые, спектральные.

Билет 19. Симметрия и ассимметрия в комп-ии

Как уже говорилось, в природе большое количество зрительных образов подчиняется закону симметрии. Именно поэтому симметрия легко воспринимается нами и в композиции. В изобразительном искусстве симметрия достигается таким расположением объектов, что одна часть композиции, как будто являются зеркальным отражением другой. Ось симметрии проходит через геометрический центр. Симметричная композиция служит для передачи покоя, устойчивости, надежности, иногда, величества. Однако создавать изображение абсолютно симметричным не стоит. Ведь в природе не бывает ничего идеального. Симметрия - это самый простой способ добиться равновесия в композиции. Однако, не единственный.

Достижение равновесия является одним из самых значимых этапов при построении ассиметричной композиции и часто при этом руководствуются интуитивным чувством равновесия. Чувство это можно развить при помощи различных упражнений.

Равновесие может достигаться противопоставлением размеров, форм пятен цвета и тени.

Если Вы заметили, что какая-то деталь композиции сильно перевешивает все остальные, вы можете попробовать изменить ее цвет, освещенность, форму или уравновесить ее при помощи какого-либо другого предмета, добавленного с противоположной стороны.

Билет 20. Нюанс и контраст в комп-ии

Контраст - резкое различие элементов по тону, цвету или размерам. Самым контрастным можно назвать черный текст на белом фоне, который вы читаете или на оборот - белый текст на черном фоне. Всю информацию можно разделить на более важную и менее важную, поэтому контраст используют, чтобы выделить один элемент относительно другого или обратить больше внимания на какую-то другую часть.

Нюанс - противоположность контраста. Очень слабая цветовая разница между элементами. Его используют для дополнения работы менее важной информацией, едва просматривающейся на фоне или среди другой информации. Часто нюанс применяют в сочетании с повторением. Например, линии или фигуры могут дублироваться на других частях, но не такие контрастные, чтобы не привлекать лишнего внимания.

Билет 21. Метр и ритм в комп-ии

Ритм - это изменяющееся повторение, а метр - это повторение без изменений.

Метр – простейший порядок, основанный на повторении равных элементов. Он подобен чередованию тактов в музыке. Повтор облегчает восприятие формы, делает её чёткой и ясной. Однако при большей протяжённости метрическая композиция может выглядеть монотонной. Устранению монотонности способствует:
1)Сочетание в композиции несколько метрических рядов разного построения;
2)Выделение в метрическом ряду групп элементов;
3)Установление разрядок между группами;
4)«Оживление» метрического ряда за счёт включения в него акцентов;
5)Изменение отдельных свойств повторяющихся элементов.

Наиболее активным средством устранения монотонности в метрическом строе является его сочетание с ритмом или просто – ритмизация формы.

Ритм – более сложный, чем метр, порядок чередования элементов композиции. Он основан на неравномерном изменении их свойств. Это изменение может касаться как самих элементов, так и интервалов между ними. При постоянном их изменении образуется непрерывное множество, которое может носить разный характер – резко и плавно изменяющийся. Резкое изменение типично для простых «жёстких» геометрических форм. Это – квадраты, треугольники, ромбы и т.д. Плавное изменение характерно для более сложных и «мягких» форм – парабол, овалов, спиралей и т.п. Окружность в ряд вторых не включается: она образуется на основе формирования метрического, т.е. равномерно изменяющегося множества.

Билет 22. Модуль в граф.дизайне. Комбинаторика

Модуль - это основа вашей композиции, воображаемая единица, на пропорциональных отношениях к которой развиваются остальные детали. Модуль может
иметь свою определенную форму, или быть просто кубом определенного размера - не важно, важно как дальше строить композицию. Вы можете в интернете погуглить множество модульных детских конструкторов - это самый яркий пример модульности - из простых форм вы можете собрать самые сложные. Отсюда вытекает важнейший принцип построения любой композиции - пропорционирование - взаимосвязь всех элементов композиции.

Одним из перспективных методов формообразования является комбинаторика. Комбинаторика– это приемы нахождения различных соединений (комбинаций),сочетаний, размещений из данных элементов в определенном порядке.

Наши рекомендации