Эмоциональное восприятие поля

Воздействие поля дает дополнительную информацию. От компо­зиции на поле может веять радостью или пустотой, агрессией или скудостью, трагедией или уверенностью в завтрашнем дне. Воздей­ствовать могут также отдельные участки поля. Они могут притяги­вать внимание по непонятной причине, и такой участок может ока­заться наиболее значимым, информационным, ключевым.

По эмоциональному состоянию в конце сеанса можно судить о том, насколько успешно завершена работа. Положительное воздей­ствие песочного поля говорит о том, что человек гармонизировался со своим собственным миром.

Песочные сюжеты буквально рассказывают вам о самих себе. Можно докопаться до странных перипетий и парадоксов. Кажется, хочешь одного, а подсознание говорит, что хочется совсем другого. Чего же тебе хочется, что тебя так тревожит? Ответы есть. Послушай песок. Он расскажет тебе чудесную историю. Таинственную и пре­красную. Работая с песком, погружая в него руки, человек становит­ся провидцем, а песок — очевидцем. В диалоге с самим собой чело­век достигает договоренности о гармонии, любви и дружбе. Вечные ценности, закрытые слоями повседневной суеты, стучат изнутри, про­рываются наружу, хотят быть видимыми, значимыми, ведущими.

Иногда, после полученной информации, человек убирает с поля все фигурки и не просто переделывает ландшафт, а сначала мнет и перемешивает песок, испытывая при этом такие сильные эмоции, что начинает громко смеяться, восклицать, и сердце его бьется так силь­но, что готово вырваться из грудной клетки. После построения но­вой композиции у него возникают радостные чувства от полученных возможностей.

Некоторые люди, наоборот, разглаживают поле и получают покой и умиротворение.

Пережив такие сильные эмоции, человек научается понимать то, к чему он временно потерял доступ. Открытые эмоции дают челове-

Эмоциональное восприятие поля



ку уверенность в себе. А что произошло? Ничего особенного. Просто модель поведения получила обновление. И разрешение на дальней­шие перемены. Мы не можем не меняться. Это самое лучшее пони­мание происходящего. Если мы отстали от самих себя, жизнь тут же подсунет ситуацию, на которую нужно реагировать и разбираться с ней не так, как раньше. Более мудро, более грамотно, или менее эмо­ционально, или менее упрямо. Принимая во внимание мнение окру­жающих или, наоборот, отстаивая свое, подтверждая свое уважение или утверждая свою значимость, можно выбирать различные спосо­бы. И эти способы соответствуют не только возрасту, но и духовной зрелости человека, его эмоциональной грамотности, мудрому взаи­модействию с миром. Эмоции, проявленные и непроявленные, слов­но ориентир, показывают нам, насколько мы продвинулись вперед в своем совершенстве, развитии, в своих личных достижениях. При­нятие себя в своем эмоциональном несовершенстве также становит­ся шагом к примирению с собой и окружающими людьми. Ибо, при­няв себя безусловно и без претензий, мы автоматически так же начинаем относиться к другим людям, принимая их достоинства и недостоинства.

Эмоциональное восприятие поля и эмоциональное воздействие становятся критерием работы в песочной терапии. Указывают направ­ление работы и определяют завершенность сеанса.

ЭНЕРГЕТИКА ПЕСОЧНОЙ КАРТИНЫ

После завершения работы по созданию песочной страны можно заметить, что картина, выстроенная на песочном поле, производит некоторое впечатление. Это и есть энергетическое воздействие. Это восприятие не зависит от того, нравится или не нравится вам выпол­ненная композиция. Но воздействие песочного поля таково, словно от композиции исходит излучение. Это может быть какая-то колю­честь или напряжение, или, наоборот, любование. Может быть ощу­щение пустоты или безысходности, дрожи или вибрации, головокру­жения или полета. Это дополнительная информация, которая может служить критерием работы, как в начале, так и в конце сеанса. После изменений на песочном поле ощущается гармония и покой не толь­ко у клиента, но и у психотерапевта. Ощущения могут служить ком­пасом, указывающим, в каком направлении человеку продвигаться. Только не надо пугать клиента своими ощущениями; расспросите, что он сам чувствует. По всей вероятности, ваши впечатления совпа­дут. А если нет, все равно следует двигаться за ощущениями клиента. На песке — его произведение, его мысли и чувства, его путь. И путь этот может отличаться от той правильности, которая есть у психоло­га. Так что чем больше будет задано вопросов, тем больше будет по­лучено ответов. И ответы эти являются частной территорией клиен­та, которая охраняется его собственным сердцем, его приватными правилами. Энергетика песочной картины исходит от выбранного цвета. Соответственно, гармоничное сочетание цвета окажет прият­ное воздействие. Дисгармония цвета вызовет противоположное ощу­щение. Расположение фигурок на поле также несет свою энергетику. Фигурки могут быть выстроены рядами, как солдаты на параде, а мо­гут быть хаотично брошены по всему полю. Законченная компози­ция создает некое впечатление. По нашим предположениям, именно такое впечатление вызывает человек у окружающих людей.

Энергетическое поле как бы идет впереди человека. И какими бы словами он ни прикрывался, как бы ни старался улыбаться, его внут­реннее состояние повлияет на отношение к нему со стороны окру­жающих людей. Он в своей маске приличия будет недоумевать, по-

: Энергетика песочной картины



чему к нему относятся не так, как он себя представляет, каким себя |выдает. Посещая впервые сеанс песочной терапии, человек старает­ся выставить самые симпатичные фигурки. В этом состоит его стра­тегия выдавать себя за человека, у которого все хорошо, хотя он по­нимает, что хорошо далеко не все. На втором сеансе люди ведут себя уже по-другому. Потому что понимают, что от себя не скроешься, не убежишь. И лучше быть искренним с самим собой, что позволит ра­зобраться в проблематичной ситуации.

Может получиться так, что при общем положительном ощущении какой-то участок песочного поля вызывает дискомфорт. И фигурки будут стоять хорошие и место хорошее, но излучение, исходящее от такого участка, будет настораживать, притягивать, волновать. Такие участки будут самыми значимыми. С ними и нужно разобраться. Обратив внимание клиента на такое место, нужно мягко и настойчи­во задавать вопросы по поводу того, что значат для него эти предме­ты в контексте с полем. Какие эмоции, ощущения у него вызывают эти фигурки. Каково их значение и назначение. Кодировка в прият­ных фигурках негативного ощущения может оказаться сильным внут­ренним конфликтом, желанием спрятаться за красивую ширму. Не­приятные моменты не просто вытеснены, а искажены в подсознании и могут выходить на внешний план болезненными, невротическими, навязчивыми или другими проявлениями.

эмоциональное восприятие поля - student2.ru



Часть пятан



эмоциональное восприятие поля - student2.ru

эмоциональное восприятие поля - student2.ru


\ц(ргетика песочной картины,



эмоциональное восприятие поля - student2.ru

На фотографии на с. 81 человек стоит внизу около озера у подно­жия горы. Работа называется «Отдых». На фотографии на с. 82 ввер­ху человек поднимается на вершину горы и видит пустое будущее, которое от него было закрыто травой. На наш вопрос: «Какое место на песочном поле вызывает напряжение?» — автор композиции по­казывает на пустой правый верхний угол. Несомненно, что так оно и есть. Будущее без цели, пустое — это фактически отсутствие будуще­го. Поэтому между настоящим и будущим поставлена трава, чтобы Не замечать, что там, в будущем ничего нет. И вроде бы все в порядке. Если никуда не всматриваться, ничего не замечать. Когда человек под­нялся на гору, его взгляд оказался выше преграды, и он смог увидеть, ^то происходит в его поле.

На следующем сеансе, результат которого мы видим на фотогра­фии на с. 82 внизу, была проделана колоссальная работа по заполне­нию песочного пространства. Человек сам вел себя по песочному Полю. Он выстроил свой путь от малых достижений к большим. По Дороге поставил разных людей, с которыми ему надо будет общаться. И его цели увеличивались по мере приобретения опыта.



Часть пятая



эмоциональное восприятие поля - student2.ru

эмоциональное восприятие поля - student2.ru


Ыергетика песочной картины 8 5

f Эта работа производит впечатление колоссальной энергии, вос­хищения и восторга. Но несколько участков в поле вызывают диссо­нанс по сравнению с общим восторженным ощущением. Это пусто­та верхнеголевого угла, связанного со значимой женщиной.

В правой стороне дико ржущая лошадь, как бы высмеивающая все ЭТО. И горилла, которая общается с коровой. Все в этой композиции .парное, и вдруг обнаруживается персонаж без пары. Гориллой оказа­лась автор композиции. То есть в этой работе существующее положе­ние вещей в жизни женщины не совпадает с предложенной мировой гармонией, заключенной в парности. Она выпадает из собственного контекста жизненных взаимоотношений.

эмоциональное восприятие поля - student2.ru

От этой композиции веет тоской и одиночеством. Излучение идет не от пустоты. Пустота вовсе не является признаком такого ощуще­ния. От пустого поля с одной фигуркой может исходить ощущение космического состояния и гармонии. Созерцая такие работы, ощу­щаешь энергию силы, способность человека все впустить в себя и все отпустить. (См. фотографию на с. 86 вверху.)



Часть пятая

эмоциональное восприятие поля - student2.ru

Энергетика поля имеет сильное воздействие и чтобы собрать не­управляемую энергетику или восстановить ослабленную, психолог должен сам быть в ресурсном, сильном состоянии. Поняв причины произошедшего с человеком, которые довели его до такого энерге­тического развала, психотерапевт может обнаружить некоторые не­соответствия с личными нормами и правилами. Его задача — найти в клиенте его собственные человеческие правила.

эмоциональное восприятие поля - student2.ru

г

ррожить жизнь

НА ПЕСОЧНОМ ПОЛЕ

Добрые дела совершаются не собствен­ным старанием, а смиренномудрием перед Богом.

Иоанн Лествичник

На песочном поле мы можем наблюдать отражение картины мира человека, составляющего песочную композицию. Его чувственные, мыслительные, деловые стратегии. Стратегии можно утвердить и от­менить, создав новые, которые более совпадут с актуальными потреб­ностями в данном периоде. Часто голос подсознания участвует в вы­боре реакций или действий. Более значимыми программами являются непрожитые желания родителей, агитация правительства, героиче-

эмоциональное восприятие поля - student2.ru



Часть пятин

ские подвиги литературных героев, школьные предметы. Начинает­ся борьба между внутренним запросом и внешними обстоятельства­ми. Иногда даже невозможно понять, что главное, а что попутное. На поле очень хорошо видно, что сейчас важно, и как бы ни прятал это главное человек в свои глубинные недра, эталоном будет то, что прорицают мудрецы. И никакое социальное достижение не сравнит­ся с достижением души.

Девушка Л. спросила: «А можно сделать остров?» И принялась очень активно заполнять песочное поле, предварительно переместив песок в одну сторону, открыв голубое океаническое дно. Больше она не произнесла ни слова, пока не завершила работу. Когда мы сказали ей, что верхняя часть — ментальная, она фыркнула: «Какой у меня примитивный ум, как у животных». Но я обратила внимание на ост­ров в океане. Что она туда выселила? Ведь именно эту единственную фразу произнесла она: «А можно сделать остров?» Внизу поля выс­тавлены маленькие черепашки. Мы заметили, что этих малышек бе­рут, как символ зарождения чего-то нового. За черепашками «при­сматривает мудрая лягушка». Голубая дорога из океана чувств ведет к костру, около которого сидят юноша и девушка. (Фотографии на с. 88-89.)

эмоциональное восприятие поля - student2.ru

укитъ жизнь на песочном поле




эмоциональное восприятие поля - student2.ru

эмоциональное восприятие поля - student2.ru



Часть пятая

На поле в центре разместились малышки-черепашки, и одна спе­шит к источнику, чтобы ее не склевали хищные птицы.

В этой насыщенной работе мы обратили внимание молодого че­ловека на зарытый в песок сундук. С одной стороны около сунду­ка валялись два кувшинчика, символы женщины, с другой сторо­ны в сегодняшнем дне стоял саркофаг. Юноша сказал, что это кораблекрушение и выброшенные на берег сокровища. Мы пока­зали, что в работе есть и другие закрытые зоны. Будущее на карти­не выстроено открыто и красиво, а прошлое распределено на зоны и изолировано от всех и от автора в том числе. Молодой человек попытался перестроить работу, но это ему не удавалось. В конце концов, он решил, что пусть так все и остается. Мы согласились, что лучше оставить все, как есть. Это самое разумное, потому что если начать перестраивать работу, то нужно будет изменить все, убрать перегородки, переместить сегодняшний день, разобраться с кораблекрушением, вытащить из углов свои чувства, в общем, начать новую жизнь.

эмоциональное восприятие поля - student2.ru

Глядя на эту работу, было о чем поговорить. Но главное, что при­тягивает взор, — это дисбаланс между заполненностью поля и пусто­той сегодняшнего дня.



эмоциональное восприятие поля - student2.ru

В этой композиции видно, что вся жизнь со­средоточена в верхней ментальной части. Ниж­няя часть поля пустая.

эмоциональное восприятие поля - student2.ru

Автору этой композиции хочется открыть себя со всех сторон, это видно по размещенным в разных частях поля (в ментальной, эмоци­ональной и действенной) окнам и дверям, и по кораблику, который, по словам клиентки, перемещается от берега к берегу, -«когда мысль носится и туда и сюда, собирай ее воедино».



Часть пятая

эмоциональное восприятие поля - student2.ru

Эта женщина сказала, что ей одиноко в жизни. И если мы посмот­рим на ее поле, то увидим, что в поле нет ни одного человека, ни од­ной зверушки. Только остров с камнями и идол в будущем.

эмоциональное восприятие поля - student2.ru

Эмоции окружены двойным кольцом, а вся жизнь расставлена по углам.

ожить жизнь на песочном поле




эмоциональное восприятие поля - student2.ru

эмоциональное восприятие поля - student2.ru



Часть пятин

В работе на с. 93 центр отгорожен от всего забором и спрятан под зонтиком. Автор спряталась и от себя, и от других. По всей вероятно­сти, именно по этой причине будущее остается пустым. Когда кли­ентка убрала зонтик и заборы, автоматически заполнилось будущее.

Песочное поле — тестовый срез того, что в сегодняшнем дне име­ет определенное воздействие. Оно проявляет систему ценностей. По­казывает барьеры и препятствия. Поле демонстрирует путь дальней­шего продвижения по жизненному пространству. Песок помогает осознать в настоящем моменте утрату божественного начала и про­явления напряженных участков. «Предмет наших духовных поисков находится прямо здесь и сейчас, но из-за наших внутренних барье­ров мы большую часть времени не можем его видеть. Некоторые из наших барьеров связаны с нашими привязанностями, а также с не­гибкостью и страхом, которые эти привязанности порождают. По­скольку мы неспособны радоваться настоящему моменту, мы не мо­жем полностью соединиться со своим жизненно важным источником творчества, любви и вдохновения» (Кристина Гроф). Наши непоня­тые состояния удерживают нас вдали от наших настоящих целей, от человеческого, космического и божественного.

ЧАСТЬ 6,

Наши рекомендации