Основные черты и тенденции развития художественной культуры первой половины XX столетия
Тема № 7. Европейская культура первой половины XX столетия.
7.1. Общая характеристика периода.
7.2. Основные черты и тенденции развития художественной культуры первой половины XX столетия.
7.3. Авангардные течения первой половины XX века: фовизм, кубизм, дадаизм, экспрессионизм, супрематизм и сюрреализм.
Общая характеристика периода.
Первая половина XX века в истории Западной Европы имеет исключительно важное значение. В этот период завершается становление индустриальной цивилизации и начинается переход к постиндустриальной. Капитализм в это время превращается из монополистического в государственно-монополистический. В нем происходит глубокие изменения, многие из которых можно назвать судьбоносными, поскольку они затрагивали само его существование. Подтверждение тому стал невиданный по своей глубине и масштабу кризис 1929–1933 гг., потрясший западное общество до самых его оснований. Во избежание его повторения капитализм был, подвергнут серьезному реформированию.
Осуществленные реформы не избавляли капитализм от противоречий и кризисов, но они существенно смягчили их, не позволяли противоречиям доходить до крайнего антагонизма, обеспечивали необходимый минимум социального равновесия. Благодаря реформам появились необходимые предпосылки для возникновения общества потребления, которое могло сложиться уже в 40-е гг., но из-за Второй мировой войны оно сложилось в США к концу 50-х, а в других европейских странах – в 60-е гг. В целом государственно-монополистическому капитализму удалось найти некий «модус вивенди», при котором были бы и волки сыты, и овцы целы.
К числу важнейших событий первой половины XX века относятся две мировые войны, принесшие десятки миллионов убитых, неисчислимые бедствия, разрушения и утраты. Эти войны вызвали глубокий кризис гуманизм и других просветительских идеалов и ценностей, составлявших фундамент западной цивилизации и культуры. После Второй мировой войны мир раскололся на две противоположные системы - капитализм и социализм, – противостояние которых осложняло существование мировой культуры как единого целого.
Отмеченные и другие факторы определяли условия, в который развивалась западная культура в первой половине XX века. По-прежнему наиболее успешно развивалась наука. В рассматриваемый период происходит вторая научная революция, начавшаяся в конце XIX века. Революционные сдвиги произошли во всех областях знания. В физике была открыта делимость атома, создана квантовая механика, теория относительности. В химии были открыты закономерности многих химических процессов, создана квантовая химия. В биологии начинается становление генетики. В космологии разработана концепция нестационарной – сжимающейся или разбегающейся – Вселенной. Своими выдающимися достижениями наука обязана многим ученым, среди которых А. Эйнштейн, М. Планк, А. Пуанкаре, Н. Бор, М. Борн, супруги Ирен и Фредерик Жолио-Кюри.
В сфере познания с его дифференциацией на отдельные науки те же процессы идут и внутри каждой из наук, которое в свою очередь дробятся на множество дисциплин и школ. Все это усиливает тенденцию к плюрализму. Весьма нередкой становится ситуация, когда внутри какой-либо науки представители различных школ придерживаются разных взглядов по поводу одного и того же явления.
Что касается религии, то ее положение продолжало ухудшаться. Можно сказать, что первая половина XX века оказалась самой безрелигиозной для Запада.
В отличие от религии философия находилась в лучшем положении. Основными философскими направлениями являются неопозитивизм и экзистенциализм. Первый выступает от имени науки. Он внес значительный вклад в разработку проблем формальной логики, языка и теории познания. Его представители Б. Рассел, Р. Карнап, Л. Витгенштейн. Экзистенциализм противопоставил себя науке и позитивистской философии. Он сосредоточил свое внимание на проблемах человека, и, прежде всего на проблемах свободы. Самым известными его представителями являются Ж.-П. Сартр и М. Хайдеггер.
Основные черты и тенденции развития художественной культуры первой половины XX столетия.
Панорама художественной культуры XX столетия весьма разнообразна. Ее специфической особенностью явилось наличие двух художественных систем: модернизма и постмодернизма.
Модернизм (от. фр. modern – новейший, современный) – общее у словное обозначение направлений искусства XX столетия, для которых характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира. Модернизм как художественная система был подготовлен двумя процессами своего развития:
– декаденством (dekadentia – упадок) – т.е. бегством, неприятием реальной жизни, культом красоты как единственной ценности, отторжением социальных проблем;
– авангардом (фр. avantgarde – передовой отряд) – манифесты которого призывали порвать с наследием прошлого и создать нечто новое, противоречащее традиционным художественным установкам.
Основные направления и течения модернизма либо отвергали, либо до неузнаваемости преображали всю систему художественных средств и приемов. Конкретно в различных видах искусства это выразилось:
– в изменении пространственных изображений и отказе от художественно-образных закономерностей в изобразительном искусстве;
– в пересмотре мелодической, ритмической и гармонической организованности в музыке;
– в появлении «потока сознания», внутреннего монолога, ассоциативного монтажа в литературе и т.д.
Общее эмоциональное настроение модернизма можно выразить следующей фразой: хаос современной жизни, ее дезинтеграция способствуют неустроенности и одиночеству человека, его конфликты неразрешимы и безысходны, а обстоятельства, в которые он поставлен, непреодолимы.
Характерными чертами стиля модерн были:
– стремление к эстетизации окружающей человека среды;
– подчеркнутая активность воздействия на жизненные процессы;
– зрелищность и декоративность.
Стиль модерн реализовал себя в различных видах искусства, проявив достаточную гибкость и многоликость, принимая при этом различные воплощения, что позволило впоследствии теоретикам упрекать модернизм в отсутствии стилевого единства, и даже в праве именоваться стилем.
В течение рассматриваемого времени Франция занимала ведущие позиции в мировой культуре, а Париж считался признанной культурной столицей мира. Главным направлением в искусстве Франции выступает реализм. В литературе его представляют, прежде всего, три великих имени: А. Франс, Р. Роллан, Р. Мартен дю Гар. Первый создал ряд историко-философских романов, один из который – «Боги жаждут». Второму мировую известность принес роман-эпопея «Жан-Кристоф», повествующий об отношениях гения-музыканта и общества. Третий является автором многотомного романа «Семья Тибо», дающего широкую панораму Франции.
Значительным явлением в духовной жизни стало творчество писателей-экзистенциалистов – Ж.-П. Сартра и А. Камю. Основными темами их произведений являются свобода и ответственность, абсурдность бытия, одиночество. У Сартра большую известность приобрели пьесы «Мухи» и «Дьявол» и «Господь Бог», а у Камю – романы «Чужой», «Чума», «Миф о Сизифе».
Наряду с литературой успешно развивается французская скульптура. В данный период ее представляют ваятели Э. Бурдель и А. Майоль. Произведения первого – «Геракл», «Пенелопа», «Сафо» – созданы по античным сюжетам в классическом духе. Женские статуи второго – «Ночь», «Помона», «Средиземноморье» – отмечены удивительной гармонией и равновесием, наполнены пленительной женственностью.
Значительных успехов достигла немецкая литература. Этим она обязана, прежде всего, творчеству Т. Манна, Л. Фейхтвангера, Э. М. Ремарка. Главной фигурой немецкой литературы является Т. Манн, создавший фундаментальные философские романы «Волшебная гора», и «Доктор Фаустус», а также тетралогию на библейский сюжет «Иосиф и его братья». Фейхтвангер известен, прежде всего, своими историческими романами «Гойя», «Мудрость чудака» и др. В романах «На Западном фронте без перемен», «Три товарища» и др. Ремарк выразил мироощущение «потерянного поколения». Особого выделения заслуживает творчество Б. Брехта, создавшего интеллектуальный эпический театр. Мировую известность ему принесли пьесы «Матушка Кураж», «Добрый человек из Сезуана» и др.
Настоящий подъем переживает английская литература. Из множества великих имен следует в первую очередь назвать Дж. Голсуорси, С. Моэма, Б. Шоу. Первому мировую славу принесла трилогия «Сага о Форсайтах». Второй известен как автор романа «Бремя страстей человеческих». Б. Шоу является признанным классиком английской литературы. Он с успехом проявил себя во всех жанрах – драме, романе, новелле.
На высоком уровне остается американская литература. Этим она обязана в первую очередь таким писателям, как У. Фолкнер, Дж. Стейнбек, Э. Хемингуэй. В своих романах «Шум и ярость», «Свет в августе» и др. Фолкнер сочетает реалистическую манеру повествования с поиском новых форм и приемов. Стейнбек известен, прежде всего, романом «Гроздья гнева», ставшим настоящей эпопеей жизни американского народа. Творчество Хемингуэя является широким и многоплановым. В романе «По ком звонит колокол» он размышляет о войне и насилии как о трагическом проклятии человечества. В повести-притчи «Старик и море» жизнь и судьба человека рассматриваются в свете трагического стоицизма.
В начале XX века продолжаются поиски новых музыкальных форм. Среди творческих течений этого времени прочное место занимает музыкальный импрессионизм с его поисками новых средств художественной выразительности для передачи сложных, тончайших движений человеческой души. Для этого метода свойственны программность, живописность образов (дальнейшее развитие романтических традиций), ясность, логическая стройность музыкальной формы, красота звучания. Утонченная акварельная поэтичность свойственна музыке французского композитора К. Дебюсси. В его произведениях слышится игра полутонов, тонкость оркестрового звучания. Его сочинения многообразны по своему содержанию (пейзажные зарисовки, жанровые сценки, лирические миниатюры). В симфонической пьесе «Море» композитор создает звуковой образ морской стихии, восхищаясь ее красотой, переливами красок и мощью.
Народные песенно-танцевальные истоки (французские, испанские, баскские) слышатся в музыке французского композитора – импрессиониста М. Равеля, на творчество которого оказали большое влияние русские композитора А.П. Бородин и Н.А. Римский-Корсаков. В его «Болеро» явно чувствуется использование ритмов и мелодий испанского фольклора. Повторяющееся мелодии придают этому произведению ощущение нарастающей мощи, бесконечного движения.
В это же время в музыкальном искусстве зарождается такое движение как экспрессионизм, родоначальником которого является австрийский композитор А. Шёнберг. В основе его произведений положена атональная система, основанная на диссонансе как наилучшем способе выражения духовной дисгармонии, так характерном для XX века. Система додекафонии (отсутствие мелодии, гармонии, ритма) – в основе знаменитого произведения Шёнберга «Свидетель из Варшавы», посвященного ужасам еврейского гетто.
Творчество Г. Малерапродолжает традиции романтической музыки. В центре его произведений человек и общество, человек и природа. Таковы темы его первой симфонии «Песня умерших детей».
В театральном модерне наблюдается тяга к линии, узору, к своего рода визуализации музыки, превращению игры актеров в фантасмагорическую симфонию линий и красок. Такими были постановки В. Мейерхольда в начале XX века.
В архитектуре диапазон средств выразительности модерна простирался от подчеркнуто декоративных, раскованных и изощренных пластических архитектурных форм до строгих, чисто геометрических решений, воплотивших представления об идеальной архитектурной среде. Наиболее ярко эти черты просматриваются в постройках архитекторов стиля модерн – Х. ван де Вельде в Бельгии, И. Ольбриха и О. Вагнера в Австрии, А. Гауди в Испании, Ф. Шехтеля в России.
Живопись стиля модерн была наполнена поэтикой символизма, сочетая характерные для него образы со сложным ритмом, линейной композицией в союзе с декоративным цветовым пятном.