Архитектура Петербургского Барокко (первая половина XII1 в.)
Тема барокко Барокко - художественный стиль, отличающийся пышностью, богатством, причудливостью деталей. актуальна тем, что это одна из самых наиболее интересных эпох в мировой культуре. Актуальность определяется продолжающейся до сих пор дискуссией о культурном значении барочного стиля и о его влиянии на современную культуру (такое явление как рок-барокко доказывает это влияние). С каждым годом Петербург всё больше и больше меняется, и сейчас мы не можем сказать: «Каким будет Петербург в недалёком будущем?» Многие старые полуразрушенные дома хотят убрать, а на их месте поставить современный комплекс. Барокко - это самый драгоценный и самый красивый стиль, его, пока что, не трогуют. Актуальностью барокко также является его дальнейшие существование.
Основными признаками барокко считается повышенная и подчеркнутая монументальность, представительность, которые в какой-то мере являлись самодовлеющими качествами и достигались нередко искусственными средствами. Стремясь создать необычный, повышенно-эмоциональный архитектурный эффект, они зачастую пренебрегали логикой построений планов, допускали несоответствия между внешними объемами и внутренней структурой сооружения. Фасады имеют целью как бы «заслонить» основную часть здания, часто украшались разнообразными фронтонами и шпицами. Типично русской чертой была нарядно-яркая двуцветная расколеровка фасадов. Белые детали ордера - пилятры, карнизы, наличники - чётко выделялись на интенсивном цветном фоне стены - голубом, розовом, красном.
Стиль барокко XVI-XVIII вв. (итал. barocco -- причудливый) зародился в Риме и вырос на формах Классицизма эпохи Возрождения. Его наиболее яркие образцы архитектуры созданы в Италии, Испании, Португалии, Южной Германии,Чехии, испанских и португальских колониях в Латинской Америке (в этих странах большую власть имела католическая церковь). Пышное барокко было призвано прославлять абсолютную власть монарха и возвеличивать церковь.
В России барокко появляется еще в XVII веке «нарышкинское барокко» «Петербургские Архитектурные стили». (стр. 9 - 10) (рис. 1) в Москве. Ранняя стадия русского барокко длилась до 1740-ых годов и сменилась затем эпохой центрального барокко.
Петровское барокко «Петербургские Архитектурные стили». (стр. 9 - 10)
Сооружения Петербурга начала XVIII столетия характеризовались простотой планов и объемного формообразования. Здания почти всегда имели прямоугольные очертания и анфиладную систему расположения помещений, они строились в два или три этажа. В петровское время первостепенное внимание уделялось строительству не дворцовых, а общественных, Дворцовые здания имели весьма ограниченные размеры. Недостаток материалов и необходимость вести строительство быстрыми темпами, а также нехватка мастеров и рабочих ограничивали практические возможности. Снаружи кирпичные сооружения покрывались штукатуркой, пластические детали выполнялись из гипса. Фасады окрашивались в два цвета -- основное поле покрывалось обычно охрой, красно-брусничным или голубым тоном. На этом интенсивном цветном фоне, традиционном для русского зодчества, выступали белые лопатки -- пилястры, тяги, карнизы, наличники окон, швы руста. Ордерные элементы чаще объединяли второй и третий этажи, первый служил для них пьедесталом, крыши делались высокими.
Исследование зданий эпохи Петровского барокко Храмы России (стр. 9 - 10)
Ярким памятником Петровской эпохи является здание Двенадцати коллегий «Петербургские Архитектурные стили». (стр. 9 - 10) (рис. 2) -- первое каменное правительственное сооружение в новой столице (архитектор Д. Трезини). Трехэтажное, большой протяженности здание членится, в связи со своим назначением, на двенадцать равных элементов, каждый из которых выделен особым ризалитом, увенчанным волютообразным фронтоном сложных очертаний и своей особой, с переломом, крышей. На первом этаже планировалось разместить торговые лавки, поэтому Д.Трезини решил оформить его в виде аркады - целого ряда арочных проёмов. Фасады плоскостны. Внутри поэтажно проходят длинные коридоры, к которым примыкают помещения одинаковой глубины.
Здание Кунсткамеры «Петербургские Архитектурные стили». (стр. 9 - 10)(рис. 3) - первое в России специально спроектированное и построенное музейное здание (Архитектор Г.И.Маттарнови) Планировка Кунсткамеры отличалась от архитектурных композиций дворцов. Два трёхэтажных боковых корпуса связывались между собой центральным объёмом, имеющим четырёхярусную башню. Центральная часть и две боковые выделены на фасаде рустованными раскреповками - небольшими вертикальными выступами стены, которые пресекают все элементы здания сверху донизу, от карниза до цоколя. Раскреповка как выразительное средство очень характерна для архитектуры барокко. Боковые части здания завершаются фигурными фронтонами, рисунок которых также характерен для этого времени. К признакам петровского барокко можно отнести высокую крышу с переломом и окна с декоративными завершениями на боковых фасадах и арочной формы на башне.
Сравнение двух примеров Петровского барокко
· В обоих зданиях присутствует белый цвет, цвет - который используется для украшений, пилястр, полуколонн.
· В обоих зданиях одинаково оформленна крыша,
· Оба здания трёхэтажные, окна - полуциркульные с мелкой растекловкой.
· В здании Двеннадцати можно увидеть треугольные, лютообразные фронтоны, которых нет в Кунсткамере.
Елизаветинское барокко «Петербургские Архитектурные стили» (стр. 9 - 10)
Живописная пластика и динамика архитектурных форм, огромное разнообразие декоративного убранства в сочетании с ясностьюпланировачных решений и с крупномасштабностью сооружений, вмещающих в себя огромные залы, анфилады парадных помещений, широкие лестницы - всё это отличалоархитектуру императорских резиденций, дворцов, усадеб, церквей и соборов, построенных в эпоху Высшего (или Елизаветинского) барокко.
Исследование зданий эпохи Елизаветинского барокко Лоцман путешествий(стр. 9 - 10)
Никольский собор (рис. 4) - двухэтажный храм, который представляет в плане равноконечный крест. В качестве украшений используются лепные гирлянды из цветов и листьев, декоративные скульптуры, стройные белые колонны У храма пять глав с позолоченными куполами. По выступающим углам здания архитектор располагает группы из трех колонн. Фасад раскрашен в ярко-голубой цвет. Праздничность храма создают позолоченные купола. А дополняют фасады балконы с узорными коваными решётками.
Собор смольного монастыря(рис. 5) - собор, в наружном оформлении комплекса которого, мы видим сочетание голубых стен и белокаменной лепки, что придает монастырю праздничность и живописность. Великолепное здание храма окружено четырьмя угловыми церквями и жилыми корпусами, фасады которых украшены двухъярусными аркадами. Домовые церкви имеют только один шлемовидный купол, увенчанный большой главкой с крестом и как бы встроены в стену.
Сравнение двух примеров Елизаветинского барокко
· В архитектуре обоих соборов используются такие эллементы, как - полуколонны ионического ордера, лучковые фронтоны, позолота, мелкая растекловка окон, окна - полуциркульные.
· Смольный собор - трёхглавый, а Никольский - пятиглавый. Смольный - ярко голубой, а Никольский - бирюзовый.