Применение гармонического соединения
ГЛАВНЫХ ТРЕЗВУЧИЙ
Лад
С точки зрения гармонии лад есть система взаимоотношений аккордов, объединенных тяготением к тоническому трезвучию. В этом определении имеются в виду как мелодико-интервальиые связи между звуками одного мелодического голоса, так и связи между аккордами в целом.
Ладовая функция
Ладовой функцией или просто функцией называется роль звука или аккорда в ладе, иначе говоря — связь или взаимоотношения его {звука, аккорда) с другими звуками или аккордами данного лада. Связь эта выражается не только в постоянстве интервальных соотношении между элементами — звуками или аккордами, но и в сочетании напряжений и спадов (разрешений), свойственных Последовательностям элементов, то есть звуков, аккордов.
Функциональность
Комплекс напряжений и разрядов, свойственных отношениям функций, называется функциональностью. Основа функциональности — контраст функций, в особенности тоники и других — не тонических гармоний.лада.
Теория гармонии, которая основана на учении о ладовых функциях, называется функциональной теорией. В настоящее время данная точка зрения наиболее распространена в гармонии.
Функциональная система главных трезвучий
Трезвучие, построенное на I ступени гаммы, то есть на тонике; называется тоническим, короче — тоникой. Это трезвучие в многоголосной музыке служит главной опорой лада, так как в соответствующих мелодических, ритмических и метрических условиях может выражать завершенность мысли и устойчивость, необходимую для окончания.
Тоническое трезвучие принято обозначать буквой Т—в мажо- ре и I — в миноре.
Трезвучие, построенное на V ступени гаммы, называется доминантовым трезвучием, короче — доминантой. Обозначается большой буквой О, как мажорное по звучанию.
Трезвучие, построенное на IV ступени мажора, называется субдоминантовым, короче — субдоминантой. Оно обозначается большой буквой Э.
№5СОЕДИНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТРЕЗВУЧИИ
5. Предварительные сведения <
Связное наследование аккордов — гармонический оборот — образуется в их соединении.
Соединение аккордов осуществляется по определенным принципам и правилам, выработанным художественной практикой.
Основа соединения аккорда — голосоведение; оно образуется от различных видов совместимо движения голосов.
Ведение отдельных голосов
Движение каждого отдельного голоса может быть плавным и скачкообразным.
П л а а н ы'м называется движение голоса на интервалы — п р и- м и, секунды (поступенное) и терции. Оно преобладает в художественной литературе и поэтому для начальных работ по ПфМОИИИ У18ЛЯеТСЯ обязательным.
('.кичкообразным называется движение голоса на интерналы - К к;] рты, квинты, сексты и более.
В ближайших практических работах скачки в отдельных голосах, допускаться не будут. Исключение представит лишь бас, которому очень свойственны скачки на кварты и квинты, вытекающие из расстояния между основными звуками Т—Ъ и Т—S, *
Совместное ведение (движение) голосов
Совместное движение двух голосов бывает трех видов: прямое, противоположное и косвенное.\
Прямым называется движение голосов в одном направлении — восходящем или нисходящем
В подавляющем бвльшинстве правильных соединений аккор- дое образуется взаимное уравновешивание прямого, противоположного и косвенного движений, выполняемых одновременно в отдельных парах голосов.
Возможны различные комбинации движения: а) прямое (параллельное) в сочетании с косвенным
Аккорды, в частности трезвучия, могут быть соединены гармонически или мелодически.
Гармоническим называется такое соединение аккордов, при котором их общий звук остается на месте в том же голосе.
Примечание. .При терцовом соотношении трезвучий в гармоническом соединении на месте остаются обычно оба звука.
Техника гармонического соединения трезвучий кварто-квинто- вого соотношения сводится к следующему: после построения первого из аккордов намечают бас второго аккорда, общий звук оставляют на месте; остальные два голоса ведут поступенно в параллельном движении от тоники к субдоминанте — вверх, от тоники к доминанте— вниз.
Мелодическим называется такое соединение аккордов, при котором ни один из голосов не остается на месте — даже при наличии общего звука.
Техника мелодического соединения трезвучий кварто-квинтово- го и секундового соотношения сводится к следующему: бас делает шаг не шире кварты, то есть при соединении Т—О, О—Т, Т—Б, Б—Т на кварту, а не на квинту; при соединении Э—О — на секунду, а не на септиму; три верхних голоса ведутся противоположно басу на ближайшие звуки второго аккорда, без скачков.
В результате получается правильно расположенный аккорд с удвоением основного звука. Расположение, как и при гармоническом соединении, не меняетсяц
Применение гармонического соединения
Гармонизация данного басового голоса, состоящего из исследования основных звуков тоники, субдоминанты и доминанты, не представляет никаких затруднений в смысле выбора аккорда
Перемещения целесообразно применять главным образом в тех случаях, когда бас — а) повторяется (см., например, басы в задачах 1, 3, 4), или б) делает октавные скачки (см., например, басы в задачах 1 и 3), или в) представлен более крупной длительностью (которую нетрудно вообразить себе как объединение нескольких более мелких длительностей, связанных лигами).
При этом, однако, не следует злоупотреблять перемещениями; во избежание излишней суетливости и пестроты в гармонии целесообразно ограничить перемещения пределами счетной доли, то есть, например, в размере | — четвертями, в размере §— восьмыми.
Кроме того, при распределении общего ритмического движения следует учитывать общий темп, а также то, что на сильной доле такта естественно помещать длительности не более мелкие, чем на слабых, а скорее более крупные или равные им (см., например, басы в задачах 5 и 6). Во избежание ошибок в голосоведении следует помнить, чтр. ход баса на кварту допускает соединение как гармоническое, так и мелодическое,., а ход на квинту — только гармоническое (см. тему"37§ 5).
25Аккорды группы DD находят применение не только в кадансах, но и внутри построений. Если в кадансовых оборотах DD чаще всего подготавливается субдоминантой, то вне каданса, в середине построения, она вводится преимущественно после тонической гармонии (Т или ТSV1), изредка после D илиD6.
7. Разрешение DD вD и Т64 (проходящий)
Как известно, в кадансах ОБ применяется почти исключительно в тех разновидностях, после которых плавным ходом обеспечивается основной звук D в басу; внутри же построения DD возможна в любом виде, так как этими условиями она не связана
3. Переход DD в диссонирующие аккорды группы D
Каждый из аккордов DD может перейти в один из диссонирующих аккордов доминантовой группы, то есть в D7. D77, иногда вD9.
При таком переходе вводный звук DD (4+) идет вниз на хроматический полутон, в септиму Ь7 или квинтуD77, то есть в сторону, противоположную своему тяготению.
Септима аккордов ведется нормально — на ступень вниз, общий звук остается на месте (гармоническое соединение). Подобный переход встречается и в каденциях:
При переходе DDе5 и DDVП7 (напоминаем, что в басу обоих аккордов лежит вводный звук DD) в основной вид до- минантсептаккорда (D7) встречаются случаи перечень я, в данном обороте малозаметного вследствие отвлечения внимания тяготениями в D7. Такой оборот применяется главным образом в кадансах для получения D7 в основном виде, без чего кадансовое завершение недостаточно убедительно и полно (если нужна именно совершенная каденция)
МОДУЛЯЦИЯ
I. Общие понятия
Модуляцией называется (как уже говорилось в теме 31) переход в новую тональность и завершение в ней музыкального построения (в частности — периода).
Кадансовое завершение построения (периода) в новой тональности служит основным отличием модуляции от отклонения внут- ритонального