Применение гармонического соединения

ГЛАВНЫХ ТРЕЗВУЧИЙ

Лад

С точки зрения гармонии лад есть система взаимоотношений аккордов, объединенных тяготением к тоническому трезвучию. В этом определении имеются в виду как мелодико-интервальиые связи между звуками одного мелодического голоса, так и связи между аккордами в целом.

Ладовая функция

Ладовой функцией или просто функцией называется роль звука или аккорда в ладе, иначе говоря — связь или взаимо­отношения его {звука, аккорда) с другими звуками или аккорда­ми данного лада. Связь эта выражается не только в постоянстве интервальных соотношении между элементами — звуками или ак­кордами, но и в сочетании напряжений и спадов (разрешений), свойственных Последовательностям элементов, то есть звуков, ак­кордов.

Функциональность

Комплекс напряжений и разрядов, свойствен­ных отношениям функций, называется функцио­нальностью. Основа функциональности — контраст функций, в особенности тоники и других — не тонических гармоний.лада.

Теория гармонии, которая основана на учении о ладовых функ­циях, называется функциональной теорией. В настоящее время данная точка зрения наиболее распространена в гармонии.

Функциональная система главных трезвучий

Трезвучие, построенное на I ступени гаммы, то есть на то­нике; называется тоническим, короче — тоникой. Это трезву­чие в многоголосной музыке служит главной опорой лада, так как в соответствующих мелодических, ритмических и метрических усло­виях может выражать завершенность мысли и устойчивость, не­обходимую для окончания.

Тоническое трезвучие принято обозначать буквой Т—в мажо- ре и I — в миноре.

Трезвучие, построенное на V ступени гаммы, называется доми­нантовым трезвучием, короче — доминантой. Обозначается большой буквой О, как мажорное по звучанию.

Трезвучие, построенное на IV ступени мажора, называется суб­доминантовым, короче — субдоминантой. Оно обозначается большой буквой Э.

№5СОЕДИНЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТРЕЗВУЧИИ

5. Предварительные сведения <

Связное наследование аккордов — гармонический оборот — об­разуется в их соединении.

Соединение аккордов осуществляется по определенным прин­ципам и правилам, выработанным художественной практикой.

Основа соединения аккорда — голосоведение; оно обра­зуется от различных видов совместимо движения голосов.

Ведение отдельных голосов

Движение каждого отдельного голоса может быть плавным и скачкообразным.

П л а а н ы'м называется движение голоса на интервалы — п р и- м и, секунды (поступенное) и терции. Оно преобладает в художественной литературе и поэтому для начальных работ по ПфМОИИИ У18ЛЯеТСЯ обязательным.

('.кичкообразным называется движение голоса на интер­налы - К к;] рты, квинты, сексты и более.

В ближайших практических работах скачки в отдельных голо­сах, допускаться не будут. Исключение представит лишь бас, ко­торому очень свойственны скачки на кварты и квинты, вытекаю­щие из расстояния между основными звуками Т—Ъ и Т—S, *

Совместное ведение (движение) голосов

Совместное движение двух голосов бывает трех видов: пря­мое, противоположное и косвенное.\

Прямым называется движение голосов в одном направле­нии — восходящем или нисходящем

В подавляющем бвльшинстве правильных соединений аккор- дое образуется взаимное уравновешивание прямого, противопо­ложного и косвенного движений, выполняемых одновременно в от­дельных парах голосов.

Возможны различные комбинации движения: а) прямое (параллельное) в сочетании с косвенным

Аккорды, в частности трезвучия, могут быть соединены гар­монически или мелодически.

Гармоническим называется такое соединение аккордов, при котором их общий звук остается на месте в том же голосе.

Примечание. .При терцовом соотношении трезвучий в гармоническом соединении на месте остаются обычно оба звука.

Техника гармонического соединения трезвучий кварто-квинто- вого соотношения сводится к следующему: после построения пер­вого из аккордов намечают бас второго аккорда, общий звук ос­тавляют на месте; остальные два голоса ведут поступенно в парал­лельном движении от тоники к субдоминанте — вверх, от тоники к доминанте— вниз.

Мелодическим называется такое соединение аккордов, при котором ни один из голосов не остается на месте — даже при наличии общего звука.

Техника мелодического соединения трезвучий кварто-квинтово- го и секундового соотношения сводится к следующему: бас делает шаг не шире кварты, то есть при соединении Т—О, О—Т, Т—Б, Б—Т на кварту, а не на квинту; при соединении Э—О — на секун­ду, а не на септиму; три верхних голоса ведутся противопо­ложно басу на ближайшие звуки второго аккорда, без скачков.

В результате получается правильно расположенный аккорд с удвоением основного звука. Расположение, как и при гармониче­ском соединении, не меняетсяц

Применение гармонического соединения

Гармонизация данного басового голоса, состоящего из иссле­дования основных звуков тоники, субдоминанты и доминанты, не представляет никаких затруднений в смысле выбора аккорда

Перемещения целесообразно применять главным образом в тех случаях, когда бас — а) повторяется (см., например, басы в задачах 1, 3, 4), или б) делает октавные скачки (см., например, басы в задачах 1 и 3), или в) представлен более крупной дли­тельностью (которую нетрудно вообразить себе как объединение нескольких более мелких длительностей, связанных лигами).

При этом, однако, не следует злоупотреблять перемещениями; во избежание излишней суетливости и пестроты в гармонии целе­сообразно ограничить перемещения пределами счетной доли, то есть, например, в размере | — четвертями, в размере §— вось­мыми.

Кроме того, при распределении общего ритмического движе­ния следует учитывать общий темп, а также то, что на сильной доле такта естественно помещать длительности не более мелкие, чем на слабых, а скорее более крупные или равные им (см., на­пример, басы в задачах 5 и 6). Во избежание ошибок в голосове­дении следует помнить, чтр. ход баса на кварту допускает соедине­ние как гармоническое, так и мелодическое,., а ход на квинту — только гармоническое (см. тему"37§ 5).

25Аккорды группы DD находят применение не только в кадансах, но и внутри построений. Если в кадансовых оборотах DD чаще всего подготавливается субдоминантой, то вне каданса, в сере­дине построения, она вводится преимущественно после тонической гармонии (Т или ТSV1), изредка после D илиD6.

7. Разрешение DD вD и Т64 (проходящий)

Как известно, в кадансах ОБ применяется почти исключитель­но в тех разновидностях, после которых плавным ходом обеспечи­вается основной звук D в басу; внутри же построения DD возможна в любом виде, так как этими условиями она не связана

3. Переход DD в диссонирующие аккорды группы D

Каждый из аккордов DD может перейти в один из диссониру­ющих аккордов доминантовой группы, то есть в D7. D77, иногда вD9.

При таком переходе вводный звук DD (4+) идет вниз на хроматический полутон, в септиму Ь7 или квинтуD77, то есть в сторону, противоположную своему тя­готению.

Септима аккордов ведется нормально — на ступень вниз, общий звук остается на месте (гармоническое соединение). Подоб­ный переход встречается и в каденциях:

При переходе DDе5 и DDVП7 (напоминаем, что в басу обоих аккордов лежит вводный звук DD) в основной вид до- минантсептаккорда (D7) встречаются случаи перечень я, в дан­ном обороте малозаметного вследствие отвлечения внимания тяготениями в D7. Такой оборот применяется главным образом в кадансах для получения D7 в основном виде, без чего кадансовое завершение недостаточно убедительно и полно (если нужна именно совершенная каденция)

МОДУЛЯЦИЯ

I. Общие понятия

Модуляцией называется (как уже говорилось в теме 31) переход в новую тональность и завершение в ней музыкаль­ного построения (в частности — периода).

Кадансовое завершение построения (периода) в новой тональ­ности служит основным отличием модуляции от отклонения внут- ритонального

Наши рекомендации