Глава 6. ценности и нормы культуры
Каждая культура имеет свое ценностно-нормативное уникальное ядро, отражающее специфику ее локализации в потоке всемирной истории. Благодаря этому ядру обеспечивается целостность данной культуры, ее неповторимый и самобытный культурный облик. Условием выживаемости выступает ее способность к оптимальному соотношению универсальных и специфических ценностей и норм. Это позволяет, с одной стороны, сохранить свою самобытность, а с другой, найти основания для взаимодействия с иными культурами.
Культурные ценностные образцы обеспечивают непосредственную связь между социальной и культурной системами. Именно из групповых ценностей выводятся правила, за которыми следуют санкции. Поэтому можно говорить о социокультурных ценностях, ибо они почти совпадают. Там, где преобладают специфические оперативные механизмы регулирования общественного порядка, оправдываемые необходимостью стабилизации, ценности социальные и культурные могут не только не совпадать, но и конфликтовать.
В культурных системах системным элементом является связанность. Развитая культура предполагает определенное соответствие стандартов, регулирующих поведение индивида, живущего в социальном мире, и стандартов, принимаемых обществом. Иначе поведение человека носит непредсказуемый характер. О таком человеке обычно говорят, что на него нельзя положиться. Никто не может полностью пренебрегать стандартами, которые укоренены в определенной культуре.
Культурные ценности
В культурологии трудно обойтись без понятия ценности, так как ценности организуются в систему только в рамках определенного культурно-исторического контекста, формируя ядро той или иной культуры. Не случайно среди многочисленных определений культуры и подходов к ее анализу существует аксиологический подход, интерпретирующий культуру как систему ценностей, норм и институтов.
Культурная жизнь без ценностей невозможна, так как они придают обществу необходимую степень порядка и предсказуемости. Через систему ценностей, накопившихся в культуре, осуществляется регуляция человеческой деятельности. Культурология исходит из понимания того, что ценностью является весь мир культуры, что ценностные системы разных культур равноправны. Нет культуры «своей» и «чужой», а есть родная и другая. Чем разнообразней мир культуры, тем мир устойчивее (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин и др.).
По мнению Питриима Сорокина именно ценность служит фундаментом всякой культуры. В зависимости от доминирования ценностей, он делит все культуры на идеациональный, чувственный и идеалистический типы. Если преобладает идеациональная культура, то высшей ценностью в ней становится Бог (Вера). В этом цикле развития культуры к чувственному миру, его богатству, радостям и ценностям формируется безразличное (или отрицательное) отношение. В чувственном типе культуры смысл имеет только то, что мы видим, слышим, осязаем. Трансцендентные ценности религии и другие ценности отодвигаются на периферию общественного сознания.
Все многообразие ценностей можно классифицировать на основе выделения тех сфер жизни, в которых они реализуются: базовые ценности (жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни); экономические ценности (собственность, ресурсы, деньги, богатство); социальные ценности (общественное положение, семья, достаток); политические ценности (патриотизм, гражданская активность); моральные ценности (добро, долг, честь, верность, любовь к детям, справедливость); религиозные ценности (Бог, Вера, Надежда, Любовь); эстетические ценности (гармония, красота, возвышенное).
В обыденном сознании понятие «ценность» ассоциируется с оцениванием предметов человеческой деятельности и общественных отношений с точки зрения добра и зла, истины или лжи, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т.п. И это оценивание происходит с позиций «своей» культуры. Собственная система ценностей и воспринимается как подлинная и служит точкой оценки ценностно-нормативной системы «чужой» культуры
Культурные нормы
В нашем подходе ценность понимается как общепризнанная норма, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор возможных поведенческих альтернатив. В свою очередь, нормой принято считать устойчивое регулятивное образование, которое признано и оправдано большинством членов общества в этом качестве. Система культурных ценностей и норм выступает необходимым условием выживания общества во время природных, социальных и культурных катаклизмов.
В процессе культурогенеза какие-то нормы могут утрачивать актуальность, сохраняясь лишь в стереотипах. Если нормы узаконены, то их применение регулируется нормативными документами, а исполнение носит принудительный характер. В обществе также действуют конвенциональные нормы, которые предоставляют определенную степень свободы индивиду в следовании им. В этом случае нормы ориентируется на общественное мнение и оценку общества.
Культурные нормы есть определенные образцы, правила поведения, действия, познания. Они складываются и утверждаются уже в обыденной жизнедеятельности. В возникновении культурных норм большую роль играют традиционные и подсознательные моменты. Обычаи как способ восприятия окружающего мира складывались тысячелетиями и передавались из поколения в поколение. Культурные нормы, в переработанном виде, воплощены в идеологии, этических и религиозных концепциях мироздания.
Нормы нравственности возникают в практике массового взаимного общения людей. Моральные нормы воспитываются силой привычки, через оценки близких людей и общественное мнение. Огромную роль в формировании норм культуры играют одобрение (можно) и осуждение (нельзя), сила личного и коллективного примера, наглядные образцы поведения. Нормативность культуры поддерживается в ходе межличностных и массовых взаимоотношений людей, в результате функционирования социальных институтов.
Нормы культуры изменчивы и они отражают те изменения, которые претерпевает общество. Например, в патриархальной семье дети рано начинали свою трудовую жизнь. Они выступали гарантом обеспеченной старости родителей. В современной семье дети выступают величайшей ценностью. Родители, имеющие возможность удовлетворить любые потребности детей, передают финансовые средства семье. Для молодежи изменение культурных внутрисемейных норм означает возможность или продлить «детство», или приобщиться к вершинам мировой культуры.