Тело в искусстве эпохи Возрождения

Мыслители Эпохи Возрождения стали совершенно иначе, нежели христианские теологи, относиться к проблеме человека. В традиционном христианском понимании человек — это греховное существо, обязанное всей своей временной земной жизнью доказать право на жизнь вечную, но не материальную, а духовную. Поэтому человек должен все же свои помыслы посвятить лишь одному — любви к Богу, ибо именно Бог является центром и целью всякого мышления и действия.

С конца XIII — начала XIV вв. сущность человеческой личности начинает пониматься совершенно иначе. На смену христианскому теоцентризму приходит возрожденческий антропоцентризм, когда человек, проблемы личности становятся центром и целью всякого познания, мышления в целом. Уже Данте Алигьери (1265—1321) в своей знаменитой «Комедии», названной позднее «Божественной», писал, что из всех проявлений Божественной мудрости, человек — величайшее чудо. В дальнейшем отношение к человеку, как к некому чуду, даже как к центру Вселенной вообще, сохраняется и становится определяющим. Поэтому своеобразным девизом, символом Эпохи Возрождения можно считать слова, почерпнутые мыслителями этого времени в мистических произведениях поздней античности (в частности, в сочинениях, приписываемых Гермесу Трисмегисту) и ставшие крайне популярными в XIV—XVI вв. — «Чудо великое есть человек».

Человек в Эпоху Возрождения воспринимался во всей его целостности — материальная природа человека интересовала мыслителей той поры не меньше чем его духовные качества. Наиболее ярко внимание к человеческому телу проявилось в искусстве. Возрождение интереса к красоте человеческого тела, опора на античные идеалы и пропорции человеческого тела — одна из характерных черт произведений искусства того времени. Подобный подход к изображению человека резко контрастировал с предшествующими тенденциями средневекового художественного творчества.

Впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человеческое тело и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.

В эпоху Возрождения человек стремится освободиться от своего трансцендентного корня, ища точку опоры не только в космосе, сколько в себе самом, в своей углубившейся душе и в своем -- открывшемся ему теперь в новом свете -- теле, через которое ему отныне по-иному видится и телесность вообще.

С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты, и не случайно как раз живопись, изображающая прежде всего прекрасное человеческое лицо и человеческое тело, становится в эту эпоху главенствующим видом искусства.

(Для примера можно привести работы Микеланджело «Сотворение Адама» или скульптуру «Давид», Ботичелли «Рождение Венеры» и так далее, и так далее).

35.Линейная перспектива в живописи Возрождения.

Живопись Возрождения- одно из ярчайших явлений культуры.. Именно в этот период полностью меняется отношение к художнику. Если в период средневековья к художникам относились как к плотникам, то теперь они превратились чуть ли не в элиту общества. Живопись в этот период приобретает некий наукообразный характер. Мастерские художников Возрождения превратились в настоящие интеллектуальные центры, куда заходили даже ученые и аристократы.. Здесь художники обсуждали проблемы перспективы, изучали анатомию человеческого тела.

Для реалистического жизнепонимания человека Нового времени ценность искусства не в проникновении в мир сверхчувственный, а в отражении реального окружающего мира. Поэтому искусство Нового времени, которое лежит в основе современного художественного видения мира, создает принципиально новые приемы.

Новое искусство живописи включало три основных представления:

— события, изображаемые на картине, разделялись на два плана: передний и задний, с постепенным заполнением их в дальнейшем промежуточными планами;

— размеры тел, яркость тона и отчетливость фигур и границ уменьшаются по мере удаления тел на расстояние;

— зрительные лучи и живописное пространство сходятся в одну точку, которая в ренессансной живописи обычно совпадает с центром рамы и сюжета.

Эти основные требования к перспективе были сформулированы Леонардо да Винчи в его знаменитой «Книге о живописи» .

Прямая перспектива была известна еще в античности, в V веке до н.э., но применялась в основном в росписи театральных декораций. Не то чтобы греки не замечали присущих нормальному зрению перспективных сокращений, или не сумели вывести соответствующих простых применений из элементарных теорем геометрии. По-видимому, они не применяли правил перспектив из каких-то внутренних побуждений, исходящих из требований чистого искусства.

Трехмерность мира и его сходимость в точку бесконечности, то, что нам кажется очевидным и естественным, стало восприниматься в живописи лишь в эпоху Возрождения.

Потребовалось не одно десятилетие, пока глаз освоился с новым видением в прямой перспективе.

Именно вера во всеобщую гармонию,в то, что окружающее нас пространство идеально, а

так же желание изобразить на полотне идеальный мир привели к важнейшему открытию возрожденческой живописи-к открытию линейной перспективы. Перспектива-это система изображения объемных предметиов на плоскости. Линейная перспектива опирается на оптический закон, по которому с удалением предметы кажутся меньше, а параллельные линии кажутся сходящимися. Таким образом, перспектива-это важнейшая наука для живописи, позволяющая сделать зрение стереоскопическим, а предметы- рельефными и осязаемыми. Таким образом, живопись вторгается в область скульптуры и добивается иллюзии пластического объема на плоскости. Изображение теперь перестает быть двухмерным. Оно становится трехмерным.

Линейная или прямая перспектива подверглась жесткой критике известного русского философа Флоренским. Эта перспектива, как считал Флоренский, вынуждает наблюдателя стать на произвольную точку зрения художника, который ограничивает себя тем, что иллюзионистским, т. е. обманным способом передает случайный, внешний облик видимого мира.

Наши рекомендации