Кризис в России в начале 20 века
Билет 18.
1)Западная культура в первой половине XX века
1900 год открывал новую эпоху, полную надежд, оптимизма и материализма, но в то же время резкую, противоречивую, ставящую трудно разрешимые вопросы. Это была эра расколов и манифестов, заявлявших о новом видении мира и искусства.
Первая мировая война, никто не догадывался, что она потрясёт европейскую цивилизацию до самого основания.
Происходит вторая научная революция, в результате которой возникает новая, неклассическая наука.
Революционные сдвиги произошли во всех областях знания. В физике была открыта делимость атома, создана квантовая механика, теория относительности. В химии были открыты закономерности многих химических процессов, создана квантовая химия. В биологии начинается становление генетики. В космологии разработана концепция нестационарной – сжимающейся или разбегающейся – Вселенной. Своими выдающимися достижениями наука была обязана многим ученым, среди которых А.Эйнштейн, М.Планк, А.Пуанкаре, Н.Бор, М.Борн, супруги Ирен и Фредерик Жолио-Кюри.
В 1905 году А.Эйнштейн предложил свою специальную теорию относительности. При всей своей парадоксальности она подтвердилась экспериментами. Уравнение Эйнштейна показало, что с увеличением скорости увеличивается масса и время замедляет свой ход.
Идея о том, что континенты движутся по земной поверхности, пришла в голову немецкому метеорологу А.Вегенеру (1980-1930) в 1912 году. Он заметил, что края континентов подходят друг другу, как кусочки игры-мозаики, и высказал, что в прошлом они представляли собой сверхконтинент, который он назвал Пангея.
Английский химик Ф.Содди в 1913 году заявил, что элементы могут существовать в более чем одной форме с одинаковыми химическими свойствами, но различной массой. Он назвал их изотопами.
В 1939 году произошло открытие деления ядра.
Фирма «Браун Бовери» произвела в 1936 году первую газовую турбину. Ф.Уиттл (1907-1996) в Англии и Г.П. фон Охайн в Германии работали над газовой турбиной для самолёта. Фон Охайн выполнил свою задачу первым – в августе 1939 года. А первый реактивный двигатель Уиттла поднял самолёт в мае 1941 года.
Ученые Германии в 30-е года создали первую баллистическую ракету – А4.
На рубеже 40-50-х гг. шотландский химик-органик А.Тодд определил химический состав ДНК. Его открытие, носителя наследственности, дало механизм для эволюции.
В сфере познания внутри каждой из наук идет процесс дробления на множество дисциплин и школ. Все это усиливает тенденцию к плюрализму.
Основными философскими направлениями являются:
- неопозитивизм – выступает от имени науки. Он внес значительный вклад в разработку проблем формальной логики, языка и теории познания. Его представляли Б.Рассел, Р.Карнап, Л.Витгенштейн;
- экзистенциализм – противопоставил себя науке и позитивистской философии. Он сосредоточил своё внимание на проблемах свободы. Самыми известными его представителями являются Ж.-П. Сартр и М.Хайдеггер.
Главным направлением в искусстве Франции выступает реализм. В литературе его представляют три великих имени: А.Франс («Боги жаждут»), Р.Роллан («Жан-Кристоф»), Р.Мартен дю Гар («Семья Тибо»).
Основными темами произведений писателей-экзистенциалистов – Ж.-П.Сартра (пьесы «Мухи» и «Дьявол и Господь Бог») и А.Камю (романы «Чужой», «Чума», «Миф о Сизифе») являются свобода и ответственность, абсурдность бытия, одиночество.
Скульптуру представляют ваятели Э.Бурдель («Геракл», «Пенелопа», «Сафо») и А.Майоль («Ночь», «Помона», «Средиземноморье»).
Главными фигурами немецкой литературы являются Т.Манн («Волшебная гора», «Доктор Фаустус», «Иосиф и его братья»), Л.Фейхтвангер («Гойя», «Мудрость чудака»).
Из множества великих имен английской литературы следует в первую очередь назвать Дж.Голсуорси («Сага о Форсайтах»), С.Моэма («Бремя страстей человеческих»). Б.Шоу является признанным классиком английской литературы. Он с успехом проявил себя практически во всех жанрах – драме, романе, новелле.
Фовизм, кубизм, экспрессионизм и футуризм сталкивались друг с другом, а потом ниспровергались сторонниками всё более радикальных концепций и изобретений: психоанализ З. Фрейда (1856-1939), теория относительности А.Эйнштейна (1879-1955), полет первого самолёта с двигателем внутреннего сгорания (1903).
2) Главными причинами поражения революции являлись следующие. Во-первых, союз рабочего класса и крестьянства не стал тогда достаточно прочным, он только складывался в ходе самой революции. Крестьяне еще возлагали надежды на царя, на Думу, надеялись с их помощью получить помещичью землю. Крестьянские выступления оставались стихийными, неорганизованными. Крестьянское движение развивалось под влиянием борьбы рабочего класса, но оно отставало от этой борьбы и не слилось с ней в единый поток.
Во-вторых, на сторону революции не перешла армия. Хотя отдельные гарнизоны и воинские части поднимали восстания, однако в целом армия осталась опорой самодержавия и выполняла его приказы по подавлению революционного движения.
В-третьих, рабочий класс не был достаточно сплочен и организован. Более отсталые слои рабочих втянулись в борьбу с опозданием, когда революция уже пошла на убыль. Многие рабочие лишь недавно порвали с деревней и были недостаточно сознательными.
В-четвертых, в рядах партии рабочего класса не было единства, она была расколота, по существу, на две партии -- большевиков и меньшевиков. Меньшевики занимали оппортунистическую позицию и мешали развертыванию революции. Отсутствие единства внутри РСДРП препятствовало сплочению рабочего класса, раскалывало его ряды. В 1905--1907 гг. пролетариат не смог последовательно выполнить свою роль гегемона в революции и повести за собой многомиллионные массы крестьянства на организованную борьбу против царизма и капитализма.
В-пятых, большую помощь самодержавию оказали другие капиталистические государства. Они предоставили денежный заем, который царизм использовал для подавления революции.
Революция 1905--1907 гг. потерпела поражение. Пролетариату и крестьянству не удалось свалить монархический строй и ликвидировать помещичье землевладение. Однако трехлетняя героическая борьба не прошла бесследно. Царское правительство вынуждено было пойти на уступки и предоставить некоторые политические права рабочим и крестьянам. В ряде отраслей промышленности был сокращен рабочий день, улучшены условия труда. Рабочие получили право объединяться в профсоюзы и создавать кассы взаимопомощи. Были отменены выкупные платежи крестьян за землю, снижена арендная плата, повышена заработная плата сельскохозяйственным рабочим.
Была создана Государственная дума, которая, несмотря на реакционный характер избирательного закона и ее ограниченные права, все же давала известные возможности для легальной демократической пропаганды. Однако основные задачи революции решены не были.
Билет19
1)Итоги войны;
· Завершилась победой стран, которые олицетворяли процесс развития демократии (Великобритания, Франция, США)
· Поражение авторитарных монархических режимов ( в 1914 г. в Европе правила 41 царствующая монархия, к началу 20-х гг. осталось 17)
· Огромные человеческие жертвы: 10 млн. убитыми и умершими от ран и 20 млн. раненых;
· Большая численность воинского состава: за время войны мобилизовано в армии германского блока свыше 25 млн. человек, в странах Антанты – 48 млн. человек.
· Совершенствование стратегии ведения современной войны: крупномасштабные военные операции, широкое использование военной техники (танки, подлодки, самолеты, артиллерия)
· Значительные материальные затраты: оцениваются примерно в 1 триллион долларов.
Последствия войны:
· Изменение карты мира: одни государства прекратили свое существование, другие появились на карте мира;
· В ряде стран изменилось внутригосударственное устройство;
· Экономический спад, разруха, голод в странах – участницах войны.
· Уменьшение численности населения в следствие голода, бедствий, спада рождаемости.
· Война привела к упадку демократии и гуманизма. Ненависть, господствовавшая на полях сражений, перешла в мирную жизнь народов и привела к появлению таких явлений как большевизм, фашизм, национал0социализм;
· США стали ведущим государством в мировой политике, стали мировым кредитором, превратив страны Европы в своих экономических вассалов.
· Довоенные международные отношения разрушены, что привело к углублению противоречий. Актуальной стала задача создания новой системы международных отношений.
Подведение политических итогов войны и раздел военных трофеев страны Антанты осуществили на Парижской и Вашингтонской мирных конференциях.
2) "СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК" РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Просвещение. Процесс модернизации предусматривал не только коренные изменения в социально-экономической и политической сферах, но и существенное повышение грамотности, образовательного уровня населения. К чести правительства, эта потребность им учитывалась. Государственные расходы на народное образование с 1900 по 1915 г. увеличились более чем в 5 раз.
Основное внимание уделялось начальной школе. Правительство имело намерение ввести в стране всеобщее начальное образование. Однако школьная реформа проводилась непоследовательно. Сохранилось несколько типов начальной школы, наиболее распространенными были церковно-приходские (в 1905 г. их насчитывалось около 43 тыс.). Выросло число земских начальных училищ. В 1904 г. их было 20,7 тыс., а в 1914 г. - 28,2 тыс. В 1900 г. в начальных школах Министерства народного просвещения обучалось более 2,5 млн. учащихся, а в 1914 г. - уже около 6 млн.
Началась перестройка системы среднего образования. Росло число гимназий и реальных училищ. В гимназиях увеличивалось количество часов, отводимых на изучение предметов естественно-математического цикла. Выпускникам реальных училищ было дано право поступать в высшие технические учебные заведения, а после сдачи экзамена по латинскому языку - на физико-математические факультеты университетов.
По инициативе предпринимателей создавались коммерческие 7-8-летние училища, которые давали общеобразовательную и специальную подготовку. В них, в отличие от гимназий и реальных училищ, было введено совместное обучение юношей и девушек. В 1913 г. в 250 коммерческих училищах, находившихся под покровительством торгово-промышленного капитала, обучалось 55 тыс. человек, в том числе 10 тыс. девушек. Возросло количество средних специальных учебных заведений: промышленных, технических, железнодорожных, горных, землемерных, сельскохозяйственных и др.
Расширилась сеть высших учебных заведений: новые технические вузы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске. В Саратове был открыт университет. Для обеспечения реформы начальной школы в Москве и Петербурге открывались педагогические институты, а также свыше 30 высших женских курсов, положивших начало массовому доступу женщин к высшему образованию. К 1914 г. насчитывалось около 100 высших учебных заведений, в которых обучалось примерно 130 тыс. человек. При этом свыше 60% студентов не принадлежали к дворянскому сословию.
Тем не менее, несмотря на успехи в деле образования, 3/4 населения страны оставалось неграмотным. Средняя и высшая школа из-за высокой платы за обучение была недоступна значительной части жителей России. На просвещение тратилось 43 коп. на душу населения, в то время как в Англии и Германии - около 4 руб., в США - 7 руб. (в пересчете на наши деньги).
Наука. Вступление России в эпоху индустриализации знаменовалось успехами в развитии науки. В начале XX в. страна внесла весомый вклад в мировой научно-технический прогресс, который был назван "революцией в естествознании", так как сделанные в этот период открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений об окружающем мире.
Физик П. Н. Лебедев впервые в мире установил общие закономерности, присущие волновым процессам различной природы (звуковым, электромагнитным, гидравлическим и др.)" сделал иные открытия в области физики волн. Он создал первую в России физическую школу.
Ряд выдающихся открытий в теории и практике самолетостроения сделал Н. Е. Жуковский. Учеником и соратником Жуковского был выдающийся механик и математик С. А. Чаплыгин.
У истоков современной космонавтики стоял самородок, учитель калужской гимназии К. Э. Циолковский. В 1903 г. он опубликовал ряд блестящих трудов, обосновавших возможность космических полетов и определявших пути достижения этой цели.
Выдающийся ученый В. И. Вернадский получил мировую известность благодаря энциклопедическим трудам, послужившим основой для появления новых научных направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Его учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии. Новаторство высказанных им идей в полной мере осознается только теперь, когда мир очутился на грани экологической катастрофы.
Небывалым всплеском характеризовались исследования в области биологии, психологии, физиологии человека. И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения. В 1908 г. Нобелевскую премию получил биолог И. И. Мечников за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям.
Начало XX века - время расцвета российской исторической науки. Крупнейшими специалистами в области отечественной истории были В. О. Ключевский, А. А. Корнилов, Н. П. Павлов-Сильванский, С. Ф. Платонов. Проблемами всеобщей истории занимались П. Г. Виноградов, Р. Ю. Виппер, Е. В. Тарле. Мировую известность получила русская школа востоковедения.
Начало века ознаменовалось появлением трудов представителей оригинальной русской религиозно-философской мысли (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, В. С. Соловьев, П. А. Флоренский и др.). Большое место в трудах философов занимала так называемая русская идея - проблема самобытности исторического пути России, своеобразия ее духовной жизни, особого предназначения России в мире.
В начале XX в. были популярны научно-технические общества. Они объединяли ученых, практиков, любителей-энтузиастов и существовали на взносы своих членов, частные пожертвования. Некоторые получали небольшие правительственные субсидии. Самыми известными были: Вольное экономическое общество (оно было основано еще в 1765 г.), Общество истории и древностей (1804 г.), Общество любителей российской словесности (1811 г.), Географическое, Техническое, Физико-химическое, Ботаническое, Металлургическое, несколько медицинских, сельскохозяйственных и т.д. Эти общества не только являлись центрами научно-исследовательской работы, но и широко пропагандировали научно-технические знания среди населения. Характерной чертой научной жизни того времени были съезды естествоиспытателей, врачей, инженеров, юристов, археологов и т.д.
Литература. Первое десятилетие XX в. вошло в историю русской культуры под названием "серебряного века". Это было время небывалого расцвета всех видов творческой деятельности, рождения новых направлений в искусстве, появления плеяды блестящих имен, ставших гордостью не только русской, но мировой культуры. Наиболее показательно образ "серебряного века" проявился в литературе.
С одной стороны, в произведениях писателей сохранялись устойчивые традиции критического реализма. Толстой в своих последних художественных произведениях поднимал проблему сопротивления личности закоснелым нормам жизни ("Живой труп", "Отец Сергий", "После бала"). Его письма-обращения к Николаю II, публицистические статьи проникнуты болью и тревогой за судьбу страны, стремлением воздействовать на власть, преградить дорогу злу и защитить всех притесняемых. Основная мысль публицистики Толстого - невозможность устранить зло насилием.
А. П. Чехов в эти годы создал пьесы "Три сестры" и "Вишневый сад", в которых отразил происходившие в обществе важные изменения.
Социально заостренные сюжеты были в чести и у молодых писателей. И. А. Бунин исследовал не только внешнюю сторону процессов, происходивших в деревне (расслоение крестьянства, постепенное отмирание дворянства), но также и психологические последствия этих явлений, то, как они влияли на души русских людей ("Деревня", "Суходол", цикл "крестьянских" рассказов). А. И. Куприн показал неприглядную сторону армейского быта: бесправие солдат, опустошенность и бездуховность "господ офицеров" ("Поединок"). Одним из новых явлений в литературе стало отражение в ней жизни и борьбы пролетариата. Зачинателем этой темы стал А. М. Горький ("Враги", "Мать").
В первое десятилетие XX в. в русскую поэзию пришла целая плеяда талантливых "крестьянских" поэтов - С. А. Есенин, Н. А. Клюев, С. А. Клычков.
Вместе с тем начал звучать голос предъявлявшего свой счет представителям реализма нового поколения, протестовавшего против главного принципа реалистического искусства - непосредственного изображения окружающего мира. По мнению идеологов этого поколения, искусство, являясь синтезом двух противоположных начал - материи и духа, способно не только "отображать", но и "преображать" существующий мир, творить новую реальность.
Зачинателями нового направления в искусстве стали поэты-символисты, которые объявили войну материалистическому мировоззрению, утверждая, что вера, религия - краеугольный камень человеческого бытия и искусства. Они считали, что поэты наделены способностью приобщаться к запредельному миру посредством художественных символов. Первоначально символизм принял форму декаданса. Под этим термином подразумевали настроение упадничества, тоски и безнадежности, резко выраженный индивидуализм. Эти черты были свойственны ранней поэзии К. Д. Бальмонта, А. А. Блока, В. Я. Брюсова.
После 1909 г. наступает новый этап в развитии символизма. Он окрашивается в славянофильские тона, демонстрирует презрение к "рационалистическому" Западу, предвещает гибель западной цивилизации, представленной в том числе и официальной Россией. Вместе с тем он обращается к стихийным народным силам, к славянскому язычеству, пытается проникнуть в глубины русской души и видит в русской народной жизни корни "второго рождения" страны. Эти мотивы особенно ярко звучали в творчестве Блока (поэтические циклы "На поле Куликовом", "Родина") и А. Белого ("Серебряный голубь", "Петербург"). Русский символизм стал явлением мирового масштаба. Именно с ним связано прежде всего понятие "серебряный век".
Оппонентами символистов выступали акмеисты (от греч. "акме" - высшая степень чего-либо, цветущая сила). Они отрицали мистические устремления символистов, провозглашали самоценность реальной жизни, призывали возвращать словам их изначальный смысл, освободив от символических толкований. Основным критерием оценки творчества для акмеистов (Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам) был безупречный эстетический вкус, красота и отточенность художественного слова.
Русская художественная культура начала XX в. испытывала влияние зародившегося на Западе и охватившего все виды искусства авангардизма. Это течение вобрало в себя различные художественные направления, объявившие о своем разрыве с традиционными культурными ценностями и провозгласившие идеи создания "нового искусства". Яркими представителями русского авангарда были футуристы (от лат. "футурум" - будущее). Их поэзия отличалась повышенным вниманием не к содержанию, а к форме поэтической конструкции. Программные установки футуристов ориентировались на вызывающую антиэстетичность. В своих произведениях они использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиши. Сборники стихов футуристов носили характерные названия: "Пощечина общественному вкусу", "Дохлая Луна" и др. Российский футуризм был представлен несколькими поэтическими группировками. Наиболее яркие имена собрала петербургская группа "Гилея" - В. Хлебников, Д. Д. Бур-люк, В. В. Маяковский, А. Е. Крученых, В. В. Каменский. Ошеломляющим успехом пользовались сборники стихов и публичные выступления И. Северянина.
Живопись. Сходные процессы протекали и в русской живописи. Прочные позиции удерживали представители реалистической школы, действовало Общество передвижников. И. Е. Репин закончил в 1906 г. грандиозное полотно "Заседание Государственного совета". В раскрытии событий прошлого В. И. Сурикова в первую очередь интересовал народ как историческая сила, творческое начало в человеке. Реалистические основы творчества сохранялись и у М. В. Нестерова.
Однако законодателем моды стал стиль, получивший название "модерн". Модернистские искания затронули творчество таких крупных художников-реалистов, как К. А. Коровин, В. А. Серов. Сторонники этого направления объединились в обществе "Мир искусства". "Мирискусники" заняли критическую позицию в отношении передвижников, считая, что последние, выполняя не свойственную искусству функцию, нанесли вред русской живописи. Искусство, по их мнению, - это самостоятельная сфера человеческой деятельности, и оно не должно зависеть от политических и социальных влияний. За длительный период (объединение возникло в 1898 г. и просуществовало с перерывами до 1924 г.) в "Мир искусства" входили почти все крупнейшие русские художники - А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере, Ф. А. Малявин, Н. К. Рерих, К. А. Сомов. "Мир искусства" оставил глубокий след в развитии не только живописи, но и оперы, балета, декорационного искусства, художественной критики, выставочного дела.
В 1907 г. в Москве была открыта выставка под названием "Голубая роза", в которой приняли участие 16 художников (П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян и др.). Это была ищущая молодежь, стремившаяся обрести свою индивидуальность в синтезе западного опыта и национальных традиций. Представители "Голубой розы" были тесно связаны с поэтами-символистами, выступление которых являлось непременным атрибутом вернисажей. Но символизм в русской живописи никогда не был единым стилевым направлением. Он включал в себя, например, таких разных по своей манере художников, как М. А. Врубель, К. С. Пет-ров-Водкин и другие.
Ряд крупнейших мастеров - В. В. Кандинский, А. В. Лентулов, М. 3. Шагал, П. Н. Филонов и др. - вошли в историю мировой культуры как представители уникальных стилей, соединивших авангардные тенденции с русскими национальными традициями.
Билет 20
1) В XIX веке процесс модернизации происходил и в странах Востока, которые непосредственно не попали в колониальную зависимость. В 40-х годах XIX века начались реформы в Османской империи. Преобразовалась административная система и суд, создавались светские школы. Немусульманские общины (еврейская, греческая, армянская) были признаны официально, а их члены получили допуск к государственной службе. В 1876 году был создан двухпалатный парламент, который несколько ограничивал власть султана, в конституции провозглашались основные права и свободы граждан.
Однако демократизация восточной деспотии оказалась весьма непрочной и в 1878 г. после поражения Турции в войне с Россией происходит откат на исходные позиции. После государственного переворота в империи вновь воцарилась деспотия, парламент распущен, существенно урезаны демократические права граждан.
Помимо Турции в исламской цивилизации европейские стандарты жизни начали осваивать только два государства: Египет и Иран. Остальной огромный исламский мир до середины XX века оставался подвержен традиционному образу жизни.
Определенные усилия по модернизации страны предпринял и Китай. В 60х годах XIX века здесь получила широкую популярность политика самоусиления. В Китае активно начали создаваться промышленные предприятия, верфи, арсеналы для перевооружения армии. Но этот процесс не получил достаточного импульса. Дальнейшие попытки развития в этом направлении с большими перебоями возобновились в XX веке.
Дальше всех из стран Востока во второй половине XIX века продвинулась Япония. Особенность японской модернизации состоит в том, что в этой стране реформы были проведены достаточно быстро и наиболее последовательно. Используя опыт передовых европейских стран, японцы модернизировали промышленность, внедрили новую систему правовых отношений, изменили политическую структуру, систему образования, расширили гражданские права и свободы.
Кризис в России в начале 20 века
Тяжелое военное положение России в 1914 - 1916 гг. было связано с политическим и экономическим состоянием страны. В эти годы все крупные государства, участвовавшие в войне, успели мобилизовать экономику на нужды войны. В России мобилизация промышленности началась несколько позже. С осени 1915 г., наряду с широким привлечением частной промышленности к выполнению военных заказов, в стране усиливается система государственного регулирования экономики. В августе 1915 г. были учреждены Особые совещания по обороне, топливу, перевозкам и продовольствию. Определенную роль в мобилизации хозяйства на нужды фронта сыграли Военно-промышленные комитеты (созданы весной 1915 г.) Они должны были организовать распределение военных заказов предприятиям. С 1914 г. по 1916 г. производство вооружений в России возросло на 230%, а предметов снаряжения - на 121%. В 1916 г. действующая армия была гораздо лучше обеспечена оружием, чем в 1914 г. Однако в стране нарастают социально-экономические трудности. Выявилась резкая диспропорция в развитии отраслей народного хозяйства.
Развертывание военного производства происходило за счет спада развития гражданских, мирных отраслей промышленности. Кризис железнодорожного транспорта, металлургической и топливной промышленности дополнялся упадком сельского хозяйства, перерабатывающих отраслей. Острый характер приобретают продовольственный, топливный и финансовый кризисы.
Война требовала колоссальных расходов. Были резко увеличены налоги, правительство прибегло к выпуску внутренних займов и пошло на массовый выпуск бумажных денег без золотого обеспечения. Это привело к падению ценности рубля, нарушению всей финансовой системы, необычайному росту дороговизны. К осени 1916 г. трудности и бедствия войны стали ощущаться особенно остро. В действующую армию было мобилизовано 12 млн. крестьян и 1,5 млн. рабочих. Заготовки хлеба в 1916 г. составили лишь 170 млн. пудов вместо планировавшихся 500 млн. пудов. Продовольственные трудности вынудили царское правительство в 1916 г. пойти на введение принудительной хлебной разверстки.
Важное значение в изменении настроений в русском обществе сыграли большие потери русской армии за два с лишним года войны: около 1,5 млн. убитых, 4 млн. раненых, более 2 млн. пленных. В тяжелых боях 1914 - 1915 гг. погибла почти вся кадровая армия, ей на смену пришло огромное количество прапорщиков запаса, т.е. демократической интеллигенции, и "новобранцы", "запасные" и "ополченцы", т.е. в своем большинстве плохо обученные крестьяне. Одна из главных опор самодержавия оказалась подорванной и ненадежной, что имело для него катастрофические последствия.
Неудачи на фронте, нараставшие социально-экономические трудности привели к развитию стачечного движения в стране и росту либеральной оппозиции. Растущее с весны 1915 г. стачечное движение приобретало все более политическую направленность.
Стремясь предотвратить революцию, либеральная оппозиция все более дистанцируется от самодержавия. Третьеиюньская монархия просуществовала до августа 1915 г., когда был образован Прогрессивный блок, в который вошли кадеты, октябристы, прогрессисты, часть националистов (236 из 422 членов Думы) и три группы Госсовета. Декларация блока предусматривала создание правительства "общественного доверия", а в 1916 г. было выдвинуто требование ответственного перед Думой министерства. Противоречия между самодержавием и Государственной думой нарастали, по существу Дума становится центром оппозиции правительству.
В этих условиях для спасения монархии и предотвращения революции правительство должно было пойти либо на прекращение войны и заключение сепаратного мира с Германией, либо на создание ответственного министерства (т.е. на компромисс с либералами), либо на уступки крестьянству: осуществить хотя бы небольшое перераспределение земли. При любом варианте необходимо было установить твердый государственный порядок, сильную власть. Но самодержавие упустило эти возможности и оказалось фактически в полной изоляции, больше того, была дискредитирована царская семья. В немалой степени этому способствовало безграничное влияние на царскую чету Г.Е. Распутина.
Проявлением кризиса власти в стране была так называемая "министерская чехарда". За два года войны сменилось четыре председателя Совета министров (И.Л. Горемыкин, Б.В. Штюрмер, А. Трепов, Н.Д. Голицын); шесть министров внутренних дел. Правительственный кризис все больше расшатывал государственный аппарат, являвшийся, наряду с армией, важной опорой самодержавия. Не решился император и на введение военной диктатуры, как требовали правые.