Тема: «Культура Древнего Востока»

Вопросы: 1. Восточная деспотия как социальная основа древних культур;

2. Художественные и эстетические особенности культуры

Др.Востока (Др.Месопотамия, Др.Египет, Др.Индия, Др.Китай).

1. Восточная деспотия как социальная основа древних культур;

Древний Восток был родиной великих культур, выведших человека из лона первобытного мифа. Мир древних восточных культур – это магический космос, в котором человек чувствует себя лишь частью. Однако это уже не тот космос, в котором жил человек первобытной общины. Теперь обожествляются не только природные стихии, но и государство деспотического типа, которое к тому времени существовало на Востоке. Путь человека к своей свободе на Др.Востоке оказывается не поиском нового бытия, а отказом от всякого бытия. В восточной истории потребность в государстве возникла раньше, чем стали обнаруживать себя явные ростки внешних проявлений свободы и индивидуальности человека. Дело в том, что выжить на Востоке можно было, лишь сообща возделывая неурожайную землю и постоянно создавая общественные запасы зерна (на случай неурожая). Всё это требовало жесткого административного управления и объединения общин в одно целое. Уже в III тыс. до н.э. на территории Междуречья, Египта и Индии возникают первые восточные государства. В основе древневосточного государства лежит идеал абсолютного единства, отрицающий проявления индивидуальности и свободы человека. В этом и состоит духовная суть восточной деспотии. Такой тип государственности характерен для всех стран Древнего Востока. Восточная деспотия управляется бюрократическим аппаратом, а её единство олицетворено фигурой правителя, который обладает абсолютной властью над жизнью и смертью своих подданных. Здесь нет свободных людей, а есть только государственные рабы, крестьяне и чиновники. Верховный властитель почитается не за своё личное мужество или силу, а только как высшая функция государства, как воплощение божественного величия. Это восточное величество – есть качество, приходящее извне и воплощающееся в человеке. Возможно было и развоплощение. «Величество ушло»-говорили древние египтяне, когда их фараон переставал выглядеть в глазах людей настоящим властителем. И тогда наследником величия мог стать кто-то другой. Достоинство владыки – это божественное достоинство и это означает не только абсолютную власть, но и возможность иного воплощения того же самого божества.

2. Художественные и эстетические особенности культуры

Др.Востока (Др.Месопотамия, Др.Египет, Др.Индия, Др.Китай).

Развитие древневосточного искусства было неразрывно связано со многими сторонами общекультурных процессов Востока. Художественный аспект восточной жизни вобрал в себя черты экономико-политического устройства, религиозных и философских представлений, бытовых традиций. Роль деятеля искусства в древнем обществе была велика и почетна. Иногда художника приравнивали к сану жрецов. Живописец, скульптор, литератор были призваны своим творчеством реализовать высшие общественные установки и отказываться от любых форм художественного экспериментаторства, выходящего за пределы предписанных задач. Это связано с глубоким традиционализмом древневосточных культур. Потребность зафиксировать устоявшиеся принципы и нормы культуры толкала народы Древнего Востока к созданию развитой системы канонов (правила пользования пропорцией и цветом, схемы изображения людей и животных). Канон становится важнейшим эстетическим принципом. Древнеегипетский художник выступал в роли хранителя священных законов (самым важным законом являлось – разграничение посредством искусства кратковременной жизни, земной и вечной.). Каноническая культура Древнего Востока выработала язык, отвечающий идее постоянства – экономичный графический знак, четкий контур, строгую и ясную линию (иероглифы). Задача превратить «земные сюжеты» в чеканные формулы вечности не противоречила стремлению мастеров запечатлеть в формах искусства всё многообразие социальной и природной жизни. Особенно это наглядно видно в мифологии, где отражены все основные этапы выделения человека из природы и становления культуры. Одной из типичных черт древневосточного искусства являлась склонность к символизации художественных форм. В символе идея остановлена, чтобы обнажить многомерность смыслов. Принципы символического построения произведения лежат в основе китайской живописи и поэзии. Главная тема восточного искусства – тема перемен, вечного движения (смена времен года, многозначность душевного состояния, переменчивость настроения, чередование рождения и смерти) раскрывает иллюзорность, непрочность мира.

В художественной системе индо-буддистского Востока отдается предпочтение скрытой красоте, не до конца явленной взору, такой красоте, которая требует неспешного созерцания, отрешенности от суеты, одиночества и покоя. Акцент делается не на то, что явно, а на то, чего нет, что пребывает в покое.

Каждый элемент древнекитайской живописи символичен (сосна –символ долголетия, бамбук – стойкости, мужества, аист – одиночества и святости). Потребность в символизации искусства развивалась в Древнем Китае на основе традиции восприятия мира как сложного и изменчивого космоса. Важнейшим символом всей древневосточной художественной культуры является Солнце. Оно чаще всего представляется в мужском образе как родной сын и наследник небесного бога. Солнце наследует важнейшее качество этого божества – умение всё видеть и всё знать. Солнце как один из важнейших абсолютов древнеиндуистской культуры получилор своё раскрытие через противоположные начала (белый и черный). С одной стороны, солнце – источник света, гонитель тьмы. С другой стороны, оно темного черного цвета, пребывает в ночи. Второе значение связано с символом смерти. Солнце подобно смерти, разрушает мир, отмеряя его днем и ночью. Солнце в восточных культурах обычно было важнейшим знаком красоты. Собственно эстетическое в культуре Древнего Востока нередко пересекалось со смыслами иного плана. В частности египтяне важнейшим качеством мудрости считали умение зафиксировать мысль письменно - в иероглифах и рисунках. Египетская письменность является комбинированной, где каждое слово изображалось алфавитным, слоговым и картинно-образными знаками. Искусство живописцев практически не отделялось от искусства писцов, т.е мудрецов и словесников. В Египте, Китае и других восточных культурах живописец нередко обрамлял своё произведение иероглифами, завершая тем самым единое эстетическое целое. Такое соединение было неслучайным. У египтян мудрость теснейшим образом связывалась с умением зафиксировать её письмом и изобразительным искусством. Ведь древнеегипетские иероглифы (пиктография) произошли от рисунков. Иероглифы несли на себе печать высокого смысла. Они были прекрасным дополнением к воплощенным в красках символам природы и помощником в истолковании философской сути произведения. В художественной культуре Китая существует органическая связь между живописью и литературой. Китайский свиток был дорогим искусством и создавался для состоятельного потребителя, но также и для образованного, способного оценить философский контекст произведения. Такая живопись находит своего зрителя в среде поэтов и ученых, вельмож и государственных чиновников, получивших специальное образование и сдавших ряд экзаменов. Ученость считалась одной из важнейших добродетелей в древнекитайском обществе. Художественная культура Др.Китая носила ярко выраженный элитарный характер. Элитарность была присуща и другим древним культурам Востока. При всём многообразии культур Древнего Востока, можно обнаружить общие элементы в системе функционирования искусства. Древневосточная художественная культура сохраняла магическое предназначение. Магическая роль искусства была обусловлена представлением о неразрывном единстве человека с природой. Художественная культура становилась способом реализации высших духовных начал, находящихся за пределами человеческих навыков и умений. Красота, воплощаемая в произведении искусства, не результат духовных и материальных усилий художника. Она является воплощением красоты природы, существующей независимо от усилий творческой личности. Красота нейтральна и открывается мастеру при определённых условиях, в момент созерцания, технологию которого человек может постичь при помощи религии и философии. Все ранние культуры восточного региона носили безымянный характер. Художник не стремился в предмете искусства выразить субъективную авторскую позицию. Обязанностью художника была реализация всеобщих смыслов.

Лекция 6

Наши рекомендации