Тема 1. Звуки речи. Скороговорки

Тренинг. А. Уметь произнести артикуляционно чётко 10 избранных скороговорок . Б. Произнесение 5-ти «своих», самостоятельно найденных скороговорок. Зачёт от каждого студента с публичным исполнением.

Прочитайте «трудненькие» скороговорочки подряд, «одним махом», делая это осмысленно, без лишней торопливости

ü Вылит колокол не по-колоколовски,

надо колокол переколоколовать,

перевыколоколовать.

ü Сшит колпак не по-колпаковски,

надо колпак переколпаковать,

перевыколпаковать.

ü Расскажите про покупки!

- Про какие про покупки?

- Про покупки, про покупки,

Про покупочки свои!

ü Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Карл у Клары украл расческу, а Клара испортила Карлу прическу.

ü На дворе трава,

на траве – дрова,

не руби дрова на траве двора.

ü Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках: санки – скок, Сеньку – с ног, Саньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб.

ü Шли три старушки, нашли три полушки, купили три ватрушки.

ü Наш Полкан из Байкала лакал.

Полкан лакал – не мелел Байкал.

ü В четверг четвертого числа

В четыре с четвертью часа

Четыре черненьких чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж

Чрезвычайно чисто.

ü Ехал грек через реку.

Видит грек: в реке – рак.

Сунул грек руку в реку –

Рак за руку грека - цап!

Тема 2. Детское стихотворение

А. Общее чтение: Корней Чуковский. «Муха-Цокотуха» или «Тараканище». Прослушивание чтения К.Чуковским собственных стихов. Б. Чтение избранного стихотворения (по вкусу и желанию). Конкурс детских стихов.

В начале работы над детскими стихами целесообразно выбирать классические стихи, которые знали бы все участники семинара. Знание стихов ещё не означает умения прочитать их выразительно и заинтересованно – так, чтобы твой маленький слушатель увлёкся тем, что ему читают.

Корней Чуковский. Муха-Цокотуха

Муха, Муха-Цокотуха, Позолоченное брюхо! Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла Муха на базар И купила самовар: "Приходите, тараканы,Я вас чаем угощу!" Тараканы прибегали, Все стаканы выпивали, А букашки - По три чашки С молоком И крендельком: Нынче Муха-Цокотуха Именинница! Приходили к Мухе блошки, Приносили ей сапожки, А сапожки не простые - В них застёжки золотые. Приходила к Мухе Бабушка-пчела, Мухе-Цокотухе Мёду принесла... "Бабочка-красавица.Кушайте варенье!Или вам не нравитсяНаше угощенье?" Вдруг какой-то старичок Паучок Нашу Муху в уголок Поволок - Хочет бедную убить, Цокотуху погубить!   "Дорогие гости, помогите!Паука-злодея зарубите!И кормила я вас,И поила я вас,Не покиньте меняВ мой последний час!" Но жуки-червяки Испугалися, По углам, по щелям Разбежалися: Тараканы Под диваны, А козявочки Под лавочки, А букашки под кровать - Не желают воевать! И никто даже с места Не сдвинется: Пропадай-погибай, Именинница! А кузнечик, а кузнечик, Ну, совсем как человечек, Скок, скок, скок, скок! За кусток, Под мосток И молчок! А злодей-то не шутит, Руки-ноги он Мухе верёвками крутит, Зубы острые в самое сердце вонзает И кровь у неё выпивает. Муха криком кричит, Надрывается, А злодей молчит, Ухмыляется. Вдруг откуда-то летит Маленький Комарик, И в руке его горит Маленький фонарик. "Где убийца, где злодей?Не боюсь его когтей!"
Подлетает к Пауку, Саблю вынимает И ему на всём скаку Голову срубает! Муху за руку берёт И к окошечку ведёт: "Я злодея зарубил,Я тебя освободилИ теперь, душа-девица,На тебе хочу жениться!" Тут букашки и козявки Выползают из-под лавки: "Слава, слава Комару -Победителю!" Прибегали светляки, Зажигали огоньки - То-то стало весело, То-то хорошо! Эй, сороконожки, Бегите по дорожке, Зовите музыкантов, Будем танцевать! Музыканты прибежали, В барабаны застучали. Бом! бом! бом! бом! Пляшет Муха с Комаром. А за нею Клоп, Клоп Сапогами топ, топ! Козявочки с червяками, Букашечки с мотыльками. А жуки рогатые, Мужики богатые, Шапочками машут, С бабочками пляшут.   Тара-ра, тара-ра, Заплясала мошкара. Веселится народ - Муха замуж идёт За лихого, удалого, Молодого Комара! Муравей, Муравей! Не жалеет лаптей,- С Муравьихою попрыгивает И букашечкам подмигивает: "Вы букашечки,Вы милашечки,Тара-тара-тара-тара-таракашечки!" Сапоги скрипят, Каблуки стучат,- Будет, будет мошкара Веселиться до утра: Нынче Муха-Цокотуха Именинница!  


Корней Чуковский

Айболит

В этом стихотворении идеально отрабатывается интонация вопросительного предложения с вопросительным словом. Конечно, она обычно не представляет сложности даже для большинства иностранных студентов, но энергия этого диалога позволяет организовать при работе над ним активное общение с яркой действенной задачей

У меня зазвонил телефон.

- Кто говорит?

- Слон.

- Откуда?

- От верблюда.

- Что вам надо?

- Шоколада.

- Для кого?

- Для сына моего.

- А много ли прислать?

- Да пудов эдак пять ли шесть.

Больше ему не съесть.

Он у меня еще маленький.

***

Стихотворение С.Я.Маршака «Одна дана нам голова» целесообразно читать с жестами, как бы опережая жестом рождение слова – тогда жест иллюстрирует интонацию, которая в объяснении автора должна быть выразительной, иллюстрирующей каждый раз новую «часть тела». Стихотворение идеально для отработки наиболее трудного типа интонации русской речи – максимального поднятия голоса вверх, а затем (также в целях убеждения!) максимального опускания вниз.

Одна дана нам голова,

А глаза – два,

И уха – два,

И два виска,

И две щеки,

И две ноги,

И две руки.

Зато один и нос и рот.

А будь у нас наоборот:

Одна рука, одна нога, зато два рта, два языка,

Мы только бы и знали,

Что ели да болтали.

Самуил Маршак

***

Стихотворение «Мама приходит с работы» Ирины Токмаковой замечательно своими ироническими вопросами, которые умная мама задаёт сыну, ругая его не прямо, а в образной форме. Вопросы безвопросительного слова идеальны для отработки самой трудной и выразительной интонации русской речи, когда голос максимально поднимается вверх – и это должно быть сделано только на «главном» слове, являющемся логическим центром высказывания.

Мама приходит с работы.

Мама снимает боты.

Мама проходит в дом.

Мама глядит кругом.

- Был на квартиру налет?

- Нет.

- К нам заходил бегемот?

- Нет.

- Может быть, дом не наш?

- Наш.

- Может, не наш этаж?

- Наш.

Просто приходил Сережка.

Поиграли мы немножко.

- Значит, это не обвал?

- Нет.

- Слон у нас не танцевал?

- Нет.

- Очень рада. Оказалось,

Я напрасно волновалась.

Тема 3. Сказки

А. Общее чтение и анализ. «Репка» как образец разных типов интонации. «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. Б. Конкурс «Сочини сказку».

Репка

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку тянуть. Тянет-потянет - вытянуть не может.

Позвал дед бабку. Бабка - за дедку, дедка - за репку: тянут-потянут - вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку. Внучка - за бабку, бабка - за дедку, дедка - за репку: тянут-потянут - вытянуть не могут.

Позвала внучка жучку. Жучка - за внучку, внучка - за бабку, бабка - за дедку, дедка - за репку: тянут-потянут - вытянуть не могут.

Позвала жучка кошку. Кошка - за жучку, жучка - за внучку, внучка - за бабку, бабка - за дедку, дедка - за репку: тянут-потянут - вытянуть не могут.

Позвала кошка мышку. Мышка - за кошку, кошка - за жучку, жучка - за внучку, внучка - за бабку, бабка - за дедку, дедка - за репку: тянут-потянут - вытянули репку.

Тема 4. Автобиография

А. Общий анализ в аудитории отрывков из «Воспоминаний» В.В.Вересаева или другого автора. Б. Собственный рассказ «Из детства». Конкурс лучших воспоминаний. Оценивается искусство составления рассказа и мастерство рассказывания.

Тема 5. Басня

А. Общий анализ и чтение: «Ворона и лисица» И.А.Крылова. Слушание и разбор чтения басен И.А.Крылова мастерами-чтецами (см. записи). Б. Самостоятельный выбор и чтение басни в аудитории. Объяснение причин выбора, основной идеи, характера прочтения.

Наши рекомендации