Тема 1. Звуки речи. Скороговорки
Тренинг. А. Уметь произнести артикуляционно чётко 10 избранных скороговорок . Б. Произнесение 5-ти «своих», самостоятельно найденных скороговорок. Зачёт от каждого студента с публичным исполнением.
Прочитайте «трудненькие» скороговорочки подряд, «одним махом», делая это осмысленно, без лишней торопливости
ü Вылит колокол не по-колоколовски,
надо колокол переколоколовать,
перевыколоколовать.
ü Сшит колпак не по-колпаковски,
надо колпак переколпаковать,
перевыколпаковать.
ü Расскажите про покупки!
- Про какие про покупки?
- Про покупки, про покупки,
Про покупочки свои!
ü Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Карл у Клары украл расческу, а Клара испортила Карлу прическу.
ü На дворе трава,
на траве – дрова,
не руби дрова на траве двора.
ü Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках: санки – скок, Сеньку – с ног, Саньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб.
ü Шли три старушки, нашли три полушки, купили три ватрушки.
ü Наш Полкан из Байкала лакал.
Полкан лакал – не мелел Байкал.
ü В четверг четвертого числа
В четыре с четвертью часа
Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж
Чрезвычайно чисто.
ü Ехал грек через реку.
Видит грек: в реке – рак.
Сунул грек руку в реку –
Рак за руку грека - цап!
Тема 2. Детское стихотворение
А. Общее чтение: Корней Чуковский. «Муха-Цокотуха» или «Тараканище». Прослушивание чтения К.Чуковским собственных стихов. Б. Чтение избранного стихотворения (по вкусу и желанию). Конкурс детских стихов.
В начале работы над детскими стихами целесообразно выбирать классические стихи, которые знали бы все участники семинара. Знание стихов ещё не означает умения прочитать их выразительно и заинтересованно – так, чтобы твой маленький слушатель увлёкся тем, что ему читают.
Корней Чуковский. Муха-Цокотуха
Муха, Муха-Цокотуха, Позолоченное брюхо! Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла Муха на базар И купила самовар: "Приходите, тараканы,Я вас чаем угощу!" Тараканы прибегали, Все стаканы выпивали, А букашки - По три чашки С молоком И крендельком: Нынче Муха-Цокотуха Именинница! Приходили к Мухе блошки, Приносили ей сапожки, А сапожки не простые - В них застёжки золотые. Приходила к Мухе Бабушка-пчела, Мухе-Цокотухе Мёду принесла... "Бабочка-красавица.Кушайте варенье!Или вам не нравитсяНаше угощенье?" Вдруг какой-то старичок Паучок Нашу Муху в уголок Поволок - Хочет бедную убить, Цокотуху погубить! | "Дорогие гости, помогите!Паука-злодея зарубите!И кормила я вас,И поила я вас,Не покиньте меняВ мой последний час!" Но жуки-червяки Испугалися, По углам, по щелям Разбежалися: Тараканы Под диваны, А козявочки Под лавочки, А букашки под кровать - Не желают воевать! И никто даже с места Не сдвинется: Пропадай-погибай, Именинница! А кузнечик, а кузнечик, Ну, совсем как человечек, Скок, скок, скок, скок! За кусток, Под мосток И молчок! А злодей-то не шутит, Руки-ноги он Мухе верёвками крутит, Зубы острые в самое сердце вонзает И кровь у неё выпивает. Муха криком кричит, Надрывается, А злодей молчит, Ухмыляется. Вдруг откуда-то летит Маленький Комарик, И в руке его горит Маленький фонарик. "Где убийца, где злодей?Не боюсь его когтей!" |
Подлетает к Пауку, Саблю вынимает И ему на всём скаку Голову срубает! Муху за руку берёт И к окошечку ведёт: "Я злодея зарубил,Я тебя освободилИ теперь, душа-девица,На тебе хочу жениться!" Тут букашки и козявки Выползают из-под лавки: "Слава, слава Комару -Победителю!" Прибегали светляки, Зажигали огоньки - То-то стало весело, То-то хорошо! Эй, сороконожки, Бегите по дорожке, Зовите музыкантов, Будем танцевать! Музыканты прибежали, В барабаны застучали. Бом! бом! бом! бом! Пляшет Муха с Комаром. А за нею Клоп, Клоп Сапогами топ, топ! Козявочки с червяками, Букашечки с мотыльками. А жуки рогатые, Мужики богатые, Шапочками машут, С бабочками пляшут. | Тара-ра, тара-ра, Заплясала мошкара. Веселится народ - Муха замуж идёт За лихого, удалого, Молодого Комара! Муравей, Муравей! Не жалеет лаптей,- С Муравьихою попрыгивает И букашечкам подмигивает: "Вы букашечки,Вы милашечки,Тара-тара-тара-тара-таракашечки!" Сапоги скрипят, Каблуки стучат,- Будет, будет мошкара Веселиться до утра: Нынче Муха-Цокотуха Именинница! |
Корней Чуковский
Айболит
В этом стихотворении идеально отрабатывается интонация вопросительного предложения с вопросительным словом. Конечно, она обычно не представляет сложности даже для большинства иностранных студентов, но энергия этого диалога позволяет организовать при работе над ним активное общение с яркой действенной задачей
У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего.
- А много ли прислать?
- Да пудов эдак пять ли шесть.
Больше ему не съесть.
Он у меня еще маленький.
***
Стихотворение С.Я.Маршака «Одна дана нам голова» целесообразно читать с жестами, как бы опережая жестом рождение слова – тогда жест иллюстрирует интонацию, которая в объяснении автора должна быть выразительной, иллюстрирующей каждый раз новую «часть тела». Стихотворение идеально для отработки наиболее трудного типа интонации русской речи – максимального поднятия голоса вверх, а затем (также в целях убеждения!) максимального опускания вниз.
Одна дана нам голова,
А глаза – два,
И уха – два,
И два виска,
И две щеки,
И две ноги,
И две руки.
Зато один и нос и рот.
А будь у нас наоборот:
Одна рука, одна нога, зато два рта, два языка,
Мы только бы и знали,
Что ели да болтали.
Самуил Маршак
***
Стихотворение «Мама приходит с работы» Ирины Токмаковой замечательно своими ироническими вопросами, которые умная мама задаёт сыну, ругая его не прямо, а в образной форме. Вопросы безвопросительного слова идеальны для отработки самой трудной и выразительной интонации русской речи, когда голос максимально поднимается вверх – и это должно быть сделано только на «главном» слове, являющемся логическим центром высказывания.
Мама приходит с работы.
Мама снимает боты.
Мама проходит в дом.
Мама глядит кругом.
- Был на квартиру налет?
- Нет.
- К нам заходил бегемот?
- Нет.
- Может быть, дом не наш?
- Наш.
- Может, не наш этаж?
- Наш.
Просто приходил Сережка.
Поиграли мы немножко.
- Значит, это не обвал?
- Нет.
- Слон у нас не танцевал?
- Нет.
- Очень рада. Оказалось,
Я напрасно волновалась.
Тема 3. Сказки
А. Общее чтение и анализ. «Репка» как образец разных типов интонации. «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. Б. Конкурс «Сочини сказку».
Репка
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку тянуть. Тянет-потянет - вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Бабка - за дедку, дедка - за репку: тянут-потянут - вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Внучка - за бабку, бабка - за дедку, дедка - за репку: тянут-потянут - вытянуть не могут.
Позвала внучка жучку. Жучка - за внучку, внучка - за бабку, бабка - за дедку, дедка - за репку: тянут-потянут - вытянуть не могут.
Позвала жучка кошку. Кошка - за жучку, жучка - за внучку, внучка - за бабку, бабка - за дедку, дедка - за репку: тянут-потянут - вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку. Мышка - за кошку, кошка - за жучку, жучка - за внучку, внучка - за бабку, бабка - за дедку, дедка - за репку: тянут-потянут - вытянули репку.
Тема 4. Автобиография
А. Общий анализ в аудитории отрывков из «Воспоминаний» В.В.Вересаева или другого автора. Б. Собственный рассказ «Из детства». Конкурс лучших воспоминаний. Оценивается искусство составления рассказа и мастерство рассказывания.
Тема 5. Басня
А. Общий анализ и чтение: «Ворона и лисица» И.А.Крылова. Слушание и разбор чтения басен И.А.Крылова мастерами-чтецами (см. записи). Б. Самостоятельный выбор и чтение басни в аудитории. Объяснение причин выбора, основной идеи, характера прочтения.