Понятие Культуры в трудах просветителей

В отличие от эпохи Возрождения, когда гуманисты возвышали разум человека над природой, т.е. шли от разума к природе, в эпоху Просвещения возникает идея прогресса и просветители стали говорить о разумности природы, т.е. они шли от природы к разуму. Под влиянием этих идей формировалась модель культуры эпохи Просвещения.

Наиболее выдающимися мыслителями эпохи Просвещения 18 в. были Гердер, Руссо, Кант, Шиллер, Гегель.

И.Гердер, выдающийся немецкий просветитель, представил свою концепцию культуры. Его интересовали три главных проблемы:

• Что такое культура?

• Каковы её специфические признаки?

• В чём смысл культуры?

Признавая прогрессивность развития человеческого общества, Гердер выделил в культурологическом процессе несколько ступеней:

1.организация материи: теплота, огонь, свет, воздух, вода, земля, вселенная, электрические и магнитные силы;

2.организация земли по законам движения, всевозможное притяжение и отталкивание;

3.организация неживых вещей - камней, соли;

4.организация растений - корень, лист, цветок;

5.животные: тела, чувства;

6.люди: рассудок, разум;

7.мировая душа.

Гердер придавал огромное значение языку, слову, человеческой речи, ибо, по его мнению, разум, искусство и в целом развитие культуры начинается с языка. Благодаря языку опыт прошлого передавался из поколения в поколение. Накопление этого опыта способствовало тому, что лучшие традиции помогали развитию культуры человека, т.е. культивировали его. Гердер считал, что высший смысл культуры в гуманизации человека и общества; и если люди не достигли этого состояния, то это лишь свидетельствует о недостаточности культурного развития. Никакой деспотизм, насилие и жестокость не могут задержать этот процесс.

Однако просветители не были единодушны в своих суждениях. Так, оптимизму одних противостояли пессимизм и критика культурных основ общества другими. Вдохновителем этой критики стал Жан Жак Руссо

Он считал современную ему цивилизацию плодом и источником неравенства, подчёркивал противоречивость и порочность общественного прогресса. Идея Руссо была обусловлена тем, что по мере развития наук, ремёсел и искусств возникало такое социальное явление как отчуждение, характеризующееся превращением деятельности человека и её результатов в самодовлеющую силу, господствующую над ним и враждебную ему. Возникновение отчуждения обусловлено тем, что объективное развитие общества и интересы индивида не совпадают. Поступая в распоряжение общества, научные изобретения и художественные произведения превращаются в средства социального прогресса, как бы уже не принадлежащие их создателям. Руссо утверждал, что виновниками несчастий и страданий являются сами люди: «Всё хорошо, что исходит из рук Творца всех вещей, в руках же человека всё вырождается.

Руссо открыл многогранную природу отчуждений: политическое, социально-экономическое, нравственное, психологическое (чувство одиночества) общекультурное(ложь, фальшь). Политическое отчуждение приводит к коррупции власти и бюрократическим злоупотреблениям. Нравственное отчуждение приводит к опустошённости личности и вместе с психологическим отчуждением, вызывающим одиночество, способствуют росту наркомании, алкоголизма и самоубийств. Отсюда и призыв Руссо к уходу от культуры назад к природе.

Кант свой критический разум направлял в сторону морали. По его мнению, мораль не являлась неотъемлемой характеристикой самого человека, ибо поступки людей часто противоречат моральным принципам. Напротив, мораль предписывает человеку нормы поведения, полагает, что нравственные поступки может осуществлять человек разумный и свободный. Поэтому суть гуманистической концепции Канта заключается в понимании человека как высшей культурной ценности, и любые попытки принизить и поработить личность какими бы соображениями экономическими, идеологическими или политическими это не объяснялось -они с точки зрения Канта бесчеловечны и антикультурны.

Заметный вклад в разработку вопросов культуры внёс ещё один замечательный немецкий мыслитель Ф. Шиллер.

Он придавал огромное значение искусству и культуре в целом, полагал, что искусство радикальным образом может покончить со многими пережитками, противоречиями и недостатками общества, ибо искусство покоряет и возвышает людей. Шиллер возмущён и огорчён тем, что польза, меркантилизм, предпринимательство оказывали губительное влияние на культуру. Чтобы противостоять этому, Шиллер предлагал концепцию эстетического воспитания. По его мнению, только красота ведёт к свободе, добру и справедливости, был убеждён, "красота спасёт мир".

Гегеля интересовал разум, который он рассматривал как фундаментальный источник исторического процесса .

У Гегеля получила завершение и наиболее полное воплощение идея западно-европейской культуры, основанной на принципах разумного, т.е. идея европоцентризма. Культура выступает у Гегеля как реализация мирового разума или мирового духа. Мировой разум или дух развёртывает своя сущность, проявляя себя в судьбе целых народов, воплощаясь в науке, технике, религии, искусстве, формах общественного и государственного строя.

Недостатком гегелевской концепции является её завершённость. Гегелевская абсолютная идея/мировая культура/ останавливается в развитии, так как мировой, дух развернёт всю полноту своих проявлений и окончательно воплотится в созданном им совершенном культурном мире, в котором будут познаны все логические законы, на основе которых он саморазвивался.

В гегелевской концепции нет места рассмотрению человеческой сущности. Ведь человек как существо противоречивое есть нечто большее, чем просто результат воплощения некоей логики, обусловленной разумом. В теории Гегеля нет места для подлинной самоценности отдельной человеческой личности. Поэтому Гегеля интересует коллектив, группа людей, в которой он обнаруживает единую логику действий, поэтому и свободу Гегель понимал, как безличную необходимость преодолевать или подавлять собственную волю.Исчерпала себя эволюционная теория и утвердилась теория нелинейного развития общества и природы. Поэтому дальнейшее рассмотрение культурологии было связано с обращением к отдельному человеку, взятому во всей сложности, глубине и противоречивости его и к народам с учётом многообразия их культур, т.е. преодолением в культурологии принципа европоцентризма.

Наши рекомендации