Этика ко всему театру

Театр явление коллективное, и он строится от целого — к частному. От сверхзадачи театра в целом к сверхзадаче и отдельным задачам индивидуального существования в театре каждого из его сотрудников.

Будут у театра в целом значительные идеи, серьезные гражданские позиции, свое художественное лицо — значит, будет на чем расти и воспитываться каждому из артистов.

Этика к публике.

Актер бывает зависим от многих жизненных обстоятельств, нарушающих привычное течение сценической жизни. Но он должен оставаться перед зрителями во всем своем обаянии, во всей своей духовной, художественной силе, согретой жаром чувства, окрыленной полетом живой мысли. И если зал с ним, значит актер нужен людям. И сознание этого должно пробуждать в нем чувство исполненного долга — перед искусством, перед обществом, перед временем.

«Уважение к публике — нравственная заповедь каждого актера. Оно символ, важное проявление уважения человека к человеку, которое должно быть первым из всемирных законов».

Жан — Луи Барро — французский актер и режиссер.

Что важно в искусстве, в пьесе (служить важному, существенному).

Когда в Художественном театре шли репетиции комедии Островского «Таланты и поклонники», Станиславский неожиданно выдвинул перед актерами требование: «При всяком действии — 95 процентов стараний откидывать». «Что же тогда останется от роли?» - спросили его. Останется правда! Правда, а не усердное старание, не старательство в демонстрации своего мастерства: смотрите, дескать, что я умею, что могу.

Была в старину такая профессия кустаря — старатель, добытчик золота. О его старании судили не по числу отвалов промытого им песку, а по тем крупинкам золота, которые он намывал.

Вот такой добычи золотых крупиц сценической правды и добивался Станиславский от актера. Он учил его выносить на сцену не издержки, не старание и пот мастерства, а само мастерство во всем его совершенстве. да и сам Станиславский называл себя золотоискателем. Он действительно был им и в своем несравненном искусстве актера, и в искусстве режиссера, искусстве учителя театра.

Готовиться не к внешнему, а внутреннему исполнению. Аккуратность и педантичность во внутреннем, а не во внешнем.

В поисках верного пути кискомому Станиславский открывал законы органического рождения живого чувства. В испытанном искусстве творится внутренняя природа артиста.

Если душевный строй, логика поведения и мышления артиста остались без изменений, то перевоплощение не состоится.

Не пользоваться искусством, как средством для успеха, карьеры, самопоказывания. Любить не себя в искусстве, а искусство в себе.

Театральная среда — отличная почва, на которой одновременно произрастают и прекрасные цветы, и отвратительные сорняки. Эта почва питает своими соками и людей высокого нравственного подвига, беззаветно преданных театру, готовых ради него на величайшие жертвы, и пустых, самодовольных, самовлюбленных тунеядцев, кокетов и кокеток, эксплуатирующих искусство и свои природные данные.

Зазнайство и самовлюбленность, гениальничанье, лень, цинизм, зазнайство и презрение к труду — самые страшные враги актерского творчества. «Каждый актер должен воспитывать в себе гражданское мужество — способность смело и решительно бороться за все новое и подлинно ценное в искусстве, открыто выступать против всего отживающего, быть непримиримым... к несправедливости, карьеризму, стяжательству»

(Вахтангов)

Чувство ответственности перед искусством и самим собой побуждает артиста заботиться о самом себе как о тончайшем инструменте своего искусства, содержать свое тело и душу в безукоризненном порядке, оберегая от всего, что способно из разрушать, разлагать и портить.

Один из ораторов на банкете, устроенном петербургской общественностью в честь первых гастролей Художественного театра в 1901 году, говорил в своей восторженной речи: «К нам приехал театр, но, к нашему изумлению, в нем нет ни одного актера и ни одной актрисы... Здесь нет актерской поступи, театральных жестов, ложного пафоса, воздевания рук, актерского темперамента с потугами. Какие же это актеры!

А актрисы? Я не слышу их шуршащих юбок, закулисных сплетен и интриг... Где у них крашенные щёки, подведенные глаза и брови?

В труппе нет ни актеров, ни актрис. Есть только люди глубоко чувствующие.

«Спросите меня: в чем счастье на земле? В познавании. В искусстве и в работе, в постигновении его. Познавая искусство в себе, познаешь природу, жизнь мира, смысл жизни, познаешь душу — талант! Выше этого счастья нет.»

Станиславский К.С.

Талант дается художнику вовсе не для того, чтобы он оседлал скакал на нем в погоне за внешним успехом, а для того, чтобы с его помощью он мог рассказать о том прекрасном, что живет в его сердце, понести людям рвущуюся из груди большую правду, заразить людей большими чувствами, наполнить сознание высокими мыслями, увлечь их красотой великих идеалов человечества. Актер, как никакой другой художник, в самом себе содержит все свое искусство.

Наши рекомендации