Тема 2. Культуры древних цивилизаций: культура Древнего Египта и Месопотамии
1. Политическое устройство Древнего Египта:
а) монархия
б) теократия
в) демократия
г) олигархия
2. Знания в Древнем Египте носили характер:
а) сакральный
б) религиозный
в) всеобщий
г) мифологический
3. Поколение зооморфных богов загробного мира:
а) во многом похожие на людей
б) сфинксы
в) кентавры
г) с туловищем человека и головой животных
4. «Странная» социальная революция была совершена 4,5 тыс. лет назад в Древнем Египте за:
а) землю
б) равные социальные права
в) власть
г) равенство людей перед иллюзией «бессмертия»
5. Назовите, какое из открытий принадлежит египтянам:
а) теорема Пифагора
б) объем усеченной пирамиды, шара, цилиндра
в) шестидесятиричная система счета
г) продолжительность года (365 дней 6 часов 15 минут 41 секунда)
6. Форма пирамид символизировала:
а) величие
б) вечность
в) временность
г) гармонию
7. Назовите чудеса света, относящиеся к культуре Древнего Египта
а) висячие сады Семирамиды
б) пирамиды Гизы
в) статуя сфинкса
г) Александрийский маяк
8. Древнеегипетский бог Осирис – это бог:
а) солнца
б) плодородия
в) мертвых
г) мудрости, времени
9. У древних египтян был распространен культ:
а) богов
б) мертвых
в) растений
г) животных
10. Характерными особенностями древнеегипетского искусства в дореформенный период являются:
а) плоскостное изображение фигур
б) условность в передаче туловищ и ног
в) цветовой канон: волосы черные, одежды белые
г) передача в изображении внутреннего мира человека
11. В 4 тыс. до н.э. возникла речная цивилизация Месопотамии в долине:
а) рек Янцзы и Хуанхэ;
б) рек Тигр и Евфрат;
в) рек Инд и Ганг;
г) реки Нил
12. В 3 тыс. до н.э. современные ученые-исследователи отмечают «экономическое чудо»:
а) в Аккаде;
б) в Китае;
в) в Шумере;
г) в Вавилоне
13. Цель сакрального характера знаний:
а) постижение законов мира;
б) знания не ради знаний, а для господства над массами;
в) исследование законов общества
г) знания для лучшего обустройства общества
14. Вкладом шумеров в мировую культуру является:
а) основание Александрийской библиотеки;
б) литературно-мифологический эпос о Гильгамеше;
в) поэтическое стихосложение – танка;
г) основание танка.
15. Принцип «талиона» появляется впервые:
а) в европейской правовой системе;
б) в Библии;
в) в своде законов Хаммурапи;
г) в законах Шульги
16. В мировой практике юриспруденции в Шумере впервые возникли:
а) кодекс Юстиниана;
б) правовая система Европы;
в) законы Шульги
г) законы Хаммурапи
17. В 1849 г. английским путешественником Лейярдом была найдена «библиотека» глиняных табличек при раскопках храма царя:
а) Навуходоносора;
б) Ашшурбанипала;
в) Кира Великого;
г) Дария I.
18. Прототипом библейской Вавилонской башни являлся:
а) зиккурат, посвященный богу Мардуку;
б) Пантеон;
в) Эйфелева башня
г) храм бога Солнца
19. Вклад вавилонян в мировую науку выразился в:
а) высоком уровне знаний анатомии человека;
б) шестидесятеричной системе счисления;
в) умении вычислять объем усеченной пирамиды, цилиндра
г) теореме Пифагора
20. Характерными особенностями месопотамской культуры являются (исключить несоответствующее):
а) сакральный характер знаний;
б) признание правомерности смерти;
в) бессмертие человека и смысл его жизни видели в борьбе со злом
г) отсутствие монументального искусства
Тема 3. Культура Древней Индии и Древнего Китая
1. Древнейшая культура Индии:
а) Кушано-Гуптская;
б) Великих Моголов;
в) Маурьев;
г) Хараппа и Мохенджо-Даро
2. Индийская кастовая система имела закрепление:
а) в Тапитаке;
б) в Аджурведе;
г) в «Рамаяне»;
д) в Ведах и законах Ману.
3. Основоположником буддизма (623-544 гг. до н.э.) является:
а) Сиддхартха Гаутама;
б) Ашока;
в) Брахма;
г) Свами Прабхупада.
4. Культовые сооружения буддизма времен Ашоки:
а) пагоды;
б) минареты;
в) ступа и стамбха;
г) храмы.
5. «Срединный путь» в буддизме предполагал:
а) отказ от аскетизма;
б) путь медитаций;
в) отказ от пышности в отправлении культов;
г) умеренность и избежание крайностей.
6. Хинаяна и махаяна являются частями религиозно-философского учения:
а) индуизма;
б) буддизма;
в) джайнизма;
г) конфуцианства.
7. Религиозно-философскими комментариями Вед являются:
а) «Махабхарата»;
б) Типитака;
в) Упанишады;
г) Ригведа.
8. Величайшим памятником империи Великих Моголов, в котором отразился синтез индуистской и мусульманской культурной традиции, является:
а) пещерные храмы Аджанты;
б) мавзолей Тадж-Махал;
в) дворец Акбари-Махал;
г) террасные сады Бабура.
9. В культурной традиции Индии выражение «цепь твоих деяний предопределяет новое рождение» адекватно отражает следующее понятие:
а) нирвана;
б) карма;
в) йога;
г) дхарма.
10. Касты в отличие от варн обладали:
а) обязательствами взаимопомощи;
б) внутренней администрацией;
в) профессиональной спецификой и регламентацией производственного процесса;
г) различиями в происхождении.
11. Учение об истинных ценностях, которые заключены в самом человеке и не зависят от знатности и богатства:
а) мусульманство;
б) индуизм;
в) буддизм;
г) джайнизм.
12. Высказывание Д.Неру: «Живи и не мешай жить другим» – отражает суть религии повседневности:
а) индуизма;
б) брахманизма;
в) ведизма;
г) буддизма.
13. Древнейшая цивилизация Китая:
а) Тан и Сунн;
б) Цинь и Хань;
в) Мин и Цинн;
г) Яншао.
14. Эпохой «борющихся царств» в Китае называли:
а) Цинь и Хань;
б) Чжоу и Чжаньго;
в) Яншао;
г) Тан и Сун.
15. Великая Китайская стена была заложена:
а) Лю Банном;
б) Цинь Шихуанди;
в) Лао Цзы;
г) Конфуцием.
16. Китайский философ – основоположник даосизма:
а) Мо Цзы;
б) Лао Цзы;
в) Конфуций;
г) Гуан Чжоу.
17. Научное знание, истоки которого находятся в Китае:
а) шестидесятеричная система счисления;
б) арабские цифры;
в) продолжительность года: 365 дней 6 часов 15 минут 41 секунда;
г) звездный каталог 800 светил.
18. Даосизм – это…
а) одно из направлений индийской культуры;
б) медитативная практика;
в) одно из течений китайской философии.
г) одно из названий синтоизма.
19. Древнекитайское классическое произведение:
а) «И-цзынь» («Книга перемен»);
б) «Лунь-юй» («Суждение и беседы»);
в) «Дао-де-дзин» («Учение о пути»);
г) «Типитака» («Три корзины мудрости»)
20. Своеобразием китайского искусства является (исключить несоответствующее):
а) соединение архитектуры, скульптуры и живописи;
б) триединство искусств: поэзии, живописи и каллиграфии;
в) стихи и каллиграфия как неотъемлемая часть живописи;
г) соединение живописных и графических приемов с поэтической подписью.
Тема 4. Культура Европы: от Средневековья до Просвещения
1. Истоки средневековой культуры (исключить несоответствующее) – это:
а) культуры «варварских» народов Западной Европы (германское начало)
б) культурные традиции Западной римской империи (романское начало)
в) культура Возрождения
г) христианство
2. Период расцвета средневековой культуры:
а) XII-XV вв.
б) VI-XI вв.
в) V-VIII вв.
г) IX-XV вв.
3. В научный оборот термин «Средние века» ввели:
а) итальянские гуманисты эпохи Возрождения XVI в.
б) просветители XVIII в.
в) деятели культуры VI-VII вв.
г) религиозные философы XIX-XX вв.
4. Архитектурный стиль, возникший в заключительную стадию развития средневекового искусства (XIII-XIV вв.), характеризующийся стрельчатыми сводами, наличием каменной резьбы, витражей и скульптурных украшений:
а) ампир
б) романский
в) барокко
г) готика
5. В истории культуры поэзией вагантов называют средневековую поэзию XI-XIII вв.:
а) поэзию странствующих школяров
б) рыцарскую поэзию
в) религиозную поэзию
г) придворную поэзию
6. Религиозная философия Средневековья, соединяющая теологическую догматику с рационалистической методикой:
а) софистика
б) схоластика
в) формализм
г) дидактизм
7. «Библией для неграмотных» называют в средневековой культуре:
а) скульптуру
б) иконопись
в) готическое искусство
г) романскую архитектуру
8. Главными чертами средневековой культуры являются (исключить несоответствующее):
а) доминирование христианской религии
б) существование двух стилей архитектуры: романского и готического
в) превалирование светского образования
г) дистанцирование от античных духовных идеалов.
9. Художественный стиль классицизм выражал (исключить несоответствующее):
а) уравновешивающее, объединяющее, героически возвышенное начало
б) направленность на сознание инобытия
в) идеалы мира, покоя, сплочения страны
г) нравственный пафос, гражданскую направленность.
10. Город, служивший целью крестовых походов:
а) Константинополь
б) Рим
в) Афины
г) Иерусалим
11. В эпоху Возрождения были выдвинуты принципиально новые антисхоластические идеи (исключить несоответствующее):
а) гелиоцентрическая картина мира Н.Коперника
б) идея бесконечной Вселенной Дж. Бруно
в) новое мировоззрение, благодаря творчеству мыслителей: Т.Кампанеллы, Г.Галилея, Т.Мора
г) естественно-научные идеи Ф.Бэкона, Дж.Локка, Р.Декарта, Г.Лейбница
12. В Новое время в борьбе против религиозных догматов, авторитета и давления церкви возникают учения о всемогуществе разума и безграничных возможностях естественнонаучного исследования следующих мыслителей:
а) Т.Кампанелла, Г.Галилей, Т.Мор
б) Ф.Бэкон, Р.Декарт, Г.Лейбниц, Б.Паскаль
в) Августин, П.Абеляр, Ф.Аквинский
г) Вольтер, Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро, Г.Лессинг