Дадаизм: разочарование культуры

28 июля 1914 года началась Первая мировая война. В ней участвовало около 60 стран, впервые были использованы новые средства ведения войны, направленные на массовое убийство людей. По подсчётам, с 1914 по 1918 год погибло около 20 миллионов человек.

Все войны бессмысленны, но и среди них можно выделить наиболее абсурдные. Таковой стала война 1914 года. Все её причины сводились только к территориальным претензиям среди стран Европы. Слишком мало власти было у глав тех стран, все они хотели большего: мирового господства, новых колоний и унижение стран-соперниц. Начало 20 века стало катастрофой и разложением человеческих ценностей. Начавшаяся безжалостная бойня стала потрясением для людей той эпохи, ведь казалось, что человечество развивается, что строится новый цивилизованный, разумный мир.… А в итоге – химическое оружие, миллионы трупов, «потерянное поколение» и унизительный жалкий версальский мир: правители ничего не поняли и уже грезили о новой войне.

Как следствие Первой мировой войны в 1916 году возникло модернистское* художественное течение дадаизм. Дать просто определение этому явлению сложно, оно, скорее, представляло собой некую философскую систему, проявляющуюся в отрицании разума, логики, искусства…

Дадаизм: разочарование культуры - student2.ru

Пикабия, «Женщина со спичками»

Вот цитата из романа Ремарка «На западном фронте без перемен», в ней ярко отражён внутренний смысл дадаизма:

«…Как же бессмысленно все то, что написано, сделано и передумано людьми, если на свете возможны такие вещи! До какой же степени лжива и никчемна наша тысячелетняя цивилизация, если она даже не смогла предотвратить эти потоки крови…

Я молод — мне двадцать лет, но все, что я видел в жизни, — это отчаяние, смерть, страх и сплетение нелепейшего бездумного прозябания с безмерными муками. Я вижу, что кто-то натравливает один народ на другой и люди убивают друг друга, в безумном ослеплении покоряясь чужой воле, не ведая, что творят, не зная за собой вины. Я вижу, что лучшие умы человечества изобретают оружие, чтобы продлить этот кошмар, и находят слова, чтобы еще более утонченно оправдать его. И вместе со мной это видят все люди моего возраста, у нас и у них, во всем мире, это переживает все наше поколение… Долгие годы мы занимались тем, что убивали. Это было нашим призванием, первым призванием в нашей жизни. Все, что мы знаем о жизни, — это смерть. Что же будет потом? И что станется с нами?»

Дадаизм возник в Цюрихе, в Швейцарии, придерживающейся во время войны нейтралитета. В то время в Швейцарию ехали со всей Европы беженцы, высланные из родной страны люди, а также дезертиры. У слова дадаизм есть несколько значений, это и деревянная лошадка, от французского dadaisme, и двойное согласие «да-да» в русском и румынском, и в переносном смысле детский бессвязный лепет, — в общем дадаизм не имеет точного толкования, что и нужно было основателям этого течения, которое имеет размытые рамки. Дадаизм даже часто называют антиискусством.

Зачинатели дадаизма Хуго Балль, поэты Тристан Тцара, Рихард Гюльзбенк, художникиЖан Ганс Арп и Янко собирались в Цюрихе в кабаре «Вольтер», где показывали свои абсурдные и бессмысленные представления: стихи из бессмысленных наборов букв, спонтанные представления, только что созданные коллажи.

Дадаизм: разочарование культуры - student2.ru

Макс Эрнст, «Метеоролог»

Основные характеристики дадаизма – это отрицание той культуры, которая привела к войне, бессмысленность, абсурдность, отрицание эстетики. В Манифесте дадаизма даётся такое определение этому явлению:

«Слово «дада» символизирует самое что ни на есть примитивное отношение к окружающей действительности, вместе с дадаизмом в свои права вступает новая реальность… Дадаизм – это первое направление в искусстве, которое в эстетическом плане не противопоставляет себя жизни, разрывая в клочья все модные слова об этике, культуре и внутренней жизни…»

Позже к дадаистам примкнули художнкии Марсель Дюшан и Франсис Пикабиа. Первый особенно известен своим произведением 1919 года «L.H.O.O.Q.» — Мона Лиза с усами, а также тем, что он стал первым выдавать обычные готовые вещи за произведения искусства (ready-made), например Дюшан в 1917 году продал на выставке обычный писсуар под говорящим названием «Фонтан», со своим автографом и датой.

Дадаизм: разочарование культуры - student2.ru

Ман Рий, «Подарок»

Дадаизм: разочарование культуры - student2.ru

Марсель Дюшан, «L.H.O.O.Q.»

Дадаизм представлял собой, прежде всего, протест, он являлся зеркалом военной эпохи 20 века. Это было явление, показывающее всю глубину разложения общества и культуры. Дадаизм просуществовал недолго, в 1922 году он официально прекратил своё существование: Тристан Тцара на собрании произнёс похоронную речь дадаизму.

Дадаизм: разочарование культуры - student2.ru

Пикабия, «Парад любви»

Дадаизм: разочарование культуры - student2.ru

Марсель Дюшан «Apropos of Little Sister»

После себя это течение мало что оставило, но, однако, оно оказало влияние на последующее искусство. Сюрреализм, можно сказать, зародился внутри дадаизма, и, когда дадаизм исчерпал себя, поглотил его. Многие художники-дадаисты стали сюрреалистами.

Пять самых странных творений дадаистов

Дадаизм: разочарование культуры - student2.ru

5 февраля 1916 года в Цюрихе открылось "Кабаре Вольтер", которое стало местом рождения дадаизма. Несмотря на то, что это художественное движение просуществовало всего шесть лет, именно дадаисты стали прародителями самых скандальных течений прошлого и нынешнего века.

Если открыть Литературную энциклопедию, то в качестве определения дадаизма мы найдем следующее: "сложившееся в годы войны художественное и литературное направление, имеющее своей целью разрушение буржуазной культуры и дискредитирование мещанских нравов". Другими словами, художники, писатели и поэты того времени поставили себе целью избавиться от устоявшихся общественных принципов, от старых культурных норм, от всего того, что было придумано и создано до Первой мировой войны, которая оказалась неожиданно тяжелым испытанием для Европы.

Водворение на пьедестал идеи абсолютной свободы навсегда изменили лицо мирового искусства. Плохо это или хорошо, сейчас уже сказать сложно. С одной стороны, "дада" выдвинула один из самых сильных лозунгов того времени, ответив на жестокость и бессмысленное кровопролитие на фронте, с другой - революционная борьба с принципами прошлого оставила нас с вами без четкого понимания тех границ, которые раньше определяли, что считать, а что не считать искусством. Можно сказать, что вся путаница, связанная сегодня с отношением обывателей к современному искусству, пошла именно отсюда. Из нейтральной и тихой Швейцарии, из 1916 года.

По сути, слово "дада" обозначает все и, одновременно с этим, ничто. Основатель течения поэт Тристан Тцара определял этот термин как "нечто совершенно бессмысленное". С самого начала в дадаизме стали сочетаться три неизменных его составляющих: протест, абсурд и гротескная ирония. Благодаря этим принципам родилось немало странных творений, смысл которых тогда, а впрочем, и сейчас разгадать сложно.

"РГ" выбрала самые неожиданные из них.

"ФОНТАН"

Французский и американский художник Марсель Дюшан оставил после себя относительно небольшое творческое наследие. Однако, благодаря рискованности и оригинальности его идей, Дюшан считается одной из самых знаковых фигур в искусстве ХХ века. О течении дадаистов Дюшан узнал уже после того, как успел достаточно прославиться в художественных кругах довоенной Франции. В 1915 году он переезжает в Нью-Йорк. А уже в апреле 1917 года шокирует Америку своим "Фонтаном", представленным на выставке Общества независимых художников. Несмотря на правило, по которому у художников, входивших в "общество" и заплативших взнос, все работы должны были быть приняты, "фонтан" вызвал споры и, в итоге, был отклонен комитетом. Дюшан в знак протеста выходит из "общества", а через месяц в журнале The Blind Man ("Слепец") появляется фото злополучного экспоната с короткой анонимной статьей, в которой автор защищает отклоненную работу. Предположительно, текст был написан по заказу художника его подругой Беатрис Вуд (с ее помощью он не раз подогревал интерес публики). Благодаря статье, в нью-йоркском обществе разгорается нешуточная дискуссия и "фонтан" решают допустить к выставке. Работа Дюшана явно выбивалась из общей картины и не могла не вызвать интерес: на небольшом пьедестале красовался обыкновенный писсуар с подписью "R.Mutt" (Р.Дурак). Использование готовых вещей в качестве арт-объекта - одно из главных достижений художника. Эту "художественную" технику Дюшан обозвал "реди-мэйдом". Ее идея заключается в том, что при переносе готовой вещи из нехудожественного пространства в художественное, объект должен открыться для зрителя с новой стороны.

Дадаизм: разочарование культуры - student2.ru
Фото:Toby Melville/ Reuters

"L.H.O.O.Q."

Еще одна скандально известная работа Марселя Дюшана была создана им в 1919 году. Репродукцию "Моны Лизы" Леонардо да Винчи, которая была просто напечатана на обычной типографской бумаге, художник превратил в одно из самых известных полотен искусства ХХ века. Дюшан просто пририсовал знаменитой Джоконде усы и козлиную бородку, а внизу картины добавил аббревиатуру "L.H.O.O.Q.", расшифровка и смысл которых до сих пор неизвестны. Несмотря на то, что подобный жест выглядит, как неудачная шутка над шедевром, именно это "полотно" точнее других отразило основную идею дадаистов (отрицание всего предшествующего) и положило начало новому течению в искусстве - поп-арту. В 1964 году Дюшан изготовил 38 таких "усатых Джоконд", абсолютно неотличимых друг от друга. В 2010 году 21-ый экземпляр был продан на аукционе "Кристис" в Нью-Йорке почти за полмиллиона долларов, что в пять раз превысило ожидания организаторов. Сегодня "вандализм" Дюшана признан иконой поп-арта и произведением, давшим направление концептуализму.

Дадаизм: разочарование культуры - student2.ru
Фото:DAMIEN MEYER/ AFP

"ПАСТУХ ОБЛАКОВ"

Дадаизм: разочарование культуры - student2.ru
Поиски новых форм в художественном мире начала ХХ века предполагали изменения не только в идее искусства, но и в работе с материалом. Если художники отрицали старую школу, то и краски, полотна, гипсовые скульптуры также оказывались под запретом. Конечно, это не говорило о тотальном отказе от привычных материалов, но большинство авторов стремилось внести свою лепту в радикальные изменения ремесленной работы. Так, на замену привычным картинам, написанным масляными красками, пришел коллаж из фотографий, газетных вырезок, плакатов и т. д., а вместо скульптуры в качестве трехмерного объекта стали выставляться "реди-мэйды". Однако не все художники спешили отказаться от бронзы или глины. Ханс Арп, немецкий художник, скульптор и поэт, решил вопрос новаторства в дадаизме по-своему. Несмотря на то, что он использовал привычные материалы, его скульптуры и картины представляют из себя странную абстракцию, которая считывается зрителем только благодаря названию. Созданные им скульптурные объекты - это замысловатые геометрические конструкции, с помощью которых, по мнению искусствоведов, художник пытался передать изменчивость и гармонию природы. Арп зачастую работал бессознательно, полагаясь на случайные образы, возникавшие в голове. Известно, что некоторые произведения были созданы в процессе художественной игры с коллегами. Независимо друг от друга художники создавали фрагменты на заданную тему, а при встрече соединяли их в абстрактные картины. Арп настолько легко относился к работе, что даже позволял своим ученикам менять или дополнять уже созданные им объекты. Так, одна из самых известных скульптур художника, "Пастух облаков", изначально была 39-сантиметровой фигуркой, носившей название "Форма гнома". В 1953 году его ученик Антуан Понсе увеличил ее до гипсового монумента высотой более трех метров. Сегодня эта странная "обтекаемая" конструкция стоит на территории Венесуэльского университета в городе Каракас.

"ПАРАД ЛЮБВИ"

Французский художник и писатель Франсис Пикабиа получил известность с помощью своих эксцентричных работ, которые зачастую выполнены в абсолютно разных стилях. Пикабиа был одним из немногих участников художественной жизни начала ХХ века, который несколько раз кардинально менял свою технику и взгляды на искусство, его "кидало" из одного течения в другое. И одной из крайностей стал дадаизм. В 1910 году Франсис знакомится с Марселем Дюшаном, оказавшим на его творчество серьезное влияние. Уже в 1915 году он частично отказывается от кубизма и вместе с Дюшаном возглавляет нью-йоркскую секцию движения дадаистов. В это время он создает цикл художественных композиций, которые, в отличие от его предыдущих работ, не повторяли какой-либо из существующих стиль, а стали оригинальным и самобытным изобретением Пикабиа. Картины, ставшие визитной карточкой художника, условно можно назвать "механическими" или "антропоморфными" чертежами. Пикабиа брал за основу копии существующих технических схем или чертежей и добавлял в них "одушевленные" детали. Зачастую это были яркие, но абсолютно бессмысленные штрихи, которые, однако, придавали схематичному и математически выверенному рисунку парадоксальные черты человеческих форм. Например, его картина "Парад любви", созданная в 1917 году, больше похожа на разукрашенный чертеж какого-то двигателя или машины, работа которого символизирует страсть, "механическое" чувство любви. Удивительно, но подобные работы Пикабиа ярче других отразили сближение машины и человека - процесс начала ХХ века, который пугал и одновременно восхищал современников.

"ПОДАРОК"

Настоящей квинтэссенцией дадаистской "бессмыслицы" можно считать работу французского художника, фотографа и кинорежиссера Мана Рэйя "Подарок". Рэй никогда не претендовал на звание великого художника, однако, отличался пристрастием к экспериментированию. Его увлечение фотографией началось еще в студенческие годы, а благодаря знакомству с работами Альфреда Стиглица, он открывает для себя новое течение европейского авангардизма. Жизнь в Нью-Йорке и участие в художественной жизни города не могли не привести молодого фотографа в движение дадаистов. А после переезда в Париж, попав под влиянием известных европейских художников, Ман Рэй создает несколько "дада-объектов". В 1921 году на одной из выставок он представляет обыкновенный утюг, к подошве которого было приклеено четырнадцать медных гвоздей. Что обозначал этот странный "реди-мэйд", выставленный под названием "Подарок", сказать сложно, однако известно, что объект настолько понравился публике, что в конце выставки был украден одним из посетителей.

Дадаизм

Дадаизм (от франц.dada – конек, детская деревянная лошадка) – литературно-художественное движение, получившее развитие во многих странах Европы, а также в США. Дадаизм возник как протест творческой молодежи против мировой войны и культуры, приведшей к ней. Его концепция не содержала позитивных идеалов и была пронизана пессимизмом. Принципами дадаизма стали разрыв с традициями мировой культуры и отрицание всяческих ценностей; представление о мире как о хаосе безумия, которому противопоставляется безумие творческое; алогичность мышления, выведение искусства за грань серьезного, придание ему оттенков веселья и смеха.

ДАДА в Цюрихе (1916-1919)

Датой рождения этого движения считается 1916 год, года в цюрихском «Кабаре Вольтер» собрались вместе Гуго Балль, Рихард Гюльзенбек, Марсель Янко, Жан Арт и Тристан Тцара, придумавший название новому объединению и написавший «Манифест Дада». Главной формой самовыражения дадаистов стали различные акции – шумные вечерние представления, спланированные «события», мистифицирующие публику и провоцирующую ее на ответную реакцию. Помимо этого они использовали и традиционные методы пропаганды: издавали журнал «Дада», редактором которого был Балль, читали лекции, публиковали свои поэтические сочинения, многочисленные брошюры, написанные в форме речёвок и заклинаний. В 1917 г. Балль и Гюльзенбек, а годом позже и Тцара покинули группу. Она перестала существовать, уступив место берлинскому объединению.

ДАДА в Берлине ( 1981-1920)

В 1917 году в Берлине организовалась группа дадаистов, которую возглавил Гюльзенбек. Деятельность этой группы имела ярко выраженную социально-критическую и антимилитаристскую направленность, поскольку в нее входили в основном художники, занимавшие по отношению к власти позицию открытой конфронтации – Георг Гросс, Джон Хартфильд, Хана Хёх, Иоганнес Баадер. Главными средствами художественного выражения стали памфлет, политический плакат, карикатура, фотомонтаж, листовка, в которых коммунистические и анархические идеи вытеснили спонтанный дух отрицания цюрихской группировки.

ДАДА в Ганновере (1919 – 1923)

Движение в Ганновере связано исключительно с деятельностью голландца Курта Швиттерса, автора и создателя необычных мерц- произведений. Утверждая, что границы между видами в современном искусстве сглаживаются, что ведет к их полному исчезновению, Швиттерс выдвинул понятие «Мерц» как единое начало в искусстве, освобождающее художника от всяких оков и ведя его к творческому созиданию.

ДАДА в Кёльне ( 1919-1922)

Ключевыми фигурами кёльнской группы, сформировавшими ее неповторимое лицо, стали художники Макс Эрнст и Жан Арп . Основной формой их деятельности стали представления, поставленные по цюрихскому образцу, и выставки. В 1920 г. состоялась самая скандальная в истории дада выставка, в помещение которой можно было пройти только через мужской туалет при кафе. В центре зала стояла девочка в библейских одеждах и читала непристойные стихи, а зрители могли во время просмотра крушить экспонаты, что отвечало концепции дада, отрицающей ценность искусства.

ДАДА в Нью-Йорке (1913- 1921)

История американского дадаизма началась со скандально-известной выставки Армори-шоу 1913 года, на которой были представлены работы европейских мастеров Марселя Дюшана и Франсиса Пикабиа.

Пикабиа создавал фантастические конструкции, чьи названия и биомеханический вид были одновременно и гимном и приговором индустриальному обществу. Его работы оказали значительное влияние на Ж.Арпа и М.Эрнста.

Дюшан прославился как автор концепции «ready made» (готовых объектов) – предметов промышленного и производства, художественной волей преобразованных в произведения искусства. Эта теория давала понять, что искусство – это идея, которая может быть заключена и в готовом предмете, а не только в создана художником или скульптором.

ДАДА в Париже (1919- 1924)

В 1919 г. Дюшан и Пикабия знакомятся с Тцара и вместе перебрались в Париж, где влились в группу молодых поэтов и художников, сплотившихся вокруг Андре Бретона. Парижский период 1920-1922 гг. стал временем нового расцвета дадаизма – опять с проведением всевозможных шумных представлений, выставок, провозглашений разного рода заявлений и манифестов. Однако, внутри группы назревал конфликт: Бретона и его сторонников уже не устраивал скандал ради скандала и дух всеобщего отрицания. В его голове созревал план создания нового объединения с конкретно поставленными задачами и ясной перспективой. В 1923 г. произошел окончательный разрыв, приведший к появлению нового направления – сюрреализма. Дадаизмвынужден был отойти на второй план и постепенно сойти с художественной арены.

Мастера Дадаизма: Марсель Дюшан, Франсис Пикабиа, Жан Арп, Марк Эрнст, Курт Швиттерс, Хана Хёх, Рауль Хаусманн, Геогр Гросс, Джон Хартфильд

Наши рекомендации