Задания для определения уровня музыкальных способностей
ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ.
ЛАДОВОЕ ЧУВСТВО:
1.Эмоциональный отклик на музыку.
2. Внимание.
3. Определить характер музыкального произведения.
4. Определить жанр музыкального произведения.
5. Узнать знакомую мелодию по фрагменту.
6. Определить музыкальные средства выразительности.( темп, динамика, звуковысотн.(б.5 ))
МУЗЫКАЛЬНО-СЛУХОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:
1:Пение мелодии с музыкальным сопровождением.
2. Выразительное исполнение песен.
3. Песенное творчество (Импровизация своего имени; Вопрос-ответ; Сочинение импровизаций для различных игровых
персонажей на предлагаемый текст; Придумывание своей последовательности высоких и низких звуков («Динь-динь, дан-дан,
дон-дон»))
МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО:
1: Воспроизведение в хлопках, притопах ритма музыки.
2: Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки.
3: Соответствие ритма движений ритму музыки.
4: Творческие проявления в движениях под музыку. (способность импровизировать в свободном танце,
передавая характер музыки)
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИТЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
I. ЛАДОВОЕ ЧУВСТВО.
ЗАДАНИЕ №1: ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОТКЛИК НА МУЗЫКУ:
низкий уровень: Муз. произведение не вызывает соответствующего эмоционального отклика, интерес к музыке не устойчивый и неглубокий.
средний уровень: Муз. произведения вызывают живой отклик, но только там, где произведения наиболее просты по содержанию и по форме.
высокий уровень: Ребенок обладает адекватной эмоциональной отзывчивостью; интерес к музыке стабилен, избирателен, мотивирован.
ЗАДАНИЕ №2: ВНИМАНИЕ:
низкий уровень: Муз.произведения не вызывает соответствующего эмоционального отклика,интерес к музыке неустойчивый и неглубокий.
средний уровень: Слушает музыку, иногда отвлекаясь, не выражая особых эмоций.Муз.произведения вызывают живой интерес только там, где произведения наиболее просты по содержанию и по форме
высокий уровень: Внимательно, увлеченно слушает музыку до её окончания.
ЗАДАНИЕ №3 : ОПРЕДЕЛИТЬ ХАРАКТЕР МУЗЫКИ:
низкий уровень: Не может точно определить характер музыки, или определяет его одним словом (весело – грустно)
средний уровень: Адекватно определяет характер музыкального произведения,используя одно – два определения (шутливая - задорная; торжественная – величавая)
высокий уровень: Адекватно определяет характер музыкального произведения, использует разнообразные определения, сравнения, образную речь.Самостоятелен в своих ответах,умеет мотивировать свои высказывания и эмоционально окрасить
ЗАДАНИЕ № 4 : ОПРЕДЕЛИТЬ ЖАНР МУЗЫКИ:
низкий уровень: Ошибается в определении жанра муз.произведения или отказывается выполнять задание.
средний уровень: Определяет жанр муз.произведения с незначительной подсказкой педагога.
высокий уровень: Самостоятельно определяет жанр муз.произведения (песня, танец, марш)
ЗАДАНИЕ № 5 : УЗНАТЬ ЗНАКОМУЮ МЕЛОДИЮ ПО ФРАГМЕНТУ:
низкий уровень: Не узнает раннее прослушанные муз.произведения
средний уровень: Узнает знакомые мелодии по фрагменту, но не с первого исполнения.
высокий уровень: Узнает знакомую мелодию по фрагменту.
ЗАДАНИЕ № 6 : ОПРЕДЕЛИТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ:
низкий уровень: Не может назвать средства муз.выразительности или называет одно.
средний уровень: Выделяет некоторые выразительные средства.
высокий уровень: Выделяет наиболее яркие выразительные средства: динамика, темп, звуковысотн.(б.5)
II МУЗЫКАЛЬНО – СЛУХОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
ЗАДАНИЕ № 1 :ПЕНИЕ МЕЛОДИИ С МУЗЫКАЛЬНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ :
низкий уровень: Неточно интонирует мелодию с муз.сопровождением.
средний уровень: Неточно интонирует мелодию с поддержкой голоса педагога.
высокий уровень: Точно передает мелодию знакомой песни, попевки с музыкальным сопровождением .
ЗАДАНИЕ №2 : ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСЕН:
низкий уровень: Поет невыразительно,неэмоционально, равнодушно.
средний уровень: Поет недостаточно выразительно.
высокий уровень: Поет выразительно,эмоционально, адекватно передает характер,выразительные особенности песни.
ЗАДАНИЕ №3 : ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО:
низкий уровень: Не может сочинять мелодию, не проявляет интереса.
средний уровень: Сочиняет несложные мелодии с помощью взрослого, используя предложенный образец; импровизирует мелодию своего
имени.
высокий уровень: Самостоятельно сочиняет несложные мелодии: в стиле « вопрос-ответ»; импровизации для различных игровых
персонажей на предлагаемый текст; придумывает свою последовательность высоких и низких звуков.
III ЧУВСТВО РИТМА.
ЗАДАНИЕ № 1: ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ В ХЛОПКАХ, ПРИТОПАХ РИТМА МУЗЫКИ:
низкий уровень: Не воспроизводит в движениях ритм музыки.
средний уровень: Не всегда точно воспроизводит в движениях ритм музыки (выполняет с использованием зеркального показа)
высокий уровень: Точно воспроизводит ритм музыки в хлопках и притопах.
ЗАДАНИЕ №2: СООТВЕТСТВИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОКРАСКИ ДВИЖЕНИЙ ХАРАКТЕРУ МУЗЫКИ:
низкий уровень: Движения невыразительны, не соответствуют характеру музыки.
средний уровень: Двигается под музыку недостаточно выразительно, эмоционально.
высокий уровень: Движения выразительные в соответствии с характером музыки (ярко контрастными частями)
ЗАДАНИЕ № 3: СООТВЕТСТВИЕ РИТМА ДВИЖЕНИЙ РИТМУ МУЗЫКИ:
низкий уровень: Двигается неритмично.
средний уровень: Не всегда двигается точно в ритме музыки
высокий уровень: Двигается под музыку ритмично, четко.
ЗАДАНИЕ №4: ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В ДВИЖЕНИЯХ ПОД МУЗЫКУ:
низкий уровень: Не может двигаться свободно под музыку.
средний уровень: Двигается, используя знакомый танец или образно-игровые движения.
высокий уровень: Bмпровизирует движения под музыку в свободном танце, передавая характер музыки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Используемой при коррекционной работе по развитию музыкальных способностей детей:
1. «Учите детей петь» Н.М.Орлова, С.И.Бекина
2. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» Е.Н.Раевская, З.Н.Ушакова
3. «Музыкально-дидактические игры» Н.Г.Кононова
4. «Развитие музыкальных способностей детей» М.А.Михайлова
5. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» Л.М.Комиссарова, Э.Н.Костина
6. «Психогимнастика» М.И.Чистякова
7. «Играем пальчиками и развиваем речь» В.В.Цвынтарный
8. «Занятия ритмикой и логопедической ритмикой в детском саду» Л.Г.Бутанова
9. «Коррекция речи и движения» О.С.Боромыкова