Задания и упражнения на владение голосом
Постановка голоса требует развития следующих характеристик голоса: силы, тональности и тембра.
Ú Сила голоса тренируется громким пением и декламированием (произнесением речей). Голосовые связки – обычные мышцы, которые можно усилить путем тренировок.
Ú Тональность голоса можно расширить, т.е. приблизить к потенциальным природным границам диапазона, делая напевные и речевые упражнения на нотах, приближающихся к крайнему верхнему и нижнему пределам диапазона (т.е. петь и говорить на завышенных и заниженных тонах – смотря в какую сторону вы собираетесь раздвинуть диапазон).
Ú Тембр голоса показывает его насыщенность добавочными тонами (т.н. обертонами), – к основному тону голоса, рожденному в голосовых связках, прибавляются обертона, т.е. эхо, появившееся в результате отражения звуковой волны, рожденной в голосовых связках, от стенок резонаторов. Резонаторы – это естественные полости в теле человека: грудной резонатор (легкие, трахея, бронхи), головной (ротовая полость, носоглотка) и центральный (гортань). Для того чтобы работа резонаторов обеспечивала максимальную окраску голоса, надо говорить на центре голоса. Центр голоса – это та нота в диапазоне голоса, которая звучит при минимальном напряжении голосового аппарата. Определяется он «расслабленным стоном». Центр голоса укрепляется громким пением и декламированием на центральной голосовой ноте.
С учетом особенностей отработки голоса , проделайте следующие упражнения:
1. Представьте, что вы обессилены и расслабьтесь. Сделайте вдох, расслабьте гортань и начните выдыхать воздух сначала бесшумно, а затем попытайтесь издать самый слабый звук, на который способны – попробуйте простонать, как раненый, пытающийся подать признаки жизни. (Прозвучавшая нота – центр голоса).
2. Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем «спускайтесь» вниз.
При проделывании этого упражнения для изменения высоты голоса, то есть расширение его диапазона, следует обращать внимание на то, откуда берется сила голоса (более низкий голос должен идет из брюшной полости). Кроме того, необходимо постоянно помнить о правильном дыхании.
3. Для успешной выработки направления голоса звук можно представить мячом, который говорящие кидают друг другу.
4. Ролевое упражнение на выработку направления голоса: группа становится спиной к одному человеку, который «кидает» звук (например, а-а) в кого-либо, стоящего спиной. Если посыл будет успешным, то стоящий спиной почувствует, что обращаются к нему. Затем игроки меняются местами.
Следует помнить: упражнения на направление голоса – одни из самых сложных; для их выполнения необходим навык хорошего владения правильным речевым дыханием и тональностью.