Глава 9. культура, природа, общество, человек

Каждая культура несёт в себе оттенок тайного образного мировидения, в явном виде никогда не включаемый в ход рассуждения, но присутствующий в жизни человечества как символическая действительность. Такая ценностно-ориентированная способность человека к реализации своей творческой сущности начинается с этнической социокультурной реальности. В последующем развертывается в культурной регионалистике, воплощается в цивилизационных комплексах Запад и Восток.

Современные процессы ведут к утере уникальных особенностей каждой из самобытных культур, поскольку происходит процесс унифицирования. Об этом наглядно свидетельствуют процессы компьютеризации, подчиняющие единому алгоритму логику мышления людей всего земного шара. Но, тем не менее, в ядре каждой культуры сохраняется то, что выкристаллизовано под влиянием природы страны, ее климата, пейзажей, пищи, этнического типа, языка, памяти о своей истории и культуре.

Культура и природа

Характеристика феномена культуры невозможна без выяснения соотнесенности природного и культурного. Культура не подчиняется биологической данности, но ее не из чего вывести, кроме как из природы. Поэтому приходится говорить как о различии, так и о единстве «природного» и «культурного». Культура понимается как творческая надстройка над природой. Она включает в себя саму деятельность, ее продукты и результаты.

Природа создала человека, а он целенаправленным трудом сотворил «вторую природу» – пространство культуры. Во взаимодействии сприродой человек использует две основные формы деятельности. Первая форма – непосредственное потребление природных ресурсов естественным образом. Вторая форма – создание артефактов, отсутствующих в естественной природе в готовом виде. Эти формы, в совокупности, призваны обеспечивать биологические потребности индивида и социальные потребности личности.

Результатом преобразовательной деятельности является «очеловеченная» природа, принципиально отличающаяся от «девственной» природы. В очеловеченную природу входят материальные и духовные основания общественных отношений, а также изменения в самом человеке. Но это не снимает необходимость учета природных факторов для развития культуры, т. к. природное не безразлично для форм социального бытия, в которых живет культура.

Влияние природы на образ культурной жизни человека выражено в культурологической концепции «географический детерминизм». Данная концептуальная теория объясняет роль географической среды в формировании и функционировании особенностей культуры. Среда в целом составляет необходимое условие и существенный фактор развития культуры как способа существования человеческого общества.

Географическая среда – совокупность предметов и явлений природы – земля, воздух, вода, растительный и животный мир и т.п. Внешняя среда, вовлеченная в хозяйственно-экономическую жизнь людей, определяет быт людей. Внутренняя же среда представлена биологической сущностью человека как части живой природы.

Единство природного и культурного обеспечивается преобразовательной трудовой деятельностью человека. Следовательно, без природы не было бы культуры, потому что человек творит ее в природе. Он пользуется ресурсами природы, раскрывая в ней свой творческий потенциал. Если бы человек не преступил пределов сил природы, он остался бы без культуры.

Культура превосходит природу, хотя ее источником, материалом и местом действия является природа. Естественная природа человека, без «разумной» деятельности, ограничена чувственным восприятием и биологическими инстинктами. Противопоставление культуры и природы не имеет смысла, так как человек в определенной мере есть природа и не только природа. Освоить природу означает овладеть не только внешней, но и внутренней жизнью.

Человек сделал первый шаг к разрыву с природой, начав возводить на ней свой мир культуры как высшую ступень эволюции. Вместе с тем, человек служит соединительным звеном между природой и культурой. Его внутренняя принадлежность к обеим этим системам свидетельствует о том, что между ними существуют отношения не противоречия, а взаимного дополнения и единства. Противоречия между природой и культурой преодолеваются через категорию «деятельность» в ее историческом развитии. Человек творчески «достраивает» природу.

На начальном этапе истории единство культурного и природного носило характер подчиненности природе, которую человек преодолевал в мифе. Позднее, с ростом производительности труда, прогрессом науки и техники это единство распадается. Единство трансформируется во взаимодействие человека и природы в форме господства культуры над природой. В современную эпоху большую роль во взаимодействии культуры и природы играет человеческий фактор.

С этим аспектом взаимодействия тесно связан экологический фактор. Человек не может ждать милости от природы после того, что он с ней сделал. Сегодня, когда человечество находится в ситуации конфликта природы и культуры, особенно значимым становится нарастание экологической составляющей в системе культуры. Нахождение гармонии между природой и культурой стало основной глобальной задачей человечества в третьем тысячелетии. Без создания искусственного экологического убежища, будущая жизнь человека невозможна.

Таким образом, культурное есть «надприродное», продолженное человеческой преобразовательной деятельностью. В этом смысле о культуре правомерно говорить как о внебиологическом явлении. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что культура не может быть фактически над природой, поскольку она призвана быть частью общей экосистемы.

Культура и общество

Общество в широком смысле – это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. В узком смысле – исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений и институтов как совокупность способов и средств воздействия на человека. Культура – совокупность норм, ценностей, традиций, выработанных человеческим обществом в результате преобразовательной творческой деятельности. В этом случае культура и общество выступают как синонимы.

Но необходимо говорить не о полном тождестве общества и культуры, предполагающем совпадение, а проводить между ними и различие. Различие не должно привести к жесткому их разделению. Противопоставление культуры и общества также представляется не вполне правомерным. Понятие «общество» во всех его научных трактовках имеет общее. Общество есть некая целостная система, в которой индивиды объединены совокупностью общественных связей (отношений). Именно связанное действие людей и образует общественную жизнь, созидает общество как живой организм и органическое целое.

Можно по-разному интерпретировать отношения общества и культуры. Культура- продукт деятельности общества,а общество – субъект этой деятельности (по М. Кагану). Культура - способ деятельности людей, а общественные отношения – «поле» для культурной деятельности (по В. Давидовичу). Эти варианты интерпретации помогают осознать, как именно связаны общество и культура. Общество создает «поле культуры» для действий человека, задавая характер и способы преобразовательных действий.

Подход В. Давидовича позволяет ответить на вопрос, что определяет и обосновывает способ культурной деятельности человека. Ответ следующий – выросший в ходе истории конкретный облик общества со своей социальной структурой, опосредованный природной детерминацией облик и формы культуры человека. Тогда возникает следующий вопрос по поводу субъекта культурной деятельности.

В целостном организме общества социально-исторические общности разного типа. Ихналичие и взаимодействие характеризуют социальную структуру общества. С этих позиций субъект деятельности предстает в виде социальных групп, объединенных объективными свойствами и связями. Субъектами выступают не только различные социальные группы, но и социальные институты, обеспечивающие эффективность творческой деятельности человека во всех сферах жизни общества.

В контексте обозначенной роли социальных институтов, необходимо сказать следующее – основное различие между культурой и обществом состоит в том, что социальные институты существуют независимо от осмысления индивидом своего субъективного отношения к социальным нормам. Они принимаются как данность, как общепринятые правила, которым необходимо следовать, поскольку отступления от них караются обществом. В культуре, достигаемые реально результаты человеческой деятельности, соотносятся с принимаемой индивидом шкалой ценностей.

Культура же делает возможным само существование общества. Поэтому проводить различие между культурой и обществом целесообразно и с точки зрения культурного самоопределения личности, обеспечивающего возможность социальной идентификации. В таком ракурсе следует различать способы воздействия культуры и общества на человека и способы адаптации индивида к ним. Отметим, что внутренняя жизнь индивида не заполняется социальными требованиями и регулятивами. Формы социальной регуляции принимаются как данность, как определенные правила игры, принятые всеми членами общества.

Но они необходимы индивиду для того, чтобы занять «достойное» место в социальной иерархии. Но чтобы соответствовать социальным требованиям, необходим соответствующий культурный уровень развития индивида. Он представляет собой личностное завоевание, оформляется как внутренний, культурный мир отдельного человека. Таким образом, содержанием культуры выступает условием развития человека как общественного субъекта деятельности. Общественные отношения оказываются социальным показателем и критерием развития человека, а значит, и культуры.

Культура и личность

Личность осуществляется в обществе, поэтому правомерно утверждение В. Соловьева о том, что «личность есть сжатое общество». Личность – социальная сущность человека как субъекта общественных отношений и сознательной деятельности. Она обладает устойчивой системой социально значимых культурных черт, совокупно характеризуют индивида как члена общества или общности.

С другой стороны, личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре. Без личности нет культуры, так как личность не только движущая сила и создатель культуры, но и главная цель ее становления. Личность в культуре не просто приспосабливается к окружающей среде, как это свойственно всему живому, но сама создает свой собственный мир культуры. Культура личности строится в соединении двух возможностей – возможности отграничить себя от другой культуры и возможности открыть себя в другой культуре.

Человек отличается тем, что отделяет себя от результатов своей деятельности, отдавая продукты своего труда другим. Но возникает даже «отчуждение» в рамках своей преобразовательной творческой деятельности. Примеры такого отчуждения из жизни, когда писатель недоволен своим произведением, художник переписывает картину, а философ отрицает принадлежность ему выраженных ранее взглядов.

Началом подлинной истории человечества стало возникновение преобразовательной деятельности, нацеленной в будущее, опирающейся на преемственность традиций. Человек создает продукты труда для следующих поколений, тем самым, становясь сотворцом истории и культуры. Важно отметить, что взаимовлияние культуры и личности невозможно без системы общения, смысл которой состоит в передаче, распространении и хранении информации.

Жизнь самой культуры, длящейся во времени и пространстве, выражается в символах, передаваемых с помощью механизмов общения и новых элементов коммуникации. В ходе развития культуры создаются разнообразные предметные и знаковые средства, которые обеспечивают также опосредованное общение. Через информационные и коммуникационные средства личность осваивают новые социальные пространства и время. Они становятся базисным средством накопления, сохранения и трансляции коллективного опыта.

Подлинное творчество имеет огромное значение для понимания и созидания собственной культуры. Творчество рассматривается как глубинный, истинно человеческий процесс, не поддающийся рациональному объяснению, как результат развития искусства, науки, техники и т.п. Оно рассматривается как результат нарастания требований общества к созданию новых образов и ценностей культуры.

Творчество выступает продуктивной деятельностью по обновлению бытия в культуре. Именно в процессе творчества происходят саморазвитие и самореализация личности. Сущность творчества заключена в сотворчестве, в совместной деятельности людей по обновлению жизни, в понимании ответственности перед миром людей и в творческой самоотдаче личности.

Творчество в культуре зависит от эпохального этапа истории, от социального заказа на новацию; от наличия определенных форм культуры для осуществления новаций; от особенностей социальной группы, в которой рождается творческая личность; от системы общественного воспитания и условий для творчества.

Культура и личность неразрывно связаны между собой. Культура формирует определенный тип личности, исходя из исторических традиций, идеалов, ценностей и норм, религии, общепринятых ритуалов, системы общезначимых моделей и образцов поведения, преобладающей экономической модели, семейных образцов и т. п. Это далеко не полный перечень факторов, влияющих на формирование личности в культуре.

Наши рекомендации