Архитектоника и композиция сценария
ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ДЕЙСТВА
Сценарий театрализованного действа характеризуется такими важными понятиями, как архитектоника и композиция.
Архитектоника сценария - это структурная основа театрализованного действа, общая внешняя форма строения и взаимосвязи его частей. Искусная архитектоника сообщает сценарию единство составляющих его частей. Составляющие архитектоники драматургически цельного театрализованного представления с непрерывным развитием действия – это участки драматургической кривой: экспозиция, завязка, развитие конфликта, кульминация, развязка и финал.
В случае поэпизодного построения сценария театрализованного действа его архитектонику определяют следующие структурные схемы.
«Шашлык». При этом драматургически цельные и независимые друг от друга эпизоды как бы нанизываются на единый стержень, которым может служить сквозной персонаж, работающий в каждом эпизоде; одно и то же место действия, в котором происходящее автономно и не зависит одно от другого; одно и то же время, печать которого лежит на внешне непохожих событиях и т.п.
«Цепь». В этом случае концовка каждого предыдущего эпизода служит началом последующего. Другими словами, событие как разрешение конфликта, содержащееся в предыдущем эпизоде, служит ситуацией для развития конфликта в эпизоде последующем. Такая схема характеризуется определенной драматургической гибкостью и наличием причинно-следственной связи между эпизодами.
«Мозаика». При такой схеме драматургически независимые и внешние никак не связанные между собой эпизоды фрагментарны, но подобно кусочкам смальты они в совокупности создают общую живописную картину.
«Матрешка». В этом случае каждый последующий эпизод является более укрупненной и подробной разработкой одного из смысловых элементов предыдущего эпизода. При этом предпринимается попытка дойти до сути, до корней проблемы, явления, события, человека и т.д.
«Перекресток». При такой схеме драматургически законченные и независимые между собой эпизоды являются либо следствием одной и той же причины, либо причины разные, но приводят они к одному и тому же результату.
Композиция сценария театрализованного действа определяет закономерное, мотивированное расположение отдельных драматургических деталей и элементов внутри структурных модулей, составляющих архитектонику сценария, и взаимное соотношение этих деталей. Можно сказать, что композиция в сценарии театрализованного представления с непрерывным развитием действия - это направление развития действия и последовательность событий, их мотивировка и раскрытие внутри участков драматургической кривой.
В случае поэпизодного построения сценария композиция определяет необходимую последовательность эпизодов и краткое содержание действия, происходящего внутри каждого эпизода.
Архитектонику сценария легко передать вкратце, композиция же требует более подробного изложения и почти не поддается пересказу.
Приведенный ниже сценарий дает наглядный пример архитектоники и композиции театрализованного действа.
Страсти-мордасти
Сценарий театрализованной игровой программы
Вступление
Занавес закрыт. На авансцену выходят: 1-й ведущий с радиоприемником и 2-й ведущий с газетой. Музыка. Звучит вступительная песня
Ведущие(поют):
Бывает жизнь зловещая, как плаха.
И дрожь берет от ужаса и страха.
Бывает жизнь простая, как петит,
когда ничто наш быт не возмутит.
Свершаются события и сроки.
Гуляет гром, то близкий, то далекий.
До черта информации вокруг,
и доброй, и берущей на испуг.
И мы к напасти быстро привыкаем,
не куксимся и даже не икаем.
И в мире нет предмета и врага
страшней гвоздя в подошве сапога.
1-й:Ба! Кого я вижу!
2-й:Ба! Сколько лет, сколько зим!
1-й:Ну и что скажешь?
2-й:А то и скажу: всему хорошему во мне я обязан прессе.
1-й:Иди ты!
2-й:Чтение - вот лучшее учение.
1-й:Иди ты!
2-й:Любите прессу – источник знаний.
1-й:Иди ты!
2-й:А что... Вот, пожалуйста! (Прочитывает информацию) Зарубежные киллеры с помощью генераторов импульсных токов программируются на убийство и последующее самоубийство. Остается надеяться, что российские мафиози еще не скоро овладеют этим передовым методом.
1-й:Это ж надо!
2-й:А ты как думал! Или вот еще... (Прочитывает информацию) Интимная жизнь, страсть и измены, откровения кинозвезд, что происходит ночью и что делать после этого утром. Все это - на страницах нашей газеты вчера, сегодня и завтра.
1-й:Это ж надо!
2-й:А ты как думал! Или вот... Армированные двери из Германии – залог вашего покоя и процветания.
1-й:Это ж надо!
2-й:То-то же! Новое поколение выбирает пепси!
1-й:Что то-то же? Ты думаешь, я не знаю, да? (Включает радио. Звучит информация). Аркадий К., открывший способ верного выигрыша в рулетку, уверен, что это ему даром не пройдет. Он вынужден скрываться и не выходит на улицу без парика и грима. Но как долго это может продолжаться?
2-й:Неужто?
1-й:Ты думаешь, я не знаю, да? Вот еще... (Звучит информация) Забудь обо всем за сказочной игрой «Денди».
2-й:Неужто?
1-й:Ты думаешь, я не знаю, да? А вот это... (Звучит информация) На этом сейшене мы так оттяжно поджемовали! В общем, оттянулись в полный рост.
2-й:Неужто?
1-й:Радио – оно тоже дитя прогресса. Даром что ли его Попов придумал?
2-й:Так уж и значит?
1-й:Сказанное ребром не вырубишь топором.
2-й:Так уж и значит?
1-й:Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
2-й:А то я не знаю!
1-й:Ты знаешь, я знаю, мы знаем, они знают, все знают – и хоть бы что! Никто не боится!
2-й:А чего бояться! Обыкновенная вещь. По державе посчитать, так на каждый чих да еще с прибором...
1-й:То-то и оно... Вот ежели скелеты в пляс – это да!
2-й:А медуза с Горгоной – так и того пуще!
1-й:Вот это ужас так ужас!
2-й:Страшно, аж жуть!
1-й:Дрожь в коленки бьет!
2-й:Кровь в жилах стынет!
Ведущие с криком убегают за кулисы.
Шумовой и световой эффект.
На сцене - привидения