V. Обобщение знаний о птицах
1. Сравнительная характеристика лебедей и стрижей.
— Перечитайте самостоятельно рассказ Д.Н. Мамина-Си
биряка «Приемыш». Выпишите в две колонки эпитеты для
описания лебедей и стрижей.
(Ребята работают самостоятельно или в парах, на усмотрение учителя.)
2. Проверка работы. Обобщение знаний о птицах.
Дополнительный материал Стрижи
Очень похожи на ласточек черные стрижи. Эти длиннокрылые черные птички, со свистом летающие над нашими головами, также всю жизнь проводят в воздухе, на землю никогда не садятся.
Обычно стрижи живут на высоких строениях. Чтобы взлететь, стриж падает из своего гнезда или с высокого карниза, расправляет в воздухе крылья и быстро, стремительно летит. Известно, что стрижи — самые быстрые птицы. Соперников в быстроте полета они не имеют. Прилетают к нам стрижи еще позднее ласточек.
Стрижи, как и ласточки, питаются исключительно насекомыми.
(По И. Соколову-Микитову)
Лебеди
Со времен глубокой древности лебедь - одна из самых крупных и сильных птиц — служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Лебедя воспевали в былинах и сказаниях. Существует старинная легенда о лебединой песне, которую эта прекрасная птица якобы поет перед своей гибелью.
Вообще-то лебедь не относится к певчим птицам. Лебедь может лишь неторопливо гоготать. Гулкие и торжественные трубные звуки издает лебедь-кликун. Их хороню слушать по весне, когда лебеди, возвратившиеся с южной зимовки, парами величаво пролетают в поднебесье.
Огромные белые птицы на синем апрельском небе — это незабываемо красивое зрелище. Но еще красивее кажется лебедь на уеди-
ценном озере в глухом лесу. Он плывет, скользит по воде легко и бесшумно, и вода под ним светлеет, принимает перламутровый оттенок. Лебедь неповторимо изящен в каждом своем движении - и при кру-i ом повороте при плавании, когда он оставляет за собой искрящуюся волну; и при купании, когда шумно расплескивает воду; и при подъеме на крылья, упруго и гулко секущие воздух.
Гнездятся лебеди по глухим, малодоступным озерам, в густейших камышах: исключительно чуткие и осторожные птицы. Заботы о воспитании лебедят делят между собой отец и мать.
В неволе белый лебедь быстро становится ручным, мирно жи-нет в зоологических садах рядом с черным лебедем - гостем из Австралии.
Лебедь - прекрасное и теперь редкое создание природы, охота на него в нашей стране запрещена.
VI. Итог урока
- Что вы можете сказать об авторе этого произведения?
- Какой он человек?
- Как относится к природе?
Домашнее задание: подготовить ответ на вопрос 8, с. 112.
Урок 71 (обобщающий) Конкурс знатоков «Природа и мы»
Цели: повторить и обобщить знания, полученные при изучении раздела «Природа и мы»; развивать речь, мышление, пюрческие способности учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент
Представление команд, выбор капитанов.
- Как вы понимаете название раздела «Природа и мы»?
(Ответы детей.)
- Сегодня мы проведем конкурс на лучшего знатока этого
раздела.
II. Конкурс «Природа и мы»
Этап I. «Найди пару»
- Соедините автора с его произведением
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Выскочка»
А.И. Куприн «Кабан»
В.П. Астафьев «Приемыш»
Е.И. Чарушин «Стрижонок Скрип»
М.М. Пришвин «Барбос и Жулька»
Этап II. «Назови произведение»
- Какое произведение открывает раздел? (Д.Н. Мамин-Си
биряк. «Приемыш».)
—В этом произведении сорока лишилась хвоста. (М.М. Пришвин. «Выскочка».)
—Опасность надвигалась гуськом, передний был в пяти шагах от героя. (Е.И. Чарушин. «Кабан».)
—Этому герою пришлось учиться жизни самому, без помощи родителей. (В.П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».)
—Они были разными, но дружба их — крепкой. (А.И. Куприн. «Барбос и Жулъка».)
—Он был приемным членом семьи, но очень любимым. (Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш».)
Этап III. «Бюро находок»
— Узнайте, из каких произведений эти предметы:
Норка (В.П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».)
Рога (Е.И. Чарушин. «Кабан».)
Хвост (М.М. Пришвин. «Выскочка».) Миска (А.И. Куприн. «Барбос и Жулъка».) Лодка (Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш».) Метла (Е.И. Чарушин. «Кабан».) Этап IV. «Узнай по описанию»
—Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок — суета или драка, — он, не торопясь, пришагает и ткнет кого надо клювом. Начальник — птица! (Это серый журавль. Из рассказа «Кабан» Е. И. Чарушина.)
—Она была маленькая, тонконогая с гладкой черной шерстью и желтыми подпалинами над бровями и на груди. (Жулъка. Рассказ «Барбос и Жулъка». А.И. Куприна.)
—Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнет кричать. Да ведь так жалобно кричит... (Лебедь. Рассказ «Приемыш» Д.Н. Мамин-Сибиряка.)
—Ей было очень тяжело одной прокормить детей. Но она была хорошая мать. (Мама-стрижиха. «Стрижонок Скрип». В. П. Астафьев.)
—Веселая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. (Собака Вьюшка. «Выскочка». М.М. Пришвин.)
—Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом высохнув, превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов. (Барбос. «Барбос и Жулъка». А. И. Куприн.)