Постмодернизм в культуре XX века
3. Культура США в XX столетии.
Методические указания
В XX веке культура и искусство столкнулись с усложнившейся действительностью, с нарастанием катастрофичности общественного развития, обострением социальных противоречий, с конфликтами, порожденными научно-технической революцией, с глобальными проблемами, затрагивающими интересы всего человечества, и как следствие – расцветом модернизма.Модернизм – достаточно условное обозначение периода культуры конца ХIХ – середины ХХ в., то есть от импрессионизма до нового романа и театра абсурда. Не следует путать искусство модернизма и авангардное искусство, хотя порой грань между ними провести трудно. Типичными искусствами модернизма являются символизм, экспрессионизм и акмеизм. Типичными искусствами авангарда являются футуризм, сюрреализм, дадаизм. См. литературу: [5] и др.60-70-е гг. XX столетия стали началом новой эпохи в художественной культуре, эпохи постмодернизма. Отношение к постмодернизму, его оценка как художественного направления в литературе самая неоднозначная [6].
Массовая культура стала своеобразным продуктом индустриального развития мира. Об особенностях этой культуры, её положительных и негативных сторонах можно узнать из указанной выше литературы.
Культура XX столетия развивалась через взаимодействие и взаимообогащение национальных культур, результатом чего становится формирование единой мировой культуры. Разрешение глобальных проблем человечества тесно связано с разрешением человечеством кризиса духовной культуры. В настоящей и будущей культуре должно быть приоритетным духовное, творческое развитие человека, его тесная связь с природой, основанная на бережном к ней отношении. См. [4,5].
Развитие советской культуры было связано с противоречиями тоталитарной системы. Несмотря на существующие оценки её как культуры, не представляющей ценности, она имела высокие достижения и имеет мировое значение. К примеру, достижения в литературе, балете, науке, спорте. В её развитии можно выделить несколько этапов: I этап – процесс формирования культуры, II этап – изменения в культурной жизни, связанные с событиями Великой Отечественной войны, III этап развития культуры. Этот период культуры связан с так называемой «оттепелью» в политической и духовной жизни общества, движением диссидентства, кризисом советской системы и её развалом.
Культура СССР, несмотря на противоречия, обладала внутренним единством. В целом ей были присущи следующие черты:
– Господство официальной идеологии марксизма-ленинизма.
– Тотальный контроль государства.
– Госбюджетное, остаточное содержание культуры.
В настоящее время российская культура находится в глубоком кризисе. На состояние культуры негативно воздействуют как формирующиеся рыночные отношения, так и экспансия западной массовой культуры. Разрушается советская инфраструктура культуры. Перед российской культурой стоит сложная задача, вернуть высокую духовность, потерянные позиции в мировой культуре. См. литературу, представленную ниже.
Глоссарий
Абстракционизм (лат. abstractio – удаление, отвлечение) – направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре.
Авангардизм – это тенденция отрицания исторической традиции, преемственности, экспериментальный поиск новых форм и путей в искусстве.
Глобальные проблемы современности – это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации.
Массовая культура, поп-культура, масскультура, культура большинства – культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. В другом подходе массовая культура определяется как явление, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном обществе.
Модернизм (итал. modernismo – «современное течение»; от лат. modernus – «современный, недавний») – направление в искусстве и литературе XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве
Элитарная культура (от франц. elite – отборное, выбранное, лучшее) – субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью.
Поп – арт – одно из течений в искусстве модернизма. Возникло в 50-е гг. XXв. в США и Великобритании, первоначально в живописи и скульптуре. Претендует заменить непонятный массовому зрителю абстракционизм «новым реализмом». Распространилось позже на другие сферы буржуазной массовой культуры.
Постмодернизм (фр. postmodernisme – после модернизма) – термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн – состояние современной культуры, включающее в себя пред-постнеклассическую философскую парадигму, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи.
Список литературы
1. Грушевицкая Т., Садохин А. Культурология / М.: Альфа-М, 2011. – 448 с.
2. Кравченко А.И. Культурология: учеб. пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 496 с.
3. Культурология. История мировой культуры: учебник для вузов / под ред. А.Н.Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 600 с.
4. Культурология / под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2007. – 304 с.
5. Культурология: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / под науч. ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Дону: Феникс, 2002. – 604 с.
6. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура. – М.: Юнити, 2000. – 559 с.
Вопросы для самопроверки
1. В чём вы видите причины возникновения глобальных проблем человечества, в том числе и в культуре?
2. Что такое модернизм? Какие новые направления в искусстве возникли в начале XX столетия?
3. Почему постмодернизм часто называют «тупиком» искусства?
4. Почему США стали родиной массовой культуры?
5. В чём вы видите достижения советской культуры?
6. Почему в советском обществе стало возможным такое явление, как диссидентство?
7. Возможен ли диалог и синтез культур?
СЕМИНАР №11
I. КУЛЬТУРА СОВЕТСКОЙ РОССИИ
1. Идеологические установки коммунистов по отношению к художественной культуре.
2. Первое послеоктябрьское десятилетие в развитии культуры России.
3. Тоталитаризм и культура (30–50-е гг. ХХ в.).
4. Социокультурная ситуация 60–70-х годов XX века в России.
5. Советская культура 80-х годов XX века.
Доклады:
1. Архитектура модерн.
2. Живопись советской России.
3. Музыка советской России.
4. Литература советской России.
Методические указания
Советский период – это сложное и противоречивое явление в развитии не только нашей истории, но и культуры. XX век дал отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Он стал временем рождения многочисленных творческих сообществ, художественных школ, направлений, течений, стилей.
В XX веке в России была создана тотализированная социокультурная мифология, сопровождавшаяся догматизацией, манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничтожением цвета российской научной и художественной интеллигенции. Словом, культура советского периода никогда не была монолитной по сути, она противоречива как в отдельных своих проявлениях, так и в целом, в таком ключе ее и необходимо анализировать. Можно обратиться к следующим источникам: [4, с. 386-403; 6, с.282-285; 5, с. 454-460].
В октябре 1917 года был взят курс на культурную революцию. Первое послеоктябрьское десятилетие потребовало создания чисто «пролетарской культуры», противостоящей всей художественной культуре прошлого. Выясните, в каком жанре произошли самые решительные перемены в первое революционное десятилетие. Двадцатые годы были весьма плодотворны для развития отечественной художественной культуры. «Во многих областях искусства время оставило след и стало частью духовной сокровищницы нашего века. То же относится и к науке» [2, с. 250-271; 6, с. 282-290].
Первые стройки пятилетки, коллективизация сельского хозяйства, стахановское движение, исторические завоевания советской науки и техники воспринимались, переживались и отражались в общественном сознании в единстве рациональных и эмоциональных его структур. Поэтому художественной культуре не могла не принадлежать исключительно важная роль в духовном развитии социалистического общества.
Официальное искусство 30-40-х годов было приподнято-утверждающим, даже эйфорическим. Однако художественная практика 30-40-х годов оказалась значительно богаче рекомендуемых партийных установок. В предвоенный период заметно повышается роль исторического романа, проявляется глубокий интерес к истории отечества и к наиболее ярким историческим персонажам. Отсюда и целая серия серьезнейших исторических произведений.
С первых дней Великой Отечественной войны советское искусство целиком и полностью посвятило себя делу спасения Отечества. Деятели культуры сражались с оружием в руках на фронтах войны, работали во фронтовой печати и агитбригадах. Необыкновенного звучания в этот период достигли советская поэзия и песня. В годы войны советская драматургия создала подлинные шедевры театрального искусства. См. литературу, указанную ниже.
Художественный процесс 60-70-х годов отличался интенсивностью и динамизмом своего развития. Он был тесно связан с известными общественно-политическими процессами, происходившими в стране. Не зря это время называют политической и культурной «оттепелью». На формирование культуры «оттепели» сильнейшее воздействие оказало и бурное развитие научно-технического прогресса, определившее многие социально-экономические процессы этого периода. Экологические изменения в природе, миграция большого количества населения из деревни в город, усложнение жизни и быта в современных городах привели к серьезным изменениям в сознании и нравственности людей, что и стало предметом изображения в художественной культуре. [6, с. 289-291; 5, с. 485-487] и др.
В 60-70-е годы по-новому зазвучала тема Великой Отечественной войны в прозе и кинематографе. Художественные произведения тех лет не только более смело раскрывали конфликты и события минувшей войны, но и заостряли свое внимание на судьбе отдельно взятого человека на войне.
Подлинным явлением советской культуры стало рождение в период «оттепели» так называемой «деревенской прозы». См. [5, с. 485-487].
Проблема взаимоотношения человека и природы, одна из самых острых глобальных проблем XX века, получила свое особое художественное звучание также в 60-70-е годы. Нерациональное использование природных богатств, загрязнение рек и озер, уничтожение лесов явились тяжелейшими последствиями научно-технического прогресса. Нерешенность этих проблем не могла не сказаться и на духовном мире человека, ставшего свидетелем, а часто и прямым виновником нарушения экологического баланса в природе. Жестокое, потребительское отношение к природе порождало в людях бессердечие, бездуховность.
Восьмидесятые годы – время сосредоточения художественной культуры вокруг идеи покаяния. Мотив всеобщего греха, плахи заставляет художников прибегать к таким формам художественно образного мышления, как притча, миф, символ. По многообразию творческих стилей, эстетических концепций, пристрастий к той или иной художественной традиции культура конца 80-х – начала 90-х годов напоминает начало XX века в русской культуре. Проблема художественной культуры восьмидесятых годов, связанная с самосознанием личности в ее отношениях с миром природы и миром людей, в стилевом выражении обозначилась движением от психологизма к публицистичности, а затем к мифу, синтезирующему стили разных эстетических ориентаций. См. ниже указанные источники.
Глоссарий
Авторитаризм (от лат. auctoritas – власть, влияние) – характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан.
Диссидент – буквально несогласный, инакомыслящий – человек, политические взгляды которого существенно расходятся с официальными установлениями в стране, где он живёт; политически инакомыслящий. Зачастую это приводит к гонениям, преследованиям и репрессиям его со стороны властей.
Оттепель – неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И.В. Сталина (середина 1950-х – начало 1960-х годов).
Пролеткульт – это культурно-просветительская и литературно-художественная организация, возникшая накануне Октябрьской революции и прекратившая своё существование в 1932 г.
Советская культура– период в истории России, продолжавшийся 74 года: с октября 1917 г. по август 1991 г. Ей были присущи своеобразные черты, к которым можно отнести следующие: господство в культуре официальной идеологии марксизма-ленинизма, тотальный контроль государства над культурными учреждениями, творческими союзами, госбюджетное остаточное содержание культуры.
Эпоха застоя – используемое в публицистике обозначение эпохи развитого социализма, периода в истории СССР, охватывающего два с небольшим десятилетия – с момента прихода к власти Л.И. Брежнева.
Список литературы
1. Бердяев Н. А. Русская идея. О России и русской философской культуре. – М.: АСТ, 2010. – 286 с.
2. Боффа Дж. История Советского Союза. Т. 1. – М.: Международные отношения, 1994. – 628 с.
3. Горелов А.А. Культурология: учеб. пособие. – М.: Юрайт, 2002. – 400 с.
4. Буланова-Топоркова М.В. и др. Культурология для технических вузов / М.В. Буланова-Топоркова, Т.А. Алешина, Т.Е. Ксантиниди, Н.А. Михайлова, В.Е. Столяренко. – Ростов н/Дону: Феникс, 2001. – 448 с.
5. Кравченко А.И. Культурология: учеб. пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 496 с.
6. Культурология / под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2007. – 304 с.
7. Культурология: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / под науч. ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Дону: Феникс, 2002. – 604 с.
8. Смирнов Л. Русская литература конца XIX - начала XX века. – М.: Лаком книга, 2004. – 400 с.
Вопросы для самопроверки