Структура эстетического знания
Предмет и значение эстетики. Методы эстетических исследований. Структура эстетических теорий.
В истории эстетики ее предмет и задачи менялись. Вначале эстетика была частью философии и космогонии и служила созданию целостной картины мира (греческие натурфилософы, пифагорейцы). С Сократа начинается долгий процесс отпочкования эстетики от философии (выделение ее в самостоятельную науку). У досократиков эстетика — одна из сторон их космогонии. Сократ впервые задумывается над сущностью собственно эстетических проблем, связывая их с этическими. Для Аристотеля эстетика—это проблемы поэтики и общефилософские вопросы природы красоты и искусства; для Платона — вопросы государственного контроля над искусством и роли последнего в воспитании человека. Для Тертуллиана и Фомы Аквинского эстетика — аспект богословия (решение задачи: с помощью искусства нацелить человека на служение Богу). Эстетика Леонардо да Винчи выявляет соотношение природы и художественной деятельности. Эстетика Буало устанавливает каноны творчества. Немецкий философ А. Баумгартен («Эстетика» —1750—1758) впервые ввел в обиход термин, которым и поныне обозначается эта наука (производная от греческого глагола «айстаномай» (чувственное восприятие); Баумгартен считал, что: предмет эстетики — чувственное познание мира, присущее искусству. Логика изучает законы рационального познания и учит, как достичь истины; человек же познает не только с помощью мысли, но и с помощью чувств. Поэтому должна быть наука, параллельная логике — эстетика, изучающая законы чувственного познания и постигающая красоту. Из предмета эстетики Баумгартен исключал искусство, его законы и отражение прекрасного в искусстве. Из баумгартеновского заблуждения родился научный термин, в который последующее развитие теоретической мысли вложило новое содержание.
Для Канта предмет эстетики — прекрасное в искусстве, эстетика выступает как критика эстетической способности суждения. У Гегеля эстетика сужает свой предмет до «обширного царства прекрасного», строже говоря, до «искусства и притом не всякого, а именно изящного искусства». А свое назначение эстетика видит в определении места искусства в общей системе мирового духа Эстетика обосновывает художественные направления: так Л.И. Тик и Новалис заботятся о теоретическом обосновании романтизма; В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов — критического реализма, А. Камю, Ж.П. Сартр — экзистенциализма. Н.Г. Чернышевский рассматривал эстетическое отношение человека к действительности. Ленин, Троцкий, Сталин, Жданов, Мао в своих эстетических высказываниях стремились мобилизовать искусство на выполнение политических задач, поставленных партией. Современная эстетика обобщает мировой художественный опыт. Предмет каждой науки — мир, рассматриваемый под определенным углом зрения, в свете той задачи, которую решает эта наука. Так, предмет медицины не здоровье человека: здоровье — цель медицины, а ее предмет — и географическая среда, и химические соединения, и физические процессы с точки зрения здоровья человека. Предмет эстетики — весь мир в его эстетическом богатстве, рассматриваемый с точки зрения общечеловеческой значимости (эстетической ценности) его явлений. Эстетика — философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении, бытии, восприятии и оценке, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, о природе эстетического и его многообразии в действительности и в -искусстве, о сущности и законах творчества, о восприятии, функционировании и развитии искусства.
Методы эстетических исследований В настоящее время ещё не существует специальных работ, посвящённых анализу методов эстетического исследования, но в содержании и в направленности эстетических работ можно отметить рассмотрение таких методов, как субъектный или объектный,социологический или психологический, эмпирический или теоретический, логический или исторический, аналитический или синтетический и так далее. В истории эстетики наблюдались ориентации на какой-либо один метод анализа эстетических явлений или допускались все возможные методы. Кратко рассмотрим эти точки зрения.
Субъектный и объектный методы. Субъектный метод ориентирует исследователя на изучение личностных, субъективных форм выражения и существования эстетических явлений; свидетельства художников, их дневники, письма, заметки, свидетельства публики, анкетные опросы, интервью художников и публики, анализ переживаний, оценок, суждений субъектов, создающих и воспринимающих эстетические ценности. Такой анализ имеет право на существование, потому что эстетические ценности адресованы одним субъектом другому. Безусловно, изучение субъективной стороны эстетической жизни общества одна из важнейших задач эстетики.
Объектный метод эстетического исследования устремлен на изучение внешних, материальных,эстетических явлений вне их отношения к субъекту (художнику и публике): т.е. анализ произведений, анализ объективной биографии художника, исследование объективного поведения публики, художественных учреждений и т.п. Все эти явления тоже образуют содержание эстетической жизни общества и имеют право на исследование, но в то же время абсолютизация подобного метода не дает возможности целостно представить эстетическую область деятельности.
Психологический и социологический методы. Психологический методизучения эстетических явлений связан с анализом психологического механизма творчества и восприятия, т.е., по существу, с анализом психических состояний художника в акте творчества и публики в акте восприятия. Констатируя ограниченность психологического анализа искусства и эстетической деятельности в целом, следует отметить важность и актуальность разработки конкретных методик эстетико-психологического исследования и относительную ценность полученных эмпирических и теоретических данных у представителей психологической эстетики. Но очевидно и другое:исследование эстетической деятельности общества не может ограничиваться психологическим методом, поскольку эстетическая деятельность достаточно сложное социальное явление. Это относится не только к психологии творчества и восприятия, но и к психологии искусства, и к социально-психологическим исследованиям художественной сферы. Социологический метод связан с изучением эстетических явлений как социальных, общественных феноменов, социальных институтов и форм социальной деятельности.Психологический и социологический методы исследования искусства не исключают, а дополняют друг друга. Познание механизма эстетической деятельности возможно лишь путем комплексногоеё изучения. Эмпирический и теоретический методы. Разграничение этих методов впервые сделано Гегелем применительно к эстетике. Эмпирический методориентирует ученого на внешнее, поверхностное, изучение искусства, на описание, каталогизацию, а не на объяснение. Конечно, эстетик может не ограничивать себя этими задачами, а попытаться размышлять об искусстве, строить на основании эмпирического материала теории, предписания, нормативы.
Логический и исторический методы. Существует несколько аспектов отношения исторического и логического вообще. Мы будем исходить из того, что сам объективный, реальный мир, например реальная эстетическая деятельность, есть единство исторического и логического, то есть реальному историческому бытию эстетической деятельности присуща объективная логика развития. История эстетической деятельности - это всё колоссальное разнообразие произведений, художников, стилей, видов, жанров, вкусов, оценок, реализованных эстетических идеалов, взлётов и падений, побед и поражений, находок и утрат.Этим занимается история. Исторический способ исследования предмета предполагает обращение исследователя к самому реальному предмету, к его реальной истории.Этот метод основан на изучении самого реального движения или реальной структуры предмета во всей целостности и конкретности. Логика эстетической деятельности — это нить, которая проходит через всю её историю, это общее и закономерное, необходимое и в развитии, и в структуре предметной области исследования.
Структура эстетического знания
Эстетика – целостная система научного знания, которой присуща стройная структура, включающая 3 основные раздела: - о природе объекта эстетической оценки и видах эстетической ценности (продукты производства, явления природы, человек, художественные ценности и т.п.); - о природе эстетического сознания и его формах (эстетические чувства, идеалы, вкусы, взгляды и теории); - о природе эстетической деятельности и ее видах (худож. конструирование или дизайн, худож. творчество, эстетическое воспитание.). Структура эстетического знания предполагает и наличие сложной системы эстетических категорий и понятий. Эстетические категории – узловые понятия в истории освоения человеком действительности по «законам красоты». В них запечатлены основные типы эстетического отношения человека к окружающему миру, обобщены существенные эстетические свойства предметного мира. К эстетическим категориям относятся: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, низменное, возвышенное, содержание и форма в искусстве, стиль, художественный метод, художественный образ и т.д. Помимо эстетических категорий, к структурным элементам эстетики как науки относятся эстетические понятия, которые не имеют столь широкого смысла и значения. В одних случаях эстетические понятия отражают определенные стороны основных эстетических категорий (например, красивое, гармоничное, со- вершенное – проявление эстетической категории «прекрасное»), в других – характеризуют оттенки эстетических свойств, эти понятия не имеют обобщающего значения (например, чудесное, прелестное, великолепное – прекрасное; печальное, скорбное, горестное – трагическое и др.). Все категории и понятия эстетики тесно между собой взаимосвязаны, между ними существует логическая связь и соподчиненность. Эстетика как система знания включает и эстетические законы. Эстетические законы- это законы эстетической деятельности, законы искусства как формы общественного сознания, законы художественного творчества, законы художественного процесса, законы художественного восприятия, законы эстетического воспитания и др. Т.о. эстетика представляет собой систему законов, категорий, понятий, исследование которых и раскрывает ее содержание. Никакая наука не возможна без своего метода познания; одним из методов эстетики является историзм. Идеи историзма пронизывают данную науку. Принцип историзма – потребность адекватно рассмотреть свой предмет, например, нынешнее состояние искусства и его современные законы понимаются как ставшие, исторически возникшие, а его будущее состояние – как образующееся в протекающем на наших глазах художественном процессе. Другой метод эстетики – структурализм. Например, структурализм дает возможность рассмотреть художественный процесс как определенную систему, состоящую из множества элементов, взаимосвязанных и взаимообусловленных.
Рассмотрение предмета и структуры эстетики дает возможность раскрыть ее функции, важнейшими из которых являются мировоззренческая, познавательная, формирующая, методологическая. Эстетика нужна художнику. Она является мировоззренческой основой для его творческой деятельности. Художник может интуитивно применять законы эстетики, не постигнув их в теоретической форме, а получив из самого художественного процесса, из опыта предшественников и современников. Когда художник встречается со сложной творческой задачей, пытается найти выход из творческого кризиса, он не может руководствоваться только интуицией и должен опираться на глубокие знания эстетики. Мировоззрение не только руководит талантом и мастерством, оно и само формируется под их воздействием в процессе творчества. Непосредственно влияет на творчество та сторона мировоззрения, которая выражается в эстетической системе, сознательно или стихийно реализуется В образах. Как правило, творчество и осмысление его законов идут рука об руку. Аристофан,Леонардо да Винчи, Шекспир, Мольер, Гете, Шиллер,Достоевский, Пушкин, Толстой, Франко не только великие мастера искусства, но и великие исследователи его тайн. Эстетика направляет развитие искусства, в этом ее огромное значение. Эстетика сказывается и на творчестве художника. Знание ее законов способствует сознательному отношению к художественному творчеству, в котором сочетаются дар и навык. Эстетика несет знания людям, позволяет овладеть основными свойствами и законами развития эстетического, познакомиться с различными эстетическими концепциями и др. В этом раскрывается познавательная функция эстетики. Человек с развитым эстетическим сознанием глубже воспринимает искусство, которое доставляет людям одно из высших духовных переживаний – эстетическое наслаждение. Об этом говорил А.С.Пушкин «Над вымыслом слезами обольюсь». Без эстетики нет художественной образованности, а без художественной образованности нет наслаждения искусством. Эстетика способствует формированию определенных эстетических взглядов, идеалов, представлений; помогает людям ориентироваться в мире эстетических ценностей, способствует выработке ценностных представлений, которыми люди руководствуются в своей практической деятельности.
Т.о. эстетика играет воспитательную роль в жизни общества. Также эстетика выполняет и методологическую функцию. Она раскрывает основные принципы познания эстетических объектов, определяет путь их исследования. Эстетика нужна не только художнику, пишущему картину, но и модельеру, проектирующему костюм, и столяру, делающему шкаф, и инженеру, создающему автомобиль, т.к. освоение и преобразование мира ими осуществляется по законам красоты. Строитель всегда должен творить и по законам сопромата. И по законам красоты; участник карнавала – по законам комического; человек, хоронящий близкого – по законам трагического; а совершающий подвиг – по законам возвышенного. Все эти формы деятельности подчиняются законам эстетики; они не могут быть ни совершены без определенной развитости эстетического начала в душе человека, ни осмыслены без эстетики и ее категорий. Эстетика входит в труд, в художественное творчество, быт, во все сферы деятельности, она формирует в человеке творческое, созидающее начало, способность воспринимать красоту и наслаждаться ею, ценить и понимать искусство.