Структура праздничного действа
Праздник - это одухотворение знаменательных реальных событий и явлений в жизни человека и общества и воплощение их в художественных образах. Праздником движет и питает его некая метафизическая сила, энергия, организующая окружающий мир, связующая его составные части, определяющая смысл их существования и развития.
Праздники бывают календарные (встреча Нового года, День независимости и пр.), профессиональные (День металлурга, День знаний), народные (Масленица, праздник Ивана Купалы), религиозные (Рождество, Пасха) и бытовые оказиальные (крестины, свадьба и т.п.).
Праздник - действо многообразное и полифоническое. Театрализованный праздник, как правило, проводится на нескольких площадках, каждая из которых является своеобразным эпицентром определенных психологических, эстетических и общественных интересов присутствующих.
Структура праздника во времени представляет собой следующую последовательность: открытие праздника - одно для всех; одновременная работа нескольких площадок, на каждой из которых определенные группы участников и присутствующих удовлетворяют свои эстетические и этические запросы; закрытие праздника - одно для всех; послепраздничное массовое гулянье, уже не упорядоченное и не регламентируремое сценарием театрализованного праздника. Гвоздем праздника является большое театрализованное представление. Именно оно воплощает идею праздника в ярких художественных образах и определяет общий эмоциональный настрой.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое праздник?
2. Какие существуют виды праздников?
3. Какова структура праздничного театрализованного действа?
4. Как выглядит архитектоника праздничного действа?
Схематично структура праздника может выглядеть следующим образом.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
t
Время регламентируемое сценарием
IV курс. 8 семестр
ЗАСТОЛЬНЫЕ ТОСТЫ И ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ЗАСТОЛЬЕ
Тост. В чем его сущность? Что заставляет человека произнести некое присловье перед тем, как выпить тот или иной горячительный напиток?
Тост - это попытка эстетизации быта, одухотворения физиологического процесса. Инструментом и материалом для этого служит слово.
Структуру тоста можно рассматривать как композиционное и смысловое единство двух составляющих - предмета и аргумента. Предмет тоста определяет, за что или кого предлагается поднять бокалы. Аргумент тоста - это своеобразная преамбула, мотивирующая выбор предмета тоста и служащая своего рода доказательством того, что данный предмет достоин возлияния и за него не выпить — грех.
Как же соотносится между собой аргумент и предмет тоста? Какова композиционная формула тоста, понимая под композицией определенное сочетание предмета и аргумента и их взаимное расположение в тосте как художественной литературной миниатюре.
Можно определить и сформулировать следующие типы связи аргумента и предмета тоста.
Парадоксальная связь. В этом случае аргумент выступает как суждение, внешне противоречащее предмету и опровергающее его. Аргумент при этом, как правило, негативен, в то время как предмет - позитивен.
Причинно-следственная связь. Наличие такого типа связи подразумевает под аргументом некую цепь обусловленных единым смыслом умозаключений, началом либо концом которой является предмет тоста.
Метафорическая связь. При таком типе связи аргумент тоста всегда является метафорой (неназванным сравнением двух объектов по признаку, общему для каждого из них) по отношению к предмету.
Ассоциативная связь. В этом случае аргумент и предмет тоста на первый взгляд автономны и независимы друг от друга. Связь этих двух составляющих основана на сходстве представлений, мыслей и чувств, внушаемых как аргументом, так и предметом тоста.
Отдельно надо сказать и о жанровом решении тоста. Тональность тоста может быть лирической, юмористической либо иронической. Но никогда драматической или трагической.
При создании тоста сначала избирается предмет тоста. В зависимости от этого сочиняется аргумент. Соединение этих элементов по тому или иному типу связи и явит собой необходимый нам тост. В результате подобного синтеза возникает формальная и содержательная целостность предмета и аргумента, образующих единый и своеобразный контекст.
Помимо самой технологии создания тоста необходимо соблюдение всех требований, предъявляемых к литературному тексту, как стилистических, так и соответствующих грамматическим нормам русского языка.