Литературные направления
Литературное направление (метод) – основные принципы, которыми руководствуется писатель, отбирая, обобщая, оценивая и изображая в художественных образах жизненные факты.
Признаки литературного направления:
· объединяет писателей определенной исторической эпохи;
· общее понимание жизненных ценностей и эстетического идеал;
· общий тип героя;
· стиль художественной речи;
· характерные сюжеты;
· излюбленные жанры;
· выбор художественных приемов изображения жизни;
· способ мышления писателей;
· склад личности писателя;
· мироощущение и миропонимание писателей.
Классификация литературных направлений
классицизм сентиментализм романтизм реализм
Классицизм:представители, отличительные черты, литературные формы.
Классицизм (от лат. classicus первоклассный) – течение, возникшее в искусстве и литературе Западной Европы и России в XVII-XVIII веках как выражение идеологии абсолютной монархии. В нем нашли отражение представление о рационалистической гармонии, строгой упорядоченности мира, вера в разум человека. Получил свое развитие в начале XX века как неоклассицизм.
Представители | Западноевропейская литература | Русская литература |
Корнель, Буало, Мольер, Расин | А.П. Сумароков, М.М. Херасков, М.В. Ломоносов, Г.Д. Державин, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин | |
Отличительные черты | Наследует традиции искусства античности | |
Действия и поступки героев определяются с точки зрения разума | ||
Художественное произведение представляет собой логически построенное целое | ||
Строгое деление героев на положительных и отрицательных (схематизация характеров). Герои идеализируются. | ||
Сюжет и композиция подчиняются принятым правилам (правило трех единств) | ||
Повествование должно быть объективным | ||
Значимость гражданской проблематики содержания |
Деление жанров
Высокие | Низкие |
Трагедия, поэма, ода | Комедия, басня, сатира |
В них действуют герои, повествуется об общественной жизни, истории | В них действуют обычные люди, повествуется о повседневной жизни |
Сентиментализм:представители, отличительные черты, литературные формы.
Сентиментализм (от франц. sentimental – чувствительный) – литературное течение, возникшее в искусстве и литературе западной Европы и России в конце XVII - начале XIX века. Выступает против отвлеченности и рассудочности классицизма. В нем нашли отражение стремление изобразить человеческую психологию.
Представители | Русская литература |
Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев, В.В. Капнист, Н.А. Львов | |
Отличительные черты | Изображение человеческой психологии |
Действия и поступки героев определяются с точки зрения чувств, преувеличенна чувствительность героев | |
Идеализация действительности, субъективное изображение мира | |
В центре изображения – чувства, природа | |
Представители низших сословий наделяются богатым духовным миром | |
Идеалом является нравственная чистота, неиспорченность. |
Литературные формы
Эпос | Лирика | Драма |
Сентиментальная повесть, послание, путевые заметки | Элегия, народные песни | Мещанская драма |
Романтизм:представители, отличительные черты, литературные формы.
Романтизм – течение в искусстве и литературе западной Европы и России XVIII - XIX веков, состоящее в стремлении авторов противопоставить не удовлетворяющей их действительности необычные образы и сюжеты, подсказанные им жизненными явлениями. Художник – романтик стремится выразить в своих образах то, что он хочет видеть в жизни, что, по его мнению, должно быть основным, определяющим. Возник как реакция на рационализм.
Представители | Зарубежная литература | Русская литература |
Дж.Г. Байрон, И. Гете, И. Шиллер, Э. Гофман, П. Шелли, Ш. Нодье | В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, К.Ф. Рылеев, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь | |
Отличительные черты | Необычность характеров, исключительность обстоятельств | |
Трагический поединок личности и судьбы | ||
Свобода, мощь, неукротимость, вечное несогласие с окружающим – вот основные характеристики романтического героя | ||
Интерес ко всему экзотическому (пейзаж, события, люди), сильному, яркому, возвышенному | ||
Смешение высокого и низкого, трагического и комического, обыденного и необычного | ||
Культ свободы: стремление личности к абсолютной свободе, к идеалу, к совершенству |
Литературные формы
Эпос | Лирика | Драма |
Роман, повесть, баллады и думы, поэмы | Элегическая лирика, пейзажная лирика, философская лирика | Проблемно-историческая драма |
Реализм:представители, отличительные черты, литературные формы.
Реализм (от латинск. realis) – течение в искусстве и литературе, основным принципом которого является наиболее полное и верное отображение действительности посредством типизации. Появился в России в XIX в.
Представители | Русская литература |
А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и др. | |
Отличительные черты | Изображение персонажей во взаимодействии с окружающим миром |
Для писателя важны детали интерьера, портрета, пейзажа | |
Типизация персонажей | |
Изображение характеров и событий в развитии | |
Исторически конкретное общество, события, эпоха | |
В центре внимания конфликт: герой - общество |
Литературные формы
Эпос | Лирика | Драма |
Роман, повесть, поэма, рассказ | Песня, элегия, сатира | Трагедия, комедия, исторические хроники |
Код контролируемого элемента 1.6 Форма и содержание литературного произведения.
Художественное произведение - литературное произведение, отличительной чертой которого является изображение жизни, создание художественного образа при помощи слова.
Ход событий в произведении определяют: | |||
композиция | конфликт | сюжет | фабула |
Построение произведения, расположение его составных частей, порядок изложения событий. | Разногласие, столкновение, лежащее в основе борьбы действующих лиц в художественном произведении. | Ряд связанных между собой и последовательно развивающихся жизненных событий, составляющих непосредственное содержание эпического произведения. | Последовательное изложение событий или происшествий (в хронологической последовательности), изображенных в художественном произведении. |
Одно из основных средств, при помощи которого писатель характеризует действующих лиц. | Конфликт может быть как внешним (герой и обстоятельства), так и внутренним (герой борется со своими недостатками). | В сюжете отражаются характерные для жизни столкновения и противоречия, взаимоотношения людей и оценка, отношение к ним писателя. | Фабула может совпадать с сюжетом, а может и расходиться с ним. |